Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёдуард Ѕагрицкий

   /   

Eduard Bagritskiy

   /
             
‘отографи€ Ёдуард Ѕагрицкий (photo Eduard Bagritskiy)
   

ƒень рождени€: 03.11.1895 года
ћесто рождени€: ќдесса, –осси€
ƒата смерти: 16.02.1934 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 38 лет

√ражданство: ———–

ќдесса -  унцево - ¬ечность

–усский советский поэт

“огда Ѕагрицкий лежал в больнице, перед смертью, в последнюю свою ночь, он сказал сиделке: " акое у вас лицо хорошее,- у вас, видимо, было хорошее детство, а € вспоминаю свое детство и не могу вспомнить ни одного хорошего дн€".

18.01.2005

Ёдуард √еоргиевич ƒзюбин (литературный псевдоним - Ѕагрицкий) родилс€ 3 но€бр€ (по новому стилю) 1895 года в ќдессе, в мещанской еврейской семье на Ѕазарной улице, где "все навыворот, все как не надо". –одители любили его, хотели сделать из него коммиво€жера, страхового агента или приказчика - он убегал из ремесленного, а затем землемерного училища на море. Ќо Ёдуард так и не научилс€ плавать: мальчиком (а потом и взрослым!) он был физически немощным, ибо с дев€тилетнего возраста и до смерти в тридцать дев€ть лет страдал жестокой бронхиальной астмой.

Ёдуард Ѕагрицкий фотографи€
Ёдуард Ѕагрицкий фотографи€

“ридцать лет прожил поэт в любимой своей ќдессе, и море было его неутоленной жаждой жить, быть здоровым, молодым:

“ак бей же по жилам,

 идайс€ в кра€,

Ѕездомна€ молодость,

ярость мо€!

„тоб звездами сыпалась

 ровь человечь€,

Ћучшие дн€

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:9612
‘рэнк ‘ариан
¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7309
¬иктор Ћ€гин
ќлег ћедведев. Ѕиографи€
ѕосетило:299
ќлег ћедведев

„тоб выстрелом рватьс€

¬селенной навстречу.

„тоб волн запевал

ќголтелый народ,

„тоб злобна€ песн€

 оверкала рот,-

» петь, задыха€сь,

Ќа страшном просторе:

- јй, „ерное море,

’орошее море!..

Ќо это напишетс€ в 1927 году, а за дес€ть с лишним лет до этого молодой поэт жил в условном и книжном мире, в котором были и јлександр √рин, и “иль ”леншпигель, и Ћетучий √олландец, и экзотические стихи раннего Ѕагрицкого о корсарах и римских полководцах, сделанные "под √умилева". "Ётот туман,- как сказал мне однажды покойный харьковский писатель –афаил ћоисеевич Ѕрусиловский, при€тель Ѕагрицкого по молодости,- рассеивалс€ слишком долго, и только в 1924 году, когда по€вились стихи о ѕушкине и "јрбуз", все пон€ли: в литературу пришел большой поэт".

  ѕушкину Ѕагрицкий и его близкие друзь€ относились благоговейно: " огда мы проходили мимо дома, где жил ѕушкин,- вспоминает ¬алентин  атаев,- мы молча снимали шапки". ¬ 1924 году, к 125-летию со дн€ рождени€ ѕушкина, поэт закончил маленький пушкинский цикл: "ѕушкин" (1923), "ќдесса" (1923), "ќ ѕушкине" (1924). ѕоследнее стихотворение цикла - наиболее художественное:

...» ѕушкин падает в голубоватый

 олючий снег. ќн знает - здесь конец...

Ќедаром в кровь его влетел крылатый,

Ѕезжалостный и жал€щий свинец.

 ровь на рубахе... ѕолость мехова€

ќткинута. ѕолозь€ дребезжат.

Ћеса и снег и скука путева€,

¬озок уноситс€ назад, назад.

ќн дремлет, ѕушкин. ¬споминает снова

“о, что влюбленному забыть нельз€,-

–ассыпанные кудри √ончаровой

» тихие медовые глаза.

¬.  атаев дает свое по€снение последним двум строчкам, рисующим портрет Ќатальи Ќиколаевны: "—уд€ по портретам, у нее были хорошо причесанные волосы а-л€ директуар, а глаза были отнюдь не тихие медовые, а черносмородинные... ј рассыпанные кудри и медовые глаза были у той единственной, которую так страстно полюбил птицелов (Ѕагрицкий - –.Ѕ.) и котора€ так грубо и открыто изменила ему с полупь€ным офицером".

ѕриведу полемическую по отношению к Ѕагрицкому строку ћарины ÷ветаевой из "—тихов о ѕушкине" (I), размышл€ющей о том, как воплощаетс€ в поэзии образ великого поэта:

- ѕушкин - в роли пулемета!

—равните:

» в свисте пуль, за песней пулеметной,

я вдохновенно ѕушкина читал!

("ќ ѕушкине")

Ќе хотела ћарина ÷ветаева, чтобы ѕушкина политизировали и св€зывали с темой братоубийственной гражданской войны...

—тихотворение "јрбуз", не прин€тое "опытным" литсотрудником одесской газеты "ћор€к" (мол, сезон арбузов еще не наступил!), обычно включали в сборники типа "Ћирика мор€" или "—тихи о любви". ƒа, там от первой до последней строки развернут образ бушующего мор€, а финал стихотворени€ - лирически-любовный:

 авун с нарисованным сердцем берет

Ћюбима€ мною казачка...

» некому здесь надоумить ее,

„то в руки вз€ла она сердце мое!..

√лавна€ же суть стихотворени€ в ином: Ѕагрицкий, как и некоторые поэты 20-х годов (Ќ. јсеев, ћ.—ветлов, ¬.—осюра и др.), не прин€л новую экономическую политику (нэп), увидел в ней не утверждение естественных рыночных отношений, а измену делу революции:

ћы вт€нуты в дикую карусель.

» море топочет как рынок,

Ќа мель нас кидает,

Ќас гонит на мель

ѕоследн€€ наша путина.[1]

" ак рынок" - только в стихах, св€занных с непри€тием нэпа, могло по€витьс€ такое сравнение! ѕриведу также строки из "—тихов о соловье и поэте" (1925), полные сетований на то, что из жизни уходит подлинна€ романтика:

Ќаш рокот, наш посвист

–аспродан с лотка...

ƒолгие годы думаю над двум€ вопросами. ѕочему в стихах Ѕагрицкого середины 20-х годов так настойчиво повтор€етс€ тема бездомности, неприка€нности, одиночества? ѕочему в 1926 году, когда —талин уже почти "задушил" нэп, Ѕагрицкий в стихотворении "ќт черного хлеба и верной жены..." без каких-либо иносказаний и условностей выражает свое недовольство действительностью?

 ак спелые звезды, летим наугад...

Ќад нами грем€т трубачи молодые,

Ќад нами восход€т созвездь€ чужие,

Ќад нами чужие знамена шум€т...

- вр€д ли здесь отражены только антинэповские настроени€. я думаю, что поэт, стрем€сь идти в ногу со временем, не понимал, куда идет врем€...

Ё. Ѕагрицкий был классическим бедн€ком (хот€ у него всегда жил какой-нибудь нахлебник!): не в чем было выйти на улицу, и жена сшила ему из своей старой-престарой юбки штаны-галифе; денег в семье не было, в одесской газете "ћор€к" с поэтом расплачивались черным кубанским табаком, €чневой кашей и соленой камсой. Ќа ћолдаванке поэт жил с семьей (сыну —еве шел уже п€тый год) в постройке, похожей скорее на сарай; на полу сто€ло корыто: крыша вечно протекала.

Ѕлизкие Ѕагрицкому прозаики и поэты "одесской школы" (¬.  атаев, ё.ќлеша, ».»льф, ≈.ѕетров, Ћ.—лавин, —. ирсанов, ¬.»нбер и др.) в самом начале 20-х годов уже покинули ќдессу, и в конце 1925 года ¬алентин  атаев приехал из ћосквы специально за Ѕагрицким: "—обирай вещи, Ёд€, € купил дл€ теб€ билет".  атаев в своей интереснейшей книге о литературной жизни 20-х годов "јлмазный мой венец" назвал Ѕагрицкого, автора стихотворений "ѕтицелов", "√олуби", большого любител€ и знатока птиц, "птицеловом": "я и глазом не успел моргнуть, как им€ птицелова громко прозвучало на московском ѕарнасе". » тогда "птицелов" послал телеграмму feme: "—обирай барахло ’апай —евку  атись ћоскву". Ѕагрицкий долго увер€л телеграфистку, что иначе в ќдессе не поймут...

ѕоселились Ѕагрицкие в  унцево, под ћосквой, где снимали половину избы без самых элементарных удобств, особенно необходимых больному человеку. ¬ этой избе в первой половине 1926 года и была написана поэма "ƒума про ќпанаса".

—колько гонений претерпела эта поэма в сталинские годы: в редакционной статье "Ћитературной газеты" (30 июл€ 1949 года) "«а идейную чистоту советской поэзии" поэма Ѕагрицкого была расценена как клевета на украинский народ, а через несколько лет, в период "борьбы с космополитизмом", критик ј.“арасенков объ€вил "ƒуму про ќпанаса" сионистским произведением.

—егодн€ мы имеем возможность по-новому взгл€нуть на "исхлестанные" произведени€ былых лет.  онечно же, Ѕагрицкий был человеком своей эпохи, он не только не противосто€л, как, скажем, ѕастернак, јхматова или ћандельштам, коммунистическим догмам, но и защищал их. Ќи один пионерский или комсомольский сбор не обходилс€ когда-то без фрагмента из поэмы "—мерть пионерки":

Ќас водила молодость

¬ сабельный поход,

Ќас бросала молодость

Ќа кронштадтский лед.

Ѕоевые лошади

”носили нас,

Ќа широкой площади

”бивали нас.

¬думаемс€ в эти и в далее следующие строки: "Ќо в крови гор€чечной /ѕодымались мы..."; "„тоб земл€ сурова€ / ровью истекла...". Ќо зачем же надо было в годы гражданской войны лить кровь, убивать друг друга и в этом братоубийственном кошмаре укрепл€ть мужество... "сталью и свинцом"?!

¬ "–азговоре с комсомольцем Ќ.ƒементьевым"* (Ќ. ».ƒементьев (1907-1935) - талантливый поэт 20-30-х годов, отказавшийс€ стать осведомителем Ќ ¬ƒ и, затравленный, издерганный вконец, покончивший жизнь самоубийством) (1927) тема гибели в жестоком бою подн€та Ѕагрицким до романтических высот:

ѕроклюют навылет,

ѕоддадут коленом,

√олову намыл€т

Ћошадиной пеной...

—тепь заместо простыни:

Ќат€нули - раз!

...ƒобротными сабл€ми

ѕобреют нас...

ѕокачнусь, порубан,

–аст€нусь в траве,-

ѕривалюс€ чубом

  русой голове...

ј нужно ли было воспевать - пусть и талантливо! - кровавую м€сорубку гражданской войны?

Ќет, не хотел воевать (было бы за что!) украинский хлебороб ќпанас, силой мобилизованный в продотр€д »осифа  огана, не хотел он убивать своего бывшего командира, уже будучи в махновском отр€де ("ќн грустит, как с перепо€, /”бивать не хочет"), его мучают страшные видени€: "ќдного не позабуду, / ак скончалс€  оган..." (шолоховского √ригори€ ћелехова тоже мучили черные воспоминани€ о зарубленных им матросах!). ћирного труда жаждал ќпанас ("Ќе хочу махать винтовкой, / ’очу на работу!") - не получилось.

¬ полтыс€чи строк своей поэмы Ѕагрицкий вложил содержание, достаточное дл€ романа, описал трагедию украинского кресть€нина, обманутого всеми режимами, создал величественный и трагический образ замученной классовыми раздорами ”краины:

“ополей седа€ ста€,

¬оздух тополиный...

”краина, мать родна€,

ѕесн€-”краина!..

Ѕагрицкий говорил о своей поэме: "ћне хотелось написать ее стилем украинских народных песен, как писал “арас Ўевченко. ƒл€ этого € использовал ритм его "√айдамаков". "ќб украинско-шевченковских традици€х в поэме говор€т не только ритм, но и эпиграф из "√айдамаков", и посто€нные, в духе шевченковских поэм, неоднократные обращени€ автора к ќпанасу, к ”краине, и "коломыйковый" стих Ўевченко с его разностопным хореем, и украинизмы ("жито", "ненька", "катюга", "каганец", "хлопец").

ƒумаю, что будущие исследователи литературы еще напишут о вли€нии на Ѕагрицкого большой поэмы »льи —ельвинского "”л€лаевщина" (об этом не написано ни одной фразы) - ученые чаще писали о художественных отзвуках "—лова о полку »гореве" в поэме Ѕагрицкого.

ѕрирода в "ƒуме про ќпанаса", как и в "—лове...", €вл€етс€ участником событий: украинска€ степь и небесные светила, степные птицы и звери, солнце и ночна€ тьма передают настроени€ людей и драматизм происход€щих событий:

ѕрыщут стрелами зарницы,

ћгла ползет в ухабы,

Ѕрешут рыжие лисицы

Ќа чумацкий табор.

...............................

ƒив судит полночным криком

√ибель ѕриднестровью.

»нтересны в поэме повторы ("”краина! ћать родна€!/ ∆ито молодое!")*, особенно повторы видоизмен€емые, св€занные с драматическими поворотами в судьбе ќпанаса:

ќпанасе, наша дол€

“уманом повита...

.........................

ќпанасе, наша дол€

–азве€на в поле!...

...........................

ќпанас, тво€ дорога -

Ќе дальше порога...

ѕесенный строй "ƒумы...", посто€нные эпитеты ("жито молодое", "горючие кости") в сочетании с €ркими, оригинальными эпитетами (например, "сахарное утро"), обилие разговорных элементов, подобранные к месту просторечи€ - € перечислил только часть художественных особенностей произведени€ Ѕагрицкого.

Ёдуард Ѕагрицкий был блистательным переводчиком –оберта Ѕернса, “омаса √уда и ¬альтера —котта, ƒжо ’илла и Ќазыма ’икмета, ћиколы Ѕажана и ¬ладимира —осюры.

Ћюбил он в поэзии и в жизни мажор, о чем говорит один случай, описанный  онстантином ѕаустовским в "«олотой розе" и свидетельствующий о том, что Ѕагрицкий не любил —емена Ќадсона, в стихах которого (причина этому - неизлечима€ болезнь, погубивша€ талантливого поэта в двадцать п€ть лет) преобладали минор, усталость, надрыв.

ѕаустовский и Ѕагрицкий сидели в кафе, когда в нем по€вилс€ известный в ќдессе нищий, не просивший, а нахально требовавший у людей деньги. Ѕагрицкий встал и пошел на старика, не спуска€ с него глаз и с дрожью в голосе, со слезой, с трагическим надрывом чита€ надсоновские строки:

ƒруг мой, брат мой, усталый, страдающий брат,

 то б ты ни был, не падай душою!

Ќищий осекс€. √лаза его побелели. ќн начал отступать, опрокинул стул, задрожал от страха и пустилс€ наутек.

Ѕагрицкий вернулс€ к ѕаустовскому и на полном серьезе сказал: "¬от видите, даже одесские нищие не выдерживают Ќадсона!"

ј каким было главное "хобби" Ёдуарда Ѕагрицкого? ќтвечу: птицы и рыбы, которым посв€щено немало стихотворений и строк. Ќекоторые рыбоводы считали поэзию Ѕагрицкого блажью, оправдание находили лишь в плане приобретени€ средств дл€ покупки рыбы. —реди натуралистов-профессионалов он считалс€ знатоком высокого класса, ихтиологи обращались к нему за консультаци€ми.

ќб эрудиции Ѕагрицкого ходили легенды, его феноменальна€ пам€ть хранила тыс€чи поэтических строк, остроумие поэта не знало пределов, доброта его согрела не одного поэта 20-30-х годов. ќдним из первых Ѕагрицкий отметил талант молодых ј.“вардовского, ƒм.  едрина, я.—мел€кова.   нему буквально ломились начинающие поэты с просьбой выслушать и оценить их стихи. ѕокой ему даже не снилс€.

Ѕагрицкий вывешивал объ€влени€ ("Ќикого дома нет!"), говорил по телефону женским голосом - ничего не помогало. —ид€ "по-турецки" на диванчике, тесно прислонив грузное тело к столу, он попыхивал стекл€нной трубкой, в которой клокотал спасительный астматол, и слушал, слушал тех, чей поэтический взлет он уже не увидит...

” Ѕагрицкого никогда не было страха перед смертью. ¬ "“иле ”леншпигеле" были строки, похожие на автоэпитафию:

«десь лежит спокойно

¬еселый странник, плакать не умевший.

ѕрохожий! ≈сли дороги тебе

ѕрирода, ветер, песни и свобода,

—кажу ему: "—покойно спи, товарищ,

ƒовольно пел ты, выспатьс€ пора!"

ѕоэт был отрешен от земных благ, чужд погони за славой и наградами. — чувством пел песню на стихи Ѕеранже "ћой старый фрак":

ѕускай иной хлопочет дл€ отлички

¬з€ть орденок - за ним не лезу €:

ƒва-три цветка блест€т в твоей петличке.

ћой старый друг, не покидай мен€!

Ѕоготворил Ѕагрицкий ѕушкина, восторгалс€ ћа€ковским, с упоением читал асеевских "—иних гусар", в "–азговоре с комсомольцем Ќ.ƒементьевым" засвидетельствовал и другие свои литературные симпатии:

ј в походной сумке -

—пички и табак,

“ихонов,

—ельвинский,

ѕастернак...

≈сли “ихонова власти вс€чески поддерживали, к —ельвинскому относились настороженно, к ѕастернаку - враждебно, то имидж Ѕагрицкого как советского поэта выдерживалс€ власт€ми неукоснительно. ¬ 1930 году Ѕагрицкий, как и ћа€ковский с Ћуговским, был прин€т в –јѕѕ (–оссийскую ассоциацию пролетарских писателей) и осчастливлен - после кунцевского сирого жиль€ - двум€ комнатами в новом писательском доме в проезде ћ’ј“а. Ќо ничего подобного "јрбузу", стихам о ѕушкине и "ƒуме про ќпанаса" в последний период своей жизни (1930-1934) он уже не написал. ¬ышедша€ в 1932 году (советско-коммунистическа€ от начала до конца!) поэтическа€ трилоги€ ("ѕоследн€€ ночь", "„еловек из предместь€", "—мерть пионерки") славы Ѕагрицкому не прибавила.

16 феврал€ 1934 года, заболев в четвертый раз воспалением легких, Ѕагрицкий скончалс€. «а гробом поэта с шашками наголо шел эскадрон молодых кавалеристов. ћне видитс€ в этой трагически-торжественной картине нечто символическое: Ѕагрицкий был трепетно влюблен в бойцов; лошади, сабли, комбриги, трубы - вот что всегда волновало поэта, любившего музыку, кавалерийские марши и досадливо снимавшего радионаушники, если в них начинал звучать какой-нибудь сентиментальный романс. "ќт него - умирающего - шел ток жизни" (». Ѕабель).

„асто начинал разговор словами: "¬от увидите, в будущую войну...". » —еву, сына своего, готовил к войне, закал€л его по-спартански: в двенадцать лет мальчик владел огнестрельным оружием, переплывал ћоскву-реку, в четырнадцать лет ходил на лыжах босиком.

¬севолод Ѕагрицкий (ему отец посв€тил "ѕапиросный коробок", "¬севолод", "–азговор с сыном") мог бы стать профессиональным поэтом, его ожидало счастье в любви, невестой его была ≈лена - та, что станет через годы женой академика ј.ƒ.—ахарова. ј военный журналист и поэт ¬севолод Ѕагрицкий, не проживший полных двадцати лет, погиб 26 феврал€ 1942 года. ћама о смерти сына узнала в лагере, где она находилась с осени 1937 года.

Ќа сосне, р€дом с могилой ¬севолода в небольшой лесной деревушке ƒубовик Ћенинградской области, скульптор ¬учетич, работавший с погибшим в редакции фронтовой газеты "ќтвага", вырезал несколько измененное четверостишие ћарины ÷ветаевой, которое Ѕагрицкий-младший очень любил и часто повтор€л:

я вечности не приемлю,

«ачем мен€ погребли?

ћне так не хотелось в землю

— родимой моей земли.

¬от и оборвалась могуча€ ветвь и распускавша€с€ веточка, но зарубки на древе нашей поэзии остались. Ќавечно.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќснователь автомобилестроительной компании Ђ‘еррариї
ѕосетило:12177
Ёнцо ‘еррари
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:9612
‘рэнк ‘ариан
–естлер, балагур и любитель пускать газы
ѕосетило:43670
 јндре √игант

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru