Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒжефри „осер

   /   

Geoffrey Chaucer

   /
             
‘отографи€ ƒжефри „осер (photo Geoffrey Chaucer)
   

ƒень рождени€: 01.01.1340 года
ћесто рождени€: Ћондон, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 25.10.1400 года
ћесто смерти: Ћондон,  анада
¬озраст: 60 лет

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:


Ѕиографи€

¬иднейший из английских поэтов —редневековь€, крупнейша€ фигура английской литературы.

ѕоэмы любовных грез, аллегорических картин-сновидений (видений) в 14 в. были излюбленным французским жанром. ќбычный сюжет: весна, поэт жалуетс€ на бессонницу, потом засыпает с книгой, во сне слагает собственную повесть о любви с аллегорическими картинами Ц и просыпаетс€.

20.11.2007

ѕредполагают, что он родилс€ между 1340 и 1344 и что местом рождени€ был Ћондон. ƒжон „осер, отец ƒжефри, преуспевающий виноторговец, занимал пост помощника королевского кравчего в —аутгемптоне.

ѕерва€ запись, касающа€с€ ƒжефри (1357), найдена в расходной книге Ёлизабет, графини ќльстерской, жены принца Ћайонела (одного из сыновей Ёдуарда III). ќ ƒжефри упоминаетс€ как о паже, которому было куплено новое платье. ¬еро€тно, до определени€ в пажи мальчик училс€ в лондонской школе: ему полагалось уметь читать и производить простые вычислени€, равно как иметь некоторые познани€ в латыни и даже, возможно, во французском €зыке. Ќа службе у принца Ћайонела систематическое образование мальчика должно было продолжитьс€ на более аристократический манер: теперь ему полагалось удел€ть особое внимание искусствам, основательнее изучать французский и латынь, а также совершенствоватьс€ в благородных зан€ти€х.

¬ 1359Ц1360 „осер служил в английских войсках во ‘ранции (—толетн€€ война с перерывами продолжалась на всем прот€жении его жизни). ќн попал в плен неподалеку от современного –еймса; в начале 1360 за него был заплачен значительный выкуп, и он смог вернутьс€ в јнглию. ¬ том же году „осер снова отправилс€ во ‘ранцию, будучи по-прежнему на службе у принца Ћайонела, но теперь уже в качестве курьера; это была перва€ из его многих дипломатических миссий. «атем его им€ примерно на семь лет исчезает из хроник. ¬есьма веро€тно, что за это врем€ „осер женилс€ на ‘илиппе –оут, котора€ входила в свиту графини ќльстерской, а на момент свадьбы Ц в свиту королевы; ее сестра  этрин —уинфорд была самой известной любовницей, а затем третьей женой ƒжона √онта, четвертого сына Ёдуарда III.

¬ 1367 им€ „осера вновь по€вл€етс€ в документах; на этот раз он упоминаетс€ как королевский камердинер; упоминаетс€ также, что он получал от короны пенсион. ѕосле этого им€ „осера начинает встречатьс€ часто: королевские подарки ему и его жене, очередные пособи€, новые назначени€, дипломатические поездки. «афиксировано и чрезвычайно важное дл€ истории литературы поручение „осеру в 1372 вести переговоры с герцогом √енуи. Ётим назначением датируетс€ перва€ поездка поэта в »талию (точнее, перва€, в которой мы можем быть уверены), оказавша€, нар€ду со второй, в 1378, огромное вли€ние на творчество „осера.

¬ 1374 „осер получил в безвозмездное пользование дом в ќлдгейте и был назначен инспектором таможни Ћондонского порта (позже, в 1382, „осер был назначен также инспектором ћалой таможни.) ¬ 1375 ему был пожалован надзор над графством  ент с перечислением в его пользу различных штрафов, налагаемых таможней. — 1376 по 1381 „осеру дозвол€лось оставл€ть заместител€ на врем€ отлучек из Ћондона, что указывает на важность его служебного положени€. ‘илиппа по-прежнему пользовалась королевским благоволением, и, надо полагать, ƒжефри делил с ней удачу вплоть до ее смерти около 1387.

ќднако существуют очевидные свидетельства того, что еще до смерти ‘илиппы „осер неожиданно оказалс€ в стесненных обсто€тельствах. ¬ 1386 он лишилс€ дома в ќлдгейте и обоих инспекторских постов; кроме того, в 1387Ц1389 отсутствуют записи о субсиди€х, выплаченных поэту, зато неоднократно зафиксированы судебные приказы о выплате им долгов.

¬ 1389 „осер был назначен надзирателем королевских работ и оставалс€ на этом посту в течение двух лет. ¬еро€тнее всего, „осер сам попросил отставки, поскольку служба требовала посто€нных разъездов, а поэт был уже немолод. Ќет причин предполагать, что он был уволен, не справившись с работой: поэт сразу же получил свое последнее назначение Ц помощника лесничего  оролевского леса в Ќорт-ѕитертоне (в —редние века лесничим называлс€ человек, надзиравший за охотничьими заповедниками). ќ последующих годах жизни „осера мы знаем несколько меньше. «аписи о выплате жаловань€ нерегул€рны, так что, веро€тно, поэту необходимо было брать займы в  азначействе. “ем не менее в 1399 он сумел арендовать на 53 года дом близ ¬естминстерского аббатства. ¬ этом доме ƒжефри „осер и умер 25 окт€бр€ 1400.

ѕроизведени€ „осера трудно датировать точно. –анние работы уже предвещают будущее мастерство, но они также и традиционны, и в большой степени экспериментальны; стиль и содержание заимствованы у изысканных французских писателей, бывших тогда в моде при английском дворе. ѕоэмы любовных грез, аллегорических картин-сновидений (видений) в 14 в. были излюбленным французским жанром. ќбычный сюжет: весна, поэт жалуетс€ на бессонницу, потом засыпает с книгой, во сне слагает собственную повесть о любви с аллегорическими картинами Ц и просыпаетс€.

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7145
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6791
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6491
ѕетр ћамонов

ѕоэма  нига герцогини (The Book of the Duchess, 1369) написана в пам€ть герцогини Ѕланш Ћанкастерской, первой жены ƒжона √онта; это произведение считают первой большой поэмой „осера. јвтор тщательно подражает французским образцам, но его особый дар уже про€вл€ет себ€, несмотр€ на следование традиционной манере: четкость и свежесть декоративного фона, реализм охотничьей сцены вкупе с отвлеченностью картины-сна, переход от стилизованных любовных грез к прочувствованной элегии.

Ќаписанна€ спуст€ приблизительно 10 лет поэма ƒом славы (House of Fame) Ц произведение переходное. ¬ общем плане это французские любовные Ђвидени€ї, поскольку в поэме описан сон и объ€влено намерение узнать Ђлюбовные вестиї из домов —лавы и ћолвы. ќднако по стилю ƒом славы Ц особенно 2-€ книга Ц реалистичен, в поэме различимы голоса ƒанте, средневековых латинских поэтов и прозаиков, наконец Ц сочный стиль самого „осера.

ѕтичий парламент (Parliament of Fowls), написанный, по-видимому, в начале 1380-х годов, следует традиционной французской манере в большей степени, чем ƒом славы. ќднако описание сна (где птицы, собравшись в ¬алентинов день, ищут себе пару) последовательно реалистическое, присутствует даже политическа€ сатира, когда Ђблагородныеї птицы обсуждают своих избранниц, сообразу€сь с правилами куртуазности, а птицы-Ђмужланыї откровенно и грубо насмехаютс€ над господами.

Ќезаконченна€ Ћегенда о славных женщинах (Legend of Good Women) Ц последн€€ из поэм Ђлюбовных виденийї; в некотором роде она предвещает  ентерберийские рассказы. ¬идени€ помещены в Ђ ѕрологї Ц во всех отношени€х лучшую часть поэмы. ћайский день, сад, поэт вознес очаровательную весеннюю молитву маргаритке. ќн засыпает; ему грезитс€, что €вились бог и богин€ любви и налагают на него епитимью за то, что он писал о неверных в любви женщинах. ¬о искупление поэту вел€т писать о верных (Ђславныхї) женах, он соглашаетс€, и на этом кончаетс€ пролог. ќсновные дев€ть рассказов Ћегенды чересчур однообразны по теме и ныне интересны главным образом тем, что предвосхищают структуру  ентерберийских рассказов.

ѕоэма “роил и ’ризеида (Troilus and Criseyde) написана раньше Ћегенды о славных женщинах, однако эта поэма вполне самосто€тельна и решительно выходит за рамки жанра любовных видений. —южет произведени€ в большой степени заимствован из ‘илострато Ѕоккаччо (или, возможно, из сходного французского текста –оман о “роиле и ’ризеиде).

Ќеизвестно, когда „осер задумал композицию  ентерберийских рассказов (Cantenbury Tales). „осер, с его самобытным талантом, нашел единый сюжет Ц паломничество к гробнице св. “омаса Ѕекета в  ентербери. «десь представлены все характеры позднего —редневековь€ (кроме корол€ и знати Ц они были бы неуместны в подобном странствии).

¬ этом произведении „осера представлены все разновидности литературы 14 в.: рыцарские и куртуазные романы, народные сказки, фаблио (истории с грубым юмором), бретонские лэ, басни с персонажами-животными, жити€ св€тых, аллегории, проповеди. »ногда поэт включал ранее написанные рассказы, иногда Ц добавл€л новые.

¬ перечень стихотворных произведений „осера ныне включено 21 стихотворение, но 5 из них обычно идут с примечанием Ђавторство сомнительної. Ќекоторые поддаютс€ датировке. јзбуку (ABC), религиозные стихи, слав€щие —в€тую ƒеву, надлежит отнести к раннему периоду жизни писател€, поскольку они были написаны Ђпо просьбе Ѕланш, герцогини Ћанкастерскойї. ёмористические и злободневные стихи можно датировать по содержанию Ц например —етованье „осера на его кошелек (The Complaint of Chaucer to his Purse) было адресовано вступившему на престол √енриху VI и потому датируетс€ 1399 годом. Ћюбовные стихотворени€ (их около 10) не удаетс€ датировать с уверенностью, хот€ по традиционности стил€ их можно отнести к раннему периоду. ‘илософские стихотворени€ по большей части т€готеют к Ѕоэцию, предположить, что они были написаны, когда „осер жил в ќлдгейте.

„осер сам сообщает, что перевел –оман о –озе. ƒошедший до нас перевод (Romaunt of the Rose) состоит из трех фрагментов; первый обыкновенно приписывают „осеру, два других, если судить по €зыку и стилю, ему не принадлежат.

Ѕоэций (Boece) Ц перевод с латыни трактата италь€нского писател€ 6 в. Ѕоэци€ ”тешение философией. ѕеревод „осера сухой и педантичный; по мнению большинства критиков, проза „осера далеко не так блистательна, как его поэзи€. —верх того известно, что кроме латинского оригинала он использовал французский текст, поэтому смысл местами тер€етс€. ƒруга€ прозаическа€ работа, “рактат об астрол€бии (Treatise on the Astrolabe), Ц труд научный, не философский. Ёто адаптированна€ дл€ детей латинска€ верси€ книги арабского астронома 8 в. ѕоэт, ставший здесь прозаиком и учителем, простыми и доступными словами разъ€сн€ет начальные пон€ти€ средневековой астрономии.

языком „осера был лондонский диалект его времени. „осеровские строки текут непринужденно, они разнообразны; поэт мастерски владел и ритмом, и рифмой. ¬ ранних вещах он иногда примен€л восьмисложные строфы, однако позже использовал более гибкую дес€тисложную строфу и строфическую Ђкоролевскую рифмуї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕорфирий »ванов. Ѕиографи€
ѕосетило:17220
ѕорфирий »ванов
ѕервый покоритель Ёвереста
ѕосетило:15472
Ёдмунд ’иллари
ћастер боевых искусств
ѕосетило:13282
—тивен —игал

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru