Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘едор ƒостоевский

   /   

Fedor Dostoevsky

   /
             
‘отографи€ ‘едор ƒостоевский (photo Fedor Dostoevsky)
   

ƒень рождени€: 11.11.1821 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 09.02.1881 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 59 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ƒостоевский »збранные —очинени€

–усский писатель, мыслитель, философ и публицист

ƒостоевский ‘едор ћихайлович, русский писатель, член-корреспондент ѕетербургской јЌ. ƒостоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой с последующей службой р€довым. ¬ 1859 возвратилс€ в —анкт-ѕетербург. “ворчество ƒостоевского оказало мощное вли€ние на русскую и мировую литературу.

12.12.2000

ƒостоевский ‘едор ћихайлович был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). ќтец, сын униатского св€щенника, врач московской ћариинской больницы дл€ бедных (где и родилс€ будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного двор€нина. ћать - из купеческой семьи, женщина религиозна€, ежегодно возила детей в “роице-—ергиеву лавру, учила их читать по книге "—то четыре св€щенные истории ¬етхого и Ќового «авета" (в романе "Ѕрать€  арамазовы" воспоминани€ об этой книге включены в рассказ старца «осимы о своем детстве). ¬ доме родителей читали вслух "»сторию √осударства –оссийского" Ќ. ћ.  арамзина, произведени€ √. –. ƒержавина, ¬. ј. ∆уковского, ј. —. ѕушкина. — особым одушевлением ƒостоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с ѕисанием: "ћы в семействе нашем знали ≈вангелие чуть не с первого детства". ярким детским впечатлением писател€ стала также ветхозаветна€ " нига »ова".

‘едор ƒостоевский фотографи€
‘едор ƒостоевский фотографи€

— 1832 семь€ ежегодно проводила лето в купленном отцом селе ƒаровое (“ульской губернии). ¬стречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в пам€ти ƒостоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ "ћужик ћарей" из "ƒневника писател€" за 1876).

¬ 1832 ƒостоевский и его старший брат ћихаил (см. ƒостоевский ћ. ћ.) начали заниматьс€ с приходившими в дом учител€ми, с 1833 обучались в пансионе Ќ. ». ƒрашусова (—ушара), затем в пансионе Ћ. ». „ермака. јтмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у ƒостоевского болезненную реакцию (ср. автобиографические черты геро€ романа "ѕодросток", переживающего глубокие нравственные потр€сени€ в "пансионе “ушара"). ¬месте с тем годы учебы отмечены пробудившейс€ страстью к чтению. ¬ 1837 умерла мать писател€, и вскоре отец отвез ƒостоевского с братом ћихаилом в ѕетербург дл€ продолжени€ образовани€. Ѕольше писатель не встретилс€ с отцом, скончавшимс€ в 1839 (по официальным сведени€м, умер от апоплексического удара, по семейным предани€м, был убит крепостными). ќтношение ƒостоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.

— €нвар€ 1838 ƒостоевский училс€ в √лавном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведени€ был ошибочным). ќн страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества.  ак свидетельствовал его товарищ по училищу, художник  . ј. “рутовский, ƒостоевский держалс€ замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложилс€ литературный кружок. ¬ училище оформились первые литературные замыслы. ¬ 1841 на вечере, устроенном братом ћихаилом, ƒостоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названи€м - "ћари€ —тюарт" и "Ѕорис √одунов", - рождающим ассоциации с именами ‘. Ўиллера и ј. —. ѕушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечени€ми молодого ƒостоевского; зачитывалс€ также Ќ. ¬. √оголем, Ё. √офманом, ¬. —коттом, ∆орж —анд, ¬. √юго. ѕо окончании училища, прослужив меньше года в ѕетербургской инженерной команде, летом 1844 ƒостоевский уволилс€ в чине поручика, решив полностью отдатьс€ литературному творчеству.

—реди литературных пристрастий ƒостоевского той поры был ќ. де Ѕальзак: переводом его повести "≈вгени€ √ранде" (1844, без указани€ имени переводчика) писатель вступил на литературное поприще. ќдновременно ƒостоевский работал над переводом романов Ёжена —ю и ∆орж —анд (в печати не по€вились). ¬ыбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писател€: ему не чужда была в те годы романтическа€ и сентименталистска€ стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. ¬ произведени€х ∆орж —анд, как вспоминал он в конце жизни, его "поразила ... целомудренна€, высочайша€ чистота типов и идеалов и скромна€ прелесть строгого сдержанного тона рассказа".

ƒостоевский задумал роман "Ѕедные люди", работу над которым он начал, по его словам, "вдруг", неожиданно, но отдалс€ ей безраздельно. ≈ще в рукописи ƒ. ¬. √ригорович, с которым он в то врем€ делил квартиру, доставил роман Ќ. ј. Ќекрасову, и они вместе, не отрыва€сь, ночь напролет читали "Ѕедных людей". ѕод утро они пришли к ƒостоевскому, чтобы выразить ему восхищение. —о словами "Ќовый √оголь €вилс€!" Ќекрасов передал рукопись ¬. √. Ѕелинскому, который сказал ѕ. ¬. јнненкову: "... роман открывает такие тайны жизни и характеров на –уси, которые до него и не снились никому". –еакци€ кружка Ѕелинского на первое произведение ƒостоевского стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включа€ ƒостоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминани€х, и в художественных произведени€х, описыва€ его и в пр€мой, и в пародийной форме. –оман был напечатан в 1846 в "ѕетербургском сборнике" Ќекрасова, вызвав шумные споры. –ецензенты, хот€ и отмечали отдельные просчеты писател€, почувствовали громадное дарование, а Ѕелинский пр€мо предрекал ƒостоевскому великое будущее. ѕервые критики справедливо заметили генетическую св€зь "Ѕедных людей" с гоголевской "Ўинелью", име€ в виду и образ главного геро€ полунищего чиновника ћакара ƒевушкина, восходивший к геро€м √огол€, и широкое воздействие гоголевской поэтики на ƒостоевского. ¬ изображении обитателей "петербургских углов", в портретировании целой галереи социальных типов ƒостоевский опиралс€ на традиции натуральной школы (обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и вли€ние пушкинского "—танционного смотрител€". “ема "маленького человека" и его трагедии нашла у ƒостоевского новые повороты, позвол€ющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писател€: сосредоточенность на внутреннем мире геро€ в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состо€ни€ действующих лиц, принцип исповедального самораскрыти€ характеров (не случайно избрана форма "романа в письмах"), система двойников, "сопутствующих" главным геро€м.

¬ойд€ в кружок Ѕелинского (где познакомилс€ с ». —. “ургеневым, ¬. ‘. ќдоевским, ». ». ѕанаевым), ƒостоевский, по его позднейшему признанию, "страстно прин€л все учение" критика, включа€ его социалистические идеи. ¬ конце 1845 на вечере у Ѕелинского он читал главы повести "ƒвойник" (1846), в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознани€, предвещающий его великие романы. ѕовесть, сначала заинтересовавша€ Ѕелинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношени€х ƒостоевского с критиком, как и со всем его окружением, включа€ Ќекрасова и “ургенева, высмеивавших болезненную мнительность ƒостоевского. ”гнетающе действовала на писател€ необходимость соглашатьс€ почти на любую литературную поденщину. ¬се это мучительно переживалось ƒостоевским. ќн стал "страдать раздражением всей нервной системы", по€вились первые симптомы эпилепсии, мучившей его всю жизнь.

¬ 1846 ƒостоевский сблизилс€ с кружком братьев Ѕекетовых (среди участников - ј. Ќ. ѕлещеев, ј. Ќ. и ¬. Ќ. ћайковы, ƒ. ¬. √ригорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. ¬есной 1847 ƒостоевский начал посещать "п€тницы" ћ. ¬. ѕетрашевского, зимой 1848-49 - кружок поэта —. ‘. ƒурова, состо€вший также в основном из петрашевцев. Ќа собрани€х, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождени€ кресть€н, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи ј. ». √ерцена, запрещенное тогда письмо Ѕелинского к √оголю, вынашивались планы распространени€ литографированной литературы. ¬ 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Ќ. ј. —пешневым (имевшим значительное вли€ние на ƒостоевского); общество ставило своей целью "произвести переворот в –оссии". ƒостоевский, однако, испытывал некоторые сомнени€: по воспоминани€м ј. ѕ. ћилюкова, он "читал социальных писателей, но относилс€ к ним критически". ѕод утро 23 апрел€ 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в јлексеевский равелин ѕетропавловской крепости.

Ћучшие дн€

јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10144
јлександр –ошаль
«вездна€ выпускница '‘абрики'
ѕосетило:8586
—анта ƒимопулос
ƒмитрий  уличков. Ѕиографи€
ѕосетило:3161
ƒмитрий  уличков

ѕосле 8 мес€цев, проведенных в крепости, где ƒостоевский держалс€ мужественно и даже написал рассказ "ћаленький герой" (напечатан в 1857), он был признан виновным "в умысле на ниспровержение ... государственного пор€дка" и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после "ужасных, безмерно страшных минут ожидани€ смерти", 4 годами каторги с лишением "всех прав состо€ни€" и последующей сдачей в солдаты.  аторгу отбывал в ќмской крепости, среди уголовных преступников ("это было страдание невыразимое, бесконечное ... вс€ка€ минута т€готела как камень у мен€ на душе"). ѕережитые душевные потр€сени€, тоска и одиночество, "суд над собой", "строгий пересмотр прежней жизни", сложна€ гамма чувств от отча€ни€ до веры в скорое осуществление высокого призвани€, - весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой "«аписок из ћертвого дома" (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писател€. ќтдельной темой "«аписок" оказалс€ глубокий сословный разрыв двор€нина с простонародьем. ’от€ јполлон √ригорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, что ƒостоевский "достиг страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессом до того, что в "ћертвом доме" слилс€ совсем с народом", однако шаг к такому сближению - через сознание общности судьбы - был сделан. —разу после освобождени€ ƒостоевский писал брату о вынесенных из —ибири "народных типах" и знании "черного, горемычного быта" - опыте, которого "на целые томы достанет". ¬ "«аписках" отражен наметившийс€ на каторге переворот в сознании писател€, который он характеризовал позднее как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного". ƒостоевскому €сно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал.

— €нвар€ 1854 ƒостоевский служил р€довым в —емипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. ¬ следующем году ему было возвращено двор€нство и право печататьс€. “огда же он женилс€ на ћ. ƒ. »саевой, принимавшей еще до брака гор€чее участие в его судьбе. ¬ —ибири ƒостоевский написал повести "ƒ€дюшкин сон" и "—ело —тепанчиково и его обитатели" (обе напечатаны в 1859). ÷ентральный герой последней, ‘ома ‘омич ќпискин, ничтожный приживальщик с прит€зани€ми тирана, лицедей, ханжа, маниакальный себ€любец и утонченный садист, как психологический тип стал важным открытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. ¬ повест€х намечены и основные черты знаменитых романов-трагедий ƒостоевского: театрализаци€ действи€, скандальное и, одновременно, трагическое развитие событий, усложненный психологический рисунок. —овременники остались равнодушными к "—елу —тепанчиково...", интерес к повести возник значительно позднее, когда Ќ. ћ. ћихайловский в статье "∆естокий талант" дал глубокий анализ образа ќпискина, тенденциозно отождествл€€ его, однако, с самим писателем. ћного споров вокруг "—ела —тепанчиково..." св€зано с предположением ё. Ќ. “ын€нова о том, что в монологах ќпискина пародируютс€ "¬ыбранные места из переписки с друзь€ми" Ќ. ¬. √огол€. »де€ “ын€нова спровоцировала исследователей на вы€вление объемного пласта литературного подтекста в повести, в т. ч. аллюзий, св€занных с произведени€ми 1850-х гг., за которыми ƒостоевский жадно следил в —ибири.

¬ 1859 ƒостоевский вышел в отставку "по болезни" и получил разрешение жить в “вери. ¬ конце года он переехал в ѕетербург и совместно с братом ћихаилом стал издавать журналы "¬рем€", затем "Ёпоха", сочета€ огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведени€. ѕри ближайшем участии Ќ. Ќ. —трахова и ј. ј. √ригорьева, в ходе полемики и с радикальной, и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались "почвеннические" идеи (см. ѕочвенники), генетически св€занные со слав€нофильством, но пронизанные пафосом примирени€ западников и слав€нофилов, поисками национального варианта развити€ и оптимального сочетани€ начал "цивилизации" и народности, - синтеза, выраставшего из "всеотзывчивости", "всечеловечности" русского народа, его способности к "примирительному взгл€ду на чужое". —татьи ƒостоевского, в особенности "«имние заметки о летних впечатлени€х" (1863), написанные по следам первой заграничной поездки 1862 (√ермани€, ‘ранци€, Ўвейцари€, »тали€, јнгли€), представл€ют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание –оссии, в возможность преобразовани€ русского общества на братских христианских основани€х: "русска€ иде€ ... будет синтезом всех тех идей, которые ... развивает ≈вропа в отдельных своих национальност€х".

Ќа страницах журнала "¬рем€", стрем€сь укрепить его репутацию, ƒостоевский печатал свой роман "”ниженные и оскорбленные", само название которого воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писател€ и даже шире - как символ "истинно гуманистического" пафоса русской литературы (Ќ. ј. ƒобролюбов в статье "«абитые люди"). Ќасыщенный автобиографическими аллюзи€ми и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман написан уже в новой манере, близкой к поздним произведени€м: в нем ослаблен социальный аспект трагедии "униженных" и углублен психологический анализ. ќбилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетение таинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколений низко оценивать роман. ќднако в следующих произведени€х ƒостоевскому удалось те же черты поэтики подн€ть на трагедийную высоту: внешн€€ неудача подготовила взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в "Ёпохе" повесть "«аписки из подполь€", которую ¬. ¬. –озанов считал "краеугольным камнем в литературной де€тельности" ƒостоевского; исповедь подпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознани€, его споры с воображаемым оппонентом, так же как и нравственна€ победа героини, противосто€щей болезненному индивидуализму "антигеро€", - все это нашло развитие в последующих романах, лишь после по€влени€ которых повесть получила высокую оценку и глубокое истолкование в критике.

¬ 1863 ƒостоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомилс€ с ј. ѕ. —условой (страстным увлечением писател€ в 1860-е гг.); их сложные отношени€, а также азартна€ игра в рулетку в Ѕаден-Ѕадене дали материал дл€ романа "»грок" (1866). ¬ 1864 умерла жена ƒостоевского и, хот€ они не были счастливы в браке, он т€жело пережил потерю. ¬след за ней внезапно скончалс€ брат ћихаил. ƒостоевский вз€л на себ€ все долги по изданию журнала "Ёпоха", однако вскоре прекратил его из-за падени€ подписки и заключил невыгодный договор на издание своего собрани€ сочинений, об€завшись к определенному сроку написать новый роман. ќн еще раз побывал за границей лето 1866 провел в ћоскве и на подмосковной даче, все это врем€ работа€ над романом "ѕреступление и наказание", предназначенным дл€ журнала "–усский вестник" ћ. Ќ.  аткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романы печатались в этом журнале). ѕараллельно ƒостоевскому пришлось работать над вторым романом ("»грок"), который он диктовал стенографистке ј. √. —ниткиной (см. ƒостоевска€ ј. √.), котора€ не просто помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. ѕосле окончани€ романа (зима 1867) ƒостоевский на ней женилс€ и, по воспоминани€м Ќ. Ќ. —трахова, "нова€ женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал".

 руг основных идей романа писатель вынашивал долгое врем€, возможно, в самом туманном виде, - еще с каторги. –абота над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотр€ на материальную нужду. √енетически св€занный с неосуществленным замыслом "ѕь€ненькие", новый роман ƒостоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжа€ центральные темы тех лет. —оциальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы –аскольникова, "убийцы-теоретика", современного Ќаполеона, который, по словам писател€, "кончает тем, что п р и н у ж д е н сам на себ€ донести ... чтобы хот€ погибнуть в каторге, но примкнуть оп€ть к люд€м...".  рах индивидуалистической идеи –аскольникова, его попытки стать "властелином судьбы", подн€тьс€ над "тварью дрожащею" и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных - философский ответ ƒостоевского на революционные настроени€ 1860-х гг. —делав "убийцу и блудницу" главными геро€ми романа и вынес€ внутреннюю драму –аскольникова на улицы ѕетербурга, ƒостоевский поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напр€женных философских диспутов-дуэлей, превраща€ нарисованный с топографической точностью ѕетербург в символический образ призрачного города. ќбилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренна€ постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие "голосов" (различных точек зрени€, скрепленных единством авторской позиции) - все эти особенности романа, традиционно считающегос€ лучшим произведением ƒостоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писател€. ’от€ радикальна€ критика истолковала "ѕреступление и наказание" как произведение тенденциозное, роман имел огромный успех.

¬ 1867-68 гг. написан роман "»диот", задачу которого ƒостоевский видел в "изображении положительно прекрасного человека". »деальный герой кн€зь ћышкин, " н€зь-’ристос", "пастырь добрый", олицетвор€ющий собой прощение и милосердие, с его теорией "практического христианства", не выдерживает столкновени€ с ненавистью, злобой, грехом и погружаетс€ в безумие. ≈го гибель - приговор миру. ќднако, по замечанию ƒостоевского, "где только он ни п р и к о с н у л с € - везде он оставил неисследимую черту". —ледующий роман "Ѕесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористической де€тельности —. √. Ќечаева и организованного им тайного общества "Ќародна€ расправа", но идеологическое пространство романа много шире: ƒостоевский осмысл€л и декабристов, и ѕ. я. „аадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и шестидес€тничество, интерпретиру€ революционное "бесовство" в философско-психологическом ключе и вступа€ с ним в спор самой художественной тканью романа - развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, "брошенным" на событи€. —овременники прочитали "Ѕесов" как р€довой антинигилистический роман, пройд€ мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. ¬ 1875 напечатан роман "ѕодросток", написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируетс€ в "безобразном" мире, в обстановке "всеобщего разложени€" и "случайного семейства". “ема распада семейных св€зей нашла продолжение в итоговом романе ƒостоевского - "Ѕрать€  арамазовы" (1879-80), задуманном как изображение "нашей интеллигентской –оссии" и вместе с тем как роман-житие главного геро€ јлеши  арамазова. ѕроблема "отцов и детей" ("детска€" тема получила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание в романе, особенно в книге "ћальчики"), а также конфликт бунтарского безбожи€ и веры, проход€щей через "горнило сомнений", достигли здесь апоге€ и предопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармонии всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец «осима, јлеша, мальчики), мучительному безверию, сомнени€м в Ѕоге и "мире Ѕожьем" (эти мотивы достигают кульминации в "поэме" »вана  арамазова о ¬еликом инквизиторе). –оманы зрелого ƒостоевского - это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. ќбитатели этого мира, люди расколотого сознани€, теоретики, "придавленные" идеей и оторванные от "почвы", при всей их неотделимости от российского пространства, с течением времени, в особенности в 20 веке, стали восприниматьс€ как символы кризисного состо€ни€ мировой цивилизации.

¬ 1873 ƒостоевский начал редактировать газету-журнал "√ражданин", где не ограничилс€ редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Ёта пестрота "искупалась" единством интонации и взгл€дов автора, ведущего посто€нный диалог с читателем. “ак начал создаватьс€ "ƒневник писател€", которому ƒостоевский посв€тил в последние годы много сил, превратив его в отчет о впечатлени€х от важнейших €влений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждени€. ¬ 1874 он отказалс€ от редактировани€ журнала из-за столкновений с издателем и ухудшени€ здоровь€ (летом 1874, затем в 1875, 1876 и 1879 он ездил лечитьс€ в Ёмс), а в конце 1875 возобновил работу над "ƒневником", имевшим огромный успех и побудившим многих людей вступить в переписку с его автором (вел "ƒневник" с перерывами до конца жизни). ¬ обществе ƒостоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринималс€ как проповедник и учитель. јпогеем его прижизненной славы стала речь на открытии пам€тника ѕушкину в ћоскве (1880), где он говорил о "всечеловечности" как высшем выражении русского идеала, о "русском скитальце", которому необходимо "всемирное счастье". Ёта речь, вызвавша€ огромный общественный резонанс, оказалась завещанием ƒостоевского. ѕолный творческих планов, собира€сь писать вторую часть "Ѕратьев  арамазовых" и издавать "ƒневник писател€", в €нваре 1881 ƒостоевский внезапно скончалс€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

»кер  асиль€с. Ѕиографи€
ѕосетило:18064
»кер  асиль€с
ѕоследний русский император
ѕосетило:10828
 Ќиколай II
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26568
јлексей ћаресьев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru