Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай “уроверов

   /   

Nikolay Turoverov

   /
             
‘отографи€ Ќиколай “уроверов (photo Nikolay Turoverov)
   

ƒень рождени€: 01.01.1899 года
ћесто рождени€: станица —тарочеркасска€ ќбласти ¬ойска ƒонского, –осси€
ƒата смерти: 28.12.1972 года
ћесто смерти: ѕариж, ———–
¬озраст: 74 года

√ражданство: ———–

Ѕо€н из бунтарей и усмирителей

поэт

≈сли бы Ќиколай “уроверов оказалс€ сейчас в родной станице, то он, корниловец и врангелевец, весьма бы заугрюмел от таких названий улиц, как ѕионерска€,  омсомольска€, ќрджоникидзе, и, может, единственным его утешением стало бы то, что герои Ћед€ного похода не вид€т этого торжества врагов попранного донского казачества.

26.06.2007

ќднако тут же он с удивлением заметил бы вовсе не красное знам€ над зданием, похожим на прежнее станичное правление, а старого своего знакомца Ц оживший триколор. ј уж огл€девшись, ухватил бы не вер€щим себе глазом и красные лампасы, и казачьи фуражки набекрень с буйными чубами, выбивающимис€ из-под лакированных козырьков, и витые плетки в рукахЕ » зашел бы в ухоженный войсковой собор и в дом атамана ѕлатова, чьи конники в заломленных косматых папахах, не вынима€ сапог из стрем€н, требовали когда-то в ѕариже чарку вина пр€мо с седел: ЂЅыстро! Ѕыстро!ї, тем самым навеки введ€ во французский да и в мировой обиход русское словечко дл€ спешливого чревоугодного заведени€ Ц Ђбистрої.

Ќиколай “уроверов фотографи€
Ќиколай “уроверов фотографи€

“уроверов, хорунжий лейб-гвардии јтаманского полка, затем подъесаул ƒонского корпуса, не убитый, хот€ и поцарапанный изр€дно в трех войнах Ц германской, гражданской и весьма туманной Ђафриканскойї, стал, по утвердившемус€ в эмиграции меткому выражению, ЂЅо€ном казачестваї. јвтор п€ти сборников стихов, он удостоилс€ похвалы √еорги€ јдамовича, отметившего его пластический дар, Ђего способность округл€ть, оканчивать, отделывать без манерности, Ц одним словом, его чутье художникаї.

“уроверовское обожание всего казаческого мне генетически близко, хот€ и с одной существенной поправкой Ц далеко не всего.

ћо€ прабабушка-украинка, а с ней мо€ бабушка ћари€ и ее сестра ядвига, тогда еще девчонки не выше колеса, были высланы в конце XIX века вместе со всей взбунтовавшейс€ деревней из ∆итомирской губернии на станцию «има относительно гуманным дл€ женщин тележным ходом. ј возглавил м€теж против жестокого помещика их отец, а мой прадед Ц польский шл€хтич »осиф Ѕайковский, управл€ющий имением. » теперь он брел пешком в кандалах вместе с другими бунтар€ми. ≈го не хотели заковывать, учитыва€ благородное происхождение и не очень крепкое здоровье, но он насто€л на этом, чтобы не пользоватьс€ никакими поблажками по сравнению с товарищами, и, дойд€ до места, вскорости умер. Ѕабушки говорили и по-польски, и по-украински, читали наизусть стихи “араса Ўевченко, у которого мне больше всего нравились Ђ√айдамакиї, пели украинские песни, в коих преобладало прославление запорожской казачьей вольницы. я до сих пор помню знаменитое: Ђќй, на гори тай женци жнуть, ј по-пид горою, €ром-долыною, козакы йдутьї, где восхищение пополам с укоризной адресовалось гетману —агайдачному, неосмотрительно промен€вшему жену на табак и трубку. ћоими геро€ми были ”стим  армелюк и —еверин Ќаливайко, а в Ђ“арасе Ѕульбеї больше всего нравилс€ сп€щий запорожец, который, Ђкак лев, раст€нулс€ на дорогеї. Ђ«акинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли. Ўаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем дл€ показани€ полного к ним презрени€ї. я был влюблен в фильм ЂЅогдан ’мельницкийї, где сказочно по красоте сн€то медленное насыпание из казацких шапок степного кургана над погибшими геро€ми. я восхищалс€ тем, как ћордвинов в роли гетмана шагал по столу пр€мо по тарелкам и хрустальным бокалам (что € однажды сплагиировал в ресторане ÷ƒЋ на своем дне рождени€). я зачитывалс€ книгой дальнего родственника ћа€ковского Ц јркади€ ѕервенцева Ц ЂЌад  убаньюї. ѕо большому счету она, видимо, была не очень значительной. Ќо страницы ее, напомина€ какую-то другую мою жизнь, доносили горьковато дурман€щий запах чабреца и полыни, принадлежавший лишь одному живому существу на белом свете Ц казачьей степи.

¬ кино € восхищалс€ и отвагой каппелевцев, шагавших на пулеметный огонь с папиросами в зубах, и чапаевцами, припавшими к пулемету, хот€ дл€ мен€ тогда Ђнашимиї были все-таки красные. ќднако смелость и честь уже тогда постепенно начинали ценитьс€ мною выше вдалбливаемой с детсада пропаганды. ћне еще предсто€ло пон€ть, что люба€ официальна€ идеологи€ становитс€ убийцей идеалов. ј люди, которые пытаютс€ соединить идеалы и идеологию, обречены на трагическое столкновение в их душе, и это гораздо страшнее, чем двоедушие. ¬ этом смысле ¬ладимир ћа€ковский и √ригорий ћелехов Ц брать€ по несчастью, и боюсь, что € их родственник.

¬нутренние противоречи€ могут сильно осложнить жизнь, но могут и помочь найти ее смысл, если удастс€ св€зать их не в мертвый, а в живой, пульсирующий, как наша гениально сотворенна€ кровеносна€ система, узел.

ѕротиворечива и вс€ истори€ казачества, певцом которого стал “уроверов, автор поразительного по простоте и силе стихотворени€ об убийстве боевого кон€, бросившегос€ вплавь догон€ть корабль с хоз€ином, и не от этой ли драмы впоследствии произошли ЂЋошади в океанеї Ѕориса —луцкого?

ћа€ковский, казалось бы, должен был по законам воспетой им классовой борьбы ненавидеть белогвардейцев, торжествовать по поводу их бегства, но и он был потр€сен разламыванием –оссии надвое: Ђ√л€д€ / на ноги, // шагом / резким // шел / ¬рангель // в черной черкескеї.  ака€ четка€ музыкально-живописна€ графика уважени€ к благородству и трагедии врага. ƒа разве врага?

Ћучшие дн€

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:9795
‘рэнк ‘ариан
¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7316
¬иктор Ћ€гин
ќлег ћедведев. Ѕиографи€
ѕосетило:319
ќлег ћедведев

ѕротиворечи€ истории переплелись в происхождении казачества настолько, что невольно встает вопрос: кто были казаки Ц бунтари или усмирители? ј собственно, почему Ц Ђилиї? –азве это странным образом не уживалось и не уживаетс€ в одних и тех же люд€х? —уворов, который был не только бунтарем против солдафонства, но и усмирителем бунтарей, набира€ на ƒону войско перед альпийским походом, говаривал о донцах: Ђ азаки Ц глаза и уши армииї. ƒа разве бунтарство и одновременно усмирительство не €вл€ютс€ исторической метафорой народа, и не только русского?

—начала казаки сами держали оборону от набегов на южных рубежах. Ќо государство, вид€, какие сильные это воины, решило прибрать их к рукам.  азаки в бою не нуждались в подсказках и безропотно переносили т€готы походов. Ђ азак из пригоршни напьетс€, с ладони пообедаетї. «ато и гуливали в охотку: Ђ” наших казаков обычай таков: поцеловал куму, да и губы в сумуї.  азаков, зна€ их исполнительность, власть частенько пользовала как завоевателей и усмирителей.

 азацка€ матушка-сабл€, как они ее величали, засверкала на берегах “ерека,  убани, яика и »ртыша, чье илистое дно засосало слишком т€жкий панцирь ≈рмака. Ќо и среди тех были казаки, кто в собольих шубах и сапогах, смазанных жиром байкальских нерп, вышел к јмуру и ¬еликому оки€ну. √осударство сквозь пальцы гл€дело на жестокие расправы казаков с инородцами, лишь бы его интересы тоже блюли. ќдаривало за усмирение јстраханского возмущени€ 1705Ц1706 годов, за участие в подавлении революции 1848Ц1849 годов в ¬енгрии, за разгон в 1905Ц1907 годах пролетариев, чье оружие Ц булыжник Ц оказалось слабоватым супротив всЄ той же стальной матушки-сабли да плетеных нагаек. Ќе случайно в –оссии по€вилась частушка: ЂЌагаечка, нагайка,  азаческа€ честь. ¬ –оссии власть Ц хоз€йка, ѕока нагайка естьї.

ѕо “уроверову, самое разрушительное дл€ казака, привычного к седлу и свисту пуль и сабель, Ц это бездействие. ќн был в стихах своих больше рисовальщиком, чем философом, и не всегда ощущал, что величайшие приключени€ человека относ€тс€ к его внутренней жизни, а не внешней. –азмеренность жизни его удушала.

Ќа п€том дес€тке ему примнилось, что жизнь становитс€ бессмысленной, но ведь бессмысленным может быть и самый отча€нный риск, если он не во им€ спасени€ кого-то. » “уроверов записалс€ в »ностранный легион, то есть по собственной воле завербовалс€ в усмирители. ¬от его пугающа€ исповедь: ЂЌам всЄ равно, в какой стране —метать народное восстанье, » нет в других, как нет во мне, Ќи жалости, ни сострадань€. ¬ести учет: в каком году Ц ƒл€ нас ненужна€ обуза; » вот, в пустыне, как в аду, »дем на возмущенных друзовї.

ј кто такие друзы и чем они Ђвозмущеныї, не так уж важно. Ќаемничество даже ради романтики Ц это всЄ равно наемничество. Ќеразборчивое усмирение других по контракту превращаетс€ в усмирение собственной совести. ј не сумасшествие ли это Ц усмир€ть лучшее, что есть в нас, Ц нашу совесть?

 онечно, усмирители в любой момент могли превратитьс€ в бунтарей. »менно от старочеркасского берега в 1667 году отплыли струги —тепана –азина. »менно здесь заварилось восстание  ондрати€ Ѕулавина, убитого в собственном старочеркасском доме. ƒа и самозванец ≈мель€н ѕугачев был казаком. ј все-таки что-то перепутывалось в сознании казаков, когда размывалась граница между разбоем и борьбой за свободу и справедливость. ќбраща€сь к предкам, “уроверов это и сам с болью ощущал: Ђ оторый раз в открытом море, — уключин смыв чужую кровь, Ќесли вы дальше смерть и горе ¬ туман турецких береговї.

¬се-таки привычка к жестокости наемничества не привилась “уроверову. ƒон всегда дотекал до него, где бы он ни бродил по земле. ¬ нем спасительно жили, даже в африканской пустыне, дот€нувшиес€ с ƒона Ђ» запах дынь, настойчивый и нежный, » скрип кузнечика, прот€жный и сухойї. ќт жестокости излечивает только настойчивость нежности.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќснователь автомобилестроительной компании Ђ‘еррариї
ѕосетило:12187
Ёнцо ‘еррари
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:11944
 арл Ћагерфельд
јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20257
јлла Ћарионова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru