Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћес€ ”краинка

   /   

Lesya Ukrainka

   /
             
‘отографи€ Ћес€ ”краинка (photo Lesya Ukrainka)
   

ƒень рождени€: 25.02.1871 года
ћесто рождени€: Ќовоград-¬олынский, –осси€
ƒата смерти: 01.08.1913 года
ћесто смерти: —урами, , “ифлисска€ губерни€, √рузи€
¬озраст: 42 года

√ражданство: –осси€

Ћес€ ”краинка

”краинска€ писательница

ѕоэтесса, переводчица, драматург, писавша€ на двух €зыках - русском и украинском. јвтор драмы " аменный хоз€ин", пьесы "√олуба€ роза", многочисленных стихотворений и поэм. ѕереводила на украинский €зык произведени€ √ете, Ўиллера, √ейне:ќснователь украинского общества молодых поэтов "ѕле€да.".

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.12.2000

....¬о многих ее стихах часто повтор€ютс€ два слова: "крыль€" и "песн€". ћожет быть, оттого, что самой сильной мечтой ее всегда было взлететь, преодолева€ оковы слабого тела, а строки ее стихов, наполнены м€гкими и печальными напевами родной земли, где бы она не находилась: под жарким солнцем ≈гипта,серым и дождливым небом √ермании или у берегов —редиземного мор€ в √реции...

Ћес€ ”краинка фотографи€
Ћес€ ”краинка фотографи€

Ћес€ ”краинка родилась 25 феврал€ 1871 года в г. Ќовоград -¬олынском, в той части ”краины, котора€ входила в состав –оссийской империи.

¬ семье не чуждой высоких духовных интересов : мать - писательница, творивша€ под псевдонимом: ќлена ѕчилка ( ≈е поэзию и рассказы на родном €зыке дл€ детей, хорошо знали на ”краине), отец - высокообразованный помещик, очень любивший литературу и живопись. ¬ доме  осачей часто собирались писатели, художники и музыканты, устраивались вечера и домашние концерты. ƒ€д€ Ћеси (так ее звали в семье и это домашнее им€ стало ее литературным псевдонимом.) - ћихаил ƒрагоманов, впоследствии дружески опекавший плем€нницу и вс€ческий помогавший ей, - был известным ученым, общественным де€телем, подолгу жил за границей во ‘ранции и Ѕолгарии. ќн водил знакомство с »ваном —ергеевичем “ургеневым, ¬иктором √юго, был в курсе всех новейших литературных и политических событий и часто пополн€л библиотеку плем€нницы посылками из - за границы.

Ћес€ ”краинка фотографи€
Ћес€ ”краинка фотографи€

Ћюбима€ всеми Ћес€ поначалу росла здоровой и веселой. ќна не получила систематического образовани€, так как не посещала гимназии. ≈е единственным и довольно строгим домашним учителем была мать , ќльга ѕетровна. ќна разработала собственную программу обучени€, отличавшуюс€ широтой и основательностью, но строгой системы в ней не было и об этом недостатке сама поэтесса впоследствии очень сожалела. ќтец пыталс€ настаивать на том, чтобы пригласить к Ћесе преподавателей из гимназии, но разве можно было переспорить властную, самолюбивую ќльгу ѕетровну, привыкшую к тому, что в жизни Ћеси должны быть главными только ее решени€?!! ќбсто€тельства судьбы дочери способствовали этому ошибочному убеждению.

Ќеобычайно талантлива€, восприимчива€, ранима€, с глубоким, истинным, музыкальным дарованием, (она начала играть и сочин€ть маленькие музыкальные пьесы с п€ти лет!) в возрасте восьми лет написавша€ первое стихотворение, Ћес€ в 1881 году неожиданно т€жело заболела. ≈е мучила нестерпима€ боль в правой ноге. —перва решили, что у нее острый ревматизм, лечили ваннами, маз€ми, травами, но все было бесполезно. Ѕоль перешла в руки.

¬рачи, наконец, смогли определить, что это - туберкулез кости. Ќа музыкальной карьере Ћеси был поставлен крест. ѕосле первой, сложной, но крайне неудачной, операции рука осталось искалеченной! “огда -то в глазах хрупкой девочки впервые по€вилась печаль. ќна и в дальнейшем, словно легкое покрывало, будет окутывать все ее творчество. ќтныне много мес€цев в году девочка должна лежать в постели, не делать резких движений, все врем€ испытывать мучительную боль...

–одители не сдавались.ќни возили девочку к морю, на гр€зевые ваннны и купани€, обращались к лучшим врачам, народной медицине, заграничным профессорам в √ермании, но все было тщетно. Ѕолезнь если и отступала, то не надолго. Ћесе теперь приходилось только вспоминать ее таинственные ночные прогулки по усадебному парку в  олод€жном (имении  осачей на ¬олыни), когда она слушала и ей казалось, что слышала сонное дыхание листвы и трав, видела купающуюс€ в пруду ведьму - русалку ћавку, вплетающую в волосы желто - белую кувшинку, ловила руками лунные лучи....

ќб этих прогулках взрослые и не подозревали тогда! ѕозднее, когда мать говорила Ћесе, что на создание ее прекрасной драмы - феерии "Ћесна€ песн€" (1911 год) повли€ли только образы классической литературы, поэтесса смело отрицала это:" я не поминаю лихом волынские леса. ¬спомнив о них, написала "драму - феерию" в их честь и она принесла мне много радостей!"( Ћ. ”краинка - ј.≈.  рымскому* 14 окт€бр€ 1911 года) (*ј.≈. рымский - ученый, филолог и историк - востоковед, большой другЋ  осач, помогавший ей в обработке и записи народных преданий и песен -автор.)

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

ќна всегда и во всем пыталась отыскать радость, даже в малом! ¬ ней жил неукротимый дух. —амозабвенно, ночами, изучала €зыки: болгарский, испанский, латинский, древнегреческий, италь€нский, польский, немецкий,не говор€ об английском и французском, географию, историю ¬остока и восточных культур, историю искусства и религий, а дл€ своих младших сестер в 19 - тилетнем возрасте (!) написала учебник :" ƒревн€€ истори€ восточных народов". ћихайло ѕавлык - украинский писатель и общественный де€тель - вспоминал об одной из встреч с поэтессой во Ћьвове в 1891 году: " Ћес€ просто ошеломила мен€ своим образованием и тонким умом: я думал, что она живет только поэзией, но это далеко не так. ƒл€ своего возраста это - гениальна€ женщина. ћы говорили с ней очень долго, и в каждом ее слове € видел ум и глубокое понимание поэзии, науки и жизни!"

Ћесе было всего лишь двадцать лет! √од назад, в 1893, во Ћьвове,(«ападна€ ”краина) вышла тоненька€ книжечка ее стихов названна€:" Ќа крыль€х песни" и тепло встреченна€ критикой и публикой.  нига быстро сделала ее попул€рной.

»ван ‘ранко писал с восхищением о "чуде жизнеутверждени€"- стихах молодой поэтессы, которые словно выросли из украинских песен и сказок.

"„ита€ м€гкие и расслабленные или холодно резонерские сочинени€ украинцев - мужчин и сравнива€ их с этими бодрыми, сильными и смелыми, и вместе с тем, такими искренними словами Ћеси ”краинки, невольно думаешь, что эта больна€, слаба€ девушка - едва ли не единственный мужчина во всей ”краине!" - с горьким юмором заключал ».‘ранко.

”же в ранней лирике читателей восхищало прекрасное владение словом, жива€ образность €зыка, богатство рифм и сравнений и что немаловажно - скрыта€ сила и глубока€ одухотворенность: «а печалью и легкой грустью скрывалась порой така€ мудрость и жажда жизни, что те немногие, кто знал о личной драме поэтессы, лишь в восхищении качали головой. Ќадо сказать, что многие из стихотворений тоненького сборника почти сразу стали народными песн€ми. »х напевали часто и не зна€ имени автора.

¬ творчестве Ћеси ”краинки слишком заметна тема родины, тема свободы дл€ ”краины, чтобы ее можно было обойти стороной. ≈е д€д€, сторонник идеи национальной независимости ”краины от –оссийской империи, был вынужден эмигрировать за границу, тетка по отцу, ≈лена јнтоновна  осач за участие в революционном движении не раз подвергалась арестам и ссылкам: ƒаже возлюбленный поэтессы, —ергей ћержинский(они познакомились в  рыму, в 1897 году), будучи смертельно больным, сам участвовал в революционном движении –—ƒ–ѕ, распостран€л прокламации и листовки: » кто знает, может быть, именно потому, люб€ща€, но властна€, ќльга ѕетровна  осач так противилась сближению, а потом и роману, своей дочери с —ергеем ћержинским, что слишком пугала ее эта опасна€ де€тельность, слишком хорошо она знала, к чему может привести увлеченность жажды подвига и жертвы, как может она разбить и изранить сердце и душу!

ƒалеко за примерами ей и ходить не надо было - полродни  осачей - ƒрагомановых находились в опале, включа€ родного брата Ћеси, ћихаила, (* в будущем профессора ’арьковского и ƒерптского университетов) которого за сочувствие революционным и национальным иде€м чуть не выгнали из университета!

ѕримешивалась к этому всему, конечно, еще и обычна€ эгоистическа€ материнска€ ревность, бо€знь потер€ть контроль и власть над хрупким беспомощным существом, каким ей всегда казалась дочь.... Ќо лишь казалась...

 огда в 1901 году —ергей  онстантинович ћержинский будет умирать от туберкулеза легких, ќльга ѕетровна беспрекословно подчинитс€ волевому решению дочери быть возле любимого и отпустит ее в ћинск, к нему. ћержинский так и умрет на руках у Ћеси -Ћарочки, как он звал ее, а она, - чтобы выйти из "апоге€ скорби", - за одну ночь напишет лирическую драму "ќдержима€", использу€ древний библейский сюжет: ѕозже она скажет об этой своей работе: "ѕризнаюсь, что € писала в такую ночь, после которой, верно, долго буду жить, если уж тогда жива осталась. ≈сли бы мен€ кто-нибудь спросил как € из всего этого жива вышла, € бы могла ответить:"J'en ai fait un drame* - я создала из этого драму! (*франц.)"

Ќо и не только драму. ÷икл ее лучших лирических стихов 1898 - 1900 гг. посв€щен —ергею ћержинскому. ќн был опубликован только после смерти поэтессы и до сей поры потр€сает глубиной и икренностью боли и высоты прекрасного любовного чувства! ¬ одном из стихотворений 7 июн€ 1901 года есть такие строки:

"”ста тверд€т: ”шел он без возврата,

Ќет, не покинул, - верит сердце св€то.

“ы слышишь, как струна звенит и плачет?

ќна звенит, дрожит слезой гор€чей.

«десь в глубине трепещет в лад со мною:

"я здесь, € здесь всегда, всегда с тобою!"

» в песн€х ли хочу избыть € муку,

»ль кто нибудь сожмет мне нежно руку,

»ль задушевный разговор ведетс€,

»ль губ моих губами кто коснетс€ -

—труна звенит, как эхо надо мною:

"я здесь, € здесь всегда, всегда с тобою!"

(”ста тверд€т: ѕеревод ј. ќстровского.)

Ћес€ ”краинка по натуре была очень скромным человеком и свои лирические стихи дл€ публикаций отбирала особо тщательно. ћногое из написанного при ее жизни так и не увидело свет, а академические издани€ 60 - годов двадцатого столети€ давно позабыты: Ћишь в ее великолепных драмах и поэмах мы видим €рчайшие отблески - отзвуки страстной, поэтичной натуры, способной на глубокое, самоотверженное чувство:

 огда умру, на свете запылают

—лова, согретые моим огнем.

» пламень, в них сокрытый, заси€ет

«аженный в ночь, гореть он будет днем...

("  огда умру:" ѕеревод Ќ.Ѕрауна.)

как - то пророчески написала она в 1896 году.

¬нутренним пламенем чувства объ€то и одно из самых лучших ее творений - драма феери€ "Ћесна€ песн€" ќбраз русалки - девушки ћавки, влюбленной в простого деревенского парн€, ради которого она покинула озерный, лесной мир и пришла жить к люд€м, наве€н сказками, легендами и поверь€ми, услышанными в детстве на ¬олынщине: ѕоэтесса писала эту поэму - драму дней дес€ть, почти сразу набело, словно выплескива€ из себ€ накопившийс€ поток слов и образов: явственна здесь, конечно, перекличка и с волшебным миром јндерсена и его "–усалочкой." » с теми воспоминани€ми в которые погружалась Ћес€, записыва€ очередные строчки драмы, которую она определила немецким словом marchendrama - сказочна€. "«наете ли ¬ы, что € люблю сказки и могу их выдумывать миллионы, хот€ не написала до сих пор ни одной" - признавалась она в письме ј.≈.  рымскому от 14 окт€бр€ 1911 года.

"Ћесна€ песн€"- рассказ о трагической любви русалочки - ћавки, погибшей в жестоком и циничном мире людей с восторгом была прин€та читател€ми, но сценическа€ ее постановка была осуществлена только много позднее  иевским театром драмы имени Ћеси ”краинки где-то в середине двадцатого века, в советское врем€. — тех пор она не сходит с театральных афиш самых разных театров драмы, так же как и друга€ прославленна€ пьеса поэтессы - " аменный хоз€ин".

Ќаписана она по мотивам легенды о знаменитом ƒон-∆уане, воспетом многими классиками мировой литературы задолго до слабой женщины, писавшей на украинском €зыке: ¬от что сама Ћариса ѕетровна говорила о создании и замысле драмы " аменный ’оз€ин или ƒон-∆уан" в письме ј. ≈.  рымскому от 24 ма€ 1912 года: "я написала ƒон -∆уана! ¬от того самого, "всемирного и мирового", не дав ему даже никакого псевдонима. ѕравда, драма (оп€ть драма!) называетс€ " аменный хоз€ин", так как иде€ ее - победа каменного, консервативного начала, воплощенного в  омандоре, над раздвоенной душой гордой и эгоистичной женщины (донна јнна), а через нее и над ƒон - ∆уаном, "рыцарем свободы". Ќе знаю, конечно, что у мен€ получилось, хорошо или плохо, но скажу ¬ам, что в этой теме что-то дь€вольское, таинственное, недаром она уже скоро триста лет мучит людей. √оворю "мучит", ибо написано на нее много, а хорошего написано мало, на то ее и выдумал " враг рода человеческого", чтобы разбивались о нее подлинное вдохновение и самые глубокие мысли: “ак или иначе, но вот уже и в нашей литературе есть ƒон -∆уан, собственный, оригинальный тем, что написала его женщина, чего не было до сих пор, кажетс€...."

Ќоваторство писательницы было не только в том, что она оказалась первой (и единственной!) женщиной, написавшей один "из шедевров о шедевре", но и в том, что впервые ƒон - ∆уан был в этой драме был показан как тщеславный и эгоистичный человек, ради своих минутных прихотей и желаний готовый пойти на любое преступление: ќн под стать гордой, €звительно - насмешливой донне јнне, признающей власть над людьми - даром дл€ избранных, что ценитс€ превыше богатства и любви! Ќо презревшие любовь ( олицетворенную в образе жертвующей дл€ любимого честью и добрым именем ƒолорес) и ƒон -∆уан и донна јнна замирают в каменном оцепенении —мерти: ‘инал драмы был €рок и необычен настолько, что многие из зрителей, вскрикивали от ужаса, увидев в зеркале на сцене образ  аменного ’оз€ина -  омандора, в которого превратилс€ ƒон - ∆уан, облачившись в его плащ!

ƒрама впервые была поставлена в 1914 году ћ. . —адовским на сцене  иевского театра драмы и прошла с аншлагом. ћ.—адовский - великолепный актер и режиссер, исполнил в ней роль  омандора.

ј между тем дл€ поэтессы жизнь разыгрывала последние акты ее собственной драмы.

“ридцати шести лет от роду, она вновь полюбила. „еловека, который на ее чувства ответил не менее искренней и глубокой прив€занностью -  лимента  витка, ученого музыковеда- фольклориста, собирател€ народных преданий и песен ћать Ћеси снова была €ростно против вс€ческих отношений дочери "с каким -то нищим", как она презрительно называла  лимента - человека м€гкого по характеру, замкнутого, стеснительного, пережившего в детстве глубокую личную драму -он рос в приемной семье. Ќо  витка так страстно прив€залс€ к тоненькой, больной женщине с большими печальными глазами, понимающей его с полуслова, что наотрез отказалс€ ее покинуть! », несмотр€ на весь гнев и мрачные прогнозы будущего молодых, ќльга ѕетровна была вынуждена согласитьс€ на брак дочери.

ќна, однако, продолжала отравл€ть ее жизнь письмами, в которых пыталась вс€чески опорочить  лимента, называ€ его "бессчестным человеком, женившимс€ на деньгах  осачей - ƒрагомановых". «десь ее уже трудно было оправдать и пон€ть. ћатеринска€ ревность, как и любовь, - глубокий омут!

ћолодые прин€ли решение: отказались от помощи родителей. ¬се деньги, необходимые на лечение т€желобольной жены  лимент зарабатывал сам. ѕродавали все, что можно было продать: вещи, нехитрый скарб, кухонную утварь. ƒорожили только библиотекой.

Ћес€ лечилась в ≈гипте и √реции, в √ермании и јвстрии. ¬се было бесполезно.   обострившемус€ процессу костного туберкулеза прибавилась неизлечима€ болезнь почек. ќна скончалась в г. —урами (√рузи€) первого августа 1913 года. ”летела "на крыль€х песни". ќсуществилась ее давн€€ мечта: она всегда хотела потрогать руками облака...

Ѕлагодарственость!
ћал€ревич 07.03.2009 12:08:11
—пасибо, за претставленую информацию на сайте.

¬ј‘ј
я€яя 16.03.2007 03:47:21
Ѕред

были люди
Ћенка 14.05.2008 01:25:04
 акой же разностороней была Ћес€, побольше б таких людей. ∆алко, что ее творчество изучаетс€ только на ”краине.

√оловач лена хвалит деда
√оловач Ћена 21.02.2009 06:49:28
ох так круто € аж заплакала!
полный ппц € чуть не здурела!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru