Людибиографии, истории, факты, фотографии

Николай Добронравов

   /   

Nikolay Dobronravov

   /
             
Фотография Николай Добронравов (photo Nikolay Dobronravov)
   

День рождения: 22.11.1928 года
Возраст: 91 год
Место рождения: Ленинград, Россия

Гражданство: Россия

Тот, кто подарил 'Надежду'

Поэт-песенник

22 ноября отмечает свое 80-летие сочинитель наиболее ободряющих и интимных шлягеров второй половины советской эпохи - поэт Николай Добронравов. Именно он сформулировал универсальную считалочку для любого поколения россиян: "Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня!" Из добронравовских строк можно составить краткий курс истории романтичных строителей светлого социалистического будущего. Там есть революция, заводы, космос, хоккей, любовь, ностальгия и олимпийский Мишка.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

02.12.2008

"Пристегнувшись простынями", Женя Лукашин и его друзья по жизни и бане шепотом, но так, что в голос смеялась вся страна, исполняли "Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги..." Это тоже Добронравов. Так что, можно сказать, и к культовой рязановской "Иронии судьбы..." Николай Николаевич приложил руку. А к чему только, к какому общественно значимому событию или явлению текущей жизни, он ее в 1960-1980-е не приложил?!

Пахмутова и Добронравов - больше полувека вместе
Пахмутова и Добронравов - больше полувека вместе

Родился Добронравов в Ленинграде. Выпускник двух московских вузов - прежде всего, мхатовской Школы-студии, он не оставил следа на театральных подмостках, хотя в столичном ТЮЗе поработал качественно и немало. Актер быстро обнаружил в себе тягу к рифмам и стал (только не пугайтесь) крупным символистом соцреализма. Оптимистичное добронравовское "завтра будет лучше, чем вчера" - чем, скажите, не симметричный ответ блоковской безнадеге "ночь, улица, фонарь, аптека..."? А пожелание Николая Николаевича "главное, ребята, сердцем не стареть!" - разве не вариация на тему бальмонтовского манифеста "будем, как солнце!"?

Реклама:

Если, товарищи, с фантазией и комсомольским задором подойти к поиску места Добронравова в отечественной поэзии, можно нарыть весьма интригующие параллели. Но это лишнее. Автор путеводной "Надежды" и кристальной кристалинской "Нежности" давно возглавляет список наших лучших эстрадных песенников (за что получил к предыдущему своему юбилею орден "За заслуги перед Отечеством" III степени от президента Путина) и символизирует нерушимость семейно-творческих уз (в позапрошлом году Николай Николаевич в узком кругу дорогих известных гостей отпраздновал в ресторане "Тифлис" свою "золотую свадьбу" с композитором Александрой Николаевной Пахмутовой). Этими достоинствами он и ценен народу.

Говоря о Добронравове, без Пахмутовой просто не обойтись. Возьмите любой сборник стихов юбиляра, отыщите в нем тексты, знакомые вам наизусть, и попробуйте прочесть, позабыв о пахмутовской музыке. Получится, не ко дню рождения будет сказано, не то. Александра Николаевна каждой своей нотой словно расцвечивает и придает объем черно-белым, графическим, простым строкам супруга. Синтез получается победоносный. И, конечно, у этого высокопрочного альянса отличное чутье на исполнителей. Когда очередная их песня уже состоялась, вышла в эфир, стала хитом, кажется, что иначе и быть не могло. "Беловежскую пущу" и "Белоруссию", разумеется, должны были петь "Песняры", "Я не могу иначе" - Валентина Толкунова, "Команду молодости нашей" - Людмила Гурченко, "Надежду" - Анна Герман, "Нежность" - Майя Кристалинская, "Мелодию" - Муслим Магомаев, а "Как молоды мы были" - Александр Градский. На самом деле авторов, способных априори безошибочно угадать певца для своей композиции, крайне мало. А Пахмутова с Добронравовым во многих случаях заранее представляли, для кого пишут.

Они так удачно попадали в контекст лицемерной, но в чем-то обаятельной брежневской эпохи, что их, конечно, упрекали в конъюнктурности и угодливости. Это не особо справедливо. Мне приходилось пересекаться с Добронравовым и Пахмутовой на различных мероприятиях и даже плавать на кораблях на многодневные фестивали. Они всегда выглядели максимально увлеченными созидательным процессом и в чем-то наивными. У них есть определенные эстетические критерии, для кого-то архаичные, для кого-то спорные, но абсолютно нет прагматизма и фальши. Поэтому они запросто готовы часами заниматься с молодыми исполнителями. Помнится, Добронравов в середине 90-х на моих глазах познакомился и разговорился на палубе с украинским вокальным джазовым коллективом и минут через десять уже пригласил всех в каюту, чтобы представить Александре Николаевне, - мол, может, придумаем для вас какой-нибудь номер. Просто такой вот порыв у всего достигших мэтров, просто и в солидном возрасте им интересно и неутомительно жить.

Так и с текстами. Когда Добронравов кумачово-призывно глаголил: "И Ленин - такой молодой, и юный Октябрь впереди!" - он вряд ли прикидывал: не принесет ли такой пассаж, скажем, Госпремию и улучшение жилищных условий. Думаю, тут опять, как у символистов, как у Брюсова: "Октябрь лег в жизни новой эрой. / Властней века разгородил,/ Чем все эпохи, чем все меры, / Чем Ренессанс и дни Аттил". Увлекающиеся люди - всегда доверчивы. Но вдохновенны и чувственны. Тем и симпатичны.

Generic placeholder image
Михаил Марголис
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Гангстер из Чикаго
Посетило:525
Аль Капоне
Вокалистка группы Sade
Посетило:619
  Шаде
Ань Лушань
Посетило:1196
Ань Лушань

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history