Людибиографии, истории, факты, фотографии

Леонид Леонов

   /   

Leonid Leonov

   /
             
Фотография Леонид Леонов (photo Leonid Leonov)
   

День рождения: 31.05.1899 года
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 08.08.1994 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 95 лет

Гражданство: Россия
Соцсети:


Биография

Русский писатель.

Леонов Леонид Максимович (19[31].05.1899—8.08.1994), писатель, драматург, публицист. Леонов родился в семье известного поэта-суриковца Максима Горемыки.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

30.12.2008

Детство Леонова прошло в Москве, в Зарядье, в купеческой лавке деда — Леона Леоновича Леонова, который привил мальчику любовь к древнерусской и духовной литературе. Лето Леонов проводил в с. Полухино Тарусского у. Калужской губ. Окончил Петровско-Мясницкое городское училище (1909), 3-ю Московскую гимназию (1918). Гимназистом Леонов в каникулы выезжал в Архангельск. В 1915 появилось в печати первое стихотворение Леонова, а позднее заметки об общественной жизни, театральные и художественные рецензии. Ранние стихи Леонова, по его собственному признанию, «детски меняющийся голос, первая проба голоса, настройка лиры», были связаны с народнической и символистской эстетикой, во многом подражательны. В гимназические годы Леонов пишет сказку «Царь и Афоня», рассказ «Валина кукла». После окончания гимназии уезжает к отцу в Архангельск, работает в газетах «Северное утро», «Северный день», знакомится с художником С. Писаховым, писателем Б. Шергиным. Встречи с «поэтами севера» открыли перед Леоновым мир русских преданий, нетронутой девственной природы, исконной былинной Руси с ее поэзией и символикой.

Леонид Леонов фотография
Леонид Леонов фотография

Роман «Барсуки» (1924) вывел Леонова в первый ряд молодых русских прозаиков. Созданный по классическим законам романного жанра, он был посвящен острейшей теме современности — крестьянскому мятежу в деревне против советской власти (1920—21). Истоки этого мятежа Леонов видел не только в репрессиях власти, увеличившей продразверстку до огромных размеров, но и в исторической неприязни деревни к городу, своих внутренних деревенских противоречиях, спорах о земле, зависти и, что самое главное, общей катастрофичности бытия, заряжающей ненавистью огромные массы людей. Образ народа в этом романе был наиболее приближен к реальности, крестьянские характеры воссозданы с психологической убедительностью, живописной индивидуализацией, яркостью, философской многозначностью. Роман проникнут сочувствием к трудовому человеку, охваченному наивной беспомощностью перед лицом больших событий, восхищением талантливой народной речью, «озорством мужицкой мысли».

Реклама:

Роман «Вор» (1927), задуманный в 1925 как «история из жизни воров и циркачей», проникнут иными настроениями, написан в иной творческой манере. Трагедия главного героя — Дмитрия Векшина (красный командир, совершивший в гражданскую войну бессмысленное убийство белого офицера и ставший в годы нэпа главарем воровской шайки) представлена в романе в сложном фокусе критического отношения автора и романтизированного отношения со стороны одного из героев — писателя Фирсова. Леонов в романе «Вор» разработал сложную повествовательную форму («роман в романе»), благодаря которой события получали двойное освещение: о них рассказывали автор и писатель Фирсов, создающий роман о Мите Смурове, прототипом которого был Дмитрий Векшин. В романе разворачивался спор о судьбе и предназначении человека в революционную эпоху. Одни герои говорят о поступательном движении («вперед и вверх»), другие сомневаются в прогрессе, предупреждая о том, что нет «окольной дорожки в рай». Пафос романа выражен в словах Векшина: «Разбродную, бессмысленно текущую по равнинам истории людскую гущу направить надо на общую, умную турбину и выплавить от дряни великую человеческую силу. По ту сторону турбины и будет новый человек. А если обманет?». Леонов одним из первых в литературе того времени поднял вопрос о «блестинке» наследия, о культурной преемственности, обеспечивающей духовную стойкость личности. Ориентация на традицию Достоевского (проблема «преступления и наказания»), нота скептицизма в оценке «нового человека», усложненная форма произведения вызвали гневные нападки критики.

Романы Леонова 30-х — «Соть» (1930), «Скутаревский» (1932), «Дорога на Океан» (1935) — отражали, по словам самого писателя, «историю столкновения наступающей новизны с российской архаикой, историю первой встречи машины с дремучими недрами». Однако Леонова интересовало не просто рождение новой стройки, преодоление природной стихии, он размышлял о месте России в цивилизованном процессе, о соотношении идеи «сотворения нового мира» с генетическим материалом — простым, «стихийным человеком», обремененным грузом прошлого: утраченной верой, выродившейся в слепое поклонение идолам, мещанским, заскорузлым чувством собственности, прогнившими устоями быта.

Конец 30-х отмечен взлетом драматургического творчества Леонова: написаны пьесы «Скутаревский» (1934), «Половчанские сады» (1938), «Волк» (1938), «Метель» (1939), «Обыкновенный человек» (1941). Особое значение в творчестве этого периода занимает пьеса «Метель», где воссоздана атмосфера страха и недоверия, характерная для жизни в стране в к. 30-х. Огромный «ветровал», обрушивший на Россию массовые репрессии, получил в пьесе образ страшной, вьюжной метели, которая губит в народе все дееспособное и живое. Леонов изменил привычные для того времени представления о типе героев. В образе положительного персонажа предстал возвратившийся эмигрант, а его брат — директор советского завода — изобличен как индивидуалист, карьерист и мещанин.

Во время Великой Отечественной войны Леонов был в эвакуации в г. Чистополе, занимался драматургией и публицистикой, неоднократно выезжал на фронт в качестве корреспондента газет «Правда» и «Известия». В пьесах «Нашествие» (1942) и «Ленушка» (1943) нашло свое отражение символическое осмысление народного подвига и народного горя, причиненного войной. Сочетание бытовой достоверности, символической выразительности и высокой трагедийной интонации ставило эти произведения в разряд классических пьес о войне. Главная тема — созревание народного гнева и ненависти — являлась сквозной и в публицистике Леонова. Повесть «Взятие Великошумска» (1944) публиковалась на страницах «Правды». Она написана после поездки писателя на фронт в к. 1943. Повесть, исполненная в монументальной былинной манере, посвящена танкистам, совершающим дерзкий рейд в тыл врага, в процессе которого выявляется героизм солдат, обессмертивших свое имя в борьбе с фашизмом.

После войны Леонов пишет пьесу «Золотая карета» (1946) — наиболее символическую из всей драматургии. Леонов обращает внимание на общее, философское содержание конфликта между героями — патриотами и эгоистами-мещанами.

С 1950 по 1953 Леонов работает над романом «Русский лес» (1953). Разрабатывая основную тему романа, Леонов досконально изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему. Однако смысл романа не исчерпывался «идеей постоянного лесопользования», через тему леса Леонов выходил к размышлениям об исторической судьбе России, об изменении русского национального характера, об экологических проблемах, грозящих катастрофой всему человечеству. Главный конфликт романа, воплощенный в образах ученых Вихрова и Грацианского, касался не только проблем леса, а философской концепции жизни. Вихров отстаивал материалистическое понимание природы вещей, демократический взгляд на мир с «обиженной улыбкой выходца из грубого крестьянского сословия», идею общественного служения России. Грацианский стоял на позиции субъективного идеализма, обрамленного философией Ницше и Штирнера и завуалированной фразеологией Маркса. Эти образы вскрыли новый конфликт в обществе послевоенного периода — конфликт между трудом творческим и псевдоработой, затемненной социалистической демагогией и наисовременнейшими лозунгами. Открытием в «Русском лесе» стала и та «национальная координата жизни», которая, по Леонову, должна определять результаты любой деятельности. Роман в жанровом отношении приближается к «Дороге на Океан». Главы о настоящем (время действия — Великая Отечественная война) чередуются с главами о прошлом (дореволюционная Россия). В результате этого сопоставления возникал образ меняющегося, движущегося времени, в котором в определенных точках сходились линии исторического развития. Стиль «Русского леса» временами обретает характер метафорически оформленного философского текста, в котором в емком экспрессивном движении зафиксированы черты той или иной эпохи.

Лучшие дня

Ламберт Вильсон. Биография
Посетило:14107
Ламберт Вильсон
Король хип-хопа
Посетило:10823
 Эминем
Карли Поуп. Биография
Посетило:7926
Карли Поуп

В к. 50—60-х Леонов возвращается к некоторым своим произведениям предшествующих лет, публикует новую редакцию романа «Вор» (1959), где усиливает мотивы вины в образе главного героя, новую редакцию «Метели» (1963), «Золотой кареты» (1964), публикует кинопамфлет «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961), где воссоздается атмосфера ужаса, связанная с возможностью осуществления на Земле ядерной войны. Завершает работу над емкой, изящной повестью «Evgenia Ivanovna» (1938—63), посвященной судьбе невольной эмигрантки, так и не сумевшей «избавиться» от любви к родине.

В 1994 выходит в свет последний роман писателя «Пирамида», над которым он работал с н. 40-х. Этот роман подводит итоги и собственному творчеству Леонова, и всей реалистической литературе XX в. В нем с особой отчетливостью проявилось стремление Леонова совместить в своем творчестве научную картину мира с теологической, воссоздать путь развития цивилизации, объяснить суть исторических катаклизмов в России, «где во всевозможных рассечениях представлена человеческая душа». Роман овеян трагическими предчувствиями, эсхатологическими настроениями, ощущением тревоги и грусти. Он сложен для восприятия, ибо в нем много сюжетных линий, героев, принадлежащих как к миру реальности, так и инфернальной действительности, много непростых ассоциаций, специальной (научной, мистической, богословской) терминологии. Роман отмечен временными смещениями, сложными диалогами персонажей, философскими размышлениями о прошлом и будущем человечества. Главный герой романа — священник, о. Матвей — пытается заглянуть «по ту сторону Добра и света», еретически размышляет о том, чему можно только верить, поэтому терпит всяческие бедствия, как от персонифицированных представителей зла на земле (коммунистов), так и от сатанинских сил, воплощенных в образе Шатаницкого. Леонов ставит перед читателями сложные вопросы: почему с такой легкостью русский народ отошел от Бога, в результате чего свершились все катастрофы на его пути? Какой «порочный ген» заставил Россию поменять веру на социальные догмы, Бога — на посланцев преисподней? Хотя присутствие активных леоновских героев ощущается в романе (один из персонажей вспоминает лесника Вихрова), но главный акцент автор ставит на др. сторонах национального характера — стремлении к познанию, к самопознанию, спору с самим собой, непредсказуемости, мистике, тайне.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Как упавший метеорит изменил жизнь к худшему
Посетило:15606
Энн Ходжес
Ламберт Вильсон. Биография
Посетило:14107
Ламберт Вильсон
Королева льда, королева теней
Посетило:8674
Соня Хени

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history