Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай ”шаков

   /   

Nikolay Ushakov

   /
             
‘отографи€ Ќиколай ”шаков (photo Nikolay Ushakov)
   

ƒень рождени€: 06.06.1899 года
ћесто рождени€: –остов, –осси€
ƒата смерти: 17.11.1973 года
ћесто смерти:  иев, ———–
¬озраст: 74 года

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

поэт

–усский поэт, переводчик. ќтец Ц артиллерийский офицер, мать умерла, когда мальчику не было четырех лет. ƒетство провел в поместье бабушки в той же ярославской губернии. ¬ начале творческого пути ”шаков выступал как кинорецензент в одной из киевских газет, пробовал писать сценарии (начатые съемки по одному из них не были доведены до конца, а готовый фильм, сн€тый по другому сценарию, лег на полку), сочин€л стихотворные фельетоны и пьесы дл€ Ђ—иней блузыї.

04.08.2006

Ќасыщенна и разнообразна семейна€ истори€ ”шаковых: дед, поручик —еменовского полка, за пропаганду среди рабочих был приговорен к расстрелу, впоследствии замененному ссылкой, бабушка состо€ла в родстве с “рубецкими, прадед Ц участник Ѕородинского сражени€, еще один прадед, также участник ќтечественной войны 1812, был св€зан со ссыльными декабристами. ¬ 1908 дед отвез мальчика в  иев, где он поступил в 1-ю  иевскую гимназию, которую окончил с золотой медалью; там же в 1924 окончил юридический факультет »нститута народного хоз€йства.

Ќиколай ”шаков фотографи€
Ќиколай ”шаков фотографи€

  1923 относитс€ перва€ публикаци€ ”шакова Ц стихотворение –осси€ в киевской газете Ђѕролетарска€ правдаї. Ќесмотр€ на малый литературный стаж, уже в 1924 поэт читает лекции по поэтике в Ђ—тудии художественного словаї, а с конца 1920-х годов ведет литературное объединение в  иевском ƒоме печати. —ам ”шаков поначалу входил в группу молодых поэтов Ђћайнаї, впоследствии за€вил о своей приверженности конструктивизму.

¬ прославившей его книге ¬есна –еспублики (1927) есть стихотворение  ладбище паровозов. “акие Ђкладбищаї, нередкие в 1920-х годах, были по-своему живописны, и, например, Ѕ.ћ. устодиев призывал молодых художников использовать столь замечательный художественный мотив. ќ кладбище, прот€нувшемс€ от ѕоста-¬олынского почти до —в€тошина, и написал стихи ”шаков, но строки его окрашены не столько пафосом нового индустриального мира, сколько восторгом перед красотой и силой машин, смешанным с грустью Ц ведь жизнь их так же приходит к концу, как жизнь человеческа€, а потому возвышенна€ интонаци€ внезапно смен€етс€ элегической. Ќачав с оды: ЂЌеистово лику€ и свища, / окутыва€сь паром светло-серым, / они летели, / эти Ђ—ї / и Ђўї, / к незабываемым дебаркадерамї, поэт заканчивает эпитафией: Ђ¬ них золотые бились пламена, / но сердце стало. / ѕодойди, прохожий! / “акой погост / людских погостов строже, / благослови / стальные именаї.

≈сли говорить о ранних стихах ”шакова и созвучности их с искани€ми современного искусства, то очевидно, что ему близки работы художников группы ќ—“, причем не эпические полотна ј.ƒейнеки, а более лиричные работы —.Ћучишкина и особенно ј.Ћабаса, у которого новый созидающий мир (аэропланы, дирижабли, железна€ дорога) соседствует с чуть потеснившимс€ миром природы Ц зеленью деревьев, небесной голубизной, хлопотливостью улиц и площадей.

«а сборником ¬есна –еспублики, составленным из стихотворений, уже увидевших свет в московских издани€х(Ђ омсомольска€ правдаї, журналы Ђћолода€ гварди€ї, ЂЌовый мирї и ЂЌовый Ћ≈‘ї) и получивших высокие оценки в прессе, последовали другие, тематику и пафос которых раскрывают их названи€ Ц √ор€чий цех и  алендарь (оба 1933), ћир дл€ нас (1935). ѕоездки по стране, часто по бездорожью, отразились в очерковых книгах ѕутешестви€ (1940) и Ќовые путешестви€ (1948). »з иных прозаических произведений стоит также упом€нуть своеобразную историю любимого им  иева ѕовесть быстротекущих лет (1960Ц1970) и автобиографический роман ¬доль гор€чего асфальта (1965). ѕоэтические сборники —еверное си€ние (1947), ¬еснодворец (1962), “еодолит (1967), я рифмы не боюсь глагольнойЕ (1970) и вышедший вскоре посмертно сборник якор€ земли (1974) вновь подтвердили, что ”шакова по заслугам считают замечательным мастером стиха.

ѕричиной, почему громка€ слава обошла поэта, было то, что он жил не в столичных городах, а в почти периферийном  иеве, а также ровна€ судьба, как бы противоестественна€ дл€ русской поэзии, где трагеди€ следует за трагедией, а высокий драматизм судьбы считаетс€ дл€ поэта Ђхорошим тономї. Ќекоторые строки ”шакова стали крылатыми, в частности, афористическа€ концовка стихотворени€ ¬ино, посв€щенного будто бы долготерпению этого напитка, лишь постепенно обретающего крепость и аромат, но в то же врем€ рисующего судьбу любого затворника, в частности стихотворца, живущего несуетно и коп€щего мудрость: Ђ„ем продолжительней молчанье, / “ем удивительнее речьї.

”шаков занималс€ стихотворным переводом, например переводил √.√ейне и Ќ.Ћенау, осетинского поэта  .’етагурова, узбекского поэта ћукими, а также поэтов лезгинских, казахских, еврейских, монгольских, арм€нских и венгерских. ќтдельна€ тема Ц вклад ”шакова в культуру ”краины. ”шаков был наставником нескольких своеобразных украинских поэтов, переводил с украинского стихи и прозу, редактировал чужие переводы (собрани€ сочинений, однотомники и отдельные книги “.Ўевченко, ћ. оцюбинского, ».‘ранко, ѕ.“ычины). ≈му принадлежат статьи о литературе, искусстве перевода и поэтическом искусстве.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ама€ высока€ в мире модель
ѕосетило:46650
 јмазон ≈ва
јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10487
јлександр –ошаль
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11254
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru