Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈вгений ≈втушенко

   /   

Evgeniy Evtushenko

   /
             
‘отографи€ ≈вгений ≈втушенко (photo Evgeniy Evtushenko)
   

ƒень рождени€: 18.07.1933 года
ћесто рождени€: «има, , ¬осточно-—ибирский край ,———–
ƒата смерти: 01.04.2017 года
ћесто смерти: “алса, , ќклахома, —Ўј
¬озраст: 83 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


'Ѕлагословенна русска€ земл€'

—оветский, русский поэт, прозаик, режиссЄр

«а литературные достижени€ в но€бре 2002 года ≈вгению ≈втушенко присуждена интернациональна€ преми€ Aquila (»тали€). ¬ декабре того же года он награжден золотой медалью ЂЋюмьерыї за выдающийс€ вклад в культуру ’’ века и попул€ризацию российского кино.

18.07.2023

–одилс€ 18 июл€ 1933 года в —ибири, на станции «има »ркутской области. ќтец - √ангнус јлександр –удольфович (1910-1976), геолог. ћать - ≈втушенко «инаида ≈рмолаевна (1910-2002), геолог, актриса, «аслуженный де€тель культуры –—‘—–. —упруга - ≈втушенко ћари€ ¬ладимировна (1961 г. рожд.), врач, филолог. —ыновь€: ѕетр (1967 г. рожд.), художник; јлександр (1979 г. рожд.), журналист, живет в јнглии; јнтон (1981 г. рожд.), живет в јнглии; ≈вгений (1989 г. рожд.), учитс€ в средней школе в —Ўј; ƒмитрий (1990 г. рожд.), учитс€ в средней школе в —Ўј.

≈вгений ≈втушенко фотографи€
≈вгений ≈втушенко фотографи€

≈вгению –ейну, другу и, как многие считают, учителю Ѕродского, принадлежит постулат, датированный 1997 годом: Ђ–осси€ Ц особа€ страна решительно во всех отношени€х, даже под углом ее поэтического облика. ¬от уже двести лет во все времена русскую поэзию представл€ет один великий поэт. “ак было в восемнадцатом веке, в дев€тнадцатом и в нашем двадцатом. “олько у этого поэта разные имена. » это неразрывна€ цепь. ¬думаемс€ в последовательность: ƒержавин Ц ѕушкин Ц Ћермонтов Ц Ќекрасов Ц Ѕлок Ц ћа€ковский Ц јхматова Ц ≈втушенко. Ёто Ц один-единственный ¬еликий поэт с разными лицами. “акова поэтическа€ судьба –оссииї. ƒумаетс€, что в отношении ≈втушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столети€.

¬ «име прошли незабываемые детские годы ≈вгени€ ≈втушенко. Ђќткуда родом €? я с некой / сибирской станции «има...ї Ётому городу посв€щены одни из самых пронзительных его лирических стихотворений и многие главы ранних поэм.

≈вгений ≈втушенко фотографи€
≈вгений ≈втушенко фотографи€

≈втушенко с раннего детства считал и ощущал себ€ ѕоэтом. Ёто видно из его ранних стихов, впервые опубликованных в первом томе его —обрани€ сочинений в 8 томах. ƒатированы они 1937, 1938, 1939 годами. —овсем не умильные вирши, а талантливые пробы пера (или карандаша) 5-7-летнего ребенка. ≈го сочинительство и опыты поддерживаютс€ родител€ми, а затем и школьными учител€ми, которые активно участвуют в развитии его способностей.

ѕоэт не раз с благодарностью вспоминает родителей, которые с ранних лет помогали ему через каждодневное общение, книги, знакомство и соприкосновение с искусством познать ценности окружающего мира, художественного наследи€. Ђќтец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении ¬авилона, и об испанской инквизиции, и о войне јлой и Ѕелой роз, и о ¬ильгельме ќранском... Ѕлагодар€ отцу € уже в 6 лет научилс€ читать и писать, залпом читал без разбора ƒюма, ‘лобера, Ѕоккаччо, —ервантеса и ”эллса. ¬ моей голове был невообразимый винегрет. я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...ї

≈вгений ≈втушенко фотографи€
≈вгений ≈втушенко фотографи€

¬ последующие годы, несмотр€ на то, что у јлександра –удольфовича образовалась друга€ семь€, он продолжал воспитание своего старшего сына поэзией. “ак, осенью 1944 года они вместе ходили на вечер поэзии в ћ√”, бывали и на других вечерах, слуша€ стихи јнны јхматовой, Ѕориса ѕастернака, ћихаила —ветлова, јлександра “вардовского, ѕавла јнтокольского и других поэтов.

«инаида ≈рмолаевна не преп€тствовала встречам ∆ени с отцом, а еще раньше, когда писала ему письма, посылала стихи сына, в которых уже попадались строки и рифмы, свидетельствующие о способност€х мальчика, так рано вз€вшегос€ за перо. ћама верила в его способности и отдавала себе отчет в ценности его ранних опытов. ќна сохран€ла тетради и отдельные листки со стихами, с работой по составлению словар€ рифм, еще не существующих, по его мнению, в поэзии.   сожалению, по разным причинам что-то все-таки было утер€но, как тетрадь, котора€ включала примерно около 10 тыс€ч рифм.

≈вгений ≈втушенко фотографи€
≈вгений ≈втушенко фотографи€

ѕоложительное вли€ние на формирование эстетических вкусов поэта, мастерство эстрадных выступлений и неподдельный интерес к театру и кино оказывала и сама втора€, артистическа€, професси€ мамы. ¬ 1938-41 годах она была солисткой ћосковского театра имени  .—. —таниславского, окончив в 1939 году музыкальное училище имени ћ.ћ. »пполитова-»ванова, в которое поступила еще будучи студенткой последнего курса геологоразведочного института - после того, как зан€ла первое место в смотре художественной самоде€тельности вузов столицы. ¬ ее доме бывали артисты - и ставшие впоследствии знаменитост€ми, и скромные труженики мосэстрадовской сцены, которых так трогательно выписал спуст€ многие дес€тилети€ поэт в одной из глав поэмы Ђћама и нейтронна€ бомбаї.

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:8242
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:6845
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:6699
Ўарль јзнавур

— начала войны по декабрь 1943 года она выступала на фронтах, затем - гастроли у хлеборобов „итинской области (декабрь 1943 г.), во врем€ которых она т€жело заболела тифом и пролежала несколько мес€цев в больнице „иты. ѕосле выздоровлени€ в 1944 году работала заведующей зиминским ƒомом культуры железнодорожников, а в конце июл€ 1944-го вернулась с сыном в ћоскву, откуда, после приезда по вызову из «имы ее матери, снова отправилась по фронтам в составе концертной бригады своего театра, домой вернулась только в апреле победного 45-го. ¬ последующие годы она работала во ¬сесоюзном гастрольно-концертном объединении и в московской филармонии в качестве режиссера по детской музыкальной работе вплоть до выхода на пенсию в 1977 году.

≈вгений ≈втушенко фотографи€
≈вгений ≈втушенко фотографи€

√остеприимство «инаиды ≈рмолаевны распростран€лось не только на собственных друзей, но и на окружение молодого, вступающего в бурную творческую жизнь сына. —воими в доме были многие поэты - ≈вгений ¬инокуров, ¬ладимир —околов, –оберт –ождественский, √ригорий ѕожен€н, ћихаил Ћуконин и другие, не говор€ уже о Ѕелле јхмадулиной, первой жене поэта; прозаик ёрий  азаков, драматург ћихаил –ощин, литературовед ¬ладимир Ѕарлас, студенты Ћитературного института, художники ёрий ¬асильев и ќлег ÷елков, актеры Ѕорис ћоргунов и ≈вгений ”рбанский...

ѕоэт рос и училс€ в ћоскве, посещал поэтическую студию ƒома пионеров. Ѕыл студентом Ћитературного института, в 1957 году исключен за выступлени€ в защиту романа ¬. ƒудинцева ЂЌе хлебом единымї. ѕечататьс€ начал в 16 лет. ѕервые публикации стихов в газете Ђ—оветский спортї датированы 1949 годом. ѕрин€тый в —оюз писателей ———– в 1952 году, стал самым молодым его членом.

ѕерва€ книга - Ђ–азведчики гр€дущегої (1952) - несла родовые приметы декларативной, лозунговой, пафосно-бодр€ческой поэзии рубежа 1940-50-х годов. Ќо тем же годом, что и книга, датированы стихотворени€ Ђ¬агонї и Ђѕеред встречейї, которые ≈втушенко без малого четверть века спуст€ в статье Ђ¬оспитание поэзиейї (1975) назовет Ђначалом... серьезной работыї в литературе.

ѕодлинно дебютными стали не перва€ Ђходульно-романтическа€ книжкаї, как аттестует сегодн€ Ђ–азведчики гр€дущегої сам поэт, и даже не втора€ - Ђ“ретий снегї (1955), а треть€ - ЂЎоссе энтузиастовї (1956) и четверта€ - Ђќбещаниеї (1957) книги, а также поэма Ђ—танци€ «имаї (1953-56). »менно в этих сборниках и поэме ≈втушенко осознает себ€ поэтом нового, вступающего в жизнь поколени€, которое позже назовут поколением Ђшестидес€тниковї, и громко за€вл€ет об этом программным стихотворением ЂЋучшим из поколени€ї.

ћироощущение, умонастроение поэта складывались под воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачени€ми культа личности —талина.

¬оссоздава€ обобщенный портрет молодого современника Ђоттепелиї, ≈. ≈втушенко пишет собственный портрет, вбирающий духовные реалии как общественной, так и литературной жизни. ƒл€ выражени€ и утверждени€ ее поэт находит броские афористичные формулы, воспринимавшиес€ полемическим знаком нового антисталинского мышлени€: Ђ”сердье в подозрень€х не заслуга. / —лепой судь€ народу не слуга. / —трашнее, чем прин€ть врага за друга, / прин€ть поспешно друга за врагаї. »ли: Ђ» лезут в соколы ужи, / сменив, с учетом современности, / приспособленчество ко лжи / приспособленчеством ко смелостиї.

— молодым задором деклариру€ собственную разность, поэт упиваетс€ разнообразием окружающего его мира и жизни и искусства, готов вобрать его в себ€ во всем всеохватном богатстве. ќтсюда буйное жизнелюбие и программного стихотворени€ Ђѕрологї, и других созвучных стихов рубежа 1950-60-х годов, проникнутых той же неуемной радостью быти€, жадностью ко всем его - и не одним только прекрасным - мгновени€м, остановить, объ€ть которые неудержимо спешит поэт.  ак бы декларативно ни звучали при этом иные его стихи, в них нет и тени бездумного бодр€чества, охотно поощр€вшегос€ официозной критикой, - речь о максимализме социальной позиции и нравственной программы, которые провозглашает и отстаивает Ђвозмутительно нелогичный, непростительно молодойї поэт: ЂЌет, мне ни в чем не надо половины! / ћне - дай все небо! «емлю всю положь!ї

ярость тогдашних охранителей канона вызвала прозаическа€ Ђјвтобиографи€ї, напечатанна€ во французском еженедельнике ЂЁкспрессої (1963). ѕеречитыва€ Ђјвтобиографиюї сейчас, по прошествии 40 лет, €сно видишь: скандал инспирировалс€ намеренно и инициаторами его были идеологи из ÷   ѕ——. ¬елась очередна€ проработочна€ кампани€ по завинчиванию гаек и выкручиванию рук - дл€ острастки и самого ≈втушенко, и тех Ђинакомысл€щихї, кто оппозиционно восприн€л погромные встречи Ќ.—. ’рущева с творческой интеллигенцией. Ћучший ответ на это ≈. ≈втушенко дал включением фрагментов ранней Ђјвтобиографииї в позднейшие стихи, прозу, статьи автобиографического характера и публикацией ее с небольшими сокращени€ми в 1989 и 1990 годах.

»дейно-нравственный кодекс поэта был сформулирован не сразу: на исходе 1950-х годов он во весь голос заговорил о гражданственности, хот€ дал ей поначалу крайне зыбкое, расплывчатое, приблизительное определение: Ђќна совсем не понуканье, / а добровольна€ война. / ќна - большое пониманье / и доблесть высша€ онаї. –азвива€ и углубл€€ ту же мысль в Ђћолитве перед поэмойї, которой открываетс€ ЂЅратска€ √Ё—ї, ≈втушенко найдет куда более €сные, четкие определени€: Ђѕоэт в –оссии - больше, чем поэт. / ¬ ней суждено поэтами рождатьс€ / лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, / кому уюта нет, поко€ нетї.

¬прочем, и эти строки, ставшие хрестоматийными, тоже списывались бы на декларации, если б подтверждением им не были стихи, чье обнародование, будучи актом гражданского мужества, становилось крупным событием как литературной, так и (не в меньшей, если не в большей мере) общественной жизни: ЂЅабий ярї (1961), ЂЌаследники —талинаї (1962), Ђѕисьмо ≈сенинуї (1965), Ђ“анки идут по ѕрагеї (1968), Ђјфганский муравейї (1983). Ёти вершинные €влени€ гражданской лирики ≈втушенко не носили характера одноразового политического действи€. “ак, ЂЅабий ярї прорастает из стихотворени€ Ђќхотнор€децї (1957) и в свою очередь отзываетс€ в 1978-м другими созвучными строками: Ђ” русского и у евре€ / одна эпоха на двоих, / когда, как хлеб, лома€ врем€, / –осси€ вырастила ихї.

ѕод стать вершинам гражданской поэзии ≈. ≈втушенко его безбо€зненные поступки в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчества, прав человека. “аковы многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над ј. —ин€вским и ё. ƒаниэлем, травли ј. —олженицына, советской оккупации „ехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов - генерала ѕ. √ригоренко, писателей ј. ћарченко, «.  рахмальникову, ‘. —ветова, поддержка Ё. Ќеизвестного, ». Ѕродского, ¬. ¬ойновича.

„астым поездкам по стране, в том числе по русскому —еверу и «апол€рью, —ибири и ƒальнему ¬остоку, поэт об€зан как многими отдельными стихами, так и большими циклами и книгами стихов. Ќемало путевых впечатлений, наблюдений, встреч влилось в сюжеты поэм - широка€ географи€ целенаправленно работает в них на эпическую широкоохватность замысла и темы.

ѕо частоте и прот€женности не знают себе равных в писательской среде маршруты зарубежных поездок ≈. ≈втушенко. ќн побывал на всех, кроме јнтарктиды, континентах, пользу€сь всеми видами транспорта - от комфортабельных лайнеров до индейских пирог - вдоль и поперек исколесил большинство стран. —былось-таки: Ђƒа здравствует движение и жаркость, / и жадность, торжествующа€ жадность! / √раницы мне мешают... ћне неловко / не знать Ѕуэнос-јйреса, Ќью-…оркаї.

Ќостальгически вспомина€ Ђпервый день поэзииї в так и озаглавленном стихотворении конца 1970-х, ≈. ≈втушенко восславл€ет поэзию, котора€ бросилась Ђна приступ улицї в то обнадеживающее Ђоттепельноеї врем€, Ђкогда на смену словесам затертым / слова живые встали из могилї. —воей ораторской патетикой молодого трибуна он больше других способствовал тому, чтобы Ђпроисходило чудо оживань€ / довери€, рожденного строкой. / ѕоэзию рождает ожиданье / поэзии народом и странойї. Ќеудивительно, что именно его признали первым трибунным поэтом эстрады и телевидени€, площадей и стадионов, да и сам он, не оспарива€ этого, всегда гор€чо ратовал за права слова звучащего. Ќо ему же принадлежит Ђосеннееї раздумье, относ€щеес€ как раз к шумной поре эстрадных триумфов начала 1960-х: Ђѕрозрень€ - это дети тишины. / —лучилось что-то, видимо, со мной, / и лишь на тишину € полагаюсь...ї  ому, как не ему, поэтому было надо энергично опровергать в начале 1970-х годов назойливые противопоставлени€ Ђтихойї поэзии Ђгромкойї, разгадав в них недостойную Ђигру в свободу от эпохиї, опасное сужение диапазона гражданственности? », следу€ себе, провозглашать неприкрашенную правду времени тем единственным критерием, которым надлежит повер€ть ту и другую? Ђѕоэзи€, будь громкой или тихой, - / не будь тихоней лживой никогда!ї

“ематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику ≈втушенко, в полной мере характеризует его поэмы. Ћирическа€ исповедальность ранней поэмы Ђ—танци€ «имаї и эпическа€ панорамность ЂЅратской √Ё—ї - не единственные крайние полюса. ѕри всей их художественной неравнозначности кажда€ из 19 его поэм отмечена Ђлица необщим выраженьемї.  ак ни близка ЂЅратской √Ё—ї поэма Ђ азанский университетї (1970), она и при общей эпической структуре обладает собственным, специфическим своеобразием. Ќедоброжелатели поэта не без тайного и €вного злорадства став€т в вину сам факт написани€ ее к 100-летию со дн€ рождени€ ¬.». Ћенина. ћежду тем Ђ азанский университетї - не юбилейна€ поэма о Ћенине, который и по€вл€етс€, собственно, в двух последних главах (всего их 17). Ёто поэма о передовых традици€х русской общественной мысли, Ђпропущенныхї через историю  азанского университета, о традици€х просветительства и либерализма, вольнодуми€ и свободолюби€.

¬ русскую историю погружены поэмы Ђ»вановские ситцыї (1976) и ЂЌепр€дваї (1980). ѕерва€ более ассоциативна, втора€, приуроченна€ к 800-летию  уликовской битвы, - событийна, хот€ в ее образный строй нар€ду с эпическими картинами повествовательного плана, воссоздающими далекую эпоху, включены лирические и публицистические монологи, стыкующие многовековое прошлое с современностью.

Ќа виртуозном сцеплении многочисленных голосов публики, падкой до будоражащих зрелищ, быка, обреченного на заклание, молодого, но уже отравленного Ђ€дом ареныї тореро, приговоренного, пока не погибнет сам, вновь и вновь Ђубивать по об€занностиї, и даже пропитанного кровью песка на арене строитс€ поэма Ђ орридаї (1967). —пуст€ год волнующа€ поэта Ђиде€ кровиї, которой оплачены многовековые судьбы человечества, вторгаетс€ и в поэму Ђѕод кожей статуи —вободыї, где в единую цепь кровопролитных трагедий мировой истории став€тс€ убийства царевича ƒмитри€ в древнем ”гличе и президента ƒжона  еннеди в современном ƒалласе.

¬ ключе сюжетных повествований о человеческих судьбах выдержаны поэмы Ђ—нег в “окиої (1974) и Ђ—еверна€ надбавкаї (1977). ¬ первой поэмный замысел воплотилс€ в форме притчи о рождении таланта, высвободившегос€ из оков недвижного, осв€щенного вековым ритуалом семейного быта. ¬о второй - неприт€зательна€ житейска€ быль произрастает на сугубо российской почве и, поданна€ в обычном потоке будней, воспринимаетс€ их достоверным слепком, содержащим много привычных, легко узнаваемых подробностей и деталей.

Ќе в изначальном, а в доработанном виде включены в восьмитомное собрание сочинений ≈. ≈втушенко публицистически ориентированные поэмы Ђ¬ полный ростї (1969-1973-2000) и Ђѕросекаї (1975-2000). “о, что разъ€снено поэтом в авторском комментарии ко второй, приложимо и к первой: он писал обе четверть и более века Ђтому назад, совершенно искренне цепл€€сь за остатки иллюзий, окончательно не убитые... еще со времен "Ѕратской √Ё—"ї. Ќынешний отказ от них едва не побудил к отречению и от поэм. Ќо подн€та€ было Ђрука опустилась, как бы независимо от моей воли, и правильно сделалаї. “ак же правильно, как поступили друзь€, редакторы восьмитомника, уговорив автора спасти обе поэмы. ¬н€в советам, он спас их тем, что убрал излишества публицистики, но сохранил в неприкосновенности реалии минувших дес€тилетий. Ђƒа, ———– больше нет, и € уверен, что не нужно было реанимировать даже музыку его гимна, но люди-то, которые называли себ€ советскими, и в том числе €, ... осталисьї. «начит, и чувства, какими они жили, - Ђэто тоже часть истории. ј историю из нашей жизни, как показали столькие событи€, вычеркивать невозможно...ї

—интез эпики и лирики отличает развернутую в пространстве и времени политическую панораму современного мира в поэмах Ђћама и нейтронна€ бомбаї (1982) и Ђ‘уку!ї (1985). Ѕезусловное первенство принадлежит ≈. ≈втушенко в изображении таких взаимосв€занных €влений и тенденций агонизирующей советской действительности 1980-х годов, как реанимаци€ сталинизма и возникновение отечественного фашизма.

≈вгений ≈втушенко сорвал плотную завесу стыдливых умолчаний о легализации русского фашизма и его первой публичной демонстрации в ћоскве на ѕушкинской площади Ђв день рождени€ √итлера / под всевид€щим небом –оссииї. “огда, в начале 1980-х, то была действительно Ђжалка€ кучка парней и девчонокї, Ђиграющих в свастикуї. Ќо, как показало в середине 1990-х по€вление и сегодн€ действующих фашистских партий и движений, их военизированных формирований и пропагандистских изданий, тревожный вопрос поэта прозвучал воврем€ и даже с опережением: Ђ ак случитьс€ могло, / чтобы эти, как мы говорим, единицы, / уродились в стране / двадцати миллионов и больше - теней? / „то позволило им, / а верней, помогло по€витьс€, / что позволило им / ухватитьс€ за свастику в ней?ї

¬ поэтическом словаре ≈втушенко слово Ђзастойї по€вилось еще в середине 1970-х годов, то есть задолго до того, как оно вошло в политический лексикон Ђперестройкиї. ¬ стихах конца 1970-х - начала 1980-х годов мотив душевного непоко€, разлада с Ђзастойнойї эпохой выступает одним из доминирующих.  лючевое пон€тие Ђперестройкаї по€витс€ спуст€ врем€, но ощущение тупиковости Ђдоперестроечногої пути уже владеет поэтом. «акономерно поэтому, что он стал одним из тех первых энтузиастов, кто не просто прин€л идеи Ђперестройкиї, но де€тельно способствовал их претворению в жизнь. —овместно с академиком ј. —ахаровым, ј. јдамовичем, ё. јфанасьевым - как один из сопредседателей Ђћемориалаї, первого массового движени€ российских демократов.  ак общественный де€тель, ставший вскоре народным депутатом ———– и возвысивший свой депутатский голос против цензуры и унизительной практики оформлени€ зарубежных выездов, диктата  ѕ——, ее - от райкомов до ÷  - иерархии в кадровых вопросах и монополии государства на средства производства.  ак публицист, активизировавший свои выступлени€ в демократической печати. » как поэт, чь€ возрожденна€ вера, обрет€ новые стимулы, полнозвучно выразила себ€ в стихах второй половины 1980-х годов: Ђѕик позораї, Ђѕерестройщики перестройкиї, Ђ—трах гласностиї, Ђ“ак дальше жить нельз€ї, Ђ¬анде€ї. ѕоследнее - и о литературном бытии, в котором назревал неизбежный раскол —оюза писателей ———–, чье монолитное единство оказалось одним из фантомов пропагандистского мифа, исчезнувшим вслед за Ђгекачепистскимї путчем в августе 1991 года.

—тихи 1990-х годов, вошедшие в сборники Ђѕоследн€€ попыткаї (1990), Ђћо€ эмиграци€ї и ЂЅелорусска€ кровинкаї (1991), ЂЌет летї (1993), Ђ«олота€ загадка мо€ї (1994), Ђѕоздние слезыї и Ђћое самое-самоеї (1995), ЂЅог бывает всеми нами...ї (1996), Ђћедленна€ любовьї и ЂЌевыливашкаї (1997), Ђ раденые €блокиї (1999), Ђћежду Ћуб€нкой и ѕолитехническимї (2000), Ђя прорвусь в двадцать первый век...ї (2001) или увидевшие свет в газетных и журнальных публикаци€х, а также последн€€ поэма Ђ“ринадцатьї (1993-96) свидетельствуют, что в Ђпостперестроечноеї творчество ≈. ≈втушенко вторгаютс€ мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочаровани€.

¬ конце 1990-х и в первые годы нового века заметно снижение поэтической активности ≈втушенко. ќбъ€сн€етс€ это не только длительным пребыванием на преподавательской работе в —Ўј, но и все более интенсивными творческими искани€ми в других литературных жанрах и видах искусства. ≈ще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей первый опыт - Ђягодные местаї - вызвал разноречивые, от безоговорочной поддержки до резкого непри€ти€, отзывы и оценки. ¬торой роман - ЂЌе умирай прежде смертиї (1993) с подзаголовком Ђ–усска€ сказкаї - при всей калейдоскопичности сюжетных линий, разнобойности насел€ющих его героев имеет своим направл€ющим стержнем драматичные ситуации Ђперестроечнойї поры. «аметным €влением современной мемуарной прозы стала книга Ђ¬олчий паспортї (ћ., 1998).

»тог более чем 20-летней не просто составительской, но исследовательской работы ≈втушенко - издание на английском в —Ўј (1993) и русском (ћ.; ћинск, 1995) €зыках антологии русской поэзии XX века Ђ—трофы векаї, фундаментальный труд (более тыс€чи страниц, 875 персоналий!). «арубежный интерес к антологии опираетс€ на объективное признание ее научного значени€, в частности, как ценного учебного пособи€ по университетским курсам истории русской литературы. Ћогическим продолжением Ђ—троф векаї станет еще более фундаментальный труд, завершаемый поэтом, - трехтомник Ђ¬ начале было —лової. Ёто антологи€ уже всей русской поэзии, с XI по XXI век, включа€ Ђ—лово о полку »горевеї в новом Ђперекладеї на современный русский €зык.

≈вгений ≈втушенко был редактором многих книг, составителем р€да больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составл€л радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов ј. Ѕлока, Ќ. √умилева, ¬. ћа€ковского, ј. “вардовского, писал статьи, в том числе дл€ конвертов пластинок (об ј. јхматовой, ћ. ÷ветаевой, ќ. ћандельштаме, —. ≈сенине, —.  ирсанове, ≈. ¬инокурове, ј. ћежирове, Ѕ. ќкуджаве, ¬. —околове, Ќ. ћатвеевой, –.  азаковой и многих других).

¬сему творческому пути ≈втушенко неотлучно сопутствовал отнюдь не любительский и вовсе не дилетантский интерес к кино. ¬идимое начало его кинотворчеству положили Ђпоэма в прозеї Ђя -  убаї (1963) и кинофильм ћ.  алатозова и —. ”русевского, сн€тый по этому сценарию. Ѕлаготворную роль творческого стимула наверн€ка сыграла в дальнейшем дружба с ‘еллини, близкое знакомство с другими мастерами мирового экрана, а также участие в фильме —.  улиша Ђ¬злетї (1979), где поэт сн€лс€ в главной роли  . ÷иолковского. (∆елание сыграть —ирано де Ѕержерака в фильме Ё. –€занова не осуществилось: успешно пройд€ пробы, ≈втушенко решением  омитета кинематографии не был допущен к съемкам.) ѕо собственному сценарию Ђƒетский садї он поставил одноименный кинофильм (1983), в котором выступил и как режиссер, и как актер. ¬ том же триедином качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме Ђѕохороны —талинаї (1990).

Ќе менее чем к экрану поэт творчески прив€зан и к сцене. » не только как блест€щий исполнитель стихов, то и как вначале автор инсценировок и сценических композиций (ЂЌа этой тихой улочкеї по Ђ„етвертой ћещанскойї, Ђ’от€т ли русские войныї, Ђ√ражданские сумеркиї по Ђ азанскому университетуї, Ђѕросекаї, Ђ орридаї и др.), затем как автор пьес. Ќекоторые из них становились событи€ми культурной жизни ћосквы - например, ЂЅратска€ √Ё—ї в ћосковском драмтеатре на ћ. Ѕронной (1967), Ђѕод кожей статуи —вободыї в любимовском театре на “аганке (1972), ЂЅлагодарю вас навсегда...ї в ћосковском драмтеатре имени ћ.Ќ. ≈рмоловой (2002). —ообщалось о премьерах спектаклей по пьесе ≈. ≈втушенко Ђ≈сли бы все датчане были евре€миї в √ермании и ƒании (1998).

ѕроизведени€ ≈. ≈втушенко переведены более чем на 70 €зыков, они изданы во многих странах мира. “олько в —оветском —оюзе, –оссии, а это, следует признать, далеко не больша€ часть изданного, к 2003 году вышло более 130 книг, в том числе более 10 книг прозы и публицистики, 11 сборников поэтических переводов с €зыков братских республик и одна - перевод с болгарского, 11 сборников - на €зыках народов бывшего ———–. «а рубежом в дополнение к сказанному отдельными издани€ми выходили фотоальбомы, а также эксклюзивные и коллекционные раритеты.

ѕрозу ≈. ≈втушенко, кроме упом€нутых выше романов, составл€ют две повести - Ђѕирл-’арборї (1967) и Ђјрдабиолаї (1981), а также несколько рассказов. “олько в средствах массовой информации рассыпаны сотни, если не тыс€чи интервью, бесед, выступлений, откликов, писем (в том числе и с его подписью коллективных), ответов на вопросы всевозможных анкет и опросов, изложений речей и высказываний. ѕ€ть киносценариев и пьес дл€ театра были опубликованы тоже только в периодике, а фотографии с персональных фотовыставок ЂЌевидимые нитиї, демонстрировавшихс€ в 14 городах страны, в »талии и јнглии, - в буклетах, проспектах, газетных и журнальных публикаци€х.

ƒес€тки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений, начина€ от ЂЅабьего яраї и главы из ЂЅратской √Ё—ї, вдохновивших ƒ. Ўостаковича на едва не запрещенную Ђсверхуї “ринадцатую симфонию и высоко оцененную √осударственной премией симфоническую поэму дл€ хора и оркестра Ђ азнь —тепана –азинаї, и конча€ попул€рными песн€ми ЂЅежит река, в тумане тает...ї, Ђ’от€т ли русские войныї, Ђ¬альс о вальсеї, Ђј снег повалитс€, повалитс€...ї, Ђ“вои следыї, Ђ—пасибо вам за тишинуї, ЂЌе спешиї, Ђƒай Ѕогї и другие.

ќ жизни и творчестве ≈. ≈втушенко написано около дес€тка книг, не менее 300 общих работ, а количество статей и рецензий, посв€щенных отдельным сборникам и произведени€м поэта, его поэтическим переводам, €зыку и стилю невозможно подчитать - оно огромно. Ёти сведени€ при желании можно почерпнуть из опубликованных библиографий.

≈вгений ≈втушенко - почетный член јмериканской академии искусств, почетный член јкадемии из€щных искусств в ћалаге, действительный член ≈вропейской академии искусств и наук, почетный профессор ЂHonoris Causaї ”ниверситета новой школы в Ќью-…орке и  оролевского колледжа в  винсе. «а поэму Ђћама и нейтронна€ бомбаї удостоен √осударственной премии ———– (1984). Ћауреат премий имени “. “абидзе (√рузи€), я. –айниса (Ћатви€), ‘реджене-81, Ђ«олотой левї ¬енеции, Ёнтури€, премии города “риада (»тали€), международной премии Ђјкадемии —имбаї и других. Ћауреат премии јкадемии российского телевидени€ Ђ“эфиї за лучшую просветительскую программу Ђѕоэт в –оссии - больше, чем поэтї (1998), премии имени ”олта ”итмена (—Ўј). Ќагражден орденами и медал€ми ———–, почетной медалью —оветского фонда мира, американской медалью —вободы за де€тельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги …ельского университета (1999). Ўирокий резонанс имел отказ от получени€ ордена ƒружбы в знак протеста против войны в „ечне (1993). –оман ЂЌе умирай прежде смертиї был признан лучшим иностранным романом 1995 года в »талии.

«а литературные достижени€ в но€бре 2002 года ≈вгению ≈втушенко присуждена интернациональна€ преми€ Aquila (»тали€). ¬ декабре того же года он награжден золотой медалью ЂЋюмьерыї за выдающийс€ вклад в культуру ’’ века и попул€ризацию российского кино.

¬ мае 2003 года ≈. ≈втушенко награжден общественным орденом Ђ∆ива€ легендаї (”краина) и орденом ѕетра ¬еликого, в июле 2003 года Ц грузинским Ђќрденом „естиї. ќтмечен ѕочетным знаком основател€ ÷ентра реабилитации детей в –оссии (2003). ѕочетный гражданин города «има (1992), а в —оединенных Ўтатах - Ќью-ќрлеана, јтланты, ќклахомы, “алсы, штата ¬исконсин.

¬ 1994 году именем поэта названа мала€ планета —олнечной системы, открыта€ 6 ма€ 1978 года в  рымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное рассто€ние от «емли 247 млн. км).

—мерть

≈втушенко не стало 1 апрел€ 2017 года, ему было 84 года. Ћегендарный поэт скончалс€ в клинике —Ўј, куда был госпитализирован 31 марта в т€желом состо€нии. —упруга писател€ ћари€ Ќовикова сообщила, что врачи практически не давали шансов ≈вгению јлександровичу на выздоровление, но боролись за его жизнь до последних минут.

≈вгений ≈втушенко умер во сне от остановки сердца в окружении родных и близких. ќн также успел огласить свою последнюю волю - предсмертным желанием поэта была просьба похоронить его в подмосковном поселке ѕеределкино р€дом с Ѕорисом ѕастернаком.

к сведению
гусл€р 22.10.2007 12:57:42
*
¬ам не знакомы кровь и пот,
ўебечущие праздно разгильд€и.
ѕоэт в –оссии - только тот,
 ого бо€тс€ - негод€и!

ѕ ќƒ¬»∆Ќ» 
ќ Ѕ–ј«Ќќ -
Ё “»„≈— ќ√ќ
“ ¬ќ–„≈—“¬ј

поэзи€ - в знак уважени€ и признательности
¬€чеслав –ындин 20.01.2007 05:38:03
¬ знак уважени€ и признательности - посв€ща€ стих...

ƒќ–ќ√ј ¬ ƒќ∆ƒ№


(по следам творчества ≈вгени€ ≈втушенко)




¬ дождь, идущий по весне, просыпаюсь € в родном селе,
“ам катит в доме по стене - капл€ с крышиЕ и к земле.
«а окном мерцанье луж, наследницы они ушедших стуж,
ѕреподнесли бодр€щий душ - он крайне нужд и всемогущ.

¬от, у окна сижу здоров, прислушиваюсь, всЄ наблюдаю,
 ак сосны заскрипели на ветру, надменно хвою раскидают.
 ак соловьи запели поутру, роса, сражЄнна€ прохладой
”пала, словно в простыню, что была белой, стала р€бой.

ѕрошЄл в тишайшей тишине весенний сон с его отрадой,
ѕриснившеес€ ноне в голове уж веет доброю наградой?!
ќткрыв глаза, пом€л виски, ладони прот€нувши к солнцу,
ѕрошу теб€, мне помогиЕ- молю старинную икону.

ƒорогой в дождь € ухожу. Ёй! - тройку вороных верстайте,
  царевне-сказке так хочу, там ждут дела, ƒа! - запр€гайте.
¬ невзгоду, от тоски лечу, стремленьем в счастье окунутьс€,
 учеру Ђотмер€л чередуї, чтоб в меру соизволил встрепенутьс€Е

Етоскливо хлюпают следы, промокли кл€чи, зевает возчик,
¬ожжи отсырели - т€желы, сквозь ветер рвутс€ на кусочки.
”мело к счастью долететь суждено не каждому в расцвете,
ј коль дошЄл, сумей вертеть фортуной и на этом светеЕ

Ќапрасно ль снилось, что у лба витает призрак - женска€ рука,
 асаньем нежным грусть сн€ла с моего печального лица?!
ј на душе сереет мгла и полем, нынче т€нет, с озимой рожью -
ƒорога в дождь - одна беда, под дождевиком тр€сЄт, да с дрожьюЕ

¬€чеслав –ындин г.  иев 20.01.07

on molodets
upagul 31.01.2007 08:24:47
ya lublu chitat ego stihi. osobenno |nervi|
ya gotovlus na olimpiadu i viuchila ego stihotvorenie |Nandu|
ono mne ochen ochen ponravilas

–одной человек
–оман “рахтенберг 05.12.2007 12:43:45
≈вгений ≈втушенко сделал дл€ мен€ лично так много, что благодарность мо€ не имеет границ.
ќн гений в поэзии и великого мужества гражданин.

Ћучший
ћари€ 03.01.2015 04:55:02
ѕолюбила ≈втушенко еще будучи студенткой. »з всей пле€ды наших замечательных поэтов сразу признала его лучшим. —пасибо ему за его творчество.

ѕрошение
ћинин —ергей ¬ладимирович 05.09.2016 06:39:52
я из —ибири. Ќикогда моих стихов не видели в столице. ѕрошу написать пару строк. —пасибо!
«елЄненький сыночек

¬ысокий мощный кедр Ц похожий на отца,
 алина хрупка€ Ц похожа€ на маму,
—то€щие вдвоЄм у нашего крыльца
 ак будто кавалер прогуливает даму.

» если тороп€сь газую на авто
ќни мне веткой машут Ц послание немое,
» как мен€ здесь ждут, мен€ не ждал никто
» не любил мен€, как эти р€дом двое.

» прежде чем ко мне приблизитс€ итог
» завершив дела, среди довольно срочных,
  отцу и матери € посажу росток
» пусть растЄт у них зелЄненький сыночек.

—тихия
—тихия 21.09.2016 09:46:31
¬ кинематографе ≈. ≈втушенко известен как актЄр, режиссЄр-постановщик, автор-сценарист, а также как автор стихов песен

vencoirock
vencoirock 01.10.2016 01:57:24
¬ 20 483 07 году в спорткомплексе Ђќлимпийскийї состо€лась премьера рок-оперы Ђ»дут белые снегиї, созданной на стихи ≈вгени€ ≈втушенко композитором √лебом ћаем .




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ Ѕиешу. Ѕиографи€
ѕосетило:34308
ћари€ Ѕиешу
ѕоследний русский император
ѕосетило:10895
 Ќиколай II
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26604
јлексей ћаресьев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru