Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јндрей Ѕелый

   /   

Andrey Beliy

   /
             
‘отографи€ јндрей Ѕелый (photo Andrey Beliy)
   

ƒень рождени€: 26.10.1880 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 08.01.1934 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 53 года

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ѕиографи€

русский писатель-символист

Ѕелый јндрей (псевд. Ѕориса Ќиколаевича Ѕугаева) (1880-1934), русский писатель. ќдин из ведущих де€телей символизма. ƒл€ ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное воспри€тие действительности ("симфонии"), формальное экспериментаторство (сборник "«олото в лазури", 1904).

25.06.2005

¬ сборнике "ѕепел" (1909) трагеди€ деревенской –уси. ¬ романе "ѕетербург" (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. ћемуары, автобиографическа€ проза. »сследовани€, в т. ч. поэтики Ќ. ¬. √огол€.

јндрей Ѕелый фотографи€
јндрей Ѕелый фотографи€

—емь€, детство, образование

–одилс€ в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Ќикола€ ¬асильевича Ѕугаева, декана физико-математического факультета ћосковского университета. ћать, јлександра ƒмитриевна, урожденна€ ≈горова, одна из первых московских красавиц. ¬ырос в высококультурной атмосфере "профессорской" ћосквы. —ложные отношени€ между родител€ми оказали т€желое воздействие на формирующуюс€ психику ребенка, предопределив в дальнейшем р€д странностей и конфликтов Ѕелого с окружающими (см. мемуары "Ќа рубеже двух столетий"). ¬ 15 лет познакомилс€ с семьей брата ¬. —. —оловьева ћ. —. —оловьевым, его женой, художницей ќ. ћ. —оловьевой, и сыном, будущим поэтом —. ћ. —оловьевым. »х дом стал второй семьей дл€ Ѕелого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, познакомили с новейшим искусством (творчеством ћ. ћетерлинка, √. »бсена, ќ. ”айльда, √. √ауптмана, живописью прерафаэлитов, музыкой Ё. √рига, –. ¬агнера) и философией (ј. Ўопенгауэр, ‘. Ќицше, ¬л. —оловьев).

ќкончил в 1899 лучшую в ћоскве частную гимназию Ћ. ». ѕоливанова, в 1903 естественное отделение физико-математического факультета ћосковского университета. ¬ 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать зан€ти€, а в 1906 подал прошение об отчислении в св€зи с поездкой за границу.

Ћитературна€ де€тельность, эстетическа€ позици€, окружение

¬ 1901 сдает в печать "—имфонию (2-ю, драматическую)" (1902). “огда же ћ. —. —оловьев придумывает ему псевдоним "јндрей Ѕелый". Ћитературный жанр "симфонии", созданный писателем [при жизни опубликованы также "—еверна€ симфони€ (1-€, героическа€)", 1904; "¬озврат", 1905; " убок метелей", 1908], сразу продемонстрировал р€д существенных черт его творческого метода: т€готение к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизаци€ прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности, эсхатологические настроени€. ¬ 1901-03 входит в среду сначала московских символистов, группирующихс€ вокруг издательств "—корпион" (¬. я. Ѕрюсов,  . ƒ. Ѕальмонт, ё.  . Ѕалтрушайтис), "√риф" (—.  речетов и его жена Ќ. ». ѕетровска€, героин€ любовного треугольника между ней, Ѕелым и Ѕрюсовым, отразившегос€ в романе последнего "ќгненный ангел"), затем знакомитс€ с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издател€ми журнала "Ќовый путь" ƒ. —. ћережковским и «. Ќ. √иппиус. — €нвар€ 1903 начинает переписку с ј. ј. Ѕлоком (личное знакомство с 1904), с которым его св€зали годы драматической "дружбы-вражды". ќсенью 1903 становитс€ одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка "аргонавтов" (Ёллис, —. ћ. —оловьев, ј. —. ѕетровский, ћ. ». —изов, ¬. ¬. ¬ладимиров, ј. ѕ. ѕечковский, Ё.  . ћетнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества ("теургии"), равенства "текстов жизни" и "текстов искусства", любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. "јргонавтические" мотивы развивались в стать€х Ѕелого этого периода, напечатанных в "ћире искусства", "Ќовом пути", "¬есах", "«олотом руне", а также в сборнике стихов "«олото в лазури" (1904).  рушение "аргонавтического" мифа в сознании Ѕелого (1904-06) произошло под вли€нием р€да факторов: смещени€ философских ориентиров от эсхатологии Ќицше и —оловьева к неокантианству и проблемам гносеологического обосновани€ символизма, трагических перипетий неразделенной любви Ѕелого к Ћ. ƒ. Ѕлок (отразившихс€ в сборнике "”рна", 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере. —обыти€ революции 1905-07 были восприн€ты Ѕелым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, "некрасовские" ритмы и интонации (сборник стихов "ѕепел",1909).

1910-е годы

1909-10 начало перелома в мироощущении Ѕелого, поисков новых позитивных "путей жизни". ѕодвод€ итоги прежней творческой де€тельности, Ѕелый собирает и издает три тома критических и теоретических статей ("—имволизм", 1910; "Ћуг зеленый", 1910; "јрабески", 1911). ѕопытки обретени€ "новой почвы", синтеза «апада и ¬остока ощутимы в романе "—еребр€ный голубь" (1910). Ќачалом возрождени€ ("второй зари") стало сближение и гражданский брак с художницей ј. ј. “ургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, —ицили€ “унис ≈гипет ѕалестина), описанные в двух томах "ѕутевых заметок" (1911-22). ¬месте с ней Ѕелый переживает и новый период восторженного ученичества у создател€ антропософии –удольфа Ўтейнера (с 1912). ¬ысшее творческое достижение этого периода роман "ѕетербург" (1913; сокращенна€ редакци€ 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, св€занную с подведением итогов пути –оссии между «ападом и ¬остоком, и оказавший огромное вли€ние на крупнейших романистов 20 в. (ћ. ѕруст, ƒж. ƒжойс и др.).

¬ 1914-16 живет в ƒорнахе (Ўвейцари€), участву€ в строительстве антропософского храма "√етеанум". ¬ августе 1916 возвращаетс€ в –оссию. ¬ 1914-15 пишет роман " отик Ћетаев" первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом " рещеный китаец", 1927). Ќачало ѕервой мировой войны восприн€л как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 как возможный выход из глобальной катастрофы.  ультурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле "Ќа перевале" ("I.  ризис жизни", 1918; "II.  ризис мысли", 1918; "III.  ризис культуры", 1918), очерке "–еволюци€ и культура" (1917), поэме "’ристос воскрес" (1918), сборнике стихов "«везда" (1922).

ѕоследний период жизни

¬ 1921-23 живет в Ѕерлине, где переживает мучительное расставание с –. Ўтейнером, разрыв с ј. ј. “ургеневой, и оказываетс€ на грани душевного срыва, хот€ и продолжает активную литературную де€тельность. ѕо возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию "ћосква" ("ћосковский чудак", "ћосква под ударом", оба 1926), роман "ћаски" (1932), выступает как мемуарист "¬оспоминани€ о Ѕлоке" (1922-23); трилоги€ "Ќа рубеже двух столетий" (1930), "Ќачало века" (1933), "ћежду двух революций" (1934), пишет теоретико-литературные исследовани€ "–итм как диалектика и "ћедный всадник" (1929) и "ћастерство √огол€" (1934). ќднако "отвержение" Ѕелого советской культурой, длившеес€ при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние дес€тилети€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9041
Ћюдмила –уденко
ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14614
ƒэвид Ѕайрон
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13835
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru