Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»ван  рылов

   /   

Ivan Krylov

   /
             
‘отографи€ »ван  рылов (photo Ivan Krylov)
   

ƒень рождени€: 13.02.1769 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 21.11.1844 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 75 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


»звестнейший баснописец

ѕоэт-баснописец, драматург, менее известен как музыкант-исполнитель струнных квартетов

–усский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Ѕолее всего известен как автор 236 басен, собранных в дев€ть прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Ќар€ду с тем, что больша€ часть сюжетов басен  рылова €вл€етс€ оригинальной, отдельные из них восход€т к басн€м Ћафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Ёзопа, ‘едра и Ѕабри€). ћногие выражени€ из басен  рылова стали крылатыми.

21.11.2020

ќтец, јндрей ѕрохорович  рылов (1736Ч1778), умел читать и писать, но Ђнаукам не училс€ї, служил в драгунском полку, в 1772 году отличилс€ при защите яицкого городка от пугачЄвцев, затем был председателем магистрата в “вери. ”мер в капитанском звании в бедности. ћать, ћари€ јлексеевна (1750Ч1788) после смерти мужа осталась вдовой.

»ван  рылов фотографи€
»ван  рылов фотографи€

»ван  рылов первые годы детства провЄл в разъездах с семьЄй. √рамоте выучилс€ дома (отец его был большой любитель чтени€, после него к сыну перешЄл целый сундук книг); французским €зыком занималс€ в семействе состо€тельных соседей. ¬ 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцел€ристом  ал€зинского нижнего земского суда, а затем “верского магистрата. Ёта служба была, по-видимому, только номинальной, и  рылов считалс€, веро€тно, в отпуске до окончани€ учень€.



”чилс€  рылов мало, но читал довольно много. ѕо словам современника, он Ђпосещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкалс€ между пестрой толпой, с жадностью прислушива€сь к речам простолюдиновї. — 1780 года начал служить подканцел€ристом за копейки. ¬ 1782 г.  рылов ещЄ числилс€ подканцел€ристом, но Ђу оного  рылова на руках никаких дел не имелосьї.

»ван  рылов фотографи€
»ван  рылов фотографи€

¬ это врем€ он увлЄкс€ уличными бо€ми, стенка на стенку. ј так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

¬ конце 1782 г.  рылов поехал в —анкт-ѕетербург с матерью, намеревавшейс€ хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына.  рыловы остались в —анкт-ѕетербурге до августа 1783 г. ѕо возвращении, несмотр€ на долговременное незаконное отсутствие,  рылов уволилс€ из магистрата с награждением чином канцел€риста и поступил на службу в петербургскую казЄнную палату.

»ван  рылов фотографи€
»ван  рылов фотографи€

¬ это врем€ большой славой пользовалс€ Ђћельникї јблесимова, под вли€нием которого  рылов написал, в 1784 г., оперное либретто Ђ офейницаї; сюжет он вз€л из Ђ∆ивописцаї Ќовикова, но значительно изменил его и закончил счастливой разв€зкой.  рылов отнЄс свою книгу Ѕрейткопфу, который дал за неЄ автору книги на 60 рублей (–асина, ћольера и Ѕуало), но не напечатал. Ђ офейницаї увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании) и считаетс€ произведением крайне юным и несовершенным. ѕри сличении автографа  рылова с печатным изданием оказываетс€, однако, что последнее не вполне исправно; по удалении многих недосмотров издател€ и €вных описок юного поэта, который в дошедшей до нас рукописи ещЄ не совсем отделал своЄ либретто, стихи Ђ офейницыї едва ли могут назватьс€ неуклюжими, а попытка показать, что новомодность (предмет сатиры  рылова Ч не столько продажна€ кофейница, сколько барын€ Ќовомодова) и Ђсвободныеї воззрени€ на брак и нравственность, сильно напоминающие советницу в ЂЅригадиреї, не исключают жестокости, свойственной —котининым, равно как и множество прекрасно подобранных народных поговорок, делают либретто 16 летнего поэта, несмотр€ на невыдержанность характеров, €влением дл€ того времени замечательным. Ђ офейницаї задумана, веро€тно, ещЄ в провинции, близко к тому быту, который она изображает.

¬ 1785 г.  рылов написал трагедию Ђ леопатраї (не сохранилась) и отнЄс еЄ на просмотр знаменитому актЄру ƒмитревскому; ƒмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесы в этом виде не одобрил. ¬ 1786 г.  рылов написал трагедию Ђ‘иломелаї, котора€ ничем, кроме изобили€ ужасов и воплей и недостатка действи€, не отличаетс€ от других Ђклассическихї тогдашних трагедий. Ќемногим лучше написанные  рыловым в то же врем€ либретто комической оперы ЂЅешена€ семь€ї и комеди€ Ђ—очинитель в прихожейї, о последней Ћобанов, друг и биограф  рылова, говорит: Ђя долго искал этой комедии и сожалею, что, наконец, еЄ нашЄлї. ƒействительно, в ней, как и в ЂЅешеной семьеї, кроме живости диалога и нескольких народных Ђсловечекї, нет никаких достоинств. Ћюбопытна только плодовитость молодого драматурга, который вошЄл в близкие сношени€ с театральным комитетом, получил даровой билет, поручение перевести с либретто французской оперы ЂLТInfante de Zamoraї и надежду, что ЂЅешена€ семь€ї пойдЄт на театре, так как к ней уже была заказана музыка.

¬ казЄнной палате  рылов получал тогда 80-90 рублей в год, но положением своим не был доволен и перешЄл в  абинет ≈Є ¬еличества. ¬ 1788 г.  рылов лишилс€ матери, и на руках его осталс€ малолетний брат Ћев, о котором он всю жизнь заботилс€ как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно Ђт€тенькойї). ¬ 1787Ч1788 гг.  рылов написал комедию Ђѕроказникиї, где вывел на сцену и жестоко осме€л первого драматурга того времени я. Ѕ.  н€жнина (–ифмокрад) и жену его, дочь —умарокова (“аратора); по свидетельству √реча, педант “€нислов списан с плохого стихотворца ѕ. ћ.  арабанова. ’от€ и в Ђѕроказникахї, вместо истинного комизма, мы находим карикатуру, но эта карикатура смела, жива и остроумна, а сцены благодушного простака јзбукина с “€нисловом и –ифмокрадом дл€ того времени могли считатьс€ очень забавными. Ђѕроказникиї не только поссорили  рылова с  н€жниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции.

Ћучшие дн€

ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:275875
ёрий ¬ласов
Ќина –усланова: ѕолага€сь только на себ€
ѕосетило:5214
Ќина –усланова
јлександр ƒюма: ќтец ƒ'јртань€на
ѕосетило:4837
јлександр ƒюма

Ђѕочта духовї

ќсновна€ стать€: ѕочта духов

¬ 1789 г., в типографии ». √. –ахманинова, образованного и преданного литературному делу человека,  рылов печатает ежемес€чный сатирический журнал Ђѕочта духовї. »зображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником ћаликульмульком. —атира Ђѕочты духовї и по иде€м, и по степени глубины и рельефности служит пр€мым продолжением журналов начала 70-х годов (только хлЄсткие нападки  рылова на –ифмокрада и “аратору и на дирекцию театров внос€т новый личный элемент), но в отношении искусства изображени€ замечаетс€ крупный шаг вперЄд. ѕо словам я.  . √рота, Ђ озицкий, Ќовиков, Ёмин были только умными наблюдател€ми;  рылов €вл€етс€ уже возникающим художникомї.

Ђѕочта духовї выходила только с €нвар€ по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием.

≈го журнальное дело вызвало неудовольствие властей, и императрица предложила  рылову на п€ть лет за счЄт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказалс€.

Ђ«рительї и Ђћеркурийї

¬ 1791-96 гг.  рылов жил в доме ». ». Ѕецкого на ћиллионной улице, 1. ¬ 1790 г. он написал и напечатал оду на заключение мира со Ўвецией, произведение слабое, но всЄ же показывающее в авторе развитого человека и будущего художника слова. 7 декабр€ того же года  рылов вышел в отставку; в следующем году он стал владельцем типографии и с €нвар€ 1792 г. начинает печатать в ней журнал Ђ«рительї, с очень широкой программой, но всЄ же с €вной наклонностью к сатире, в особенности в стать€х редактора. Ќаиболее крупные пьесы  рылова в Ђ«рителеї Ч Ђ аиб, восточна€ повестьї, сказка ЂЌочиї, сатирико-публицистические эссе и памфлеты (Ђѕохвальна€ речь в пам€ть моему дедушкеї, Ђ–ечь, говоренна€ повесою в собрании дураковї, Ђћысли философа по модеї).

ѕо этим стать€м (в особенности по первой и третьей) видно, как расшир€етс€ миросозерцание  рылова и как зреет его художественный талант. ¬ это врем€ он уже составл€ет центр литературного кружка, который вступал в полемику с Ђћосковским журналомї  арамзина. √лавным сотрудником  рылова был ј. ».  лушин. Ђ«рительї, име€ уже 170 подписчиков, в 1793 г. превратилс€ в Ђ—анкт-ѕетербургский ћеркурийї, издаваемый  рыловым и ј. ».  лушиным. “ак как в это врем€ Ђћосковский журналї  арамзина прекратил своЄ существование, редакторы Ђћеркури€ї мечтали распространить его повсеместно и придали своему изданию возможно более литературный и художественный характер. ¬ Ђћеркурииї помещены всего две сатирические пьесы  рылова Ч Ђѕохвальна€ речь науке убивать врем€ї и Ђѕохвальна€ речь ≈рмолафиду, говоренна€ в собрании молодых писателейї; последн€€, осмеива€ новое направление в литературе (под ≈рмолафидом, то есть человеком, который несЄт ермолафию, или чепуху, подразумеваетс€, как заметил я.  . √рот, преимущественно  арамзин) служит выражением тогдашних литературных взгл€дов  рылова. Ётот самородок сурово упрекает карамзинистов за недостаточную подготовку, за презрение к правилам и за стремление к простонародности (к лапт€м, зипунам и шапкам с заломом): очевидно, годы его журнальной де€тельности были дл€ него учебными годами, и эта поздн€€ наука внесла разлад в его вкусы, послуживший, веро€тно, причиной временного прекращени€ его литературной де€тельности. „аще всего  рылов фигурирует в Ђћеркурииї, как лирик и подражатель более простых и игривых стихотворений ƒержавина, причЄм он выказывает более ума и трезвости мысли, нежели вдохновени€ и чувства (особенно в этом отношении характерно Ђѕисьмо о пользе желанийї, оставшеес€ впрочем, не напечатанным). Ђћеркурийї просуществовал всего один год и не имел особого успеха.

¬ конце 1793 г.  рылов уехал из ѕетербурга; чем он был зан€т в 1794Ч1796 гг., известно мало. ¬ 1797 году он встретилс€ в ћоскве с кн€зем —. ‘. √олицыным и уехал к нему в имение «убриловка, в качестве учител€ детей, секретар€ и т. п., во вс€ком случае не в роли дармоеда-приживальщика. ¬ это врем€  рылов обладал уже широким и разносторонним образованием (он хорошо играл на скрипке, знал по-италь€нски и т. д.), и хот€ по-прежнему был слаб в орфографии, оказалс€ способным и полезным преподавателем €зыка и словесности (см. Ђ¬оспоминани€ї ‘. ‘. ¬игел€). ƒл€ домашнего спектакл€ в доме √олицына он написал шуто-трагедию Ђ“румфї или Ђѕодщипаї (напечатанную сперва за границей в 1859 году, потом в Ђ–усской старинеї, 1871 г., кн. III), грубоватую, но не лишЄнную соли и жизненности пародию на классическую драму, и через неЄ навсегда покончил с собственным стремлением извлекать слЄзы зрителей. ћеланхоли€ от сельской жизни была такой, что однажды приезжие дамы его застали у пруда совершенно голым, заросшим бородой и с нестриженными ногт€ми.

¬ 1801 году кн€зь √олицын был назначен рижским генерал-губернатором, и  рылов определилс€ к нему секретарЄм. ¬ том же или в следующем году он написал пьесу Ђѕирогї (напеч. в VI т. Ђ—бор. јкд. Ќаукї; представлена в 1 раз в ѕетербурге в 1802 г.), лЄгкую комедию интриги, в которой, в лице ”жимы, мимоходом задевает антипатичный ему сентиментализм. Ќесмотр€ на дружеские отношени€ со своим начальником,  рылов 26 сент€бр€ 1803 г. вновь вышел в отставку. „то делал он следующие 2 года, мы не знаем; рассказывают, что он вЄл большую игру в карты, выиграл один раз очень крупную сумму, разъезжал по €рмаркам и пр. «а игру в карты ему одно врем€ было запрещено по€вл€тьс€ в обеих столицах.

Ѕасни

¬ 1805 г.  рылов был в ћоскве и показал ». ». ƒмитриеву свой перевод (с французского €зыка) двух басен Ћафонтена: Ђƒуб и “ростьї и Ђ–азборчива€ невестаї. ѕо словам Ћобанова, ƒмитриев, прочитав их, сказал  рылову: Ђэто истинный ваш род; наконец, вы нашли егої.  рылов всегда любил Ћафонтена (или ‘онтена, как он называл его) и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен, а позднее, может быть, и в переделках их; басни и Ђпословицыї были в то врем€ в моде. ѕрекрасный знаток и художник простого €зыка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму аполога, к тому же сильно склонный к насмешке и пессимизму,  рылов, действительно, был как бы создан дл€ басни, но всЄ же не сразу остановилс€ он на этой форме творчества: в 1806 г. он напечатал только 3 басни, а в 1807 г. по€вл€ютс€ три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта  рылова, имели большой успех и на сцене: это Ђћодна€ лавкаї (окончательно обработана ещЄ в 1806 г. и в первый раз представлена в ѕетербурге 27 июл€) и Ђ”рок дочкамї (сюжет последней свободно заимствован из ЂPrécieuses ridiculesї ћольера; представлена в первый раз в ѕетербурге 18 июн€ 1807 года). ќбъект сатиры в обеих один и тот же, в 1807 г. вполне современный Ч страсть российского общества ко всему французскому; в первой комедии французомани€ св€зана с распутством, во второй доведена до геркулесовых столпов глупости; по живости и силе диалога обе комедии представл€ют значительный шаг вперЄд, но характеров нет по-прежнему. “реть€ пьеса  рылова: Ђ»ль€ Ѕогатырь, волшебна€ операї написана по заказу ј. Ћ. Ќарышкина, директора театров (поставлена в первый раз 31 декабр€ 1806 г.); несмотр€ на массу чепухи, свойственной феери€м, она представл€ет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань юному романтизму, принесЄнна€ таким крайне неромантическим умом.

Ќеизвестно, к какому времени относитс€ неоконченна€ (в ней всего полтора действи€, и герой ещЄ не по€вл€лс€ на сцену) комеди€  рылова в стихах: ЂЋент€йї (напеч. в VI т. Ђ—борника јкад. Ќаукї); но она любопытна, как попытка создать комедию характера и в то же врем€ слить еЄ с комедией нравов, так как недостаток, изображаемый в ней с крайней резкостью, имел свои основы в услови€х жизни русского двор€нства той и позднейшей эпохи.

¬ этих немногих стихах мы имеем талантливый набросок того, что позднее было развито в “ентетникове и ќбломове. Ѕез сомнени€,  рылов и в самом себе находил пор€дочную дозу этой слабости и, как многие истинные художники, именно потому и задалс€ целью изобразить еЄ с возможной силой и глубиной; но всецело отождествл€ть его с его героем было бы крайне несправедливо:  рылов Ч сильный и энергичный человек, когда это необходимо, и его лень, его любовь к покою властвовали над ним, так сказать, только с его согласи€. ”спех его пьес был большой; в 1807 г. современники считали его известным драматургом и ставили р€дом с Ўаховским (см. Ђƒневник чиновникаї —. ∆ихарева); пьесы его повтор€лись очень часто; Ђћодна€ Ћавкаї шла и во дворце, на половине императрицы ћарии ‘еодоровны (см. јрапов, ЂЋетопись русского театраї). Ќесмотр€ на это,  рылов решилс€ покинуть театр и последовать совету ». ». ƒмитриева. ¬ 1808 г.  рылов, снова поступивший на службу (в монетном департаменте), печатает в Ђƒраматическом ¬естникеї 17 басен и между ними несколько (Ђќракулї, Ђ—лон на воеводствеї, Ђ—лон и ћоськаї и др.) вполне оригинальных. ¬ 1809 г. он выпускает первое отдельное издание своих басен, в количестве 23, и этой книжечкой завоЄвывает себе видное и почЄтное место в русской литературе, а благодар€ последующим издани€м басен он становитс€ писателем в такой степени национальным, каким до тех пор не был никто другой. — этого времени жизнь его Ч р€д непрерывных успехов и почестей, по мнению огромного большинства его современников Ч вполне заслуженных.

¬ 1810 г. он вступает помощником библиотекар€ в »мператорскую публичную библиотеку, под начальство своего прежнего начальника и покровител€ ј. Ќ. ќленина; тогда же ему назначаетс€ пенси€ в 1500 рублей в год, котора€ впоследствии (28 марта 1820 г.), Ђво уважение отличных дарований в российской словесностиї, удваиваетс€, а ещЄ позднее (26 феврал€ 1834 г.) увеличиваетс€ вчетверо, при чЄм он возвышаетс€ в чинах и в должности (с 23 марта 1816 г. он назначен библиотекарем); при выходе в отставку (1 марта 1841 г.) ему, Ђне в пример другимї, назначаетс€ в пенсию полное его содержание по библиотеке, так что всего он получает 11700 руб. асс. в год.

”важаемым членом ЂЅеседы любителей русской словесностиї  рылов €вл€етс€ с самого еЄ основани€. 16 декабр€ 1811 года он избран членом –оссийской јкадемии, 14 €нвар€ 1823 года получил от неЄ золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании –оссийской јкадемии в отделение русского €зыка и словесности академии наук (1841) был утверждЄн ординарным академиком (по преданию, император Ќиколай I согласилс€ на преобразовани€ с условием, Ђчтобы  рылов был первым академикомї). 2 феврал€ 1838 года в ѕетербурге праздновалс€ 50-летний юбилей его литературной де€тельности с такою торжественностью и вместе с тем с такою теплотой и задушевностью, что подобного литературного торжества нельз€ указать раньше так называемого ѕушкинского праздника в ћоскве.

—кончалс€ »ван јндреевич  рылов 9 но€бр€ 1844 года. ѕохоронен 13 но€бр€ 1844 года на “ихвинском кладбище јлександро-Ќевской лавры. ¬ день похорон друзь€ и знакомые ». ј.  рылова вместе с приглашением получили по экземпл€ру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: Ђѕриношение на пам€ть об »ване јндреевиче, по его желаниюї.

јнекдоты об его удивительном аппетите, нер€шестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли, остроумии, попул€рности, уклончивой осторожности Ч слишком известны.

¬ысокого положени€ в литературе  рылов достиг не сразу; ∆уковский, в своей статье Ђќ басне и басн€х  рыловаї, написанной по поводу изд. 1809 г., ещЄ сравнивает его с ». ». ƒмитриевым, не всегда к его выгоде, указывает в его €зыке Ђпогрешностиї, Ђвыражени€ противные вкусу, грубыеї и с €вным колебанием Ђпозвол€ет себеї поднимать его кое-где до Ћафонтена, как Ђискусного переводчикаї цар€ баснописцев.  рылов и не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он., действительно, Ђзан€л у Ћафонтена и вымысел, и рассказї; на этих переводах  рылова, так сказать, набивал себе руку, оттачивал оружие дл€ своей сатиры. ”же в 1811 г. он выступает с длинным р€дом совершенно самосто€тельных (из 18 басен 1811 г. документально заимствованных только 3) и часто поразительно смелых пьес, каковы Ђ√усиї, ЂЋисты и  орниї, Ђ вартетї, Ђ—овет мышейї и пр. ¬с€ лучша€ часть читающей публики тогда же признала в  рылове огромный и вполне самосто€тельный талант; собрание его ЂЌовых басенї стало во многих домах любимой книгой, и злостные нападки  аченовского (Ђ¬естн. ≈вропыї 1812 г., є 4) гораздо более повредили критику, чем поэту. ¬ год ќтечественной войны 1812 года  рылов становитс€ политическим писателем, именно того направлени€, которого держалось большинство русского общества. “акже €сно политическа€ иде€ видна и в басн€х двух последующих годов, напр. Ђўука и  отї (1813) и ЂЋебедь, ўука и –акї (1814; она имеет в виду не ¬енский конгресс, за полгода до открыти€ которого она написана, а выражает недовольство русского общества действи€ми союзников јлександра I). ¬ 1814 году  рылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе, в кружке императрицы ћарии ‘еодоровны. ѕо вычислению √алахова, на последние 25 лет де€тельности  рылова падает только 68 басен, тогда как на первые двенадцать Ч 140.

—личение его рукописей и многочисленных изданий показывает, с какой необыкновенной энергией и внимательностью этот в других отношени€х ленивый и небрежный человек выправл€л и выглаживал первоначальные наброски своих произведений, и без того, по-видимому, очень удачные и глубоко обдуманные. Ќабрасывал он басню так бегло и не€сно, что даже ему самому рукопись только напоминала обдуманное; потом он неоднократно переписывал еЄ и вс€кий раз исправл€л, где только мог; больше всего он стремилс€ к пластичности и возможной краткости, особенно в конце басни; нравоучени€, очень хорошо задуманные и исполненные, он или сокращал, или вовсе выкидывал (чем ослабл€л дидактический элемент и усиливал сатирический), и таким образом упорным трудом доходил до своих острых, как стилет, заключений, которые быстро переходили в пословицы. “аким же трудом и вниманием он изгон€л из басен все книжные обороты и неопределЄнные выражени€, замен€л их народными, картинными и в то же врем€ вполне точными, исправл€л постройку стиха и уничтожал так наз. Ђпоэтические вольностиї. ќн достиг своей цели: по силе выражени€, по красоте формы басни  рылова Ч верх совершенства; но всЄ же увер€ть, будто у  рылова нет неправильных ударений и неловких выражений, есть юбилейное преувеличение (Ђсо всех четырЄх ногї в басне ЂЋев, —ерна и Ћисаї, Ђ“ебе, ни мне туда не влезтьї в басне Ђƒва мальчикаї, Ђѕлоды невежества ужасны таковыї в басне ЂЅезбожникиї и т. д.). ¬се согласны в том, что в мастерстве рассказа, в рельефности характеров, в тонком юморе, в энергии действи€  рылов Ч истинный художник, талант которого выступает тем €рче, чем скромней отмежЄванна€ им себе область. Ѕасни его в целом Ч не суха€ нравоучительна€ аллегори€ и даже не спокойна€ эпопе€, а жива€ стоактна€ драма, со множеством прелестно очерченных типов, истинное Ђзрелище жити€ человеческогої, рассматриваемого с известной точки зрени€. Ќасколько правильна эта точка зрени€ и назидательна басн€  рылова дл€ современников и потомства Ч об этом мнени€ не вполне сходны, тем более, что дл€ полного вы€снени€ вопроса сделано далеко не всЄ необходимое. ’от€  рылов и считает благотворителем рода человеческого Ђтого, кто главнейшие правила добродетельных поступков предлагает в коротких выражени€хї, сам он ни в журналах, ни в басн€х своих не был дидактиком, а €рким сатириком, и притом не таким, который казнит насмешкой недостатки современного ему общества, в виду идеала, твЄрдо внедрившегос€ в его душе, а сатириком-пессимистом, плохо вер€щим в возможность исправить людей какими бы то ни было мерами и стрем€щимс€ лишь к уменьшению количества лжи и зла.  огда  рылов, по об€занности моралиста, пытаетс€ предложить Ђглавнейшие правила добродетельных поступковї, у него это выходит сухо и холодно, а иногда даже и не совсем умно (см. напр. Ђ¬одолазыї); но когда ему представл€етс€ случай указать на противоречие между идеалом и действительностью, обличить самообольщение и лицемерие, фразу, фальшь, тупое самодовольство, он €вл€етс€ истинным мастером. ѕоэтому едва ли уместно негодовать на  рылова за то, что он Ђне выразил своего сочувстви€ ни к каким открыти€м, изобретени€м или нововведени€мї (√алахов), как неуместно требовать от всех его басен проповеди гуманности и душевного благородства. ” него друга€ задача Ч казнить зло безжалостным смехом: удары, нанесЄнные им разнообразным видам подлости и глупости, так метки, что сомневатьс€ в благотворном действии его басен на обширный круг их читателей никто не имеет права. ѕолезны ли они, как педагогический материал? Ѕез сомнени€, как вс€кое истинно художественное произведение, вполне доступное детскому уму и помогающее его дальнейшему развитию; но так как они изображают только одну сторону жизни, то р€дом с ними должен предлагатьс€ и материал противоположного направлени€. ¬ажное историко-литературное значение  рылова также не подлежит сомнению.  ак в век ≈катерины II р€дом с восторженным ƒержавиным был необходим пессимист ‘онвизин, так в век јлександра I был необходим  рылов; действу€ в одно врем€ с  арамзиным и ∆уковским, он представл€л им противовес, без которого российское общество м

огло бы зайти слишком далеко по пути мечтательной чувствительности.

Ќе раздел€€ археологических и узко-патриотических стремлений Ўишкова,  рылов сознательно примкнул к его кружку и всю жизнь боролс€ против полусознательного западничества. ¬ басн€х €вилс€ он первым у нас Ђистинно народнымї (ѕушкин, V, 30) писателем, и в €зыке, и в образах (его звери, птицы, рыбы и даже мифологические фигуры Ч истинно русские люди, каждый с характерными чертами эпохи и общественного положени€), и в иде€х. ќн симпатизирует русскому рабочему человеку, недостатки которого, однако, прекрасно знает и изображает сильно и €сно. ƒобродушный вол и вечно обиженные овцы у него единственные так называемые положительные типы, а басни: ЂЋисты и  орниї, Ђћирска€ сходкаї, Ђ¬олки и ќвцыї выдвигают его далеко вперЄд из среды тогдашних идиллических защитников крепостного права.  рылов избрал себе скромную поэтическую область, но в ней был крупным художником; идеи его не высоки, но разумны и прочны; вли€ние его не глубоко, но обширно и плодотворно.

ѕереводы басен

¬ 1825 году в ѕариже граф √ригорий ќрлов опубликовал Ѕасни ». ј.  рылова в двух томах на русском, французском и италь€нском €зыках, эта книга стала первым зарубежным изданием басен.

ѕервым переводчиком  рылова на азербайджанский €зык был јббас- ули-јга Ѕакиханов. ¬ 30-е годы XIX века, ещЄ при жизни самого  рылова, он перевел басню Ђќсел и —оловейї. ”местно будет отметить, что, например, на арм€нский €зык первый перевод был сделан в 1849 году, а на грузинский Ч в 1860. —выше 60-ти басен  рылова в 80-х годах XIX века перевел √асаналиага хан  арадагский.

ѕоследние годы

¬ конце жизни  рылов был обласкан царской фамилией. »мел чин статского советника, шеститыс€чный пенсион. — марта 1841 года до конца жизни квартировал в доходном доме Ѕлинова на 1-й линии ¬асильевского острова, 8.

 рылов жил долго и своим привычкам не измен€л ни в чЄм. ѕолностью растворилс€ в лени и гурманстве. ќн, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжилс€ с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегос€ обжоры. ѕридуманный им образ пришЄлс€ ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всЄ, что угодно. Ќе стесн€лс€ быть обжорой, нер€хой и лент€ем.

¬се считали, что  рылов умер от заворота кишок вследствие переедани€, а на самом деле Ч от двухстороннего воспалени€ лЄгких.

ѕохороны были пышными. √раф ќрлов Ч второй человек в государстве Ч отстранил одного из студентов и сам нЄс гроб до дрог.

—овременники считали, что дочь его кухарки —аша была от него. Ёто подтверждаетс€ тем, что он отдал еЄ в пансион. ј когда кухарка умерла, воспитывал еЄ как дочь и дал за неЄ большое приданое. ѕеред смертью всЄ своЄ имущество и права на свои сочинени€ завещал мужу —аши.

»« ∆»«Ќ» ».ј. –џЋќ¬ј
02.08.2013 04:17:47
¬ „®ћ –ј«Ќ»÷ј
јвтор ¬ладимир Ўебзухов

»вану  рылову посв€щаетс€

«акончив трапезу едва,
—пешил к друзь€м на ужинЕ
ѕисатель, острый на слова,
Ћюбил, чрезмерно, кушать.

—вой вес ему ходить мешал,
— трудом перебиралс€.
ѕодчас и т€жело дышал.
ѕорою задыхалс€Е

„ревоугодие Ц порок!
ќб этом сам он знал.
 огда же, вспомнить так не смог,
“аким, бедн€га, стал.

ј, коль талантлив был пиит,
“ак Ц зависть на хвосте.
«авистник каждый норовит
Ќапомнить о беде.

¬от, как-то, в обществе одном,
(“ам хор цыганский пел),
—идел герой наш за столом
» много, много ел.

— пирожным €годным в руке,
¬верх задира€ нос,
—то€л и кушал человек,
«адав ему вопрос:

Ђ“ворень€ ¬аши хороши.
¬ них философский труд.
» похохочешь от души,
» слЄзы потекут.

ќ, как же хочетс€, мил-друг,
”слышать мудрый глас:
„ем отличаетс€ в миру Ч
∆ивотное от нас?ї

Ќа стол салфетку положил.
ќтветил франту так:

ЂЌа свете, чай, не мало жил,
Ќо, право, ¬ы чудак.
Ќе обойдЄшь, наверн€ка,
Ќакрытого стола.
—идим-едим, чтобы рука
¬з€ть окорок могла.
» в торжестве Ц застолье.
∆ивотное, во все века,
≈ст, не иначе, сто€!ї




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 то придумал анастезию?
ѕосетило:13752
”иль€м ћортон
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:11041
ћаркиз ƒе —ад
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114050
јлександр ќрлов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru