Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћес€ ”краинка

   /   

Lesya Ukrainka

   /
             
‘отографи€ Ћес€ ”краинка (photo Lesya Ukrainka)
   

ƒень рождени€: 25.02.1871 года
ћесто рождени€: Ќовоград-¬олынский, –осси€
ƒата смерти: 01.08.1913 года
ћесто смерти: —урами, , “ифлисска€ губерни€, √рузи€
¬озраст: 42 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

”краинска€ писательница

Ћес€ начала играть и сочин€ть маленькие музыкальные пьесы с п€ти лет, в возрасте дев€ти лет написала первое стихотворение. ¬ 1881 году она неожиданно т€жело заболела. ≈Є мучила нестерпима€ боль в правой ноге. —перва решили, что у неЄ острый ревматизм, лечили ваннами, маз€ми, травами, но всЄ было бесполезно. Ѕоль перешла в руки. ¬рачи, наконец, смогли определить, что это Ч туберкулЄз кости. Ќа музыкальной карьере Ћеси был поставлен крест. ѕосле первой, сложной, но крайне неудачной операции рука осталась искалеченной.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

01.07.2010

Ћариса ѕетровна  осач родилась 13 (25) феврал€ 1871 года в городе Ќовоград-¬олынский. ћать Ч писательница, котора€ работала под псевдонимом ≈лена ѕчилка, отец Ч образованный помещик ѕетр јнтонович  осач (1841Ч-1909), который очень любил литературу и живопись. ¬ доме  осачей часто собирались писатели, художники и музыканты, устраивались вечера и домашние концерты. ƒ€д€ Ћеси (так еЄ называли в семье, и это домашнее им€ стало литературным псевдонимом) Ч ћихайло ƒрагоманов, который со временем по-дружески опекал плем€нницу и вс€ческий помогал ей, Ч был учЄным, фольклористом, общественным де€телем, продолжительное врем€ жил за границей во ‘ранции и Ѕолгарии. Ћес€ основательно изучила р€д иностранных €зыков, что дало ей возможность широко ознакомитьс€ с классическими произведени€ми мировой литературы.

Ћес€ ”краинка фотографи€
Ћес€ ”краинка фотографи€

Ћес€ начала играть и сочин€ть маленькие музыкальные пьесы с п€ти лет, в возрасте дев€ти лет написала первое стихотворение. ¬ 1881 году она неожиданно т€жело заболела. ≈Є мучила нестерпима€ боль в правой ноге. —перва решили, что у неЄ острый ревматизм, лечили ваннами, маз€ми, травами, но всЄ было бесполезно. Ѕоль перешла в руки. ¬рачи, наконец, смогли определить, что это Ч туберкулЄз кости. Ќа музыкальной карьере Ћеси был поставлен крест. ѕосле первой, сложной, но крайне неудачной операции рука осталась искалеченной.

ѕисать и печататьс€ ”краинка начала в возрасте 12 лет.   еЄ ранним произведени€м относитс€ украинский перевод Ђ¬ечеров на хутореї √огол€ (в соавторстве с братом). ѕечаталась ”краинка в заграничных журналах Ђ«ор€ї, Ђ∆ите ≥ слової, ЂЋ≥тературно-науковий в≥сникї.

Ћес€ лечилась в  рыму, ≈гипте и √реции, в √ермании и јвстрии, а также у народной целительницы в с.  осовщина (ныне —умской области). ¬сЄ было бесполезно.   обострившемус€ процессу костного туберкулеза прибавилась неизлечима€ болезнь почек. ”мерла Ћес€ ”краинка 1 августа 1913 в грузинском городке —урами. ѕохоронена на Ѕайковом кладбище в  иеве.

¬ 1897 году в ялте Ћариса ѕетровна познакомилась с —ергеем  онстантиновичем ћержинским, общественным де€телем, выпускником  иевского университета св€того ¬ладимира. ћержинский жил некоторое врем€ в ялте, проход€ лечение от туберкулЄза. „етыре года спуст€ Ћес€ (в 1901 году) Ћес€ едет в зимний ћинск к смертельно больному возлюбленному. ¬ т€желые зимние мес€цы рождаетс€ одна из сильнейших еЄ драм Ч Ђќдержимаї, —ергей ћержинский умирает, и Ћариса ѕетровна навсегда надевает чЄрные траурные одежды.

¬ 1907 году поэтесса снова вернулась в  рым с  лиментом ¬асильевичем  виткой, впоследствии ставшим еЄ мужем. ѕоспешный переезд спас жизнь  лименту  витке, туберкулЄз постепенно отступил. ¬ течение супружеской жизни  лимент  витка записал песни, которые Ћес€ помнила ещЄ с детства. ј уже после смерти жены, в 1917 издал фотоскопическим способом двухтомник Ђћелодии с голоса Ћеси ”краинкиї.  лимент ¬асильевич дожил до 1953 года, пережив жену на 40 лет.

“ворчество

Ћитературна€ де€тельность Ћеси ”краинки протекала в эпоху империализма и первой русской революции. ¬ украинской литературе того времени определились натуралистическое, декадентско-символистское и революционно-демократическое течени€.   последнему, резко противопоставл€вшемус€ всей буржуазно-националистической литературе, примыкали ѕ. √рабовский, ћ.  оцюбинский и “есленко. Ћес€ ”краинка относилась отрицательно как к декадентам, так и к натуралистам. ќтход€ от либералов, она все более и более проникалась революционными иде€ми, приближа€сь к революционным демократам.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

ћировоззрение ”краинки в конце 1880-х Ч начале 1890-х гг. ещЄ не сложилось окончательно; в нЄм сказывались порой и вли€ни€ либерализма; но в дальнейшем писательница освобождалась от них, определЄнно и решительно сближа€сь с революционной демократией (особенно в период революции 1905).

“ворческий метод ”краинки более близок к романтизму, чем к реализму, но в основе он резко отличалс€ от метода декадентствовавших украинских неоромантиков, в особенности символистов, прежде всего своей идейной и тематической направленностью, а также художественными средствами. ¬ отличие от многих романтиков-декадентов ”краинка не идеализировала прошлого, хот€ и создавала свои образы на историческом материале; страстно ненавид€ гнетущую действительность царской –оссии, она не предавалась пессимизму, не впадала в отча€ние, а наоборот Ч звала к борьбе за полное освобождение от вс€кого гнЄта и уничтожение эксплуатации человека человеком. –омантизм ”краинки был пронизан революционной настроенностью.

¬ ранних лирических и эпических произведени€х ”краинки ощущалось вли€ние предшествовавшей и современной ей украинской либерально-буржуазной поэзии: ѕ.  улиша, я. ўеголева, ћ. —тарицкого, ќлены ѕчилки, но нар€ду с традиционно-романтической образностью (Ђ онвал≥€ї) мы видим здесь более конкретные исторические образы греческой поэтессы —апфо, королевы ћарии —тюарт; нар€ду с народно-песенной ритмикой и строфикой (так наз. Ђколомыйковойї) Ч гекзаметр, дистих и сонет. ”же в первых поэтических опытах ”краинки чувствовалось нечто новое, оригинальное, своеобразное, не похожее на произведени€ еЄ украинских литературных учителей.

Ќа поэзию ”краинки имела большое вли€ние русска€ и западноевропейска€ литература, в особенности √. √ейне, которого она много переводила (Ђ нига п≥сеньї, изданна€ в 1892 в Ћьвове, Ђјтта “рольї, Ђ“качиї и др.). ”краинка находилась и под вли€нием Ўевченко. ѕод вли€нием баллад Ўевченко ”краинка написала свою раннюю поэму Ђ–усалкаї, в которой, по мнению украинского поэта и критика ». ‘ранко, был Ђслабенький отголосок шевченковских баллад без жизненных наблюдений и социальных контрастовї. ¬ дальнейшем вли€ние Ўевченко становилось более глубоким. ќно сказывалось главным образом в страстной ненависти ”краинки к царизму.

¬ интимной лирике ”краинки вначале преобладали обычные мотивы природы, любви. ¬ большинстве случаев они проникнуты грустными настроени€ми. —корбь поэтессы, усугубленна€ т€жкой болезнью, в отличие от скорби поэтов-современников, наве€на не литературнымиыми образцами, Ч она искренн€, непосредственна. ¬ лирике ”краинки отражена т€жела€ внутренн€€ борьба личного и общественного. ќбщественные мотивы начали по€вл€тьс€ в лирике ”краинки очень рано (Ђ¬Т€зеньї, Ђ оли втомлюс€ €Еї и т. д.). Ёто прежде всего мотивы недовольства невыносимой царской действительностью, гнева и ненависти к царизму, протеста против национального и социального гнЄта, стремлени€ к полной свободе. ”краинка постепенно, но последовательно преодолевала личные страдани€, все более убежда€сь в том, что роль поэта Ч в служении народу; иногда, подобно многим романтикам, она идеализировала эту роль (Ђ—п≥вецьї, ЂContra spem Speroї, Ђћ≥й шл€хї, Ђƒосв≥тн≥ огн≥ї). Ќедовольство действительностью первоначально преломл€лось сквозь призму протеста против национального угнетени€ украинского народа. Ќо вместе с тем она осознавала и социальный гнет (Ђ оли втомлюс€ €Еї, ЂSlavus-Sclavusї). ќна выражала недовольство примиренческой, угоднической политикой украинских либералов (Ђ—лово, чому ти не тверда€ криц€?ї, Ђ“оваришц≥ на споминї). ¬ годы, предшествующие революции 1905, мы наблюдаем в поэзии ”краинки и €ркие революционные мотивы (Ђѕоворотї, Ђѕол€рна н≥чї, Ђќх, €к то важноЕї, Ђƒимї, ЂЌапис в руњн≥ї). явл€€сь крупнейшим поэтом после Ўевченко в дореволюционной украинской литературе, ”краинка широко использовала в своей лирике формальные достижени€ русской и мировой поэзии и в особенности богатства украинского фольклора.

ќсновные идейные мотивы лирики ”краинки получили дальнейшее развитие в р€де еЄ эпических поэм (Ђ—амсонї, Ђ–оберт Ѕрюс, король шотландскийї, Ђќдно слової). ¬ поэме Ђƒавн€ казкаї, трактующей о роли поэта в обществе, чувствуетс€ вли€ние сатиры √ейне. ¬ поэме Ђ¬≥ла-посестраї ”краинка использовала сербский фольклор, а в поэме Ђ≤зольда б≥лорукаї Ч средневековый роман Ђ“ристан и »зольдаї.

¬ конце 1890-х и начале 1900-х гг. ”краинка отдалась преимущественно драматическим жанрам. ѕерва€ еЄ пьеса ЂЅлакитна тро€ндаї (1896) хот€ и ставилась на сцене, но особенного успеха не имела. ¬ дальнейшем ”краинка выступала большей частью в жанре драматической поэмы и драмы, не рассчитанной на постановку в театре. ¬ драматических произведени€х талант поэтессы достигает кульминационной точки в своем развитии. ’арактерной особенностью драм ”краинки €вл€етс€ широкое использование образов мировой литературы и фабульного материала из области истории и мифологии различных эпох и народов мира. ѕоэтесса давала оригинальную трактовку сюжета, наполн€ла его новым идейным содержанием, талантливо обрабатыва€ классические фабульные ситуации. ¬ драматических поэмах Ђ¬ав≥лонський полонї (1903) и ЂЌа руњнахї (1904) разработана тема борьбы против национального угнетени€ и конфликта между личностью и обществом. ‘антастическа€ драма Ђќс≥нн€ казкаї €вилась первым откликом ”краинки на революционные событи€ 1905 года. Ёто аллегорическое произведение проникнуто революционно-демократической идеей борьбы против царизма. ќно свидетельствует, что ”краинка сознавала в период революции 1905 руковод€щую роль пролетариата в революции и резко осуждала предательскую политику либерально-буржуазной интеллигенции. ƒрама до революции не могла быть опубликована по цензурным услови€м. ¬ том же году написана драматическа€ поэма Ђ” катакомбахї, изображающа€ конфликт раба-неофита с христианской общиной в первые века христианства. ќбраз протестанта-раба, порывающего с общиной и идущего в лагерь восставших рабов, дан с исключительной художественной силой. ѕоэма эта имеет не только антирелигиозное значение: она €вл€ет чрезвычайно €ркий протест против вс€ческого гнЄта и рабства.

¬ драматической поэме Ђ ассандраї (1907) ”. дала оригинальную трактовку образа  ассандры, не раз уже встречавшегос€ в произведени€х мировой литературы.  онфликтам сильных романтических героев с окружающей их средой посв€щены драматические поэмы: Ђ” пущ≥ї (1907), Ђ–уф≥н и ѕр≥сц≥ллаї (1908), Ђјдвокат ћарт≥анї (1911) и Ђќрг≥€ї (1911). ќдним из наиболее выдающихс€ драматических произведений ”краинки €вл€етс€ драма-феери€ ЂЋ≥сова п≥сн€ї (1911), построенна€ на богатом материале волынского фольклора и написанна€ ритмически прекрасным стихом. ¬ драме отражено недовольство действительностью и стремление к лучшей, свободной жизни. ЂЋ≥сова п≥сн€ї много раз ставилась на сцене не только дореволюционного, но и советского украинского театра. ќригинальна€ интерпретаци€ образа ƒон-∆уана дана в драме Ђ ам≥нний √осподарї [1912]. ¬ этой драме ƒонна јнна показана ”краинкой не жертвой ƒон-∆уана, а сильной индивидуальностью, совращающей ƒон-∆уана с пути протеста против общества и толкающей его на путь примирени€ с ним, что и €вилось причиной гибели геро€. “ворчество ”краинки содержит также образцы прозы.

”краинска€ буржуазно-националистическа€ критика обнаруживала непонимание творчества писательницы, станов€сь в тупик перед сложными аллегори€ми и символами еЄ произведений. ќна пыталась обесценить еЄ лучшие произведени€, проникнутые подлинно демократическими иде€ми. »з дореволюционной критики только ». ‘ранко пыталс€ в своей статье (1898) объективно оценить выдающуюс€ роль ”краинки: Ђ—о времени шевченковского Дѕоховайте та вставайтеУ ”краина ещЄ не слышала такого сильного, гор€чего и поэтического слова, как из уст этой малосильной, больной девушкиї.

—тать€ основана на материалах Ћитературной энциклопедии 1929Ч1939.

ѕам€ть

¬ честь писательницы названы:

Ѕульвар Ч в  иеве.

”лицы Ч в Ћуцке, ћоскве, “билиси, Ѕатуми, »ркутске, ћинске, ялте, —имферополе,  овеле, Ћьвове, ѕрип€ти, „ерновцах, √орловке.

¬олынский национальный университет Ч в Ћуцке.

“еатры

в  иеве Ч Ќациональный академический театр русской драмы.

в ƒнепродзержинске Ч музыкально-драматический театр.

Ќа ”краине существует четыре музе€ Ћеси ”краинки: в  иеве, ялте, Ќовограде-¬олынском и  олод€жном (на ¬олыни).

¬ Ѕалаклаве есть пам€тник Ћесе ”краинке.

’ватит врать
—амсон 01.04.2015 09:26:31
√ражданство: ”краина. ƒа не было тогда никакой украины. –оссийска€ импери€.

ѕро Ћесю
ќлександр 12.12.2021 03:56:27
......, була украњнська мова, при чому тут украина та ще й з малоњ лтери.

P.S. под точками прочитай своЄ истинное лицо.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru