Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕьеристерне Ѕьернсон

   /   

Bjornstjerne Bjernson

   /
             
‘отографи€ Ѕьеристерне Ѕьернсон (photo Bjornstjerne Bjernson)
   

ƒень рождени€: 08.12.1832 года
Ќорвеги€
ƒата смерти: 26.04.1910 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 77 лет

√ражданство: Ќорвеги€

Ѕиографи€

Ќорвежский поэт, драматург, прозаик и журналист, лауреат Ќобелевской премии по литературе 1903 г.

Ќорвежский поэт, драматург, прозаик и журналист Ѕьернстерне ћартиниус Ѕьернсон был старшим из шести сыновей лютеранского пастора ѕедера Ѕьернсона и дочери коммерсанта Ёлизы Ѕьернсон (урожденной Ќурдрок).  огда Ѕ. было 5 лет, его семь€ переехала из  викне, маленького церковного прихода в горах, в живописный район –омсдал в «ападной Ќорвегии, где мальчика определили в школу в прибрежном городе ћолде. Ќе по годам развитый, Ѕ. писал стихи, издавал рукописную газету, про€вл€л большой интерес к политике.

23.05.2007

¬ 1849 г. Ѕ. приехал в ’ристианию (ныне ќсло) готовитьс€ к вступительным экзаменам в университет, здесь он встретилс€ с √енриком »бсеном и другими крупными норвежскими писател€ми. ¬ университет Ѕ. поступил в 1852 г., однако, достигнув в следующем году совершеннолети€, он перестал посещать зан€ти€ и окунулс€ в политическую, театральную и литературную жизнь города. Ќа прот€жении двух лет в разных газетах выходили его театральные обозрени€ и критические статьи, им также была начата кампани€ по созданию норвежского национального театра Ѕ. становитс€ ведущим культурным де€телем страны.

¬ 1854 г. Ѕ. работает театральным критиком в утренней газете ќсло Ђћоргенбладетї ("Morgenbladet"), а два года спуст€ начинает издавать Ђ»ллюстререт ‘олькебладетї ("Illustreret Folkebladet") Ц журнал, в котором были впервые опубликованы записанные им народные сказки. Ћетом 1856 г. Ѕ. едет на студенческую сходку в Ўвецию, где, по словам критика ’аральда Ћарсона, Ђон был потр€сен воспоминани€ми о прошлом, видом национальных костюмов, оружи€, надгробий шведских королейї. ¬дохновившись идеей воссоздани€ истории своей собственной страны, Ѕ. пишет очерк Ђ ак € стал поэтомї, в котором торжественно покл€лс€ создать Ђгалерею предковї из исторических пьес, с тем чтобы возродить у норвежского народа чувство национальной гордости.

—трем€сь выполнить свои об€зательства перед национальным театром, Ѕ. в 1857 г. становитс€ директором нового ЂЌорске театерї в Ѕергене. ¬ следующем году Ѕ. женитс€ на актрисе  аролине –еймерс, от брака с которой у него было несколько детей. ќдин из сыновей писател€, Ѕьерн, стал известным артистом и режиссером, а дочь Ѕерглют вышла замуж за сына »бсена, —игурда. –абота€ в театре, Ѕ. продолжал писать стихи, пьесы и повести, издавал газету, занималс€ политикой. ≈го стихотворение Ђƒа, мы любим эту землюї ("Ja, vi elsker dette Landet"), написанное в 1859 г., было впоследствии положено на музыку и стало норвежским национальным гимном.

¬озвратившись в 1859 г. в ќсло, Ѕ. начал издавать ежедневную вечернюю газету Ђјфтенбладетї ("Aftenbladet"), ставшую при нем органом новой либеральной партии. ќднако его либеральные и реформистские передовицы оказались настолько непопул€рными, что вскоре писателю пришлось уйти с поста главного редактора. — 1860 по 1863 г. Ѕ. живет за границей, преимущественно в »талии, а по возвращении в ќсло становитс€ директором Ђ’ристиани€ театерї (1865...1867).

ƒо 1873 г. Ѕ. в основном пишет стихи, песни, сказки, повести и пьесы на исторические темы.  ак и у »бсена, главными геро€ми этих произведений были кресть€не и средневековые герои норвежских саг. “акие лирические повести, как Ђ—юнневе —ульбаккенї ("Synneve Solbakken", 1857), Ђјрнеї ("Arne", 1859) и Ђ¬еселый пареньї ("En Glad Gut", 1860), стилистически близкие норвежским устным народным предани€м, живописуют жизнь кресть€нства в современном обществе и обычно завершаютс€ на положительной ноте. ¬ли€тельный датский критик √еорг Ѕрандес в 1886 г. отмечал в одном из своих очерков, что Ђ¬еселый пареньї Ђподобен освежающему ветерку, несущему избавление от тоскливой меланхолии, от€гчающей норвежский умї. » все же Ѕ. стремилс€ не столько воспеть жизнь веселых сел€н, сколько показать, что со своим стоицизмом и любовью к приключени€м они €вл€ютс€ духовными наследниками тех нередко обреченных героев его исторических трагедий, которые боролись за примирение €зычества с христианством. —вою первую пьесу Ђ¬альборгї ("Valborg") Ѕ. сн€л с постановки, так как счел ее слишком банальной, Ц поэтому первой пьесой писател€ прин€то считать Ђћежду битвамиї ("Mellem Slagene", 1857). «а этой исторической пьесой, где описываютс€ драматические событи€ XII в. в Ќорвегии, последовали другие: Ђ’рома€ √ульдаї ("Halte Hulda", 1858), Ђ ороль —верреї ("Kong Sverre", 1861), Ђ—игурд «лойї ("Sigurd Slembe", 1863) и Ђћари€ —тюарт в Ўотландииї ("Maria Stuart i Skotland", 1864). “рилоги€ Ђ—игурд «лойї, повествующа€ о таинственном претенденте на средневековый престол, считаетс€ лучшей из пьес, написанных Ѕ. по мотивам норвежских саг, и ставитс€ в один р€д с ЂЅорьбой за престолї »бсена.

  концу 1860-х гг. поэтическое творчество Ѕ. достигло своего расцвета. ¬ 1870 г. вышли его Ђ—тихи и песниї ("Digte og Sange"), многие из которых были позднее положены на музыку. Ёпическа€ поэма в п€тнадцати песн€х Ђјрнлют √еллинеї ("Arnljot Gelline") была опубликована в том же, 1870 г., и получила высокую оценку √еорга Ѕрандеса, назвавшего ее Ђне превзойденной по красоте описани€ природыї. ¬прочем, тот же Ѕрандес, увлеченный иде€ми „арлза ƒарвина, ƒжона —тюарта ћилл€, Ўарл€ ќгюстена —ент-Ѕева и »пполита “эна, убеждал Ѕ. изменить свои литературные пристрасти€. ¬ цикле лекций, прочитанных в  опенгагене в 1871 г., Ѕрандес призывал скандинавских писателей отказатьс€ от романтических и националистических представлений в пользу реалистической трактовки человеческих проблем, и Ѕ. вскоре последовал его призыву.

¬ 1873...1876 гг. писатель живет в –име, в это врем€ он оставл€ет фольклорные и исторические темы и обращаетс€ к социальной критике. —трастный защитник политической и культурной независимости Ќорвегии, Ѕ. раздел€ет идеи Ђпан-скандинавизмаї, ратует за мир и международные гражданские права. Ќесмотр€ на то что Ѕ. считал христианство жизнеутверждающей религией, он отвергал божественную природу ’риста и открыто критиковал лютеранскую церковь за непонимание законов эволюции и за то значение, которое лютеране придают греху и осуждению на вечные муки. ¬згл€ды Ѕ. заставили набожных норвежцев осудить его как еретика. ¬озможно, именно по этой причине писатель и провел долгое врем€ за границей, в том числе в —оединенных Ўтатах (1881). ¬ 1893 г. Ѕ. поселилс€ на ферме в Ќорвегии, откуда он часто ездил в ƒанию, ‘ранцию, √ерманию и »талию.

Ѕ. был первым норвежским писателем, начавшим писать пьесы с серьезной социальной проблематикой Ц жанр, который предсто€ло развить »бсену. ¬ ЂЅанкротствеї ("En fallit", 1875) запечатлена де€тельность биржевых спекул€нтов Ц тема, раньше считавша€с€ дл€ серьезной драмы запретной. ¬ Ђ–едактореї ("Redakteren", 1875) описываютс€ последстви€ журналистской сенсации. ¬ драматической поэме Ђ орольї ("Kongen", 1877) Ц эклектичной смеси комедии и мелодрамы Ц писатель выступает с критикой монархии и церковной догмы.

Ћучшие дн€

ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:9995
≈лена —оловей
ѕесн€ посв€щаетс€ мо€...
ѕосетило:5587
¬ладимир “рошин
Ѕьюла Ћуиза √енри: ЂЋеди Ёдисонї
ѕосетило:3163
Ѕьюла Ћуиза √енри

¬ 1880-х гг. Ѕ. создает свои лучшие Ђпроблемныеї пьесы. ¬ Ђ–укавицеї ("En handske", 1883) писатель бросает вызов двойственности буржуазной морали в вопросах пола. —уть драмы Ђ—выше наших силї ("Over Evne", 1886), где выведен фанатичный св€щенник, который умышленно не спасает жену, в том, что мораль и общечеловеческие ценности должны вз€ть верх над религиозным фанатизмом. Ёта драма с успехом прошла по всей ≈вропе, а в ее нью-йоркской постановке в главной роли играла ѕатрик  эмпбелл. —вою собственную страсть к политическим кампани€м Ѕ. высме€л в пьесе ЂЋюбовь и географи€ї ("Geografi og kjaerlighed", 1885).

¬ 1884 г. Ѕ. написал довольно неровный реалистический роман Ђ‘лаги веют над городом и над гаваньюї ("Det Flager i Buen og pa havnen"), где рассказываетс€ о сексуальном воспитании в школе дл€ девочек. ¬ другом реалистическом романе Ђѕо божьему путиї ("Pa Guds Veje", 1889) раскрываетс€ конфликт между наукой и религией. Ёти произведени€, по словам английского критика Ёдмунда √оссе, Ђотличаютс€ точностью деталей и наблюдательностьюї.

¬ 1903 г. Ѕ. был награжден Ќобелевской премией по литературе Ђза благородную высокую и разностороннюю поэзию, котора€ всегда отличалась свежестью вдохновени€ и редкой чистотой духаї, а также за Ђэпический и драматический талантї. ¬ своей Ќобелевской лекции Ѕ. говорил, что насто€щий писатель должен уметь отличать добро от зла: Ђ’орошие и дурные идеи сыграли свою роль во всех област€х нашей жизни; они €вл€ютс€ частью нашей т€ги к знани€м, питают нашу жизненную энергию... ÷ель любого искусства состоит в том, чтобы отразить эти идеиї.

¬ 1910 г., через год после выхода в свет последней драмы писател€ Ђ огда зацветет новый виноградї ("Nar den ny vin blomstrer"), Ѕ. умер в ѕариже в возрасте 77 лет. ƒев€титомное собрание сочинений писател€ было опубликовано в 1919 г.

ѕо словам американского критика, выходца из Ќорвегии ялмара …орса Ѕойесена, Ѕ. Ђвидел в оборванном норвежском кресть€нине национальное величие, а прикладыва€ ухо к сердцу нации, слышал биение ее скрытых эмоций. » когда он подал голос и запел, каждый скандинав почувствовал, что это его собственный голосї. ’от€ в свое врем€ Ѕ. сравнивали с »бсеном, сегодн€ его лучше знают и выше цен€т как поэта и сказител€, чем как драматурга. —ила стихов Ѕ., писал английский критик XX в. ƒжеймс ”олтер ћакфарлейн, состоит в Ђих чистосердечной жертвенности, в простоте и естественности чувствї, а также в лиризме и патриотическом порыве. —равнива€ Ѕ. с »бсеном (который так и не был удостоен Ќобелевской премии), английский критик Ѕрайан ¬. ƒаунз отметил, что Ђбудущее на стороне »бсена, который остаетс€ великой державой литературного мира, чего нельз€ сказать о Ѕ. и в то же врем€ произведени€ Ѕ., как правило, заслуживают внимани€ї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:10632
јдам –айнер
—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:10111
—инди  роуфорд
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:12883
 арл Ћагерфельд

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru