Личность поэта Владимира Маяковского многие десятилетия являлась своеобразным плакатом советской эпохи. Но школьники, которые насмехались над хрестоматийными стихами о паспорте, любили цитировать и 'флейту водосточных труб', и строки, которые в печатных изданиях исправлялись цензурой или пропускались. Отношение к поэту было неоднозначным при жизни и осталось таким же после его смерти, однако энергетика его стихов, парадоксальные и точные образы, динамика ритма не позволяют усомниться в его огромном таланте.
14.04.2024
Немаловажным является и тот факт, что для нескольких поколений поэтов и просто любителей поэзии произведения Маяковского, особенно дореволюционного периода, были единственным доступным примером российского авангардизма начала прошлого века, и даже спустя десятилетия после его гибели оставались образцом ломки стереотипов художественного творчества. Не стоит забывать и о том, что в число 'лучших и талантливейших' поэта поставила смерть; весьма вероятно, что со временем он мог бы разделить участь многих своих собратьев по перу.
Маяковский появился на свет в Грузии. Его родители относились к дворянскому сословию, но больших доходов семья не имела. Владимир Константинович служил лесничим в Кутаисской губернии, и Владимир-младший появился на свет в селе Багдати (1893, 19 июля). Из пятерых детей Маяковских остались в живых один сын и две старших дочери, Людмила и Ольга. В 1902 году Владимир стал учиться в кутаисской гимназии, однако через четыре года семью постигло большое несчастье. От заражения крови после случайного укола иглой умер отец, и у будущего поэта развилась боязнь бактерий и острых предметов.
Семья перебралась в Москву, Владимир поступил в 5-ю московскую гимназию, но не блистал ни оценками, ни тягой к наукам. Он водил знакомство с революционно настроенными сверстниками, печатался в нелегальном гимназическом журнале 'Порыв', и даже стал членом РСДРП (высокий рост позволил скрыть то обстоятельство, что ему тогда еще не исполнилось 15 лет). Маяковскому поручали вести агитационную работу, распространять марксистскую литературу, организовывать сходки. В 1908 году он был арестован по делу о подпольной типографии, но отпущен под поручительство матери. Из гимназии, в которой Владимир постоянно пропускал занятия, пришлось уйти под предлогом невозможности платить за обучение, и он стал посещать подготовительный класс при Строгановском училище.
Вскоре последовал второй арест – по подозрению в связях с анархистами-экспроприаторами, но суду не удалось доказать вину Маяковского. Следующий арест был связан с подготовкой побега заключенных политкаторжанок, и Владимиру пришлось находиться в одиночной камере почти год. Именно тогда он начал писать стихи, о которых позднее отзывался иронически. После освобождения за недостатком улик Маяковский отходит от революционного движения и прекращает членство в РСДРП. В 1911 году он поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. Знакомство с поэтом Бурлюком вводит Владимира в круг футуристов, и в 1912 году в поэтическом сборнике 'Пощечина общественному вкусу' появляется его первое стихотворение 'Ночь', за ним последовали поэтические выступления в знаменитом кафе 'Бродячая собака', издание собственного сборника под названием 'Я!'. Начинающий поэт принимал участие в акциях футуристов, проводившихся по всей России (эпатажная 'желтая кофта' была сшита сестрой поэта из первого попавшегося куска ткани).
В 1914 году в Петербурге (театр 'Луна-парк') состоялась премьера пьесы, в которой имя 'Владимир Маяковский' относилось к автору, исполнителю главной роли и даже к заглавию. У поэта выработался особый стиль - его произведения были рассчитаны не на зрительное, а на голосовое восприятие, что подчеркивалось строками-'лесенками'.
В 1915 году состоялось знакомство Маяковского с семьей Брик, которое определило всю его дальнейшую судьбу. Лиля Брик стала его музой, и которой посвящались практически все его стихотворения. Осип Брик занимался редактированием стихов Маяковского, финансировал их издание, нередко перекупая авторские права. Призыв на военную службу в 1915 году обернулся для Маяковского службой в Петроградской автомобильной школе (благодаря заступничеству Горького), и за это время с помощью Бриков он издал несколько книг, в том числе 'Облако в штанах' и 'Флейту-позвоночник'. Летом 1917 года Маяковскому удалось освободится от службы. После октябрьских событий он пишет 'Мистерию-буфф', которая была поставлена Мейерхольдом в первую годовщину революции, а в 1918 году - сценарии трех фильмов. Из них сохранились лишь фрагменты картины 'Закованная фильмой' с участием Лили Брик и самого поэта.
В 1919 году Маяковский переезжает в Москву, сотрудничает с РОСТА, создавая агитационные плакаты, организовывает поэтические группы и журналы (ЛЕФ и МАФ), активно печатается сам и печатает молодых поэтов (Асеева, Пастернака, Шкловского и др.). Тематика его произведений относится, в первую очередь, к победам революции и строительству нового общества. Поэма о Ленине, написанная после смерти вождя, была прочитана автором в Большом театре в присутствии Сталина, и сопровождалась продолжительной овацией. Маяковский стал писать детские стихи, рифмованные рекламные тексты, отзывался своими произведениями буквально на каждое политическое событие. Его публичные выступления, сопровождавшиеся ироничными ответами на вопросы из зала, собирали множество народа. Поэта стали выпускать за границу. Результатом этих поездок стала дочь Елена-Патрисия (1926 г.р.), родившаяся в США от русской эмигрантки Елизаветы Зиберт, пронзительный роман с проживающей в Париже Татьяной Яковлевой и покупка 'Рено', на котором стала ездить Лиля Брик.
В конце двадцатых годов в карьере и произведениях Маяковского наметился перелом. Написанные им пьесы 'Клоп'(1928) и 'Баня' (1929) были поставлены Мейерхольдом, но критика встретила их враждебно. Наметились противоречия и с собратьями по поэзии. Маяковский прекратил деятельность ЛЕФ и МАФ, вступил в РАПП, где также был принят недружелюбно. В 1930 году тщательно подготовленная им выставка к двадцатилетию творчества была проигнорирована властями и писателями, из журнала изъяли уже набранное поздравление с юбилеем. В довершение всего, даже поэтические выступления уже не собирали такого количества слушателей, как раньше. Толчком к трагедии послужил перенос генеральной репетиции пьесы 'Москва в огне', намеченной на 13 апреля. Утром следующего дня, сразу же после встречи с актрисой Вероникой Полонской, которую Маяковский тщетно просил оставить театр и развестись с мужем, прозвучал выстрел, оборвавший жизнь поэта.
Александр Давыдов: Биография Посетило:27374 |
Чемпион по поеданию жгучего перца Посетило:18511 |
Законодательница нового направления в поп-музыке Посетило:14312 |
Александр I. Биография Посетило:191683 |
Александр Давыдов: Биография Посетило:27374 |
Главный полководец Великой Отечественной войны Посетило:13914 |