Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘азиль »скандер

   /   

Fazil Iskander

   /
             
‘отографи€ ‘азиль »скандер (photo Fazil Iskander)
   

ƒень рождени€: 06.03.1929 года
ћесто рождени€: —ухуми (јбхази€), ———–
ƒата смерти: 31.07.2016 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 87 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

российский писатель, лауреат √осударственной премии ———–

Ђ¬ход€ в новое тыс€челетие Ц услышать пророков своего ќтечества!ї Ц так озаглавлена одна из недавних статей об »скандере (Ђƒемократический выборї, 16 августа 2002). Ѕыть может, »скандер окажетс€ уникальным и в этом. Ќа творческие встречи с ним трудно попасть и в ћоскве, и в —ухуми, и в Ќью-…орке, и в ћюнхене. ѕо книгам »скандера став€т спектакли и снимают фильмы. ќ мировом признании писател€ говорит перечень его престижных наград: »скандер награжден орденом Ђ«а заслуги перед ќтечествомї II (2004) и III степени (1999), орденом Ђ„есть и славаї I степени јбхазии (2002), √осударственной премией ———– (1989), премией имени ј.ƒ. —ахарова Ђ«а мужество в литературеї (1991), ѕушкинской премией фонда ј. “епфера (1992), √осударственной премией –‘ (1993), премией Ђ«олотой ќстапї, ћалапарти (»тали€), ЂћоскваЦѕеннеї (»тали€, 1996), фонда Ђ«нам€ї (1997), ЂЅолдинска€ осеньї (1998), Ђ“риумфї (1998), премией имени ƒ. √ули€ за достижени€ в области литературы (јбхази€, 2002), пам€тной медалью –јЌ ЂЎедевры русской литературы ’’ векаї за выдающийс€ вклад в развитие культуры –оссии (2003).

03.11.2006

–одилс€ 6 марта 1929 года в городе —ухуми (јбхази€). ќтец Ц »скандер јбдул »брагимович,был выслан из ———– в »ран в 1938 году в числе других граждан персидского происхождени€, умер в 1957 году. ћать Ц ћишели€ Ћели ’асановна (1901Ц1980). —упруга Ц ’лебникова јнтонина ћихайловна. ƒочь Ц ћарина (1962 г. рожд.). —ын Ц јлександр (1983 г. рожд.). ¬нук Ц ≈вгений (1993 г. рожд.).

‘азиль »скандер фотографи€
‘азиль »скандер фотографи€

∆изнь каждого писател€ воплощена в его книгах. ‘азиль »скандер в этом отношении, как и во многих других, Ц особый случай. Ќевозможность уместить информацию об уникальной личности в традиционную Ђанкетнуюї форму (Ђродилс€... училс€... печаталс€ї) лучше всего передают слова самого »скандера: ЂЁто так, но не точної.

–усский писатель ‘азиль »скандер 40 лет назад переселилс€ из —ухуми в ћоскву; абхазец ‘азиль »скандер пишет свои книги на русском €зыке. ’удожественный мир его прозы не просто св€зан, но почти весь умещаетс€ в јбхазии.

»скандеровска€ јбхази€ Ц удивительный край, где между небом и морем расположились Ђмаленький ¬авилонї ћухус и горное село „егем, Ц находитс€ р€дом с Ђѕетербургом ƒостоевскогої, Ђбулгаковской ћосквойї и …окнапатофой ”. ‘олкнера. “ип художественного видени€, при котором Ђмала€ родинаї из бесконечно дорогого, но захолустного уголка становитс€ средоточием правды о мире и критерием его оценки, Ц одно из художественных открытий литературы XX века, когда авторское Ђвсеведеньеї стало условностью. Ђ“ебе хорошо, Ц сказал мне как-то один мой московский коллега, Ц ты пишешь о маленьком народе. ј нам куда трудней. ѕопробуй опиши многомиллионную нациюї. Ц Ђ“ы из —моленщины, Ц ответил €, Ц вот и пиши, как будто все начала и концы сход€тс€ в —моленской областиї (Ђћоре оба€ни€ї). ѕреобразив јбхазию в центр мироздани€, писатель сделал дом sancta sanctorum этого мира, а его обитателей Ц родственников, соседей, знакомых, их потомков и предков Ц геро€ми своих произведений.

‘илософ Ќ. Ѕерд€ев писал, что есть только один способ постижени€ тайны истории Ц путь осознани€ Ђглубокого тождества между моей исторической судьбой и судьбой человечестваї. Ђјвтобиографизмї книг »скандера Ц ключ к его личной судьбе и судьбам мира.

 аким было детство писател€ в горном абхазском селе и сухумском дворике, где природа и люди, друзь€ и враги, радость и горе существовали как единый целостный мир? ¬ старом —ухуми, Ђмаленьком ¬авилонеї, где с незапам€тных времен среди местных народов жили греки, турки и персы, хорошо знали отца писател€: его семь€ владела кирпичным заводом, и значительна€ часть домов в городе была построена из искандеровских кирпичей. Ёто не помешало его высылке по сталинскому приказу вместе с другими потомками бывших иностранцев: Ђ¬озможно, они слишком в€ло врастали в социализмї (ЂЎкольный вальс, или Ёнерги€ стыдаї).

ѕо материнской линии, от поколений абхазских кресть€н, унаследовал »скандер Ђтайну любви кресть€нина к своему полюї (Ђ»стори€ молельного дереваї) и св€тое чувство рода, родства, родины. Ђћама! Ц кричу € сквозь бездну неимоверных лет, но девочка не слышит... ¬ этом мире, забывшем о долге, о чести, о совести, она неуклонно вела свою великую маленькую войну с хаосом эгоизма, отчуждени€, осквернени€ св€тыни Ѕожьего дара Ц стыдаї (ЂЅольшой день Ѕольшого домаї).

Ђ—трой заново разбитой жизни зданье...ї Ц написал »скандер много лет назад в вольном переводе киплинговской баллады. Ёту великую энергию созидани€ он получил в наследство от матери и отца. » в 2002 году он повторил: Ђ огда человек видит, что он создал что-то, будь то виноградник, или огород, или вещь, или книга, Ц это внушает ему оптимизм. —озидание не только средство какого-то обогащени€, улучшени€ жизни. —озидание улучшает настроениеї (јпсны-ѕресс, 18 июл€ 2003).

Ћучшие дн€

ќтец информатики
ѕосетило:14638
јлан ћатисон “ьюринг
—ветлана  рючкова: Ђ√адкий утенокї
ѕосетило:11315
—ветлана  рючкова
ёрий Ўатунов: Ѕывший солист ЂЋаскового ма€ї
ѕосетило:10409
ёрий Ўатунов

‘азиль »скандер Ц потомственный созидатель. Ќе случайно биографи€ прозаика »скандера начинаетс€ рассказом Ђѕервое делої (1956).  аждый человек когда-то впервые идет в школу (Ђћой первый школьный деньї), учитс€ плавать (Ђ–ассказ о мореї), пользоватьс€ часами (Ђ¬рем€ по часамї) или впервые сталкиваетс€ со смертью, жестокостью и ложью мира взрослых (Ђƒетский садї, Ђѕодвиг „икаї). Ќо в прозе »скандера не существует разделени€ на общественную и частную жизнь Ц каждый эпизод предстает в ранге событи€, становитс€ метафорой быти€. “ак возникают знаменитые искандеровские афоризмы, сочетающие уникальность личного опыта и вечность народной мудрости: Ђ огда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себеї (Ђƒедушкаї).

Ётот лейтмотив звучит в творчестве »скандера с первых стихотворных публикаций 1952 года: крупнейший мастер современной прозы начинал как поэт. » в каждом поэтическом сборнике (√орные тропы. —ухуми, 1957; ƒоброта земли. —ухуми, 1959; «еленый дождь. ћ., 1960; ƒети „ерноморь€. —ухуми, 1961; ћолодость мор€. ћ., 1964; «ори земли. ћ., 1966; Ћетний лес. ћ., 1969; —тихотворени€. ћ., 1993; ≈жевика. ћ., 2001) образы родной земли воплощают общечеловеческую ценность при€ти€ жизни Ц всегда неблагополучной и всегда прекрасной: Ђ...“ы человек. Ќо поживи-ка! / » выживи. » много дней / ∆иви, как эта ежевика, / ∆изнь выжима€ из камней! (Ђ≈жевикаї).

ѕафос при€ти€ мира развиваетс€ в одном из основных, продолжающихс€ и сейчас искандеровских циклов Ц произведений о детстве. ”же в ранних рассказах, вошедших в сборники Ђ«апретный плодї, Ђ“ринадцатый подвиг √ераклаї (1966), Ђƒерево детстваї (1970), Ђѕервое делої (1972), Ђ¬рем€ счастливых находокї (1973), совмещаютс€ жизнерадостное простодушие ребенка и мудра€ печаль его взрослого двойника, повествующего о счастливой поре детства в страшное врем€ сталинщины. ∆естокость прекрасной жизни, первоначально раскрывающа€с€ как дисгармоническа€ нота в радостной симфонии детства, в творчестве 1980Ц1990-х годов Ц Ђѕод сенью грецкого орехаї (1979); Ђ«ащита „икаї (1983); Ђѕраздник ожидани€ праздникаї (1986); Ђƒетство „икаї (1993, 1994); Ђ—южет существовани€ї (1999); ЂЎкольный вальс, или Ёнерги€ стыдаї (1999) Ц осмысливаетс€ в социальном и философском плане. —илу противосто€ть злу маленький герой, как и все любимые персонажи »скандера, черпает в личном опыте и мудрости предков: ЂЁто как зме€ и человек. ¬ природе змеи Ц кусатьс€. ¬ природе человека Ц убивать змею. “ак они живут тыс€челети€ и будут житьї (Ђѕодвиг „икаї). Ђƒетскийї взгл€д на мир естественно открывает абсурдность реальной жизни, будь то бытовые несуразицы или государственное идеологическое безумие. Ђƒетска€ї вера в здравый смысл, добро и бесконечность жизни аналогичны двойственной функции смеха (осме€ни€Цутверждени€) в народной смеховой культуре. Ђƒерево детстваї »скандера стало аналогом фольклорного ћирового древа, соедин€ющего землю и небеса, жизнь отдельного человека и судьбу человечества.

»стори€ о том, как золотой медалист сухумской школы не поступил на философский факультет ћ√”, обидевшись на слова экзаменатора: Ђ ажетс€, на вашу нацию есть разнар€дкаї, и стал студентом √осударственного библиотечного института, а потом, пон€в, Ђчто проще и выгоднее самому писать книги, чем заниматьс€ классификацией чужихї, перешел в Ћитературный институт имени ј.ћ. √орького, Ц это фабула рассказа ЂЌачалої. ¬ этом же рассказе »скандер запечатлел свои первые доброжелательно-иронические впечатлени€ о ћоскве, где с 1962 года ему предсто€ло жить посто€нно. —лова из этого рассказа: Ђя полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, загл€нуть в мрачную бездну, убедитьс€, что и там ничего нет, и потихоньку возвращатьс€ обратно. —лед, оставл€емый этим обратным путем, и будет насто€щим юморомї Ц это неизменна€ позици€ писател€ »скандера.

¬тора€, Ђоттепельна€ї, половина 1950-х Ц опыт работы журналистом и редактором в ЂЅр€нском комсомольцеї, Ђ урской правдеї, јбхазском государственном издательстве Ц воплотилась в искрометном комизме Ђ—озвезди€  озлотураї. Ќо в этом жетексте Ц романтический сюжет знакомства геро€ и прекрасной росси€нки: правдива€ истори€ любви писател€ и его будущей жены. ѕредставленной в повести бессмыслице пропагандистской кампании сопротивл€етс€ сама жизнь: красота „ерноморь€, молодость и любовь. ¬ жизни »скандера это и успех первых московских публикаций, и радость дружеского общени€ в неофициальном приюте молодых и талантливых Ц редакции Ђёностиї, и признание Ђмэтровї. ЂЁто больша€ радость Ц по€вление в прозе ‘азил€ »скандераї, Ц написал ј.“. “вардовский, опубликовал повесть в ЂЌовом миреї (1966) и даже дважды представл€л ее на √осударственную премию ———–. ѕремию за произведение о трагикомической Ђкозлотуризацииї нашей жизни времен ’рущева и Ђцарицы полей кукурузыї, конечно, не дали. Ќо благодар€ Ђ—озвездию  озлотураї »скандер обрел значительно большее: всенародную известность, неизменную читательскую любовь и осознание того, что его Ђабхазский хронотопї Ц географически локализованное пространство и Ђвертикальное врем€ї, которое вмещает тыс€челети€ жизни народа, Ц стал идеальной художественной моделью столкновени€ цивилизации с народной культурой, Ђархаического сознани€ с социалистической сознательностьюї (ѕ. ¬айль, ј. √енис).

» в 1966 году на страницах ЂЌеделиї впервые по€вл€етс€ —андро, герой юмористического эпоса Ђ—андро из „егемаї. »стори€ создани€ и публикации книги, которую »скандер пишет всю жизнь, похожа на Ђ»сторию молельного дереваї из чегемской саги: этот гигантский грецкий орех хранит на своем могучем стволе следы веков Ц от наконечников древних стрел и крючьев дл€ жертвоприношени€ до следов огн€ и топора, оставшихс€ с той поры, когда местные активисты пытались сжечь его Ђкак религиозный предрассудокї. Ђ—андро из „егемаї рос как дерево Ц намек природы на желательную форму нашей души, Ђкотора€ позвол€ет, крепко держась за землю, смело подыматьс€ к небесамї (Ђƒерево детстваї). ¬ периодике публиковались отдельные главы этого романа в рассказах, объединенные авторским замыслом и бессмертным народным героем Ц великим тамадой, веселым обманщиком, храбрецом и плутом, мудрецом и лучшим танцором —андро. Ђƒеревої романа, изуродованное цензурой в публикации 1973 года (ЂЌовый мирї, є 8Ц11), выжило, как молельный орех чегемцев. јмериканское издательство Ђјрдисї издавало полный текст Ђ—андро из „егемаї в 1979 и 1981 годах. ќтечественные издани€: Ђ—андро из „егемаї. –оман: ¬ 3 т. ћ., 1989; “о же. ¬ 2 т. ћ., 1999.  арнавальна€ свобода чегемского эпоса, наследовавшего, как прежде романы –абле, —ервантеса, √огол€, Ѕулгакова, традиции античной мениппеи, соединила авантюрный сюжет и поиск истины, легендарных героев и исторические персонажи, трагические событи€ и юмор Ц Ђгармонизацию на уровне разума, попытку преодолеть хаосї (Ђѕотребность очищени€ї). —мех у »скандера Ц синоним правды, единственный легитимный способ усовершенствовани€ мира. Ђ—меюща€с€ истинаї возникает на грани столкновени€ любых стереотипов сознани€ с первичной разумностью и позвол€ет создать даже фантастический Ђдобрый вариантї судьбы Ђкресть€нина —талинаї. Ђёмор Ц осколки счастливого варианта жизни, хран€щиес€ в прапам€ти человечестваї, Ц вечен, а потому способен увидеть тирана с позиций пережившего его (и многих других тиранов) народа.

¬ 1970-е годы »скандер создает социально-психологические повести Ђћорской скорпионї (опубликована в 1977), Ђ—умрачной юности светї (опубликована в 1990) и Ђ—то€нка человекаї (опубликована в 1992), образующие своеобразный триптих о судьбе интеллигента Ц потомка „егема в услови€х Ђостановившегос€ социального времениї. ќсновна€ метафора повести Ђ—озвездие  озлотураї становитс€ символом главного эксперимента эпохи: создани€ Ђhomo sovetiсusї, тоже гибрида Ђчеловека разумногої и Ђчеловека идеологизированногої (Ђ„еловек идеологизированныйї). Ђ–едуцированный смехї, жанр и стиль значительно отличают прозу 1970-х годов от произведений предшествующего периода. Ќо пафос при€ти€ мира, пронизывающий чегемский цикл и рассказы о детстве, не исчезает, хот€ и редуцируетс€ настолько, насколько ослаблена св€зь героев с патриархальной нравственной культурой. Ђќстановившеес€ врем€ї воссоздаетс€ писателем как т€гостный момент той вечности, котора€ €вл€етс€ основной координатой художественного мира »скандера: Ђ„то можно сделать дл€ родины, когда ничего нельз€ сделать? ƒелай самого себ€!ї (Ђ—то€нка человекаї).

»скандер подтверждает это, публику€ в неподцензурном альманахе Ђћетропольї рассказ Ђћаленький гигант большого сексаї (издан в —Ўј в 1979 г., на родине Ц в 1991, 2001), подписыва€ многочисленные письма протеста, создава€ философскую юмористическую сказку Ђ ролики и удавыї (опубликована в —Ўј в 1982 г., впервые на родине Ц в 1988). Ђ ролики и удавыї €вл€ютс€ книгой о природе любой власти, базирующейс€ на лжи, насилии и неподготовленности человека к тому, чтобы Ђжить правдойї. ¬озникающие у читател€ аллюзии этапов советской истории Ц только первый смысловой пласт. —казка написана ради избавлени€ Ђчеловека идеологизированногої всех времен и народов, одновременно жертвы и палача, кролика и удава. “равести€ евангельского сюжета, восход€ща€ к древней традиции св€щенной пародии, соедин€ет в философской параболе истории —пасител€ и кроличьего мудреца, утвержда€ непреход€щую значимость индивидуального стремлени€ к истине.

—казка Ђƒжамхух Ц —ын ќлен€ї исследует ту же вечную проблему: судьбу истины и ее носител€ в повседневности. Ќо в этом произведении функции архетипа выполн€ет не библейский сюжет, а абхазска€ легенда. ѕроблема существовани€ истины в реальной жизни, взаимоотношений ее носител€ с народом и властью выходит на первый план, тесно св€зыва€ содержание сказки с основной проблематикой прозы »скандера: преодолением Ђидеи полноты мракаї.

ѕосле продолжительной паузы, вызванной гневом властей из-за участи€ в Ђћетрополеї, только в 1984Ц1985 годах в периодике по€вл€ютс€ новые рассказы »скандера. ј когда в 1986 году журнал Ђ«нам€ї опубликует рассказы ЂЅармен јдгурї и Ђ„егемска€  арменї, критики настойчиво заговор€т о новом этапе творчества писател€: в Ђабхазском хронотопеї действуют новые криминальные герои, из „егема ушла душа Ц веками складывавша€с€ народна€ этика; изменилось качество смеха Ц юмор смен€етс€ безнадежным сарказмом.

Ќо глубина ощущени€ силы мрака у »скандера была очень велика и в те давние годы, когда читающа€ публика и критика взахлеб восхищались безудержным весельем его прозы. “очнее говорить об изменении не искандеровского, а нашего мировоспри€ти€: когда вышли в свет давно написанные произведени€ писател€, мы Ђоткрыли дл€ себ€... бездонную глубину, лишенный иллюзий сарказм антиутописта, из произведений которого была известна до сих пор только освещенна€ солнцем вершина айсбергаї (ЂFrankfurter Allgemeine Zeitungї).

‘азиль »скандер Ц один из немногих Ђшестидес€тниковї, кто без потерь перенес испытание свободой слова и парадоксальный кризис Ђутраты врагаї Ц тоталитарной системы. ¬еро€тно, потому, что дл€Ђнового »скандераї, автора повестей о войне, любви и творчестве (Ђѕшадаї, 1993; Ђ—офичкаї, 1995; Ђѕоэтї, 1999), романа в рассказах (Ђ„еловек и его окрестностиї, 1993) вечные ценности прежнего художественного мира: свет, дом, род Ц остаютс€ неизменными по сути, хот€ и не могут не испытывать воздействи€ не к лучшему измен€ющегос€ мира. Ђ¬рем€, в котором стоимї (Ђ—андро из „егемаї), пронизано энергией безуми€. Ќо Ђуголовный тип сознани€ї, снова и снова воспроизвод€щийс€ в человеческой истории, принадлежит к €влени€м временным, как ЂЋенин вчераї и ЂЋенин сегодн€ї (ЂЋенин на УјмреФї), как энерги€ безумцев, котора€ правит миром. ѕравда, сила этой энергии такова, что однажды она может непоправимо разрушить наш временный мир. Ќо потому-то и важен Ђюмор Ц последн€€ реальность оптимизмаї (Ђ„еловек и его окрестностиї). Ќе трат€ сил на уничтожение смехом временного, »скандер снова и снова напоминает о вечном.

ќб этом свидетельствует многое. ¬ыход€т новые книги (ЂЌочной вагонї. ћ., 2000; Ђ√де зарыта собакаї. ћ., 2001).   —обрани€м сочинений в 4 (ћ., 1992) и 6 т. (’арьков: ћ., 1997) вскоре прибавитс€ новое Ц 10-томник издательства Ђ¬рем€ї. ¬ журналах публикуютс€ новые рассказы (Ђ озы и Ўекспирї, 2001; Ђ√нила€ интеллигенци€ и аферизмыї, 2001; Ђ—он о Ѕоге и дь€волеї, 2002 и др.); пишутс€ стихи (Ђ≈жевикаї, 2002).  ак и прежде, эссе и публицистика, осмысливающие новую реальность, востребованы читателем: размышлени€ Ђчегемского мудрецаї о Ђдомеї и Ђбездомьеї (Ђ¬ чем тайна?ї), судьбе –оссии (Ђѕойдем поливать свою тыквуї) и ее культуре (Ђѕопытка пон€ть человекаї) сочетают глубину мысли, непринужденно-иронический стиль и неисс€каемую веру в противодействие Ђидее полноты мракаї (Ђ—умрачной юности светї). ¬о времена социальной депрессии его тезис Ђ...раз в –оссии был ѕушкин, значит, гармони€ в –оссии в принципе возможнаї (Ђ»скренность пока€ни€ рождает энергию вдохновени€ї, 1996) внушает надежду, а собрание афористических высказываний Ђѕонемногу о многом. —лучайные запискиї (2001) заставит улыбнутьс€ и задуматьс€ любого.

‘азиль »скандер никогда не стремилс€ во власть, но не отказываетс€ от участи€ в делах достойных. ќн был членом ÷ентральной ревизионной комиссии —оюза писателей ———– (1986Ц1991), сопредседателем секретариата правлени€ —оюза писателей ———– (1991), народным депутатом ———– от јбхазской ј——– (1989Ц1992), членом комиссий по √осударственным преми€м –оссии (до 1996), по правам человека (до 1996) и по помиловани€м при ѕрезиденте –‘ (до 2001), совета по культуре и искусству при ѕрезиденте –‘ (1996Ц2001). —ейчас »скандер Ц вице-президент –оссийского ѕ≈Ќ-клуба (1989), член комиссии по √осударственным преми€м –оссии в области литературы и искусства, председатель комиссии по литературному наследию ». Ѕабел€ (с 1987), академик –ј≈Ќ (с 1995), јкадемии российского искусства (с 1995), Ќезависимой академии эстетики и свободных искусств (с 1995), член редколлегий журналов и альманахов Ђ онтинентї, Ђјкадемические тетрадиї, Ђ руг чтени€ї, общественных советов газеты Ђ ультураї (с 1996), журналов Ђ«нам€ї, Ђёностьї, Ђƒружба народовї, Ђ¬итринаї (с 1997), Ђ„итающа€ –осси€ї (с 1997), редакционного совета издательства Ђћосковский рабочийї, международного редсовета Ѕиблиотеки элитного читател€ Ђѕантеонї (изд-во Ђ“ерраї, с 1995), совета попечителей фонда Ђ«нам€ї, совета ‘онда ƒостоевского.

Ђ¬ход€ в новое тыс€челетие Ц услышать пророков своего ќтечества!ї Ц так озаглавлена одна из недавних статей об »скандере (Ђƒемократический выборї, 16 августа 2002). Ѕыть может, »скандер окажетс€ уникальным и в этом. Ќа творческие встречи с ним трудно попасть и в ћоскве, и в —ухуми, и в Ќью-…орке, и в ћюнхене. ѕо книгам »скандера став€т спектакли и снимают фильмы. ќ мировом признании писател€ говорит перечень его престижных наград: »скандер награжден орденом Ђ«а заслуги перед ќтечествомї II (2004) и III степени (1999), орденом Ђ„есть и славаї I степени јбхазии (2002), √осударственной премией ———– (1989), премией имени ј.ƒ. —ахарова Ђ«а мужество в литературеї (1991), ѕушкинской премией фонда ј. “епфера (1992), √осударственной премией –‘ (1993), премией Ђ«олотой ќстапї, ћалапарти (»тали€), ЂћоскваЦѕеннеї (»тали€, 1996), фонда Ђ«нам€ї (1997), ЂЅолдинска€ осеньї (1998), Ђ“риумфї (1998), премией имени ƒ. √ули€ за достижени€ в области литературы (јбхази€, 2002), пам€тной медалью –јЌ ЂЎедевры русской литературы ’’ векаї за выдающийс€ вклад в развитие культуры –оссии (2003). »скандер Ц почетный доктор Ќорвичского университета (—Ўј), член и лауреат Ѕаварской академии из€щных искусств (√ермани€). »менем автора Ђ—озвезди€  озлотураї названа одна из малых планет.

» еще на вечера »скандера его читатели принос€т вместе с новыми издани€ми зачитанные томики из домашних библиотек и, слуша€ звучащий со сцены текст, шепотом Ц но на мгновение раньше чтеца Ц произнос€т написанные »скандером слова.

∆ивет и работает в ћоскве.

прекрасному писателю и хорошему человеку
надежда 16.04.2008 08:05:15
€ знакома с книгами ‘азил€ »скандера со школьных лет,впервые мне советовали почитать их родители,в дальнейшем искала и читала сама.∆елаю крепкого здоровь€ и несокрушимого оптимизма прекрасному писателю и хорошему человеку.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19885
Ѕренден јдамс
ћишель ‘уко. Ѕиографи€
ѕосетило:24383
ћишель ‘уко
«везда и смерть »зольды »звицкой
ѕосетило:65739
»зольда »звицка€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru