Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёван Ўесталов

   /   

Uvan Shestalov

   /
             
‘отографи€ ёван Ўесталов (photo Uvan Shestalov)
   

ƒень рождени€: 22.06.1937 года
ћесто рождени€: с.  амрадка, , Ѕерезовский район ,———–
¬озраст: 83 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

ѕоэт, Ћауреат √осударственной премии –оссии

ѕоэт, Ћауреат √осударственной премии –оссии, ѕрофессор кафедры ёЌ≈— ќ "“еори€ образовани€ в поликультурном обществе" –оссийского √осударственного ѕедагогического университета им. √ерцена.

07.09.2007

ёван Ќиколаевич Ўесталов - ровесник мансийской письменности, один из самых €рких представителей этого удивительного народа, известный мансийский поэт и прозаик, но все-таки больше и главным образом - поэт. ќн родилс€ 22 июн€ 1937 года в деревне  амрадка Ѕерезовского района. ќтец Ўесталова был одним из первых коммунистов, организатором и председателем колхоза, дед же - шаманом. Ўаманска€ жилка действительно присутствует и отчетливо дает себ€ знать в его характере. “ворчество ёвана Ўесталова корн€ми своими уходит в мансийский фольклор. ѕисатель - блистательный знаток обр€дов и обычаев, легенд и былин своего народа. Ќародными предани€ми, песн€ми, поверь€ми пронизаны его проза и поэзи€.

ёван Ўесталов фотографи€
ёван Ўесталов фотографи€

ёван Ўесталов первым в истории своего народа смело обратилс€ к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний, легенд, песен. ƒо него никто из писателей не пыталс€ обрабатывать, вводить их в современный стих. Ќадо было вдохнуть в древние легенды "душу живу", сделать так, чтобы в современной поэме они не выгл€дели наподобие застывших музейных этнографических экспонатов, ибо поэзи€ не музей, а жива€ жизнь. Ќадо было, чтобы легенды и песни, не тер€€ своей древней, седой истории, звучали современно, помога€ познанию быти€, познанию нравственных, философских, социальных проблем нашего времени.

ѕерва€ книга ёвана Ўесталова была издана в “юмени в 1958 году на мансийском €зыке. Ќазывалась она "ћакем ат", что в переводе означает "ƒыхание родной земли". „ерез год она стала €дром его первого сборника "ѕойте, мои звезды", вышедшего на русском €зыке в издательстве "—оветский писатель". ќдно из стихотворений, вошедшее в сборник, в 1957 году ёван Ўесталов прочел на своем родном €зыке на вечере ленинградских поэтов, будучи никому не известным 18-летним студентом. «вукова€ сторона стихотворени€ была такой €ркой, что слушател€м показалось, будто в зале разбушевалась бур€, послышалс€ треск сломанного весла и лай пса в тонущей лодке. —ловом, перевода не потребовалось. ¬скоре несколько ленинградских поэтов вступили в своеобразное соревнование за лучший перевод "√розы", но ни у кого не получилось текста, адекватного стихам, прочитанным Ўесталовым по-мансийски.

—борник "ћиснэ" ("ƒобра€ лесна€ фе€", 1961) подвел итог первого этапа творческого пути: в нем - лучшие стихи, написанные до 1960 года. ёван Ўесталов вложил в этот образ (ћиснэ) глубокое содержание. ћиснэ в его понимании - это не просто добра€ лесна€ фе€, помогающа€ охотнику и дающа€ ему удачу в промысле или выручающа€ человека из беды. ћиснэ - это –одина, щедро одар€юща€ тех, кто своим честным трудом создает ее величие, силу и красоту. ћиснэ - это проста€ девушка, которую можно встретить и в Ћенинграде, и в ’анты-ћансийске, и в далеком северном колхозе.

¬ литературу ёван Ќиколаевич вошел со своей первой повестью "—иний ветер каслани€" (1964), котора€ много раз издавалась в —оюзе и была не раз переведена на иностранные €зыки.

ƒруга€ повесть ё. Ўесталова называетс€ " огда качало мен€ солнце". ≈е сюжетную основу составл€ет биографи€ поэта. ќсобенное внимание в ней автор удел€ет отцу. ƒед проиграл его в карты богатому соплеменнику. ќт мальчонки на побегушках у купца до председател€ колхоза - таков путь, пройденный отцом ё. Ўесталова. ѕовесть насыщена легендами, предани€ми, сказками, и, как пишут исследователи, "за всем этим многочисленным скоплением сказового, легендарного оказываетс€ скрыта авторска€ иде€ - убедить читател€ в том, что жизнь - сказка".

ѕоэтический эпос ё. Ўесталова, его многочисленные поэмы и тематически и художественно св€заны с его прозой. ¬се лучшее из созданного им Ўесталов в 1971 году объединил в книгу под названием "языческа€ поэма".  ритика дала книге высочайшие оценки.

" нига "языческа€ поэма", - говорил ё. Ўесталов при присуждении ему √осударственной премии –—‘—–, - складывалась из стихов, написанных мною в разные годы. ћожно сказать, € ее писал всю сознательную жизнь. ¬ ней пыталс€ изобразить человека —евера без экзотических прикрас, опира€сь на мансийский фольклор, на мудрость старых легенд и поверий, вобравших в себ€ многовековой духовный опыт моего родного народа".

Ћучшие дн€

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15480
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10069
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ѕосетило:9143
ћихаель “онет

ё. Ўесталов много пишет дл€ детей. ќн €вилс€ основоположником детской литературы манси. ≈го книги €ркие, праздничные не только по оформлению, но и по содержанию. Ёто "ѕотЄпка" (ћ., 1963), "—казки таежного игрища" (ћ., 1981), "—нежное утро" (Ћ., 1981) и т. д.

— годами в творчестве ё. Ўесталова усиливаетс€ публицистичность. —тремление вмешатьс€ в жизнь, в решение ее важнейших проблем, в споры вокруг литературного процесса заставл€ет писател€ активно выступать в прессе. ¬ итоге по€вилось несколько книг: "Ўаг через дес€тилети€", "—ибирское ускорение", "Ѕольша€ рыба" и др.

≈сли "языческа€ поэма" - прежде всего мифологическое, романтико-поэтическое каслание, то "Ўаг через дес€тилети€", "—ибирское ускорение", "Ѕольша€ рыба" - стремление автора осмыслить конкретную реальность современной жизни —евера.  ниги Ўесталова зовут читател€ жить в согласии и гармонии с окружающей природой.

„ита€ книги Ўесталова, мы становимс€ участниками шаманского обр€да.  аждое его слово - волшебна€ песн€. –итм его стихотворений напоминает звучание бубна шамана: иногда усиливаетс€, иногда затихает, прерываетс€, чтобы снова загрохотать. ѕодобно тому, как шаманы заклинают духов, так и Ўесталов заклинает свою родину, природу, свой народ, его культуру, традиции, историю, но не с помощью шаманских талисманов, а с помощью выразительных средств литературы. „ерез поэта мы осознаем свою сопричастность с этим особым миром, - неважно, мы ли прилетаем к духам или они к нам на крылатом коне стихов Ўесталова... ќгонь горит уже в нас, бубны грохочут уже в нашей душе, и мы не можем вырватьс€ из заколдованного круга, очерченного шаманом-поэтом.

¬ насто€щее врем€ ё. Ўесталов живет в ѕетербурге, с 1991 года он издает журнал "—терх". ѕризвание журнала, по задумке создател€, - сблизить все народы финно-угорской группы, показыва€ самобытность каждого.

—уществуют разноплановые оценки творчества ё. Ўесталова, тем не менее, его произведени€ стали основополагающими дл€ мансийской литературы.

ёван Ўесталов
—ветлана 04.02.2015 03:19:21
«амечательный сайт. —тать€ о мансийсской писателе ёване Ўесталове, написана в начале 90-х,достаточно хорошо расскрывает его творчество. ∆аль, что нет сведений об этом человеке после 90-х.

¬ладимир
¬ладимир 01.12.2015 06:07:24
ѕознакомилс€ с ёваном Ўесталовым в 1979 году,когда он приезжал на свою родину в п.Ѕерезово ’ћјќ. ’ороший человек,собеседник,патриот своего народа,много работал по ¬енгрии.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10069
јшрита ‘урман
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16914
јлександр ягубкин
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41861
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru