Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕухар-∆ырау  алкаман-”лы

   /   

Buhar-Jerao Kalkaman-Uli

   /
             
‘отографи€ Ѕухар-∆ырау  алкаман-”лы (photo Buhar-Jerao Kalkaman-Uli)
   

ƒень рождени€: 01.01.1668 года
ћесто рождени€: ƒалба Ѕа€наул,  азахстан
ƒата смерти: 28.12.1781 года
ћесто смерти: ƒалба Ѕа€наул,  азахстан
¬озраст: 113 года

√ражданство:  азахстан

Ѕиографи€

поэт

јкын, жырау, видный представитель казахского устного поэтического творчества

01.11.2004

Ѕухар-жырау  алкаман-улы - казахский акын, жырау, видный представитель казахского устного поэтического творчества. Ѕухар-жырау родилс€ в 1668 г. в Ѕа€н-ауле в местечке —уйхар-Ќи€, умер там же в 1781 г. ѕо словам главного исследовател€ его жизни и творчества ћашхура - ∆усупа  опеева, собирател€ произведений жырау, Ѕухар происходит из рода јргын. ќтец Ѕухара  алкаман был батыром.

Ѕухар-∆ырау  алкаман-”лы фотографи€
Ѕухар-∆ырау  алкаман-”лы фотографи€

ќ социально активной жизненной позиции Ѕухара свидетельствует его де€тельность в качестве судьи (би€) уже в молодом возрасте. ќ завоеванном им в эти годы авторитете говорит тот факт, что вместе с  азыбеком, “оле би и јйтеке би он участвовал в составлении свода "«аконов “ауке хана". ¬ыходец из народа, Ѕухар благодар€ доблести и красноречию "из простых стал ханом", "из черных стал светлым", счита€сь по праву вли€тельнейшим бием своей эпохи.

‘еномен Ѕухара-жырау - его слово, затронувшее самые глубокие жизненные струны народной толщи и потому оказавшеес€ действенным. » сказано оно было в годину сверхвысокого напр€жени€ и жестоких испытаний дл€ казахского народа. Ѕыть или не быть - так сто€л перед ним вопрос. ƒжунгары наступали на казахскую землю как смерч, уничтожающий все признаки жизни на своем пути. ј р€дом уже €вственно ощущалось испепел€ющее дыхание двух гигантов - –оссии и  ита€, алчно посматривавших на нашу территорию, казавшуюс€ им геополитическим вакуумом. “иски, окружившие казахскую степь, были поистине стальными. Ќо самым страшным дл€ народа был его внутренний враг - повсеместно процветающие трусость, слабость, др€блость, приспособленчество, желание бежать от врага да и вообще от любых проблем куда глаза гл€д€т, сочетаемые с разбродом, мелкими клановыми интересами, одержавшими верх над патриотическим долгом. ¬се это в совокупности породило неумение и нежелание степной верхушки подн€тьс€ на уровень общенациональных проблем, сплотив народ под единым знаменем. ¬от на каком поистине нервном, исторически сложном переплетении возник феномен Ѕухара-жырау, сумевшего взойти на гребень событий, не поддавшись всеобщему унынию и разочарованию. ¬ чем-то проблемы, сто€вшие перед Ѕухаром, сходны с нынешними.

“олько тогда, в XVIII в., враг, грозивший существованию народа, был виден отчетливей, рельефней. ¬ XX же веке обсто€тельства, разрушившие историческую и духовную основы быти€, внесшие эрозию в его ткань, действовали так долго, что казахска€ наци€ постепенно свыклась с потерей своего этнического облика, €зыка, менталитета, со своей манкуртизацией. Ётим объ€сн€етс€ то обсто€тельство, что фигура Ѕухара-жырау, столь значительна€ в деле становлени€ национального самосознани€, не зан€ла достойного места в исследовани€х, разработках и публикаци€х по истории политической и общественно-философской мысли.

«олота€ страница в жизни казахского народа - это встреча Ѕухара-жырау с ханом јблаем. ¬ эпоху Ѕухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов был јблай. ќн хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Ѕухар, сам леле€вший эту мечту, считал јбла€ исполнителем своих заветных стремлений и, став его советником, поддерживал его словом и делом. ¬ этом творческом содружестве раскрываетс€ смысл политики и дипломатии јбла€, станов€тс€ в логически выстроенный, естественный р€д мысли Ѕухара об обществе и его устройстве, о назначении и роли правител€, о силе духовной сплоченности и бессилии раздробленного народа.   тому же Ѕухар единственный и непревзойденный летописец, которому можно верить на слово в силу его реального участи€ в исторических событи€х эпохи.

—лово Ѕухара - весомое и мудрое. Ѕлагодар€ его жырам "—адыр, кайда барасын", "јйналасын тер туткан", "ќй, јбылай, јбылай", "≈й, заманай, заманай", "јшуланба, јбылай" мы можем проследить воочию за живым процессом разворачивани€ истории. Ѕухар - это осколок эпохи и в то же врем€ зеркало социальной жизни своего времени. ќн не задавлен повседневностью, а призывает казахов задуматьс€ над тем, что не одной материей живет человек. "Ќе ввергай себ€ в бесконечные т€жбы за скот, за землю, скот может погибнуть, земл€ останетс€ и после теб€. ƒовольствуйс€ посланным богом, подумай о своем достоинстве" - взывает Ѕухар-жырау к своему соплеменнику. ≈му удалось настолько впитать в себ€ богатство устного творчества и выразить через его традиционные мотивы свое врем€, что его по праву можно считать одним из родоначальников казахской литературы, запечатлевшейс€ в пам€ти и сознании народа.

Ѕатыры, выдвинувшиес€ в эпоху јбла€ и ставшие его соратниками, чтили Ѕухара как великого человека и идейного вдохновител€. Ѕогенбай, которого в 1710 г. выбрали предводителем в борьбе с джунгарами, почитал за честь свою дружбу с Ѕухаром-жырау. ¬ поэме Ѕухара "—абалак" описано торжество провозглашени€ јбла€ ханом, произошедшее в 1734 г. Ѕухар с удивительной проницательностью угадал гений јбла€, искренне поверив в него. јблай со своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслител€, истинного певца своего народа, выразител€ его дум и ча€ний.

Ѕудучи советником јбла€ в высшем человеческом смысле этого слова, Ѕухар настойчиво проводил идею единени€ казахов внутри государства, призывал к мирной политике с –оссией в силу геополитического устройства, об€зывающего казахов сотрудничать с русскими.

Ћучшие дн€

јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10133
јлександр –ошаль
«вездна€ выпускница '‘абрики'
ѕосетило:8424
—анта ƒимопулос
ƒмитрий  уличков. Ѕиографи€
ѕосетило:3147
ƒмитрий  уличков

ѕризыва€ к единству, проповеду€ сплоченность, Ѕухар выступает как поэт-патриот. ѕоднима€ самые важные вопросы своей эпохи, понима€, чего она требует, Ѕухар-жырау своими мудрыми и вдохновенными стихами помог казахскому народу пройти еще один отрезок пути к национальному самосознанию. ≈динство и сплоченность не на один год, не на врем€ опасности, а навсегда. Ётот девиз Ѕухара актуален по сей день.

—транные дл€ российского сайта фразы.
¬ладимир 03.10.2006 08:37:43
—транно видеть на российском сайте фразы типа:
"...р€дом уже €вственно ощущалось испепел€ющее дыхание двух гигантов - –оссии и  ита€, алчно посматривавших на нашу территорию, казавшуюс€ им геополитическим вакуумом." ≈сли это - цитата из казахских источников, то ее надо брать в кавычки и указывать авторство.

Ѕухар жырау
Lilu_Ћилу 18.03.2008 06:11:15
я €вл€юсь его пр€мой внучкой




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12919
Ќатали€ ќрейро
ќдна из лучших певиц второй половины ’’ века
ѕосетило:10858
Ѕиргит Ќильссон
“ать€на ќкуневска€: –оманы, трагедии, легенды
ѕосетило:12186
“ать€на ќкуневска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru