Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕорис ѕастернак

   /   

Boris Pasternak

   /
             
‘отографи€ Ѕорис ѕастернак (photo Boris Pasternak)
   

ƒень рождени€: 10.02.1890 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 30.05.1960 года
ћесто смерти: посЄлок ѕеределкино, , близ ћосквы, ———–
¬озраст: 70 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ѕиографи€

ќдин из лучших поэтов XX века

–усский поэт и прозаик Ѕорис Ћеонидович ѕастернак родилс€ в известной в ћоскве еврейской семье.

24.05.2007

ќтец поэта, Ћеонид ѕастернак, был академиком живописи, преподавателем ”чилища живописи, ва€ни€ и зодчества, специализировалс€ на портретной живописи, писал портреты многих известных людей, в т.ч. и “олстого. ћать поэта, урожденна€ –оза  ауфман, известна€ пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей: Ѕориса, его брата и двух сестер. Ќесмотр€ на довольно скромный достаток, семь€ ѕастернаков вращалась в высших художественных кругах дореволюционной –оссии, в их доме бывали –ахманинов, —кр€бин, –айнер ћари€ –ильке и “олстой, о котором спуст€ много лет ѕ. сказал: Ђ≈го образ прошел через всю мою жизньї.

“ворчество —кр€бина повли€ло на решение ѕ. поступить в ћосковскую консерваторию, где он изучал теорию композиции, однако талантливому юноше дл€ успешных зан€тий не хватило абсолютного слуха. ¬ 1910 г. он отказываетс€ от мысли стать музыкантом, увлекаетс€ философией и религией, особенно Ќовым заветом в интерпретации своей набожной православной н€ни и “олстого, и, проучившись некоторое врем€ на историко-философском факультете ћосковского университета, в возрасте 23 лет едет в ћарбургский университет, где в течение летнего семестра занимаетс€ у профессора √ермана  огена, главы марбургской неокантианской школы. ¬прочем, увлечение философией оказалось недолгим: встретив русскую девушку, »ду ¬ысоцкую, в которую он давно был влюблен, ѕ. вспомнил о родине, уговорил себ€, что от природы он скорее лирик, чем логик, и, совершив короткую поездку по »талии, зимой 1913 г. вернулс€ в ћоскву.

ѕо возвращении в ћоскву ѕ. устанавливает св€зи с видными представител€ми символизма и футуризма, знакомитс€ с ¬ладимиром ћа€ковским, одним из ведущих поэтов-футуристов, ставшим другом и литературным соперником ѕ. ’от€ музыка, философи€ и религи€ не утратили дл€ ѕ. своей важности, он понимал, что истинное его предназначение Ц это поэзи€, и летом 1913 г., после сдачи университетских экзаменов, завершает первую книгу стихов ЂЅлизнец в тучахї (1914), а через три года Ц вторую, Ђѕоверх барьеровї. »диллическа€ атмосфера его жизни в –оссии накануне первой мировой войны передана в Ђѕовестиї (1929), где с очевидностью обнаруживаетс€ родство прозы и стихотворной лирики ѕ.

≈ще в детстве ѕ. повредил ногу, упав с лошади, и, когда началась война, в армию не попал, однако, чтобы прин€ть посильное участие в войне, устроилс€ конторщиком на уральский военный завод, что впоследствии описал в романе Ђƒоктор ∆ивагої.

¬ 1917 г. ѕ. возвращаетс€ в ћоскву; атмосфера революционных перемен нашла свое отражение в книге стихотворений Ђ—естра мо€ жизньї, опубликованной п€тью годами позже, а также в Ђ“емах и вариаци€хї (1923), выдвинувших его в первый р€д поэтов –оссии. ѕоэтесса ћарина ÷ветаева, страстна€ почитательница ѕ., назвала его поэзию Ђсветовым ливнемї, Ђсквозн€комї, Ђразгадкойї, а сам ѕ. в поэме Ђ—пекторскийї писал: Ђѕоэзи€, не поступайс€ ширью. ’рани живую точность: точность тайнї.

ѕоскольку ѕ. не имел обыкновени€ распростран€тьс€ о своей жизни, был склонен с большой осмотрительностью описывать те событи€, очевидцем которых становилс€, подробности его жизни после революции весьма отрывочны и известны в основном из переписки с друзь€ми на «ападе и двух книг: ЂЋюди и положени€. јвтобиографический очеркї (1956...1957) и Ђќхранна€ грамотаї (1931). ѕодобно многим поэтам и писател€м его поколени€, в первые дни революции ѕ. некоторое врем€ работал в библиотеке Ќародного комиссариата просвещени€.

’от€ в 1921 г. его родители с дочерьми эмигрировали в √ерманию, а после прихода к власти √итлера переехали в јнглию, ѕ. и его брат јлександр остались в ћоскве. ¬скоре после отъезда родителей ѕ. женилс€ на художнице ≈вгении Ћурье, у них родилс€ сын, а в 1931 г. развелс€ с ней и женилс€ на «инаиде Ќиколаевне Ќейгауз, от брака с которой у него был еще один сын. Ѕольшую часть жизни ѕ. жил в ѕеределкине, дачном поселке писателей под ћосквой.

¬ 20-е гг. ѕ. пишет две историко-революционные поэмы Ђƒев€тьсот п€тый годї (1925...1926) и ЂЋейтенант Ўмидтї (1926...1927), одобрительно встреченные критикой, и в 1934 г. на ѕервом съезде писателей о нем говор€т как о ведущем советском современном поэте. ќднако похвалы в его адрес вскоре смен€ютс€ резкой критикой из-за нежелани€ поэта ограничиватьс€ в своем творчестве пролетарской тематикой. ¬о врем€ политических процессов 30-х гг., организованных по указанию —талина, ѕ. отказываетс€ верить в виновность крупных советских военачальников, хот€ прекрасно знает, чем это ему грозит. ¬ результате с 1936 по 1943 г. поэту не удалось издать ни одной книги, но благодар€ осмотрительному поведению он спасс€ от ссылки и смерти, которых не избежали многие его современники.

Ћучшие дн€

”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:10487
¬ладимир јсимов
 ончита ћартинес. Ѕиографи€
ѕосетило:10307
 ончита ћартинес
”спешный велогонщик всех времен
ѕосетило:9093
Ёдди ћеркс

ѕолучивший воспитание в европейски образованной среде, ѕ. говорил на нескольких €зыках и в 30-е гг., лишившись заработка, переводил на русский €зык классиков английской, немецкой и французской поэзии. ≈го переводы трагедий Ўекспира считаютс€ лучшими на русском €зыке. ѕереводил ѕ. и гор€чо любимых им грузинских поэтов, вовсе не жела€ при этом угодить —талину Ц грузину по национальности. ¬ начале ¬еликой ќтечественной войны, когда немецкие войска приближались к ћоскве, ѕ. был эвакуирован в г. „истополь, на реке  аме. ¬ это врем€ поэт пишет патриотические стихи и просит советское правительство отправить его на фронт в качестве военного корреспондента, на что в конце концов получает разрешение. ¬ 1943 г. вышла перва€ за последние 8 лет книга ѕ. ЂЌа ранних поездкахї, поэтический сборник, состо€щий всего из 26 стихотворений, который был быстро раскуплен, а в 1945 г. Ц втора€, Ђ«емной просторї, в 1946 г. были переизданы ранние стихи поэта.

¬ 40-е гг., продолжа€ поэтическую де€тельность и занима€сь переводами, ѕ. обдумывает план романа, Ђкнигу жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставл€ть самое ошеломл€ющее из того, что он успел увидать и передуматьї, и после войны, уединившись в ѕеределкине, начинает работу над Ђƒоктором ∆ивагої, историей жизни ёри€ јндреевича ∆иваго, врача и поэта, детство которого приходитс€ на начало века и который становитс€ свидетелем и участником первой мировой войны, революции, гражданской войны, первых лет сталинской эпохи. „еловек думающий, наделенный художественным темпераментом и философским взгл€дом на мир, ∆иваго не имел ничего общего с ортодоксальным героем советской литературы. Ќесмотр€ на то что персонажи книги придерживаютс€ разных жизненных установок, всем им равно чужды марксистско-ленинские взгл€ды. ¬ романе даетс€ широка€ панорама дореволюционной и революционной –оссии. «наменательно, что фамили€ геро€ происходит от слова Ђживойї, Ђжизньї.

¬ то врем€ когда над страной разражаетс€ революционна€ бур€, ∆иваго обретает идиллический покой в трепетной любви к Ћаре, бывшей возлюбленной продажного дельца и жены революционера-фанатика. ѕо лирико-эпическому настрою, по выразительности психологических характеристик, по интересу к духовному миру человека перед лицом опасности Ђƒоктор ∆ивагої имеет немало общего с Ђ¬ойной и миромї “олстого.

–оман, поначалу одобренный дл€ печати, позже сочли непригодным Ђиз-за негативного отношени€ автора к революции и отсутстви€ веры в социальные преобразовани€ї. ¬первые книга была издана в ћилане в 1957 г. на италь€нском €зыке, а к концу 1958 г. переведена на 18 €зыков, в т. ч. и английский. ¬ дальнейшем Ђƒоктор ∆ивагої был экранизирован английским режиссером ƒэвидом Ћином.

¬ 1958 г. Ўведска€ академи€ присудила ѕ. Ќобелевскую премию по литературе Ђза значительные достижени€ в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романаї, после чего центральные советские газеты Ђѕравдаї и ЂЋитературна€ газетаї обрушились на поэта, называ€ его Ђизменникомї, Ђзлобным обывателемї, Ђклеветникомї, Ђ»удойї, Ђвражеским наймитомї и т.д. ѕ. исключили из —оюза писателей и вынудили отказатьс€ от премии. ¬след за первой телеграммой в адрес Ўведской академии, где говорилось, что ѕ. Ђчрезвычайно благодарен, тронут, горд, изумлен и смущенї, через 4 дн€ последовала втора€: Ђ¬ силу того значени€, которое получила присужденна€ мне награда в обществе, к которому € принадлежу, € должен от нее отказатьс€. Ќе примите за оскорбление мой добровольный отказї. Ђ–азумеетс€, этот отказ никоим образом не принижает значимости награды, Ц сказал на церемонии награждени€ член Ўведской академии јндерс Ёстерлинг, Ц нам остаетс€ только выразить сожаление, что награждение лауреата Ќобелевской премии не состоитс€ї.

¬ письме к советскому лидеру Ќ.—. ’рущеву, составленном юрисконсультом —оюза писателей и подписанном ѕ., выражалась надежда, что поэту будет разрешено остатьс€ в ———–. Ђѕокинуть –одину дл€ мен€ равносильно смерти... Ц писал ѕ. Ц я св€зан с –оссией рождением, жизнью и работойї. √лубоко потр€сенный продолжающимис€ нападками на него лично и на его книги Ц реакцией, которой он не ожидал, когда начинал работу над Ђƒоктором ∆ивагої, последние годы жизни писатель безвыездно жил в ѕеределкине, писал, принимал посетителей, беседовал с друзь€ми, ухаживал за садом, ”мер ѕ. в 1960 г. от рака легких.

–асхождение ѕ. с коммунистическими идеалами было не политическим, а скорее Ђфилософским и моральнымї Ц так считает критик и историк литературы ћарк —лоним, который пишет: Ђќн верит в человеческие христианские добродетели, утверждает ценность жизни, красоты, любви и природы. ќн отвергает идею насили€, особенно тогда, когда насилие оправдываетс€ абстрактными формулами и сектантской демагогиейї. ѕ., воспитанному на иде€х гуманизма и религии, трудно было прин€ть советские принципы материализма, коллективизма и атеизма.  ак отмечал биограф ѕ., –оберт ѕейн, Ђсвоими стихами и прозой ѕ. утверждал превосходство человека, человеческих чувств над репресси€ми диктаторского режимаї. ¬ письме одному из своих переводчиков, американскому слависту ёджину  ейдену, ѕ. писал, что Ђискусство не просто описание жизни, а выражение единственности быти€... значительный писатель своего времени Ц это открытие, изображение неизвестной, неповторимой, единственной живой действительностиї.

¬ начале 80-х гг. отношение к ѕ. постепенно стало мен€тьс€: поэт јндрей ¬ознесенский напечатал воспоминани€ о ѕ. в журнале ЂЌовый мирї, вышел двухтомник избранных стихотворений поэта под редакцией его сына ≈вгени€ ѕастернака (1986). ¬ 1987 г. —оюз писателей отменил свое решение об исключении ѕ. сразу после того, как стало известно, что в 1988 г. в периодике начнетс€ публикаци€ романа Ђƒоктор ∆ивагої.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10298
–идли —котт
—вен ‘ишер. Ѕиографи€
ѕосетило:17953
—вен ‘ишер
 оролева спринта
ѕосетило:18012
Ћюдмила  ондратьева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru