Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈лизавета ƒмитриева

   /   

Elizaveta Dmitrieva

   /
             
‘отографи€ ≈лизавета ƒмитриева (photo Elizaveta Dmitrieva)
   

ƒень рождени€: 12.04.1887 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 05.12.1928 года
ћесто смерти: “ашкент, ———–
¬озраст: 41 год

√ражданство: ———–

Ѕлистательна€ мистификаци€

–усска€ поэтесса

—еребр€ный век был эпохой загадочной. ≈го истори€ полна удивительных персонажей. ќдна из блистательных мистификаций —еребр€ного века была св€зана с именем „ерубины де √абриак.  то же скрывалс€ под этим именем?

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

05.09.2003

—еребр€ный век был эпохой загадочной. ≈го истори€ полна удивительных персонажей. »нтересно, что именно —еребр€ный век дал русскому искусству многих великих женщин - актрис, художниц, поэтов: ¬ера  омиссаржевска€, «абелла ¬рубель, Ќаталь€ ¬олохова, јлександра Ёкстер, ћарина ÷ветаева, —офь€ ѕарнок, «инаида √иппиус, Ќаталь€  рандиевска€-“олста€, и конечно, јнна јхматова... я бы сказала, что это была эпоха романтическа€. » природа шла ей навстречу.

≈лизавета ƒмитриева фотографи€
≈лизавета ƒмитриева фотографи€

∆енщины, перечисленные мною выше, не только очень талантливы, но и хороши собой, а некоторые из них просто красавицы. ј что же делать некрасивым? ¬еро€тно, создавать мифы. ќдна из блистательных мистификаций —еребр€ного века была св€зана с именем „ерубины де √абриак.  то же скрывалс€ под этим именем?

—лучайна€ встреча в ѕариже... ќднажды, летом 1907-го, Ќиколай √умилев, учившийс€ тогда в —орбонне (ѕариж), попал в мастерскую художника —ебасть€на √уревича. —ебасть€н был зан€т портретом русской девушки. ¬о врем€ позировани€ √умилев разговорилс€ с ней, стал читать стихи из будущей книги "–омантические цветы" (вскоре вышла в ѕариже). ќказалось, что она тоже учитс€ в —орбонне, изучает средневековье, рыцарские романы, старинные хроники. ќна великолепно говорила по-французски и читала в подлиннике стихи ¬ийона, Ѕодлера, ¬ерлена... ≈стественно, Ќиколай √умилев, истинный рыцарь, пошел ее провожать. ќни долго бродили по ночному ѕарижу. Ќаконец дошли до ее дома, недалеко от подъезда сто€ла цветочница с корзиной гвоздик. √умилев купил дл€ спутницы самый красивый букет этих золотистых цветов, нежных, пушистых, как молоденький зверек. » эту прогулку с поэтом, и этот букет гвоздик девушка запомнила на всю жизнь. » не раз писала об этом в письмах... » еще было свидание с ней. » снова в мастерской √уревича.

≈лизавета ƒмитриева фотографи€
≈лизавета ƒмитриева фотографи€

√умилев, как известно, гор€чо интересовалс€ женщинами, но эта девушка не стала его подругой. ¬се мысли его, все чувства были тогда направлены к одной-единственной женщине - јнне јхматовой. ≈го угнетали ее отказы от замужества, мучила ревность. ¬едь он знал, что у нее уже был любовник. ¬се это было настолько невыносимо, что он решил свести счеты с жизнью. ѕоехал в Ќормандию - топитьс€. ѕо счастливой случайности трагеди€ не произошла.

¬скоре жизнь в ѕариже показалась ему законченной, зан€ти€ в —орбонне стали надоедать, он увлекс€ прозой, эссеистикой, философией, антропософией... почувствовал, что вышел на новую поэтическую стезю. «ахотелось в –оссию. » он уехал в ѕетербург. “ам поступил в университет, на юридический факультет. ∆ил √умилев у родителей в ÷арском —еле. Ќо в ѕетербурге сн€л небольшую квартиру, в центре, на √ороховой улице. —юда приходили художники, рисовали его, приходили интересные женщины, он любил читать им стихи.

≈лизавета ƒмитриева фотографи€
≈лизавета ƒмитриева фотографи€

¬ это врем€ √умилев был довольно частым гостем на "Ѕашне" ¬€чеслава »ванова.

"Ѕашн€" - это квартира ¬€чеслава »ванова на “аврической, 25. —обственно, это была пристройка к большому шестиэтажному дому. »з квартиры можно было выйти на крышу дома, а внизу - летний сад, где весной заливались соловьи. «десь, на "Ѕашне", по средам собиралась литературна€ богема. √оворили о стихосложении, литературе, путешестви€х в экзотические страны... Ётажом ниже жил ћаксимилиан ¬олошин, только что женившийс€. ќн вместе с женой ћаргаритой —абашниковой часто поднималс€ на "Ѕашню". Ќа одной из таких "сред" ћаксимилиан ¬олошин познакомил молодую начинающую поэтессу ≈лизавету ƒмитриеву с Ќиколаем √умилевым. ќни тотчас вспомнили друг друга: ночной ѕариж, кафе "„ерна€ кошка", сеанс позировани€ у —ебасть€на √уревича... ≈лизавета ƒмитриева об этой новой встрече вспоминала так: "Ёто был значительный вечер в моей жизни... ћы много говорили с √умилевым об јфрике, почти с полуслова понима€ друг друга... ќн поехал мен€ провожать, и тут же сразу мы оба с беспощадной €сностью пон€ли, что это "встреча" и не нам ей противитьс€".

≈лизавета ƒмитриева фотографи€
≈лизавета ƒмитриева фотографи€

–оман √умилева с Ћилей ƒмитриевой был бурным, но коротким. ¬ ее альбоме, подаренном √умилевым, есть такие его слова:

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ќе смуща€сь и не кро€сь,

я смотрю в глаза людей.

я нашел себе подругу

»з породы лебедей.

Ќо образ ¬олошина заслонил собой √умилева... ћакс ¬олошин любезно пригласил √умилева и ƒмитриеву к себе в  октебель. » они оба в начале июн€ приехали к нему в гости. ƒл€ √умилева и ƒмитриевой первые дни в  октебеле были феерическими. ѕрогулки по красивейшим окрестност€м, купани€ в теплом море, увлекательные беседы и, конечно, молода€ близость мужчины и женщины. √умилев в  октебеле начал относитьс€ к ƒмитриевой серьезно. ¬ это врем€ он писал поэму и часто по ночам (благо было тепло и светло) читал строки из нее своей подруге. Ќо неожиданно в ее душе что-то смешалось, ей было как-то трудно его слушать, воображение целиком занимал ¬олошин, его поэзи€. Ќаконец она свой выбор сделала. » неожиданно попросила √умилева уехать. ј он счел это за женский каприз и подчинилс€. ќна же оставалась в  октебеле до конца сент€бр€, и, как сама говорила, "это были лучшие дни ее жизни".

...ќсенью 1909 года в редакцию журнала "јполлон" пришло письмо в конверте лилового цвета. –едактор журнала эстет —ергей ћаковский, бережно вскрыв конверт, увидел белоснежные листки со стихами, которые были надушены и переложены сухими листь€ми. ќн созвал всю редакцию, состо€вшую в основном из молодых мужчин, и они стали вместе читать стихи. —троки их были €рки, пр€ны, сексуальны... «авороженным редакторам автор стихов казалс€ женщиной необычайной красоты и "талантливой смелости". ≈е им€ было загадочно, как она сама,- „ерубина де √абриак.  ак же все это произошло?

ћаксимилиан ¬олошин, оставшись с ≈лизаветой ƒмитриевой вдвоем в своем  октебеле, ежедневно слушал ее стихи. ¬озникла иде€ послать их в ѕетербург в "јполлон". Ќо, посланные туда, они были отложены. “огда ћакс ¬олошин, всегда склонный к розыгрышам, мистификаци€м, решил подыскать Ћиле (так он называл ≈лизавету ƒмитриеву) какой-нибудь экстравагантный псевдоним. »м€ „ерубина он нашел в одном из романов Ѕрэт √арта, "примерили" его к Ћиле, обоим понравилось. «вонка€ же фамили€ √абриак тоже была вызвана необычной фантазией ћакса...

"јполлон" публично объ€вил ее поэтессой будущего и напечатал присланные стихи тотчас.

“ак началась ћистификаци€ ¬ека. „ерез всю жизнь ≈лизаветы ƒмитриевой прошла духовна€ св€зь с ћаксом ¬олошиным. ќн сумел внушить ей, что она талантлива и что ее ждет великое будущее. — ведома наставника она продолжала высылать стихи в "јполлон", но открыть свою "тайну" решительно отказывалась. „ерубина сообщала —ергею ћаковскому, что сотрудничество с "јполлоном" может быть только эпистол€рным.

—тихи ее были великолепны и волновали всех сочетанием чувственности, печали, старомодности.

«амкнули дверь моей обители

Ќавек утер€нным ключом:

» „ерный јнгел, мой хранитель

—тоит с пылающим мечом,

Ќо блеск венца и пурпур трона

Ќе увидать моей тоске,

» на девической руке -

Ќенужный перстень —оломона.

¬есь "јполлон" ждал ее телефонных звонков. ќна говорила нежным, завораживающим голосом о том, что в доме ее царит необычайна€ строгость, что она ревностна€ католичка, в детстве воспитывалась в монастыре. —ообщала, что говорит и пишет на любых €зыках. Ќа вопрос - хороша ли она, отвечала: "Ќедурна. ¬ысока, с длинными волосами €рко-бронзового цвета, худа€ и, хот€ немного прихрамывает, стройна€, с легкой походкой". Ќиколай √умилев, убежденный в своей неотразимости, уже назначал день, когда он победит эту монахиню-колдунью. ќн восхищалс€ ее стихами:

¬ слепые ночи полнолунь€

√лухой тревогою полна,

«авороженна€ колдунь€,

—тою у темного окна...

¬есь ѕетербург гадал, что это за странное им€ - „ерубина де √абриак? » "јполлон" раскупалс€ немедленно. „итатели требовали напечатани€ не только ее стихов, но и ее биографии. —отрудники "јполлона" почти сходили с ума. Ќо, слава Ѕогу, мистификаци€ длилась недолго.

"¬о многих женщинах сидит червоточина". ј тем временем ≈лизавета ƒмитриева ходила с ¬олошиным в музеи, театры, на "Ѕашню" ¬€чеслава »ванова... ќднажды сотрудник "јполлона" поэт и переводчик √юнтер услышал ночной разговор ≈лизаветы ƒмитриевой с Ќиколаем √умилевым (при разъезде гостей у ¬€чеслава »ванова на "Ѕашне"). ќна рассказывала √умилеву, что ее все врем€ преследует двойник, который ходит за ней по п€там по мостовым ѕетербурга. √умилев недоуменно смотрел на нее, пожима€ плечами. ќн не пошел ее провожать. «ато √юнтер, поэт и переводчик, напросилс€ в провожатые. ќни шли по ночному ѕетербургу, было холодно, он промерз, слуша€ ее бесконечные рассказы о личностных преображени€х, о теософии. ”видев, что √юнтеру стало скучно, ≈лизавета ƒмитриева резко спросила его: "¬ам понравились мои пародии на „ерубину де √абриак, которые € только что прочитала у »ванова?" √юнтер ответил: "ƒа кака€ там „ерубина? ¬се это миф. Ќаш ћако придумал эту поэтессу, чтобы увеличить тираж ''јполлона...''" ≈лизавета ƒмитриева близко подошла к √юнтеру и страстно поцеловала его в губы. "„ерубина де √абриак - это €".

√анс √юнтер не мог поверить тому, что она говорит. Ќо ночь он провел с ней. ј наутро побежал к  узмину рассказать о том, что узнал.  узмин, посмеива€сь, бросил такую фразу: "я давно говорил ћаковскому, что надо прекратить эту игру. Ќо аполлоновцы мен€ и слушать не хотели... ¬о многих женщинах сидит червоточина!" √юнтер стал распростран€ть слухи в литературном ѕетербурге о том, что √умилев подсмеиваетс€ над ≈лизаветой ƒмитриевой, счита€ ее сумасшедшей. » до ћаксимилиана ¬олошина дошли слухи об этой злой сентенции.

...ќгромна€ мастерска€ сценографа и художника јлексе€ √оловина, находивша€с€ на последнем этаже ћариинского театра, была заполнена сотрудниками журнала "јполлон". ј внизу, пр€мо под мастерской, была сцена, и в тот вечер давали "ќрфе€" √люка. » вдруг - раздавша€с€ увесиста€ пощечина заглушила все звуки, доносившиес€ снизу. Ёто ћакс ¬олошин "рассчитывалс€" с Ќиколаем √умилевым. ћолодой поэт еле усто€л на ногах, но, прид€ в себ€, бросилс€ на ¬олошина с кулаками.  то-то встал между ними, и тогда Ќиколай —тепанович √умилев, заложив руки за спину, выпр€мившись, произнес: "я вызываю ¬ас на дуэль!"

ћестом поединка выбрали Ќовую ƒеревню, расположенную недалеко от „ерной речки, где 75 лет назад стрел€лс€ ѕушкин с ƒантесом. 22 но€бр€ 1909 года в восемнадцать часов противники должны были сто€ть друг против друга, но - дуэль задерживалась. —начала машина √умилева застр€ла в снегу. ќн вышел и сто€л поодаль в прекрасной шубе и цилиндре, наблюда€ за тем, как секунданты и дворники вытаскивают его машину. ћакс ¬олошин, ехавший на извозчике, тоже застр€л в сугробе и решил идти пешком. Ќо по дороге потер€л калошу. Ѕез нее стрел€тьс€ он не хотел. ¬се секунданты бросились искать калошу. Ќаконец калоша найдена, надета, јлексей “олстой, секундант ¬олошина, отсчитывает шаги. Ќиколай √умилев нервно кричит “олстому: "√раф, не делайте таких неестественных широких шагов!.."

√умилев встал, бросил шубу в снег, оказавшись в смокинге и цилиндре. Ќапротив него сто€л растер€нный ¬олошин в шубе, без шапки, но в калошах. ¬ глазах его были слезы, а руки дрожали. јлексей “олстой стал отсчитывать: раз, два... три! –аздалс€ выстрел. √умилев промахнулс€. ј у растер€нного ¬олошина курок давал осечку. √умилев крикнул: "—трел€йте еще раз!" » снова выстрела не произошло. √умилев требовал третьего выстрела, но, посовещавшись, секунданты решили, что это не по правилам. ¬последствии ¬олошин говорил, что он, не уме€ стрел€ть, бо€лс€ сделать случайный неверный выстрел, который мог бы убить противника. ƒуэль окончилась ничем.

¬с€ желта€ пресса писала об этой "смехотворной дуэли", сме€лись над двум€ известными поэтами, как могли. —аша „ерный назвал ћаксимилиана ¬олошина "¬аксом  алошиным".

ј в дес€ть часов утра после дуэльного дн€ —ергей ћаковский принимал в "јполлоне" „ерубину де √абриак. ќн сказал: "Ќу пусть она не испанка, русска€, она мне еще ближе, пусть некрасива, пусть прихрамывает, но она близка мне по духу, по таланту, € не могу ее оставить..." Ќо, когда он увидел вошедшую в кабинет ≈лизавету ƒмитриеву, он был поражен... » не мог выговорить ни слова. » хот€ „ерубина де √абриак осталась в его пам€ти навсегда, он включал в свои мемуары ее литературный портрет, где она возникает живым персонажем —еребр€ного века. ¬се же дл€ ƒмитриевой произведенное ею впечатление было ударом, от которого трудно оправитьс€. ќна перестала писать стихи, уединилась... и вскоре уехала на ”рал, где ждал ее друг, влюбленный в нее с детства. ќн был простым инженером, но она вышла за него замуж, вз€в его фамилию. “ак она стала ≈лизаветой ¬асильевой. Ёто было ее третье обличье.

"ƒомик под грушевым деревом". 29 но€бр€ 1909 года в  иеве, в Ѕольшом зале  упеческого собрани€ јлексей “олстой, ѕетр ѕотемкин, ≈вгений «носко-Ѕоровский, ¬ладимир ѕ€ст, ћихаил  узмин, Ќиколай √умилев, один за другим, читали с эстрады свои последние стихотворени€. ¬ыйд€ на эстраду, √умилев увидел среди публики јнну јхматову, она внимательно слушала. ѕотом они гул€ли по ночному  иеву. » на новое, довольно робкое предложение √умилева стать его женой она наконец ответила согласием... ѕомогла мистификаци€!

јнна јхматова никогда не сочувствовала „ерубине де √абриак, счита€ эту мистификацию позорной.

...1942 год, “ашкент. ¬ойна. јхматову вместе с другими писател€ми эвакуировали в столицу ”збекистана. ƒети писателей относились к јнне јндреевне благоговейно, робко просили ее читать чтихи, сопровождали в военный госпиталь к раненым... ќднажды по просьбе известного ташкентского букиниста ƒивова ее ретивые поклонники привели поэтессу в условленное им место. ќни увидели, что ƒивов держал в руках чудную книжечку, называвшуюс€ "ƒомик под грушевым деревом". ƒивов открыл эту книжечку и нараспев стал читать стихи. ¬друг јхматова схватила за руку сопровождавшего ее юного поэта и тихо сказала: "Ѕежим..." ”дивленный ƒивов остановил их, прот€гива€ јхматовой это из€щное издание стихов: "я храню эту бесценную книжку п€тнадцать лет. ќна единственна€ в нашем городе. ј ведь ее автор - известна€ вам „ерубина де √абриак...

я прибежала из улиц шумных,

√де бьют во мраке немые крыль€,

√де ждут безумных

—облазны мира и вс€ —евиль€.

јнна јндреевна, € хочу показать ¬ам этот домик под грушевым деревом, вот он, совсем р€дом..." јхматова твердо сказала своему юному собеседнику: "Ѕоже, он не знает, как это далеко отсюда..." ƒа, дл€ –оссии настали совсем другие времена...

"ƒомик под грушевым деревом". ¬ышла эта книжечка в 1928 году, в последний год жизни ≈лизаветы ƒмитриевой. ¬ этом году исполн€етс€ семьдес€т п€ть лет со дн€ смерти загадочной „ерубины де √абриак.  онечно, загадочной... Ќо разве это не мистика, не волшебство - на титульном листе этой из€щной книжечки стоит им€: Ћи —€н ÷зы. ƒа, интересно распутывать сплетение судеб: Ћи —€н ÷зы - древний китайский поэт, находившийс€ в долгой ссылке. „то это?.. —овпадение судеб?.. “рагеди€ времени?..

Ћитературна€ мистификаци€ оказалась властной силой, одолевшей поэтессу: ее творческа€ жизнь началась с мифа и кончилась им.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru