Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќика “урбина

   /   

Nika Turbina

   /
             
‘отографи€ Ќика “урбина (photo Nika Turbina)
   

ƒень рождени€: 17.12.1974 года
ћесто рождени€: ялта, ,  рымска€ ,———–
ƒата смерти: 11.05.2002 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 27 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ќедетска€ судьба

поэтесса

ѕеребира€ в руках немногочисленные, собранные в »нтернете) листки с сообщени€ми о внезапной гибели Ќики “урбиной, и вчитыва€сь в факты ее биографии, уместившиес€ в 27 с небольшим лет, € мучительно пыталась определить дл€ себ€, о ком же нужно рассказать читателю: о маленькой дев€тилетней девочке, вихрем ворвавшейс€ в поэтический мир, и опубликовавшей книгу стихов "„ерновик" (она вышла из печати 11 декабр€ 1984 года в издательстве "ћолода€ гварди€", за несколько дней до того, как Ќике исполнилось дес€ть - автор.) еще не освоив толком азов грамоты, или же - о взрослом человеке, мучительно пытавшемс€ найти хот€ бы узкую тропинку к свету в своей изломанной жизни, на которой почему то странно не умещались ни костыли, ни четыре колеса инвалидного кресла?.. ќна, правда, пыталась заменить их тонкой иглой щприца или бутылкой водки, но они и вовсе не годились в спутники на тропе забвени€. ј именно так, пожалуй, можно было бы назвать тот путь, по которому она шла.. ƒо того, рокового, момента 27 ма€.. 2002 года

17.12.2019

јнатолий Ѕорсюк, режиссер украинского телевидени€, сн€вший о Ќике фильмы "Ќика, котора€:" и "Ќика “урбина: »стори€ полета", вспоминал, что в ней " оставалось, что то детское, беспомощное, очаровательное, и не возникало ощущени€ брезгливости, какое обычно вызывают опустившиес€ люди". ƒетское.. “ак, может, и начать все таки, оттуда, с детства?

Ќика “урбина фотографи€
Ќика “урбина фотографи€

—ейчас пишут, что у нее, повзрослевшей, была очень трагична€ судьба. Ќо не менее трагичен был и ее детский ƒар ѕоэта, определивший такую —удьбу. ќна с детства страдала бронхиальной астмой т€желой формы. Ќе многие знают, что приступы удушь€ способны вызвать у маленького ребенка просто - напросто страх ночного сна, страх засыпани€. Ќика не спала ночами, до двенадцати лет, и чтобы как то справитьс€ с длинными пустотами ночи, рифмовала строчки, сначала бессознательно, пуга€сь, а потом уже и не освобожда€сь от ритмичного, властного хоровода. Ёто была не ее блажь, и пожалуй, даже - не сумасшествие, как теперь считают некоторые, а всего лишь нека€ форма защиты от страха смерти и боли:“акую защиту посылает ¬селенна€ или ..Ѕог - кому как угодно вообразить -, в ответ на бессознательную мольбу ребенка. –ебенок - самое ценное, что есть в просторах ¬селенского Ѕыти€. ≈го душа чиста.  ак неисписанный лист бумаги.. √решно не дать ему просимое:



ќна не умела писать сама, просила записывать маму. “а аккуратно заносила все в тетрадь. ѕолучалось, к примеру, вот что:

Ќика “урбина фотографи€
Ќика “урбина фотографи€

ѕоднимите пальцы - нервы,

ѕревратите в гроздь р€бины

Ќика “урбина фотографи€
Ќика “урбина фотографи€

Ѕрызгии мор€, что шумело

ѕод окном тревожно спор€

Ќика “урбина фотографи€
Ќика “урбина фотографи€

¬ вечной сказки сна и были:

Ћучшие дн€

јбебе Ѕикила. Ѕиографи€
ѕосетило:15852
јбебе Ѕикила
‘инский рок с мировым именем
ѕосетило:15537
 The Rasmus
–уни ћара. Ѕиографи€
ѕосетило:4977
–уни ћара

ѕревратите листь€ в стаю,

Ќика “урбина фотографи€
Ќика “урбина фотографи€

¬ дерзкий клекот журавлиный,

–аскачайте на качел€х,

¬етер, превращенный в иней.

ѕомогите мне запомнить

¬се тревоги и сомнени€.

ƒайте руку!

я б хотела

—ердца ощутить биенье.

(Ќика “урбина. "ѕоднимите пальцы - нервы" »з сборника "„ерновик".)

 то - то из знакомых надоумил потом маму Ќики, ћайю јнатольевну, что непременно нужно показать все это специалистам -поэтам. “етрадь попала к ≈вгению ≈втушенко, приехавшему в то врем€ в ялту - то ли на лечение, то ли на поэтические вечера: ≈втушенко нахмурилс€, перевернул со вздохом первую страницу, потом дес€тую и уже на завтраЌика проснулась знаменитой. —коро в —оветском —оюзе трудно было найти человека, который не знал бы ее имени! ќ ней писали газеты, ее показывали по телевидению, приглашали на поэтические концерты, где она выступала наравне со взрослыми. —обирала полные залы, и что удивительно, умела держать аудиторию часами, увлечь ее звуком хрупкого детского голоса! ¬ ней сквозила трогательность, беззащитность и в то же врем€ горька€ и трагична€ уверенность в том, что она, маленька€ Ќикуша, - так звали ее дома, - знает что то такое, чего не знают другие:

ƒом в дерев€нной оправе ,

» не попасть туда,

√де за тенистым садом

Ѕудет шуметь вода

√де с колокольным звоном

 амень слетит с откоса.

ќсень неторопливо

“уго сплетает косу.

√де по дорожкам колким

’во€ лежит подушкой

» даже колючий ежик

—танет детской игрушкой

√де отыскать калитку?

„ем отомкнуть засовы?

ћожет быть, этот домик

ћною был нарисован:

("ƒом в дерев€нной оправе" ѕубликаци€ журнала "ћы" є2 за 1990 год.)

— нею работали специалисты психологи, профессора медицины, экстрасенсы и поэты.. ≈е называли "эмоциональным взрывом, блистательным талантом, пришельцем из космоса, ребенком ѕушкиным, поэтическим ћоцартом", и просто "последовательницей творчества" несравненной јхматовой. ≈вгений ≈втушенко возил ее в »талию и јмерику , она получила престижную премию в области искусства "«олотой Ћев", став ее второй русской обладательницей после јнны јндреевны.

Ќо јнне јндреевне јхматовой при получении премии было за шестьдес€т, а Ќике - 10 с небольшим. ѕисать без ошибок лауреат - поэтесса так и не выучилась, увы!

ѕосещать €лтинскую школу - гимназию (бывшую гимназию Ѕрюхоненко, где училась когда- то ћарина »вановна ÷ветаева!-автор) было абсолютно некогда: все врем€ отнимали гастрольные поездки по стране. ¬ 1989 году издательство "ƒом" при знаменитом тогда —оветском ƒетском ‘онде имени ¬. Ћенина открыло книгами Ќики “урбиной новую серию " ниги детей" ¬се ждали новых взлетов гени€.

Ќо этого - не случилось. ќна писала стихи до 12 лет. ј потом началс€ переходный возраст. » рифмы потер€лись. ”шли.„то послужило этому причиной? ќсобенности взрослени€? —емейные драмы: мама Ќики вышла второй раз замуж и отношени€ с отчимом, а потом и маленькой сводной сестрой не складывались? “рудно сказать. . ћама Ќики вспоминала:

"Ёто был ребенок, который писал стихи, болел своими болезн€ми, жил в своем замкнутом кругу. —ейчас продают детские €йца - киндерсюрпризы, внутри которых подарочек спр€тан. » вот жил этот подарочек там.  огда ей исполнилось 13 лет, коробочка раскрылась и оттуда выскочил чертенок. “акой неожиданно взрослый. Ќам с ней стало очень сложно, с ней начались беды: Ќика резала себе вены, выбрасывалась из окна, пила снотворное, ей было страшно. я так понимаю, что ей просто было страшно входить в жизнь,.. ” мен€ просто сердце разрывалось. »ногда хотелось вз€ть кувалду и стукнуть ее по башке., потому что она пьет водку. — другой стороны она взрослый человек и она имеет право делать все, что хочет не спрашива€ мен€. ∆изнь св€зала нас в такой тесный узел, что всЄ это заставл€ет страдать нас всех - ее, в первую очередь, мен€, да и ћашу (сводную сестру - автор.) тоже."

„тобы "разрубить узел", зан€ть какое то место во взрослом мире и утвердитьс€ в нем, Ќика в шестнадцать лет вышла замуж за 76 - летнего профессора психологии, италь€нца по происхождению. ” него в ўвейцарии, в Ћозанне, была сво€ клиника. Ќика не любила вспоминать о том времени. ќна говорила, что все был "красиво и трагично, как растоптанна€ роза". Ѕрак ее закончилс€ скоропалительно, детей не было, она вернулась в ћоскву, в –оссию, где гремели перестроечные этюды - экзерсисы и никто уже не вспоминал девочку - вундеркинда.

¬ ее последнем интервью јнатолию Ѕорсюку звучали трагично - резкие ноты. –омантически светлых красок или простого "приукрашивани€" в ее рассказе не было.

"’отите большую правду? - говорила она, нервно прикурива€ сигарету за сигаретой, и трудно было узнать в усталой донельз€, с потухшими глазами женщине или девушке, (нельз€ точно определить возраст сильно пьющего человека в бесформенной и гр€зной одежде, с почти нерасчесанными волосами!) когда то блистательно - уверенную, красивую Ќику “урбину, держащую в восхищенном оцепенении тыс€чные концертные залы —оюза, »талии и даже - —Ўј!

„то мне сказать о том, что было в то врем€?  роме того, что € уже сказала - холодно, голодно т€жело. ќчень хотелось тепла, любви, людей, рук, глаз, извините за банальность ќчень хотелось быть в постели с кем - то по любви, а не за что -то.   тому же писалось то, что никому на хрен не нужно было!

(Ќика выразилась именно так, в очень резкой форме, но в ней - горчайша€ суть действительности. ≈вгений ≈втушенко, выжав из попул€рности Ќики немалые выгоды и барыши, - на «ападе -и не без оснований!- он считалс€ чем - то вроде ее продюсера - импрессарио, - подн€в, на волне ее попул€рности и свое, слегка подзабытое им€, не вспомнил о Ќике и не помог ей даже тогда, когда она была уже очень больна! - автор)

—начала от этого было херово, потом от этого было кайфно, своего рода мазохистский кайф был, - —лава Ѕогу, что не надо, от этого тепло и замечательно. ј потом стало все равно. Ќадолго. ќчень надолго.

(Ќика “урбина. »нтервью ј. Ѕорсюку в фильме "Ќика“урбина: »стори€ полета" 1995 г. —охранен стиль, присущий героине рассказа - автор) .

ќна пыталась учитьс€ в √итисе, куда ее прин€ли без вступительного экзамена по русскому (она ведь так и не умела толком писать), сн€лась в каком то малопон€тном художественном фильме в роли главной героини. –аботала в театре - студии на окраине ћосквы. » все врем€ писала стихи, на обрывках бумаги, на клочках газет:

Ќо стихи эти она чаще всего читала себе одной. ƒаже поклонники Ќики, которые были у нее всегда не очень - то интересовались ее творчеством, предпочита€ делить с нею постель и рюмку. ≈й это не очень нравилось. Ѕесконечные ссоры и вы€снение отношений то с любимыми, то с родными , привели к тому, что в ночь с 14 на 15 ма€ 1997 года Ќика выбросилась с балкона п€того этажа. ” нее был серьезно поврежден позвоночник, но она чудом осталась тогда жива. ƒеньги на лечение собирали все, кто еще знал ее и помнил. ѕомог даже какой то американский бизнесмен. ќна перенесла 12 операций, оправилась, но ходить самосто€тельно больше не могла.

¬ ее маленькой квартирке в ћоскве, в одном из старинных , еще "сталинских", высотных домов жили с нею только две кошки и собака. Ћюд€м она не очень довер€ла. ∆урналистов видела редко. ƒа они ею и не интересовались.

¬ своем последнем интервью јнатолию Ѕорсюку в 2001 году (в программе "1+1") она тихо рассказывала потр€сающую историю наглости и предательства, пыта€сь еще при этом иронизировать :"—ейчас € ¬ас посмешу. ћес€ц назад мен€ нашла каким - то левым путем секретарь детского писател€ јльберта Ћиханова. я пришла к нему. (¬еро€тно, Ќику привезли к писателю какие - то знакомые. - автор). Ћиханов долго сидел, п€лилс€ на мен€, задавал совершенно хамские вопросы. Ќаконец, € говорю: "јльберт јнатольевич, зачем € ¬ам вообще нужна? я свое врем€ потер€ла." - "я книгу пишу. ¬ы, как подопытна€, мне очень нужны." - " ак подопытна€?" -"Ќу, как из маленьких гениев дураки вырастают". я не утрирую, все так и было. Ќа самом деле очень смешно.."

—мешно до такой степени, что напоминает трагедию в античном стиле!

јнатолий Ѕорсюк резюмировал: "— нею, действительно, очень сложно. ќна совершенно не приспособлена к жизни. ”меет только стихи писать и ничего больше. ( ј разве это - так мало?!! - автор.) ≈й нужен человек, который заслонил бы ее своей спиной, избавил от быта, от необходимости покупать себе одежду,еду, платить за квартиру, пробивать публикации.. Ќе знаю найдетс€ ли сейчас человек желающий искренне ее полюбить, помочь. Ќе знаю, почему ее жизнь так сложилась, кто в этом виноват. ” мен€ был вариант названи€ фильма "—пасибо всем!". ¬се забыли Ќику, не только те, кто ею непосредственно занималс€, но и почитатели ее таланта, публика, страна. —о всеми покровител€ми, фондами, чиновниками журналами всЄ кончено. ќ ней никто не помнит, она никому не нужна. ≈й 26 лет, вс€ жизнь впереди, а такое ощущение будто она прожила ее почти до конца.."

ƒо конца. ƒа, так и было. 27 ма€ 2002 года Ќике каким то чудом удалось забратьс€ на подоконник своей комнаты на п€том этаже. ќна отправилась в последний полет, посчитав, что жить - хватит, и оставив у себ€ за спиной рассуждени€ о нужности и ненужности, нелюбви и пустоте, истинном и неистинном даре гениальности.

Ќесколько дней ее тело пролежало в морге института им. —клифосовского, никем не опознанное. ѕотом ее просто кремировали.

÷веты ей принес единственный человек - ее преподаватель на ¬ысших режиссерских курсах јлена јлександровна √алич (дочь поэта - барда јлександра √алича - автор.) ¬месте со своими студентами - сокурсниками Ќики, јлена јлександровна намерена добиватьс€ перезахоронени€ праха Ќики “урбиной на ¬аганьковском кладбище. ќна считает, что наград и престижных премий дл€ предоставлени€ такой "посмертной почести" у Ќики √еоргиевны “урбиной более, чем достаточно!

ќправдала ли она свое им€, данное ей при рождении Ќика - "богин€ ѕобеды" - судить не нам.  ак и давать оценку ее странной —удьбе и тому ошеломл€ющему ƒару, что принес в ее жизнь больше горечи, чем сладости и больше разочаровани€ чем, надежд: Ќо, наверное, такова участь всех истинных ѕоэтов....

“ворческие люди
медведь 04.10.2010 12:08:21
ј всетаки обидно почемуто творческих людей врем€ как-то невоспринемает € думаю это из-за ,то, что просто люди неготовы прин€ть новое. ѕросто в основном творческие люди остаютс€ невостребованны как бы выброшеные на обочину жизни . Ќезавидное чувство чувствовать себ€ на краю пропости зна€ ,что если упадешь некто о тебе невспомнит. ѕросто чувство безконечного одиночиства..




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:13099
ƒональд ¬инникотт
¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11170
¬ениамин јлександров
√ильди€ гени€
ѕосетило:18150
»ван  улибин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru