Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай ”шаков

   /   

Nikolay Ushakov

   /
             
‘отографи€ Ќиколай ”шаков (photo Nikolay Ushakov)
   

ƒень рождени€: 06.06.1899 года
ћесто рождени€: –остов, –осси€
ƒата смерти: 17.11.1973 года
ћесто смерти:  иев, ———–
¬озраст: 74 года

√ражданство: ———–

”скользнувший от истории

поэт

ќн ходил по литературе бесшумными шагами. ќн был добрый, но чем-то раз и навсегда напуганный. ” него не было ни врагов, ни обожателей. я никогда не слышал, чтобы о нем спорили. ≈го даже не пародировали. ќн совершенно не пробуждал интереса как личность.

20.06.2007

» его это вполне устраивало, потому что так было больше шансов выжить.

Ќиколай ”шаков фотографи€
Ќиколай ”шаков фотографи€

Ќе правда ли, несколько странно дл€ поэта, чьи стихи не девальвировались временем, а плавно перетекали из антологии в антологию Ц вот только, как правило, одни и те же?

Ќо все, кто любил поэзию, знали наизусть строки Ќикола€ ”шакова: Ђ„ем продолжительней молчанье, / тем удивительнее речьї; Ђћир незакончен и неточен, Ц / поставь его на пьедестал / и надавай ему пощечин, / чтоб он из глины мыслью сталї; Ђ» сход€т лошади с ума / от легкого прикосновень€ї. ћой отец декламировал на пам€ть Ђћосковскую транжирочкуї и ЂЋеди ћакбетї, смаку€ их четкий, упругий ритм и легкие, грациозные рифмы. Ёто золотой фонд нашей поэзии.

Ћеди ћакбет,

что такое?

Ѕор идет из-за реки,

дышат листь€,

дышит хво€,

Ћучшие дн€

„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9851
Ѕоб ƒилан
Ёрик  антона. Ѕиографи€
ѕосетило:2122
Ёрик  антона
ƒжоуи Ћогано. Ѕиографи€
ѕосетило:303
ƒжоуи Ћогано

дышат папоротники.

 акое волшебно прерывистое дыхание стиха с игривыми перебежками ударений!

»ли:

«има любви на выручку Ц

рысак косит,

и Ц ах! Ц

московска€ транжирочка

на легких Ђголубкахї <Е>

‘ранцузска€ кондитерша,

скворцам картав€ в лад,

приносит,

столик вытерши,

жемчужный шоколад.

» губы в гоголь-моголе,

и говорит сосед:

Ц “ранжирочка,

не много ли? Ц

» снова

снег

и свет.

 ака€ блест€ща€ школа стихотворной формы!

Ќо только у мен€ это вырвалось, как сразу же вспомнились строки ¬ладимира —околова: ЂЌет школ никаких. “олько совестьЕї “ут мой восторг несколько застопорилс€. ѕерелистнул самый полный однотомник Ќикола€ ”шакова из ЂЅиблиотеки поэтаї Ц и сразу вл€палс€: Ђ¬озьмешь Ђ омсомольскую правдуї, / подстелешьЕ ’оть тр€ска, хоть гул, / а едешь и тихо и плавно, / и м€гче подушки баулї (1952).

Ќадо же, какой душевный уют в год Ђдела врачей-отравителейї!

—овесть в литературе есть нравственное свидетельство об эпохе. ј это свидетельство у Ќикола€ ”шакова весьма размыто. ѕодлинное свидетельство может получитьс€ лишь при полной исповедальности автора. ј сам ”шаков в своих стихах почти не существует. —уществуют только его географические перемещени€ по —оветскому —оюзу, а о подлинных впечатлени€х автора никак нельз€ узнать из стихов, написанных на уровне посредственных торопливых очерков. —овсем не чувствуетс€, что он училс€ в той же киевской гимназии, что и ћихаил Ѕулгаков.

Ќалицо только зыбкие, почти условные контуры авторской фигуры. ј портрет эпохи у серьезного художника всегда начинаетс€ с автопортрета. Ќо здесь его нет. Ќетути, как говоритс€. Ќа всем пространстве 700-страничного тома автор прогуливаетс€ в шапке-невидимке.

Ќеслучайность поэта провер€етс€ уровнем его исповедальности. ѕри отча€нных срывах —ерге€ ≈сенина, он покор€ет читател€ душераздирающей искренностью, и вс€ его поэзи€ Ц это выплевываемое, вместе с ошметками крови, искреннейшее показание на —трашном суде кающегос€ грешника, которому за саму эту исповедь многое проститс€. ƒа и исповедалс€ он не только за себ€, но и за многих других, до сих пор благодарно приход€щих на его могилу. ѕока жива душа русска€, главной силой ее будет распахнута€ исповедальность. Ќаход€щийс€, казалось бы, на противоположном от ≈сенина полюсе Ѕорис ѕастернак оставил, вместе со стихами и непрочитанным, по сути, в –оссии романом Ђƒоктор ∆ивагої, свою исповедь, тоже подн€вшуюс€ до исторического свидетельства. ј вот ”шаков не оставил. “ут и проходит водораздел между талантливым поэтом, каким, без сомнени€, был ”шакова, и гением национального масштаба.

” ≈сенина и ѕастернака стихи нерасцепл€емо св€заны как главы нагл€дной духовной автобиографии, а внутренний мир ”шакова заслонен внешними событи€ми, к которым он изо всех сил стараетс€ не показать своего личного отношени€. ћы не видим обнаженной правды его жизни, не знаем, кого он любил, а кого ненавидел, как будто он ни разу не испытал ни любви, ни ненависти. ќп€ть вспоминаетс€ ¬ладимир —околов:

Ёто страшно Ц всю жизнь ускользать,

”ходить, убегать от ответа.

Ѕыть единственным Ц

а написать

—овершенно другого поэта.

”шаков был технически подготовлен к тому, чтобы стать большим поэтом, и он смог написать несколько первоклассных стихов, но нравственно к миссии большого поэта он готов не был Ц дл€ исповедальности нужна смелость и по отношению к себе, и по отношению к остальному миру.

ѕоэт, который запрограммировал себ€ на закрытость, на нечувствительность, Ц что может быть неестественней!

ѕосмотрите, кака€ пропасть между стихами, которые он писал в 20-х годах, и стихами времен сталинского террора, когда ему, сыну царского офицера-артиллериста, наверн€ка мерещилось, что и за ним каждую ночь могут прийти.

ЂЁто ночь над горою голой / или в звездах аэродром? / Ђ¬ы зачислены в летную школуї Ц “азирету пишет наркомї (1939).

Ђ„есть и слава верным долгу этим Ц / нашим самым скромным часовымї (1941).

Ђя из ћосквы Ц € от кремлевских башен, / и ћинск и  иев Ц родина мо€. / ¬рагу высокой правды тем € страшен, / что этой правды знаменосец €ї (1946).

» как жаль, что при врожденном таланте ”шаков сам запечатал свою душу, не разрешал ей перестать быть маленькой, перет€нул ее натуго, как кита€нки перет€гивали ступни. я несколько раз встречалс€ с ним в поездках, на писательских съездах и собрани€х, и, как только разговор заходил на острые темы, ему мгновенно становилось некомфортно, он сразу умолкал и, мило улыба€сь, исчезал. Ќе он один пыталс€ прожить тише воды, ниже травы. Ќаводнение страха, залившее всю поверхность нашей страны, парализовало многих талантливых людей.

–еволюци€ ”шакова не слишком-то вдохновила.  ак уныло он писал, €вно насилу€ перо: Ђѕобеда советского водомера над заграничным, одержанна€ киевским заводом Ђ‘изико-химикї, становилась Ђ»лиадойї Ђѕролетарской правдыї и всех ее сотрудниковї. „то он на самом деле думал о насильственной коллективизации, о голодоморе, о нескончаемых арестах вокруг, о —талине, может быть, знают лишь наиболее близкие ему люди. ƒаже о ¬еликой ќтечественной он не написал ни одного по-насто€щему прочувствованного стихотворени€. ” него случилась атрофи€ вдохновени€. јвтор предислови€ к упом€нутому однотомнику ”шакова, ≈вгений јдельгейм, пишет: Ђярослав —мел€ков как-то сказал, что, если бы его спросили, каким поэтом стал бы —ветлов, не будь революции, он, не задумыва€сь, ответил бы: никаким! “о же, очевидно, можно повторить и об ”шакове: революци€ открыла ему высокую цель жизни и помогла, утвердив себ€ как личность, найти себ€ как поэтаї.

Ќо если это правда про —ветлова, то это неправда про ”шакова. –еволюции он, может, и хотел бы поверить, но бо€лс€ ее больше, чем верил в нее, и это не позволило ему по-насто€щему раскрытьс€.

Ѕудем всЄ же благодарны и за те несколько шедевров, которые он нам оставил. Ќо, избега€ ответов на вопросы, по-видимому, задаваемые ему собственной совестью, он ускользнул от истории. ¬ ответ истори€ ускользнула от него.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:13663
Ѕеверли —иллз
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:11353
Ёрик ¬ейенмайер
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13126
Ќатали€ ќрейро

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru