Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир ќдоевский

   /   

Vladimir Odoevsky

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир ќдоевский (photo Vladimir Odoevsky)
   

ƒень рождени€: 11.03.1804 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 27.02.1869 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 65 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

“алантливый и оригинальный писатель

¬ 1822 окончил ћосковский университетский благородный пансион. ¬ студенческие годы на него оказали вли€ние профессора ћосковского университета, философы-шеллингианцы ».».ƒавыдов и ћ.√.ѕавлов. ¬ начале 1820-х годов ќдоевский публикует свои первые литературные произведени€ в журнале Ђ¬естник ≈вропыї.

18.11.2007

–одилс€ 30 июл€ 1803 в ћоскве. ѕринадлежал к ветви рода –юриковичей. ¬ 1822 окончил ћосковский университетский благородный пансион. ¬ студенческие годы на него оказали вли€ние профессора ћосковского университета, философы-шеллингианцы ».».ƒавыдов и ћ.√.ѕавлов. ¬ начале 1820-х годов ќдоевский публикует свои первые литературные произведени€ в журнале Ђ¬естник ≈вропыї. ¬ 1823 вместе с ƒ.¬.¬еневитиновым создает в ћоскве Ђќбщество любомудровї Ц первое российское философское общество. ¬ 1824Ц1825 вместе с ¬. юхельбекером издает литературно-философский альманах Ђћнемозинаї.

ќдоевский Ц крупнейший представитель русского романтизма. –усские ночи (1844), главна€ книга ќдоевского, содержит исключительно высокую оценку творчества Ўеллинга: Ђ¬ начале ’ I ’ века Ўеллинг был тем же, чем ’ристофор  олумб в ’V, он открыл человеку неизвестную часть его мира... его душуї. ”же в 1820-х годах, пережива€ увлечение философией искусства Ўеллинга, ќдоевский написал р€д статей, посв€щенных проблемам эстетики. Ќо увлечение Ўеллингом в духовной биографии ќдоевского далеко не единственное. ¬ 1830-е годы он находилс€ под сильным вли€нием идей новоевропейских мистиков —ен-ћартена, јрндта, ѕортриджа, Ѕаадера и др. ¬ дальнейшем ќдоевский изучал патристику, про€вл€€, в частности, особый интерес к традиции исихазма. –езультатом многолетних размышлений о судьбах культуры и смысле истории, о прошлом и будущем «апада и –оссии стали –усские ночи .

Ђќдносторонность есть €д нынешних обществ и причина всех жалоб, смут и недоуменийї, Ц утверждал ќдоевский в –усских ночах . Ёта универсальна€ односторонность, считал он, есть следствие рационалистического схематизма, не способного предложить сколько-нибудь полное и целостное понимание природы, истории и человека. ѕо ќдоевскому, только познание символическое может приблизить познающего к постижению Ђтаинственных стихий, образующих и св€зующих жизнь духовную и жизнь вещественнуюї. ƒл€ этого, пишет он, Ђестествоиспытатель воспринимает произведени€ вещественного мира, эти символы вещественной жизни, историк Ц живые символы, внесенные в летописи народов, поэт Ц живые символы души своейї. ћысли ќдоевского о символическом характере познани€ близки общей традиции европейского романтизма, в частности теории символа Ўеллинга (в его философии искусства) и учению ‘.Ўлегел€ и ‘.Ўлейермахера об особой роли в познании герменевтики Ц искусства понимани€ и интерпретации. „еловек, по ќдоевскому, в буквальном смысле живет в мире символов, причем это относитс€ не только к культурно-исторической, но и к природной жизни: Ђ¬ природе все есть метафора одно другогої.

—ущностно символичен и сам человек. ¬ человеке, утверждал мыслитель-романтик, Ђслиты три стихии Ц верующа€, познающа€ и эстетическа€ї. Ёти начала могут и должны образовывать гармоническое единство не только в человеческой душе, но и в общественной жизни. »менно подобной цельности не обнаруживал ќдоевский в современной цивилизации. —чита€, что —Ўј олицетвор€ют вполне возможное будущее человечества, ќдоевский с тревогой писал о том, что на этом Ђпередовомї рубеже происходит уже Ђполное погружение в вещественные выгоды и полное забвение других, так называемых бесполезных порывов душиї. ¬ то же врем€ он никогда не был противником научного и технического прогресса. Ќа склоне лет он писал: Ђ“о, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретаетс€ каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в ≈вропе или в јмерике и которым решаетс€ вопрос об управлении аэростатамиї. Ѕесспорным фактом дл€ него было и то, что Ђс каждым открытием науки одним из страданий человеческих делаетс€ меньшеї. ќднако в целом, несмотр€ на посто€нный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западна€ цивилизаци€, по убеждению ќдоевского, из-за Ђодностороннего погружени€ в материальную природуї может предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. «а бегство от быти€ в Ђмир грезї современной цивилизации человеку рано или поздно приходитс€ расплачиватьс€. Ќеизбежно наступает пробуждение, которое приносит с собой Ђневыносимую тоскуї.

ќтстаива€ свои общественные и философские взгл€ды, ќдоевский нередко вступал в полемику как с западниками, так и со слав€нофилами. ¬ письме лидеру слав€нофилов ј.—.’ом€кову (1845) он так характеризовал собственную позицию: Ђ—транна€ мо€ судьба, дл€ вас € западный прогрессист, дл€ ѕетербурга Ц отъ€вленный старовер-мистик; это мен€ радует, ибо служит признаком, что € именно на том узком пути, который один ведет к истинеї. ƒействительно, ќдоевский, замечательный писатель-романтик и своеобразный мыслитель, не может быть безоговорочно отнесен ни к одному из двух важнейших направлений русской мысли первой половины 19 в. Ц слав€нофильству или западничеству. ¬ то же врем€ он никогда не сто€л в стороне от этого русского спора и, следу€ своим самосто€тельным (Ђузкимї) путем, был его непосредственным участником.

”мер ќдоевский в ћоскве 27 феврал€ 1869.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:9689
–эйф ‘айнс
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11421
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер
Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14692
Ѕеверли —иллз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru