Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»пполит Ѕогданович

   /   

Ippolit Bogdanovich

   /
             
‘отографи€ »пполит Ѕогданович (photo Ippolit Bogdanovich)
   

ƒень рождени€: 03.01.1744 года
ћесто рождени€: ѕереволочна, ,  иевска€ губерни€ ,–осси€
ƒата смерти: 18.01.1803 года
ћесто смерти:  урск, –осси€
¬озраст: 59 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

известный поэт

Ѕогданович, »пполит ‘едорович, - известный поэт. –одилс€ 23 декабр€ 1743 г. в м. ѕереволочне (ѕолтавской губернии). ≈ще в детстве Ѕогданович, как сообщает он в своей автобиографии, выказал наклонность к "чтению книг, рисованию, музыке и стихотворству, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений ћихаила ¬асильевича Ћомоносова".

06.05.2007

Ќа одиннадцатом году он был отправлен в ћоскву дл€ "приказной службы" и там записан в юстиц-коллегию юнкером. ѕрезидент коллегии позволил ему одновременно заниматьс€ в математической школе при сенатской конторе. ’от€ Ѕогданович "по успехам в математике считалс€ между первыми отличнейшими учениками", но его более влекло к поэзии и особенно к драматическому искусству. ќднажды 15-летний Ѕогданович €вилс€ с намерением поступить на сцену в бывшему в то врем€ директором московского театра ’ераскову ; по словам  арамзина , ’ерасков убедил юнкера в "неприличности актерского звани€ дл€ благородного человека" и записал его слушателем университета, приютив его у себ€ в доме. Ѕогданович выучилс€ иностранным €зыкам и прошел "правила €зыка и стихотворства". ¬ 1760 г. он стал печатать в выходившем при университете журнале "ѕолезное увеселение" свои первые пробы пера, которые были, даже по отзывам современников, "далеки от совершенства". ¬ 1761 г., по окончании образовани€, Ѕогданович был назначен надзирателем при университетских классах, с чином офицера, а через год переведен в комиссию торжественных приготовлений к коронованию ≈катерины II , с поручением сочин€ть надписи дл€ триумфальных ворот. ¬ 1763 г., по ходатайству "благодетельницы", ≈.–. ƒашковой , Ѕогданович поступает переводчиком в штат графа ѕ.». ѕанина . “огда же, при личном участии кн€гини, Ѕогданович издает в течение полугода журнал "Ќевинное упражнение", где, кроме статей и мелких оригинальных стихотворений, поместил перевод поэмы "Ќа разрушение Ћиссабона" ¬ольтера, воспевал "премудрую" ≈катерину за то, что "век златой дала узреть", и "дедиковал" графу ѕанину перевод (с французского) "ћалой войны, описанной майором в службе корол€ прусского". ¬ 1765 г., в бытность переводчиком иностранной коллегии в ѕетербурге, Ѕогданович издает свою поэму "—угубое блаженство", в трех песн€х, посв€щенную наследнику ѕавлу ѕетровичу , и переводит трехактную комедию ¬ольтера "Ќанина, или ѕобежденное предрассуждение". ¬рем€ с 1766 по 1769 г. Ѕогданович проводит в ƒрездене, в качестве секретар€ нашего посольства. ¬ ѕетербурге, в течение наиболее продуктивного периода своего авторства (1769 - 1775), Ѕогданович перевел разные статьи из французской энциклопедии, "—окращение из проекта о вечном мире" (из —ен-ѕьера), "»сторию о бывших переменах в –имской республике" аббата ¬ертота, издал собрание своих оригинальных и переводных стихотворений под общим названием "Ћира", "имел главное смотрение" за изданием "—ѕб. ¬едомостей" и, наконец, по выражению  арамзина, "положил на алтарь √раций" свою "ƒушеньку", задуманную им еще в бытность за границей; некоторые места поэмы, несомненно, наве€ны картинами дрезденской галереи. ”спех поэмы был огромный. ≈ще до напечатани€ она распространилась в многочисленных списках. —ама императрица, по рассказу  арамзина, "читала ƒушеньку с удовольствием и сказала о том сочинителю". «а нею и придворные "старались изъ€вл€ть ему знаки своего уважени€ и твердили наизусть места, замеченные монархинею. “огдашние стихотворцы писали эпистолы, оды, мадригалы в честь и славу творца ƒушеньки". ѕосле "ƒушеньки" Ѕогданович не сочинил ничего выдающегос€ даже по пон€ти€м того времени. ћежду 1775 и 1790 годами Ѕогданович, уже "с небрежением, как будто бы нехот€, или в дремоте гени€", написал I часть "»сторического изображени€ –оссии" (доведенного лишь до 1015 г.), "–адость ƒушеньки, лирическую комедию, последуемую балетом", драму "—лав€не" небольшое количество мелких стихотворений, напечатанных в "—обеседнике любителей –усского —лова". ¬о исполнение воли императрицы, Ѕогданович собрал и издал русские пословицы, переложив их в стихи, и сочинил 3 театральные пьески на тему им же придуманных поговорок. "¬енок ƒушеньки", по выражению  арамзина, "осталс€ единственным на голове Ѕогдановича". ¬ 1780 г. Ѕогданович был назначен членом новоучрежденного государственного архива, а с 1788 г. состо€л в нем председателем до выхода в 1795 г. отставку. ¬ 1796 г. Ѕогданович поселилс€ в —умах, где готовилс€ вступить в брак, но вскоре, по невы€сненной причине, был вынужден расстатьс€ с своей невестой. ¬ 1798

»пполит Ѕогданович фотографи€
»пполит Ѕогданович фотографи€

г. Ѕогданович переехал в  урск, откуда пространной одой, бывшей уже лебединой его песнью, приветствовал вступление на престол јлександра I . ”мер Ѕогданович 6 €нвар€ 1803 г. ѕоставленный на могиле Ѕогдановича в 1834 г. пам€тник, в виде статуи ѕсихеи ("ƒушеньки"), в 1894 г. был возобновлен и перенесен в городской сквер. —мерть Ѕогдановича произвела сильное впечатление на современное ему общество. –едакци€ "¬естника ≈вропы" (1803, є 3) объ€вила конкурс на лучшую эпитафию Ѕогдановичу. ¬ посв€щенных его пам€ти стихах благодарные современники называли Ѕогдановича любимцем муз и граций и даже "гением", "так мило" воспевшим ƒушеньку.

«ефир ему перо из крыл своих давал,

јмур водил рукой: он ƒушеньку писал, -

говорит ѕлат. Ѕекетов в надписи к портрету Ѕогдановича. «наменита€ поэма Ѕогдановича - произведение не оригинальное. —одержание ее заимствовано из повести Ћафонтена "Les amours de Psyche", в свою очередь, почерпнутой из сатирического романа јпуле€ "«олотой осел". ƒревний миф, изображающий у платоника јпуле€ в аллегорических образах, судьбу души человека, очищаемой суровыми испытани€ми, впоследствии не раз воспроизводилс€ в живописи, скульптуре и поэзии. ¬ конце XVII столети€ Ћафонтен превратил религиозно-поэтическую аллегорию в остроумную и пикантную новеллу. ¬ "ёпитерово врем€", - гласит поэма Ѕогдановича, - жил мудрый царь, с трем€ прекрасными дочерьми, из которых младша€, ƒушенька, была столь поразительной красоты, что ее не только смертные, но и амуры и зефиры, оставив ¬енеру, "особо обожали". ќскорбленна€ богин€ приказывает своему сыну јмуру "за дерзость ƒушеньку пор€дком постращать". ƒушеньку вдруг покидают все "вздыхатели". –одители "несчастной" дочери обращаютс€ к оракулу и, согласно его "бестолковому" изречению, отвоз€т ƒушеньку "на самую вершину неведомой горы" и оставл€ют ждать там чудовище, которому судьбой обречена она в супружество. Ќевидимый «ефир переносит ƒушеньку в великолепный дворец јмура, где "полки духов" ей прислуживают и развлекают ее "райскими утехами". ≈е супруг јмур, не открыва€ своего вида, посещает ее под покровом ночи или в темноте грота. ѕо просьбе ƒушеньки «ефир переносит к ней ее сестер, которые, "завистью дыша", уговаривают ƒушеньку убить во врем€ сна таинственное "чудовище". ѕри свете лампады ƒушенька видит "на место аспида" сп€щего бога любви и, любу€сь им в немом восторге, неча€нно проливает на него гор€чее масло. јмур от боли просыпаетс€ и покидает ее. ќчутившись на той самой горе, где она была оставлена своими родител€ми, ƒушенька в отча€нии пытаетс€ лишить себ€ жизни "всеми видами смертей"! Ќо невидима€ сила вс€кий раз спасает ее. ѕосле многих мытарств ƒушенька приходит к ¬енере, котора€ осуждает ее на т€жкие испытани€, с целью "привесть сколь можно в дурноту". ћежду прочим, ей приказано сходить в ад к ѕрозерпине и принести от нее "некакий" закрытый горшочек. ѕодстрекаема€ любопытством, ƒушенька раскрывает горшочек; оттуда тотчас вылетает черный дым, покрывающий лицо и грудь ƒушеньки несмываемой чернотой. ƒушенька с отча€ни€ пр€четс€ от всех в пещере. Ќо јмур, отомстив злым сестрам ƒушеньки, €вл€етс€ к ней в пещеру, примир€етс€ с ƒушенькой, объ€вл€ет в грамоте во всеобщее сведение, что

«акон времен творит прекрасный вид худым,

Ќаружный блеск в очах преходит там как дым,

Ќо красоту души ничто не измен€ет:

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7138
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6760
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6466
ѕетр ћамонов

ќна едина€ всегда и всех плен€ет.

¬енера возвращает "снохе" за перенесенные страдани€ прежнюю красоту, и боги соедин€ют ѕсихею с јмуром навеки. ¬ышеприведенное четверостишие, по мысли автора "ƒушеньки", должно формулировать возвышенную мораль поэмы, лежащую и в основе древнего мифа. Ќо така€ иде€ вовсе не в€жетс€ ни с тоном, ни с подробност€ми содержани€ игривой поэмы. Ќесоответствие идеи произведени€ и его основной ткани с нынешней точки зрени€ - крупнейший недостаток. Ќо современники Ѕогдановича не замечали в поэме тех слабых сторон, на которые указала позднейша€ критика. ”спех ее продолжалс€ более полувека. ≈ще в 40-х годах она находила почитателей среди простонародь€, дл€ которого офени разводили по €рмаркам лубочное ее издание, (ср. √уберти , "ћатер. дл€ русс. библ.", вып. II, стр. 128). ¬первые книга "ƒушенька" €вилась в печати в 1778 г. „ерез п€ть лет ее издал в полном виде при€тель Ѕогдановича, јлексей –жевский , с предисловием, €вл€ющимс€ отголоском взгл€дов тогдашнего общества. ѕервый по времени обсто€тельный отзыв о "ƒушеньке" принадлежит  арамзину, напечатавшему о Ѕогдановиче большую критико-биографическую статью тотчас после его смерти в "¬естнике ≈вропы" (1803, є 9 и 10). —лича€ поэму Ѕогдановича с повестью Ћафонтена,  арамзин пришел к выводу, что "ƒушенька" "во многих местах, при€тнее и живее" своего оригинала, так как Ѕогданович, "не выпуска€ из глаз Ћафонтена, идет своим путем и рвет на лугах цветы, которые укрылись от французского поэта". √лавна€ заслуга Ѕогдановича в том, что он "первый на русском €зыке играл воображением в легких стихах: Ћомоносов , —умароков , ’ерасков могли быть дл€ него образцами только в других родах". Ѕатюшков , ближайший преемник Ѕогдановича в области "легкой" поэзии, виде в "ƒушеньке" "истинный и великий талант". ѕушкин , не признава€ Ѕогдановича "великим", упоминал о нем как о "милом" поэте, находил в его поэме "стихи и целые страницы, достойные Ћафонтена" и даже подражал Ѕогдановичу в "–услане и Ћюдмиле". Ѕаратынский называл Ѕогдановича "поэтом живым, затейливым и нежным, всегда пленительным, хоть несколько небрежным". — течением времени благосклонное отношение к автору "ƒушеньки" переходит в беспощадный над ним приговор. ≈ще в 1813 г. ѕ. ¬€земский считал недостатками поэмы однообразие, отчего "ƒушенька" напоминает "цветок свежий и красивый, но без запаха", смешение греческой мифологии с русским сказочным эпосом и склонность автора к "шутовству". Ѕелинский в "Ћитературных ћечтани€х" (1834) отозвалс€ о "ƒушеньке" как о произведении "не без достоинств, не без таланта", но 7 лет спуст€ полагал, что "труда и поту стоит прочесть" пресловутую сказку, написанную неуклюжими стихами, с насильственными ударени€ми, "лишенную вс€кой поэзии, игривости, грации, остроуми€". —ама€ обсто€тельна€ оценка всей литературной де€тельности Ѕогдановича была сделана ј. √алаховым в "ќтечественных «аписках" (1849, є 5). ѕодробное сравнение поэмы Ѕогдановича с повестью Ћафонтена и рассказом јпуле€ привело √алахова к выводу, что "ƒушенька" - комическа€ пароди€ на мифологический мир √реции и могла бы быть названа "ѕсихеей, вывороченной наизнанку". ¬месте с тем, он усматривает историческое значение Ѕогдановича дл€ дальнейшего хода русской литературы в том, что в "ƒушеньке" совершен "счастливый поворот от затворничества поэзии, от кабинетной книжности к общенародному служению - совершен легким тоном поэмы, сближением ее выражени€ с выражением житейским". - ќстальные произведени€ Ѕогдановича ничем не замечательны.  омеди€ "–адость ƒушеньки" состоит в том, что боги скакали сороками и через голову кувыркались, чтобы разогнать тоску ƒушеньки, не люб€щей ничего "блистающего". ¬ драме "—лав€не" автор заставл€ет јлександра ¬еликого как любител€ капусты и "простых слав€нских нравов" беседовать с "простодушной" огородницей ѕотапьевной. ƒругие театральные представлени€ Ѕогдановича пусты и безжизненны. ¬ области лирики Ѕогданович дал образцы духовных и торжественных од, хвалебных гимнов, стансов, посланий, песен, эпиграмм, басен, надписей, эпитафий и других мелких стихотворений. ≈го песнопени€ высокопоставленным особам - издели€ ремесленного стихо

творства в духе тех самых одописцев, над которыми сам Ѕогданович иронизирует в своей "ƒушеньке". Ћюбовные стихотворени€ Ѕогдановича, из которых особенной славой пользовалась песн€ "ѕ€тнадцать мне минуло лет", - неграциозны, и подчас нескромны (например, "»дилли€"); его басни и притчи не занимательны, эпиграммы - в€лы и плоски. «начение наиболее удачных из этих стихотворных опытов - исключительно стилистическое. ¬ предисловии к "»сторическому изображению –оссии", представл€ющему неудачное извлечение "наиважнейших сведений", главным образом, из истории трудолюбивого и почтенного ўербатова , Ѕогданович за€вл€ет, что он не избегает употреблени€ слов "нынешних", не счита€ за маловажное соглашатьс€ с простонаречием живых людей. — этой стороны автор "ƒушеньки" еще не оценен. Ѕогданович обратил внимание и на народную поэзию. ќн пыталс€ ввести народный поэтический элемент в свою "ƒушеньку": в поэме, нар€ду с √есперидами, зефирами и драконами упоминаютс€  ощей-Ѕессмертный, ÷арь-ƒевица, кисельные берега, мертва€ и жива€ вода, «мей √орыныч и прочее. ќфранцуженную ѕсихею Ѕогданович перер€дил в русский национальный сарафан. ¬ его собрании "–усских пословиц в подправленной стихотворной форме" "чистое золото неподдельной поэзии и народного смысла", по справедливому замечанию √алахова, заменила "бесцветна€, хот€ и сглаженна€ речь". ѕо словам  арамзина, Ѕогданович отличалс€ "природной откровенностью", "милым простосердечием"; "никто не замечал в нем авторского самолюби€". ќтсутствие авторского самомнени€ у Ѕогдановича, веро€тнее всего, объ€сн€етс€ тем, что Ѕогданович свое авторство, по примеру большинства тогдашних писателей, ставил гораздо ниже своей службы. "я с ѕиндаром не тщусь быть славою возвышен, Ќе славным в свете €, полезным быть хочу", восклицает Ѕогданович в "—угубом Ѕлаженстве". ќценива€ де€тельность Ѕогдановича с исторической точки зрени€, нельз€ не признать за ним довольно важной заслуги в истории русской литературы. ¬ эпоху т€желовесных поэм и напыщенных од он написал поэму, котора€ долго считалась превосходным образцом "легкой" поэзии. Ѕудучи сам воспитан в псевдоклассической школе под непосредственным руководством ’ераскова, Ѕогданович сделал попытку, вопреки господствовавшим литературным пон€ти€м, ввести в поэзию "простоту и вольность" - вольный по количеству стоп и чередованию рифмы стих и легкий, простой €зык. Ќо, лишенный поэтического дара, Ѕогданович не оказалс€ в силах порвать с предани€ми школьной пиитики. √лавна€ его заслуга состоит в том, что он один из первых, некоторыми своими произведени€ми, дал пример сближени€ литературного €зыка, в то врем€ скудного и необработанного, с "простонаречием живых людей". "ƒушенька" издавалась много раз.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 оролева спринта
ѕосетило:17838
Ћюдмила  ондратьева
'„еловек, который сам себ€ сделал'
ѕосетило:11848
√енри ‘орд
ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10142
–идли —котт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru