Маршак Самуил Яковлевич (1887 - 1964), поэт, переводчик. Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям.
03.11.2023
Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В.Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переезжает в Петербург, учится в одной из лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.
В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.
Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах. Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествует пешком по Англии, слушает английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.
В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев. С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя.
В 1923, вернувшись в Петроград, пишет свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводит с английского детские народные песенки - "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавляет один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого собираются талантливые детские писатели. Маршак был первым сотрудником М.Горького, создавшего Издательство детской литературы (Детгиз).
Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.
В 1930-е пишет сатирический памфлет "Мистер Твистер", стихотворение "Рассказ о неизвестном герое" и др. В годы Отечественной войны активно сотрудничает в газетах - его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивают и обличают врага. В послевоенные годы выходят книжки стихов - "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я". Много занимается переводами сонетов Шекспира и песен Р.Бёрнса, переводит стихотворения Дж.Китса, Р.Киплинга, У.Водсворта и др.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом". В 1961 вышел сборник статей "Воспитание словом" - итог большого творческого опыта писателя.
Лучшие дня
Прима-балерина Мариинского театра Посетило:13791
Американская богиня родом из Австралии Посетило:11400
Печем блины на скорость Посетило:9361
В 1963 вышла "Избранная лирика" - последняя книга писателя. С.Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.
штрихи к портрету Маршака Юлия Ярославкина 15.11.2006 07:32:31
Софья Уранова (художница МОСХ) работала над портретом Самуила Яковлевича Маршака в ноябре 1951 года. Во время сеансов, которые были начаты в Боткинской больнице, Маршак много читал своих произведений и произведения дорогих его сердцу поэтов.
Из дневника художницы: «В перерывах Самуил Яковлевич отвлекался на темы о путях творчества. В его понимании: в поэзии, как и вообще в искусстве, в творчестве можно идти тремя путями:
ПЕРВЫЙ - ЭТО С НАЧАЛА КАК БЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО НАСТУПЛЕНИЯ – где душа стремится захватить, как можно, больше, занять плацдарм, и, когда исчерпана эта сокрушительная сила, заняться работой над отдельными частями, деталями.
ВТОРОЙ - здесь работа идет по линии раскрытия частностей, охвачена только ювелирной отделкой, любуешься деталями … или спокойно, но это все уже ниже первого. ТРЕТИЙ - когда нет ни первого, ни второго - это уже совсем плохо».
…«Говорили о размахе Шекспировского гения, о его способности, и каждого финального явления; подчеркивал свойства поэта - почерпнуть глубочайшую мудрость и вывести ее на путь живого трепетного чувства...
Маршак читал с восторгом, и я слушала, обновленная этими изумительными стихами. Казалось бы, вот-вот впадет он в риторику, вдруг все преображается, и растворяется в живой улыбке, порыве сердца или в дуновении горячей любовной страсти»…
В один из таких сеансов Самуил Яковлевич Маршак посвятил Софье Урановой свой стих:
* * *
«Гимназисту младших классов
Самуилу Маршаку
Толстый том читает Стасов,
Как урок ученику,
Вы – художница Уранова,
Рисовали Маршака,
Но не мальчика румяного,
А седого толстяка.
Дар поэта седовласого,
Пусть напомнит вам о том,
Как Маршак, подобно Стасову,
Вам читал такой же том”.
Лучшие недели
Игорь Ларионов. Биография Посетило:25560
Прима-балерина Мариинского театра Посетило:13791
Законодательница нового направления в поп-музыке Посетило:14387