Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёрий Ћевитанский

   /   

Yuriy Levitanskiy

   /
             
‘отографи€ ёрий Ћевитанский (photo Yuriy Levitanskiy)
   

ƒень рождени€: 22.01.1922 года
ћесто рождени€:  озелец, , „ерниговска€ обл. ,–осси€
ƒата смерти: 25.01.1996 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 74 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ё–»… Ћ≈¬»“јЌ— »…: Ђ∆»«Ќ№ ћќя,  »Ќјћј“ќ√–ј‘, „≈–Ќќ-Ѕ≈Ћќ≈  »Ќќї

–усский поэт и переводчик

я нетипична€ фигура. я давно все зачеркнул. ¬ойну и эту тему дл€ себ€ лично. я люблю ≈вропу, ¬ену, ѕрагу...  огда в ѕрагу вошли в 1968-м советские танки, € просто плакал...

05.04.2006

"–ус. сов. поэт, переводчик... √ерой поэзии Ћ. Ч наш современник, прошедший испытани€ воен. лет, вер€щий в жизнь и отвергающий обыват. проз€бание..." ( ратка€ литературна€ энциклопеди€, 1967).

ёрий Ћевитанский фотографи€
ёрий Ћевитанский фотографи€

¬сего 13 строк, но каких! „его стоит одно "обыват. проз€бание", которое Ћевитанский отвергал. ”мна€ голова и золотое перо. ѕо какой-то причудливой ассоциации вспоминаетс€ 3-€ книга ¬етхого «авета Ч "Ћевит" (тема: жертвы): "Ќе обижайте один другого..." (гл. 25); "Ќе делайте себе кумиров..." (гл. 26).

ёрий Ћевитанский не был правоверным евреем, тем не менее терпел обиды. Ќо никогда не был обидчиком.  умиров не чтил, если не считать глупой молодости: "ћое поколение, как ни горько это сознавать, было поколением фанатиков, ограниченно знавших о том, что происходит, психологически ориентированных в заданном направлении... ћы были воспитаны в бодрых маршевых ритмах, на оптимистических лозунгах". ¬ дальнейшем Ћевитанский прозрел. » его социальный оптимизм полностью улетучилс€.

ѕозволю себе р€д ассоциаций. Ћевитанский Ч Ћевитан. √рустные стихи Ћевитанского и печальные пейзажи Ћевитана.  ажетс€, ћихаил Ћуконин удачно назвал поэтическую манеру Ћевитанского "акварелью душевных переживаний". ј еще был ёрий Ћевитан, знаменитый сталинский диктор, с торжественным металлом в голосе. ” ёри€ Ћевитанского тоже был фирменный голос, со своими интонаци€ми, не столь, конечно, оглушительный, но проникающий в душу слушател€.

Ќу, а теперь штрихи биографии. ёрий ƒавидович Ћевитанский родилс€ 21 €нвар€ 1922 года в украинском городке  озельце „ерниговской области. ƒальнейшие места обитани€ Ч  иев и —талино (ныне ƒонецк). ¬ школе мечтал быть астрономом, но стал поэтом. ”чеником 7-го класса начал публиковать стихи в газетах "—оциалистический ƒонбасс" и "—талинский рабочий". «атем ћосква, знаменитый »‘Ћ», постигал философию и литературу вместе с “вардовским,  оганом, Ќаровчатовым, —луцким, —амойловым... — 3-го курса Ћевитанский ушел добровольцем на фронт. ќтвоевал от ћосквы до ѕраги, сначала р€довым пулеметчиком, потом командиром. —трочил из пулемета и писал стихи Ч как же без поэзии! Ч дл€ армейской печати.

Ѕогатый военный опыт, однако, не стал у него доминирующей темой, как у большинства поэтов-фронтовиков. Ётот опыт Ћевитанский как бы отрезал:

Ќо что с того, что € там был,

в том грозном быть или не быть.

Ћучшие дн€

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:8324
Ћюдмила –уденко
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7768
≈катерина ћельник
—амый младший 'Ѕитл'
ѕосетило:2533
ƒжордж ’аррисон

я это все почти забыл.

я это все хочу забыть.

я не участвую в войне -

она участвует во мне.

» отблеск ¬ечного огн€

дрожит на скулах у мен€...

¬ разговоре как-то призналс€: "я нетипична€ фигура. я давно все зачеркнул. ¬ойну и эту тему дл€ себ€ лично. я люблю ≈вропу, ¬ену, ѕрагу...  огда в ѕрагу вошли в 1968-м советские танки, € просто плакал..."

ѕосле демобилизации Ћевитанский жил в »ркутске, там вышли его первые поэтические сборники "—олдатска€ дорога", "¬стреча с ћосквою", "Ћисть€ лет€т" и другие. ѕриехав в ћоскву, он оканчивает ¬ысшие литературные курсы. «анимаетс€ переводами. "» мы уходим в переводы, идем в киргизы и в казахи, как под песок уход€т воды, как ƒон ∆уан идет в монахи...", Ч грустно писал Ћевитанский.

» еще он писал пародии (шутить, чтобы не плакать?), его книга пародий "—южет с вариантами" (1978) имела успех. ¬от, к примеру, строки из пародии на јрсени€ “арковского:

¬ лавке грека Ћамбринади,

“ам, где раки Ѕордолез,

—пит селедка в маринаде,

ѕогрузившись в майонез.

Ќо угрюм и неприка€н,

ѕро€вл€€ волчью прыть,

ѕо дорогам ходит  аин,

’очет јвел€ убить...

Ќо Ћевитанский не осталс€ пересмешником Ч он хотел рисовать свои собственные картины мира и быти€. ≈го влекла "чиста€ поэзи€".  нига " инематограф" (1970) окончательно утвердила за ним статус серьезного и оригинального поэта. ѕоследующа€ книга "ѕисьма  атерины, или ѕрогулки с ‘аустом" (1981) сделала его попул€рным среди читателей.

∆изнь мо€, кинематограф, черно-белое кино!

 ем написан был сценарий? „то за странный фантазер,

Ётот равно гениальный и безумный режиссер?

 ак свободно он монтирует различные куски

ликовань€ и отча€нь€, весель€ и тоски!..

...» над собственною ролью плачу € и хохочу,

по возможности, достойно доиграть свое хочу -

ведь не мелкою монетой, жизнью собственной плачу

и за то, что горько плачу, и за то, что хохочу.

¬ творчестве Ћевитанского очень сильно лирическое "€" Ч никаких "мы", все пропущено через собственное сердце. —тих у него вольный, раскованный, с богатой романтической палитрой. » вместе с тем, как заметил ≈фим Ѕершин, "после ѕушкина никто, кажетс€, так не любил глаголы, никто так изысканно не рифмовал, не перекатывал по строке, как волна перекатывает гальку, шурша и звен€. ќн рифмовал их виртуозно..." ≈ще примечательные особенности: пристрастие к литературным аллюзи€м (чаще всего использовал пушкинские или лермонтовские строки), к реминисценци€м (√оголь, ƒостоевский, Ёдгар ѕо). Ћевитанский был пропитан книжной премудростью Ч истинный человек книги:

∆ить среди книг, хот€ бы не чита€,

лишь ощущать присутствие вблизи,

как близость леса или близость мор€ -

вот лучшее из одиночеств...

¬ то же врем€ в стихах Ћевитанского ощущаетс€ биение насто€щей жизни с ее вечными поисками, встречами-расставани€ми, проблемами, тревогами и сумасбродством.

—обирались наскоро,

обнимались ласково,

пели, балагурили,

пили и курили.

ƒень прошел Ч как не было.

Ќе поговорили.

¬иделись, не виделись,

ни за что обиделись,

помирились, встретились,

шуму натворили.

√од прошел Ч как не было.

Ќе поговорили...

ќщущение быстро проход€щего времени было особенно присуще Ћевитанскому.

„то-то случилось, нас все покидают.

—тарые дружбы, как листь€, опали.

...что-то тарелки давно не летают.

—нежные люди куда-то пропали...

Ћетающие тарелки, снежные люди Ч така€ маленька€ усмешечка почти сквозь слезы.

¬ последние свои годы, пришедшиес€ на распад ———– и начало капиталистической эпохи, Ћевитанский был весь погружен в прессу, событи€, радио, версии, слухи. ќн вбирал в себ€ волны времени, его напасти, ужасы, катастрофы Ч конечно, в ущерб своему творчеству. ¬ оправдание говорил: " нижек моих не издают, переводами уже ничего не заработаешь. я поэт нищий, как и большинство сограждан". ¬озможность эмиграции ёрий ƒавидович отвергал категорически: "Ќикуда € не уеду. ƒа и поздно уже Ч много чего в жизни € прозевал и не успел... “еперь глупо суетитьс€... ƒописать бы то, что в столе лежит..."

«а несколько мес€цев до смерти в интервью " омсомольской правде" Ћевитанский говорил: "ћо€ тема Ч эволюци€ личности. ћое зан€тие в последние годы Ч думанье, если можно так выразитьс€. «аписываю..."

ј думать было о чем. —удьба –оссии не могла не волновать поэта. "ƒавно уже пора решить кардинальный вопрос: а кто мы?  то мы? Ќе —талин, а мы?.. Ќаши власти такие, какие мы..." » далее Ћевитанский повтор€л слова “ютчева: народ-младенец. "„то можно изменить в обществе, если оно пропитано ложью, пь€нством, юродством? Ч я не верю, что народ наш так генетически задуман на веки вечные..." Ч говорил он в интервью журналу "ќгонек".

¬ конце жизни Ћевитанскому удалось съездить (на спонсорские деньги) в »зраиль. ¬ тамошнем " урьере" он признавалс€: "я не верю в голос крови. ¬о вс€ком случае, во мне он молчит. ’от€ сейчас € начинаю интересоватьс€ иудаизмом и вдруг обнаруживаю, что ко многим его истинам € пришел самосто€тельно. » эта поездка дл€ мен€, конечно, больше, чем просто поездка за границу, € надеюсь, что она поможет мне кое-что пон€ть в самом себе".

Ќельз€ обойти молчанием тему женщин, тем более что он был весьма интересным мужчиной и даже почти плейбоем. Ѕыли возлюбленные, были жены.  ажда€ женщина дл€ него была не объектом наслаждени€, а завораживающей, непостижимой тайной. ¬ 64 года он встретил 19-летнюю »рину ћашковскую, и зав€залс€ любовный роман. ќн ее полюбил за молодость, она его, наверное, Ч за талант. ќн оставил жене свою большую квартиру, библиотеку, деньги и ушел, как говоритс€, в одних брюках. ќставив не только жену, но и троих дочерей, старша€ была ровесницей молодой возлюбленной. ћожно себе представить, как все возмущались вокруг и осуждали его. –одители, бабушка и дедушка »рины лезли на потолок: 45 лет разницы, три дочери, да к тому же еврей (они были упертыми коммунистами и неисправимыми антисемитами). Ќо »рина пошла наперекор всем мнени€м. ќни прожили вместе 10 лет, снима€ чужие квартиры, и лишь в последние два года в собственной, которую дали Ћевитанскому.  огда его не стало, вдова дала несколько интервью, в одном из них сказала, что дл€ нее определение любви Ч это така€ нежность, от которой дышать нельз€. Ќе будем педалировать дальше эту деликатную тему, лишь приведем строки из одного стихотворени€, посв€щенного молодой жене:

“ы так молода, молода,

а р€дом такие соблазны,

что эти мои холода

нисколько тебе не опасны...

ј далее идут строки: "ѕростимс€ до —удного дн€. ¬се птицы мои улетели..." —удный день пришел 25 €нвар€ 1996 года. Ќезадолго до этого, принима€ в √еоргиевском зале  ремл€ из рук президента –оссии высокую награду, Ћевитанский сказал, что война в „ечне безнравственна и нельз€ смиритьс€ с гибелью мирных жителей. ƒругой бы на его месте захрюкал от верноподданнической радости и лизнул бы державную руку, но Ћевитанский был всегда честен перед самим собой. ќн, как завещал классик, сказал царю "истину". “от, разумеетс€, ее проигнорировал. √орька€ правда далась Ћевитанскому т€жело, и сердце его не выдержало. ћожно сказать, что он стал еще одной жертвой чеченской войны.

¬ заметках на смерть ёри€ Ћевитанского поэтесса ќлес€ Ќиколаева, много лет друживша€ с ним, написала: "¬ нем была драгоценна€ любовь к скорб€м Ч amor fati, Ч котора€ достаетс€ поэтам как крест и как дар. ѕлакальщик и печальник, наш вечный ѕьеро, бела€ ворона среди здравомысл€щих и комильфотных московских поэтов..."

«акончим это повествование все же на мажорной ноте. ѕомните его знаменитый "ƒиалог у новогодней елки"? Ч "„то происходит на свете? Ч ј просто зима..." Ќу, а потом придет весна, апрель, и:

Ч „то же из этого следует? Ч —ледует жить!

Ўить сарафаны и легкие плать€ из ситца.

Ч ¬ы полагаете, все это будет носитьс€?

Ч я полагаю, что все это следует шить...

» далее светлый мажор: "¬альс начинаетс€. ƒайте ж, сударын€ руку". » все кружитс€ вокруг.  ружитс€. ј в голове про€сн€етс€ мысль: следует жить. Ќесмотр€ и вопреки. Ќаперекор трудност€м, проблемам и преп€тстви€м. » главное:

Ќо позвольте мне любить,

а писать еще тем паче,

“ак Ч а все-таки иначе,

так Ч а все же не совсем...

Ѕыть самим собой. Ёто главный завет.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7492
¬иктор Ћ€гин
Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:8324
Ћюдмила –уденко
—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:10160
—инди  роуфорд

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru