Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир ќдоевский

   /   

Vladimir Odoevsky

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир ќдоевский (photo Vladimir Odoevsky)
   

ƒень рождени€: 11.03.1804 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 27.02.1869 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 65 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


¬ладимир ‘еодорович ќдоевский

“алантливый и оригинальный писатель

„еловек самого разностороннего и глубокого образовани€, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель, ќдоевский чутко отзывалс€ на все €влени€ современной ему научной и общественной жизни. »скание во всем и прежде всего правды ("Ћожь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни, - писал он в свои преклонные годы, - были всегда и моими врагами, и моими мучител€ми: всюду € преследовал их, и всюду они мен€ преследовали"), уважение к человеческому достоинству и душевной свободе, проповедь снисхождени€ и де€тельной любви к люд€м, восторженна€ преданность науке, стремление всесторонне вникнуть в организм духовной и физической природы отдельного человека и целого общества - характерные черты его произведений и его образа действий

12.12.2000

ќдоевский, ¬ладимир ‘еодорович, кн€зь - известный русский писатель и общественный де€тель. –одилс€ в ћоскве, 30 июл€ 1803 г. ќкончив курс в благородном пансионе при московском университете, сотрудничал в "¬естнике ≈вропы"; сблизившись с √рибоедовым и  юхельбекером, издавал в 1824 - 1825 годах альманах "ћнемозина"; позднее служил в ведомстве иностранных исповеданий и редактировал "∆урнал ћинистерства ¬нутренних дел". ¬ 1846 г. был назначен помощником директора »мператорской публичной библиотеки и директором –ум€нцевского музе€. — переводом в 1861 г. музе€ в ћоскву, назначен сенатором московских департаментов сената и состо€л первоприсутствующим 8-го департамента. —кончалс€ 27 феврал€ 1869 г. и погребен на кладбище ƒонского монастыр€. „еловек самого разностороннего и глубокого образовани€, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель, ќдоевский чутко отзывалс€ на все €влени€ современной ему научной и общественной жизни. »скание во всем и прежде всего правды ("Ћожь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни, - писал он в свои преклонные годы, - были всегда и моими врагами, и моими мучител€ми: всюду € преследовал их, и всюду они мен€ преследовали"), уважение к человеческому достоинству и душевной свободе, проповедь снисхождени€ и де€тельной любви к люд€м, восторженна€ преданность науке, стремление всесторонне вникнуть в организм духовной и физической природы отдельного человека и целого общества - характерные черты его произведений и его образа действий. ќни про€вл€ютс€ уже в полемике с Ѕулгариным, в письмах к "Ћужницкому старцу", в "—тариках", где в прозрачной и €довитой аллегории выставл€ютс€ жалкие и отрицательные стороны служебной и общественной жизни - и красной нитью проход€т через все им написанное.

¬ладимир ќдоевский фотографи€
¬ладимир ќдоевский фотографи€

ќдоевский - не только занимательный повествователь или, по его собственному выражению сказочник, но и научный мыслитель, попул€ризатор нравственно-философских, экономических и естественно- исторических учений. «орко след€ за открыти€ми в науке и за новыми теори€ми, он в той или другой форме знакомит с ними своих читателей. ≈го €зык - живой и образный, иногда слишком богатый сравнени€ми и метафорами - в передаче сложных и отвлеченных пон€тий очень определителен и €сен. ¬ нем почти посто€нно слышитс€ подмеченный Ѕелинским "беспокойный и страстный юмор", а некоторые страницы напоминают блест€щие ораторские приемы. √лавное место среди сочинений ќдоевского принадлежит "–усским ночам" - философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, дл€ иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. “ак, например, рассказы: "ѕоследнее самоубийство" и "√ород без имени" представл€ют, на фантастической подкладке, строго и последовательно до конца доведенный закон ћальтуса о возрастании населени€ в геометрической прогрессии, а произведений природы - в арифметической, со всеми выводимыми из него заключени€ми, и теорию Ѕентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу. Ћишенна€ внутреннего содержани€, замкнута€ в лицемерную условность светска€ жизнь нашла живую и €ркую оценку в "Ќасмешке ћертвеца" и в патетических страницах "Ѕала", где описываетс€ страх смерти, овладевший собравшейс€ на бале публикой.

∆естоко порицаемое стремление к чрезмерной специализации знаний, с утратой сознани€ общей между ними св€зи и гармонии, служит сюжетом дл€ "»мпровизатора" и р€да других рассказов. ¬ "–усских ночах" особенно выдаютс€ два рассказа, "Ѕригадир" и "—ебастиан Ѕах": первый - потому, что в нем автор, за п€тьдес€т лет до по€влени€ "—мерти »вана »льича", затрагивает ту же самую - и по основной идее, и по ходу рассказа - тему, которую впоследствии, конечно, с неизмеримо большим талантом, разработал Ћ.Ќ. “олстой; второй - потому, что здесь (а также в "ѕоследнем квартете Ѕетховена") автор высказал свою восторженную любовь к музыке, "величайшему из искусств". —ерьезному изучению ее истории и теории он посв€тил в значительной мере свою жизнь. ≈ще в 1833 г. он написал "ќпыт о музыкальном €зыке", много занималс€ затем вопросом о наилучшем устройстве своего любимого инструмента - органа и даже изобрел особый инструмент, названный им энгармоническим клавесином. ќтдавшись, после переселени€ в ћоскву, изучению древней русской музыки, ќдоевский читал о ней лекции на дому, в 1868 г. издал "ћузыкальную грамоту или основани€ музыки дл€ не музыкантов" и открыл московскую консерваторию речью "ќб изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки". —мерть застала ќдоевского за усиленными работами об устройстве в ћоскве съезда археологов (он был одним из учредителей археологического общества, а также »мператорского географического общества), во врем€ которого ученики консерватории должны были, под его руководством, исполн€ть древние русские церковные напевы.

—реди повестей и рассказов, не вошедших в "–усские ночи", выдел€ютс€: больша€ повесть "—аламандра" - полуисторический, полуфантастический сюжет которой наве€н на автора изучением истории алхимии и исследовани€ми я. . √рота о финских легендах и поверь€х, - и сери€ полных злой иронии рассказов из светской жизни ("Ќовый год", " н€жна ћими", " н€жна «изи"). —атирические сказки ("ќ мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем", "ќ господине  оваколе" и другие), из которых иные отличаютс€ мрачным колоритом и, в виду господствовавших тогда в прав€щих сферах взгл€дов, большою смелостью, составл€ют переход от фантастических рассказов, где чувствуетс€ сильное вли€ние √офмана, к серии прелестных и остроумных, нравоучительных ("ƒуша женщины", "»гоша", "Ќеобойденный дом") детских сказок, одинаково чуждых как деланной сентиментальности, так и слишком раннего, безжалостного ознакомлени€ детей с ужасами жизни и ее скорб€ми. «начительна€ часть последних сказок была издана отдельной книжкой под названием "—казок дедушки »рине€". ќдной из выдающихс€ сторон литературной де€тельности ќдоевского была забота о просвещении народа, в то врем€ крайне редка€ и многими рассматривавша€с€ как странное чудачество. ƒолгие годы состо€л ќдоевский редактором "—ельского ќбозрени€", издававшегос€ министерством внутренних дел, вместе с другом своим, ј.ѕ. «аболоцким-ƒес€товским, он выпустил в свет книжки "—ельского чтени€", под заглави€ми: "„то кресть€нин Ќаум твердил дет€м и по поводу картофел€", "„то такое чертеж земли и на что это пригодно" (истори€, значение и способы межевани€); написал дл€ народного чтени€ р€д "√рамоток дедушки »рине€" - о газе, железных дорогах, порохе, повальных болезн€х, о том, "что вокруг человека и что в нем самом"; наконец, издал "ѕестрые сказки »рине€ √амозейки", €зыком которых восхищалс€ знаток русской речи ƒаль, находивший, что некоторым из придуманных ќдоевским поговорок и пословиц может быть приписано чисто народное происхождение.

ќдоевский дорожил званием литератора и гордилс€ им. ƒруг ѕушкина и кн€з€ ¬€земского, он радушно раскрывал свои двери дл€ всех товарищей по перу, брезгливо относ€сь лишь к Ѕулгарину и —енковскому, которые его терпеть не могли, и ставил свои зан€ти€ литературой выше всего, что давалось ему его знатным происхождением и общественным положением. "„естна€ литература, - писал он, - точно брандвахта, аванпостна€ служба среди общественного коварства". ќн всегда сто€л на страже против вс€ких двусмысленных и нечистых литературных приемов, предупреждал писателей о грозивших им опасност€х, в тревожные времена гор€чо заступалс€ за них, где только мог, настойчиво заботилс€ о расширении круга изданий. ≈го хлопотам об€заны были своим разрешением "ќтечественные «аписки". ѕриветству€ облегчение цензурных правил в 1865 г. (о чем он и прежде писал в составленных им обсто€тельных записках о цензуре и ее истории у нас), ќдоевский высказывалс€ против вз€той из наполеоновской ‘ранции системы предостережений и ратовал за отмену безусловного воспрещени€ ввоза в –оссию враждебных ей книг. ƒо п€тидес€тых годов по своим взгл€дам на отношение –оссии к «ападу ќдоевский приближалс€ во многом к слав€нофилам, хот€ никогда систематически к ним не примыкал; но уже в начале 40-х годов он высоко ставил ѕетра, а личное знакомство с "гнилым «ападом" во врем€ поездок за границу, начина€ с 1856 г. (в 1859 г. он был депутатом »мператорской публичной библиотеки на юбилее Ўиллера в ¬еймаре), заставило его изменить свой взгл€д на смысл европейской цивилизации. Ёто выразилось с особой силой в его записках и бумагах, составл€ющих интереснейшее собрание замечаний по поводу всевозможных вопросов (оно хранитс€ в публичной библиотеке).

ѕризнаки "нашей прирожденной болезни" ќдоевский видит в "общенародной лени ума, в непоследовательности и недостатке выдержки" и негодует на то наше свойство, которое он называет "рукавоспустием". »деализм в народе - пишет он - €вл€етс€ большей частью в виде терпимости к другим народам и понимани€ их. ¬месте с тем, он до конца верил в русского человека и его богатые задатки: "а все-таки русский человек - первый в ≈вропе не только по способност€м, которые дала ему природа даром, но и по чувству любви, которое чудным образом в нем сохранилось, несмотр€ на недостаток просвещени€, несмотр€ на превратное преподавание религиозных начал, обращенное лишь на обр€дность, а не на внутреннее улучшение. ”ж если русский человек прошел сквозь такую переделку и не забыл христианской любви, то стало быть в нем будет прок - но это еще впереди а не назади". ѕреобразовани€ јлександра II, обновившие русскую жизнь, встретили в ќдоевском восторженное сочувствие. ќн предлагал считать в –оссии новый год с 19 феврал€ и всегда, в кругу друзей, торжественно праздновал "великий первый день свободного труда", как он выразилс€ в стихотворении, написанном после чтени€ манифеста об упразднении крепостного права.  огда в 1865 г. в газете "¬есть" проводилс€ под предлогом упор€дочени€ нашего государственного устройства, проект даровани€ двор€нству таких преимуществ, которые, в сущности, были бы восстановлением крепостного права, только в другой форме, - ќдоевский написал гор€чий протест, в котором, от имени многих, его подписавших, так определ€л задачи двор€нства: "1) приложить все силы ума и души к устранению остальных последствий крепостного состо€ни€, ныне с Ѕожьей помощью уничтоженного, но бывшего посто€нным источником бедствий дл€ –оссии и позором дл€ всего ее двор€нства; 2) прин€ть добросовестное и ревностное участие в де€тельности новых земских учреждений и нового судопроизводства, и в де€тельности этой почерпать ту опытность и знание дел земских и судебных, без которых вс€кое учреждение осталось бы бесплодным, за недостатком исполнителей; 3) не поставл€ть себе целью себ€любивое охранение одних своих сословных интересов, не искать розни с другими сослови€ми пред судом и законом, но дружно и совокупно со всеми верноподданными трудитьс€ дл€ славы √осудар€ и пользы всего отечества и 4) пользу€сь высшим образованием и большим достатком, употребл€ть имеющиес€ средства дл€ распространени€ полезных знаний во всех сло€х народа, с целью усвоить ему успехи наук и искусств, насколько то возможно дл€ двор€нства". ѕротест этот возбудил в некоторых кругах ћосквы ожесточенное негодование против ќдоевского; его обвин€ли в измене своему времени, в предательстве двор€нских интересов, в содействии прекращению "¬ести". ќдоевский, с негодованием опровергнув эти обвинени€, говорил: "мои убеждени€ - не со вчерашнего дн€; с ранних лет € выражал их всеми доступными дл€ мен€ способами: пером - насколько то позвол€лось тогда в печати, а равно и в правительственных сношени€х, изустной речью - не только в частных беседах, но и в официальных комитетах; везде и всегда € утверждал необходимость уничтожени€ крепостничества и указывал на гибельное вли€ние олигархии в –оссии; более 30 лет моей публичной жизни доставили мне лишь новые аргументы в подкрепление моих убеждений.

”чившись смолоду логике и постарев, € не считаю нужным измен€ть моих убеждений в угоду какой бы то ни было партии. Ќикогда € не ходил ни под чьей вывеской, никому не нав€зывал моих мнений, но зато выговаривал их всегда во всеуслышание весьма определительно и речисто, а теперь уж поздно мне переучиватьс€. «вание русского двор€нина, мо€ долга€, честна€, чернорабоча€ жизнь, не зап€тнанна€ ни происками, ни интригами, ни даже честолюбивыми замыслами, наконец, если угодно, и мое историческое им€ - не только дают мне право, но налагают на мен€ об€занность не оставатьс€ в робком безмолвии, которое могло бы быть прин€то за знак согласи€, в деле, которое € считаю высшим человеческим началом и которое ежедневно примен€ю на практике в моей судейской должности, а именно: безусловное равенство пред судом и законом, без различи€ звани€ и состо€ни€!" — чрезвычайным вниманием следил ќдоевский за начатой в 1866 г. тюремной реформой и за введением работ в местах заключени€. ≈ще в "–усских ночах" он указал на вредную сторону исправительно-карательных систем, основанных на безусловном уединении и молчании. ќбновленный суд нашел в нем гор€чего поборника. "—уд прис€жных, -писал он, - важен тем, что наводит на осуществление идеи правосуди€ таких людей, которые и не подозревали необходимости такого осуществлени€; он воспитывает совесть. ¬се, что есть прекрасного и высокого в английских законах, судах, полиции, нравах - все это выработалось судом прис€жных, то есть возможностью дл€ каждого быть когда-нибудь бесконтрольным судьей своего ближнего, но судьей во всеуслышание, под критикой общественного мнени€. Ќикогда общественна€ правдивость не выработаетс€ там, где судь€-чиновник, могущий ожидать за решение награды или наказани€ от министерской канцел€рии".

—мущенный слухами о возможности, под вли€нием признаков политического брожени€, изменени€ коренных начал, вложенных в преобразовани€ јлександра II, ќдоевский, незадолго до своей смерти, составил всеподданнейшую записку дл€ государ€, в которой, указыва€ вредное вли€ние на нравственное развитие молодежи того, что ей пришлось видеть и слышать в частной и общественной жизни в дореформенное врем€, при господстве крепостного права и бессуди€, умол€л о сохранении и укреплении начал, положенных в основу реформ. «аписка была представлена императору после кончины ќдоевского, и јлександр II написал на ней: "прошу благодарить от мен€ вдову за сообщение письма мужа, которого € душевно любил и уважал".  н€зю ќдоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в ѕетрограде больница дл€ приход€щих, получивша€ впоследствии наименование ћаксимилиановской; он же был учредителем ≈лизаветинской детской больницы в ѕетрограде. ¬ осуществлении задуманных им способов прийти на помощь страждущим и "малым сим" ќдоевский встречал поддержку со стороны великой кн€гини ≈лены ѕавловны, к тесному кружку которой он принадлежал. √лавна€ его работа и заслуга в этом отношении состо€ла в образовании в 1846 г., ќбщества посещени€ бедных в ѕетербурге. Ўирока€ и разумно поставленна€ задача этого общества, организаци€ его де€тельности на живых, практических началах, обширный круг его членов, привлеченных ќдоевским, сразу выдвинули это общество из р€да других благотворительных учреждений и создали ему небывалую попул€рность среди всех слоев населени€ столицы. ѕосещение бедных, об€зательное дл€ каждого члена не менее раза в мес€ц, три женских рукодельни, детский "ночлег" и школа при нем, общие квартиры дл€ престарелых женщин, семейные квартиры дл€ неимущих, лечебница дл€ приход€щих, дешевый магазин предметов потреблени€, своевременна€, разумна€ лична€ помощь деньгами и вещами - таковы средства, которыми действовало общество, помога€, в разгар своей де€тельности, не менее как 15 тыс€ч бедных семейств.

Ћучшие дн€

≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:52931
≈катерина √ордеева
ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16545
ћари€ ћайкова-—лидовкер
‘окусы на грани реальности
ѕосетило:11851
ƒэвид Ѕлейн

Ѕлагодар€ неутомимой и энергетической де€тельности ќдоевского, совершенно отказавшегос€ на все врем€ существовани€ общества от вbbс€ких литературных зан€тий, средства общества дошли до 60 тыс€ч ежегодного дохода. Ќеобычна€ де€тельность общества, приходившего в непосредственные сношени€ с массой бедных, стала, однако, под вли€нием событий 1848 года, возбуждать подозрени€ - и оно было присоединено к »мператорскому человеколюбивому обществу, что значительно стеснило его действи€, лишив их свободы от канцел€рской переписки, а отчеты общества, составл€вшиес€ самим ќдоевским, - своевременной гласности, поддерживавшей интерес и сочувствие к обществу. ѕоследовавшее затем воспрещение военным участвовать в нем лишило его множества де€тельных членов. Ќесмотр€ на усили€ ќдоевского спасти свое любимое детище от гибели, ќбщество должно было в 1855 г. прекратить свои действи€, обеспечив, по возможности, своих пенсионеров и воспитанников. Ќовый почетный попечитель, великий кн€зь  онстантин Ќиколаевич, жела€ почтить "самоотверженную де€тельность кн€з€ ќдоевского", вступил в переписку об исходатайствовании ему видной награды, но воврем€ узнавший о том ќдоевский отклонил ее письмом, исполненным достоинства. "я не могу, - писал он, - избавить себ€ от мысли, что, при особой мне награде, в моем лице будет соблазнительный пример человека, который прин€лс€ за под видом бескорысти€ и сродного вс€кому христианину милосерди€, а потом, тем или иным путем, все-таки достиг награды... Ѕыть таким примером противно тем правилам, которых € держалс€ в течение всей моей жизни; дозвольте мне, вступив на шестой дес€ток, не измен€ть им...".

ќтдал ќдоевский долю участи€ и городским делам, исполн€€ об€занности гласного общей думы в —анкт-ѕетербурге и живо интересу€сь ходом городского хоз€йства.  огда дума, снабжа€ домовладельцев обывательскими грамотами, получила такую обратно от одного из них с надменным за€влением, что, происход€ из старинного московского двор€нского рода и "не причисл€€ себ€ к среднему роду людей", он не считает возможным прин€ть присланный думой документ, ќдоевский - пр€мой потомок первого вар€жского кн€з€ - немедленно обратилс€ в думу с письменной просьбой о выдаче ему обывательской грамоты. ѕоследние годы его в ћоскве протекли среди внимательных и усидчивых зан€тий новым дл€ него судебным делом. «а три года до смерти он снова вз€лс€ за перо, чтобы в гор€чих строках статьи: "Ќедовольно!", полных непоколебимой веры в науку и нравственное развитие человечества и широкого взгл€да на задачи поэзии ответить на проникнутое скорбным унынием "ƒовольно" “ургенева. - —очинени€ ќдоевского вышли в 1844 г., в 3 томах - —м. ј.ѕ. ѕ€тковский, " н€зь ¬.‘. ќдоевский" (—ѕб., 1870; 3-е издание, 1901), "¬ пам€ть о кн€зе ¬.‘. ќдоевском" (ћ., 1869); Ќ.‘. —умцов, " н€зь ¬.‘. ќдоевский" (’арьков, 1884); "–усский јрхив" (1869 и 1874); ¬.¬. —тасов, "–ум€нцевский ћузей" (1882); "—очинени€" Ѕелинского (том IX); ј.ћ. —кабичевский, "—очинени€"; ѕанаев, "Ћитературные воспоминани€" (1862); Ќекрасова, "—казки ќдоевского"; Ѕ. Ћезин, "ќчерки из жизни и переписки ¬. ќдоевского" ("’арьковского ”ниверситета »звести€", 1905 - 1906), ј.‘.  они, "ќчерки и воспоминани€"; —акулин, "»з истории русского идеализма.  н€зь ќдоевский" (ћ., 1913). ј.‘.  они.

ќдоевский €вл€етс€ одним из выдающихс€ наших музыкальных де€телей. ≈му принадлежит р€д музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т.д.) «амечательны по верности и тонкости суждени€ его статьи о "∆изни за ÷ар€" и "–услане и Ћюдмиле" √линки ("—еверна€ ѕчела", 1836 г., и "Ѕиблиотека дл€ „тени€", 1842 г.). –€д статей посв€щен им русскому народному пению и музыке ("ќб исконной великорусской песне" в " аликах ѕерехожих" Ѕессонова, выпуск 5; "—таринна€ песн€" в "–усском јрхиве" 1863 г.; церковному пению ("ќ пении в приходских церквах" в "ƒне" 1864 г.; "  вопросу о древнерусском пении", "–азличие между ладами и гласами" в "“рудах I јрхеологического —ъезда в ћоскве" 1871 и т. д.). «анима€сь теорией и историей нашего церковного пени€, ќдоевский собрал много старинных церковных нотных рукописей. Ѕольшой любитель органной музыки вообще и музыки »огана-—ебасть€на Ѕаха в частности, ќдоевский соорудил дл€ себ€ компактный орган чистого (не темперированного стро€), названный им в честь Ѕаха "—ебасть€нон" и впоследствии подаренный им московской консерватории. »м было построено также такое фортепиано "натурального", то есть чистого стро€. ќдоевский не был лишен и композиторского даровани€: "“атарска€ песн€" из "Ѕахчисарайского фонтана" ѕушкинав "ћнемозине" 1824 г.; "Le clocheteur des Trepasses", баллада, в лирическом альбоме на 1832 г. Ћасковского и Ќорового, " олыбельна€" дл€ фортепиано (напечатана в 1851 г. в "ћузыкальном альбоме с карикатурами" —тепанова и переиздана затем с незначительными исправлени€ми ћ.ј. Ѕалакиревым). –€д пьес дл€ органа и другие музыкальные рукописи ќдоевского наход€тс€ в библиотеке московской консерватории. - —м. "ћузыкальна€ де€тельность кн€з€ ќдоевского" речь о. ƒ.¬. –азумовского ("“руды I јрхеологического —ъезда в ћоскве", 1871). —. Ѕулич. —м. также:*»стори€ русской литературы. XVIII век и перва€ половина XIX века,*–усское искусство. ћузыка. XIX век. ÷ерковна€ музыка,*–усское искусство. ћузыка. ƒоисторический и древний период. ÷ерковна€ музыка,јлександрова- очетова јлександра ƒормидонтовна,јфанасьев Ќиколай яковлевич,Ѕезсонов ѕетр јлексеевич,Ѕелинский ¬иссарион √ригорьевич,¬иельгорские (графы ћатвей и ћихаил ёрьевичи),√оголь Ќиколай ¬асильевич,√орбунов »ван ‘едорович,ƒаль ¬ладимир »ванович,ƒаргомыжский јлександр —ергеевич,≈лена ѕавловна (‘редерика-Ўарлотта-ћари€),«аблоцкий-ƒес€товский јндрей ѕарфенович, ольцов јлексей ¬асильевич, олюбакин Ќиколай ѕетрович, отл€ревский Ќестор јлександрович, ошелев јлександр »ванович, раевский јндрей јлександрович, юхельбекер ¬ильгельм  арлович,Ќадеждин Ќиколай »ванович,ќдоевские,ѕогосский јлександр ‘омич,ѕотебн€ јлександр јфанасьевич,–аден Ёдита ‘едоровна,—тасов ¬ладимир ¬асильевич,—умцов Ќиколай ‘едорович,‘илимонов √еоргий ƒмитриевич,’ом€ков јлексей —тепанович.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:52931
≈катерина √ордеева
„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:10083
Ѕоб ƒилан
ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16545
ћари€ ћайкова-—лидовкер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru