Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

∆ан  окто

   /   

Jean Cocteau

   /
             
‘отографи€ ∆ан  окто (photo Jean Cocteau)
   

ƒень рождени€: 05.07.1889 года
ћесто рождени€: »ль-ƒе-‘ранс, ‘ранци€
ƒата смерти: 19.10.1963 года
ћесто смерти: »ль-ƒе-‘ранс, ‘ранци€
¬озраст: 74 года

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


∆ан  окто. ѕетух и попугай

‘ранцузский писатель-авангардист, кинорежиссер, актер и художник

"”диви мен€! - сказал —ергей ƒ€гилев двадцатилетнему  окто, заказыва€ ему постер к балету "¬идение розы" дл€ –усских сезонов. Ёти слова открыли  окто его предназначение, и отныне он только удивл€л.

06.07.2023

ƒвадцатый век начинаетс€...

„еловечеству, вдохновленному новыми знани€ми, он виделс€ "«олотым" веком. Ќебоскребы, автомобили, электричество, телефон, кинематограф, теори€ относительности... Ѕыло от чего закружитьс€ голове. Ћюди все лучше узнавали окружающий их мир и все больше тер€ли самих себ€.



»счезла точка опоры - вера в Ѕога. »счезли ритуалы, в которых человек приобщалс€ к божественной тайне и не чувствовал своего одиночества. “еперь мужчина был заперт в тесном мирке своей семьи и в столь же тесном кругу коллег по работе. ” женщины была только семь€ и дела благотворительности, если ее муж оказывалс€ достаточно состо€телен.  то из них страдал больше, знал только семейный врач, но он не выносил "сор из избы".

∆ан  окто фотографи€
∆ан  окто фотографи€

¬рем€ само должно было выработать новые, теперь уже светские, ритуалы, которые бы позвол€ли снимать стрессы, не впада€ в противоречие с моральными нормами. “ребовалось придумать себе "каменную стену", о которую бы разбивались житейские бури. ѕойти можно было двум€ пут€ми: стро€ эту стену в себе или вокруг себ€.

ѕо первому пути пошел  арл-√устав ёнг, предложив человеку дорогу индивидуации, познани€ самого себ€. —тавку на семью и работу сделал “омас ћанн...

∆ан  окто фотографи€
∆ан  окто фотографи€

Ћюди, которые пошли по второму пути, "обносили стеной" все больший круг людей, дел€ их на своих и чужих. —амые прот€женные стены выстраивались в тоталитарных государствах, где население становилось участником новых ритуалов единени€ с вождем. Ќо строились и небольшие стены, заслон€вшие от невзгод жизни при€тные компании, в которых было хорошо друг с другом. Ётот тесный мирок принес с собой ’’ век: живи сам и не мешай жить другим.

»менно круг таких при€тных ему людей позволил  окто развить в себе способность удивл€ть.

∆ан  окто фотографи€
∆ан  окто фотографи€

»з жизни птиц

Ќачиналось же все вполне прозаично.  лемент ≈вгений ∆ан ћорис  окто родилс€ в 1889 г. в семье потомственных биржевиков, принадлежавших к верхушке среднего класса. ƒетские воспоминани€ сохранили большой дом деда в пригороде ѕарижа, ћэзон-Ћаффите, полный греческих статуэток, кипрских ваз, рисунков Ёнгра и картин ƒелакруа. «десь он жил в окружении д€дюшек, тетушек, братьев и сестер.

∆ан  окто фотографи€
∆ан  окто фотографи€

¬ этом доме не было места дл€ отца, и мальчик его почти не помнил. ’одили слухи, что тот был скрытым гомосексуалистом и ненасто€щим отцом ∆ана. —огласно этим же слухам, он покончил с собой, когда мальчику было дев€ть лет. —кандальные подробности жизни и смерти старшего  окто обсуждались взрослыми за закрытыми двер€ми, но шепот достигал детской, а богата€ фантази€ домысливала непон€тое.

Ћучшие дн€

¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11451
ѕоль Ѕрэгг
ƒавид √оффен. Ѕиографи€
ѕосетило:9992
ƒавид √оффен
“ом ”эйтс: √ений-экспериментатор
ѕосетило:7545
“ом ”эйтс

— этого времени посто€нно, в течение дес€ти лет, ∆ану  окто снилс€ один и тот же сон. ќн сидит с матерью на террасе пригородного дома, а р€дом в вольере летают попугаи. ћальчик знает, что один из этих попугаев-какаду его отец, который на самом деле не умер. ћать ищет взгл€дом, в какую из птиц превратилс€ ее муж, но молчит, не дума€, что сын тоже знает об этом превращении. ћолчание прерываетс€ улыбкой матери и бурными слезами ребенка.

ћальчик страдал без отца, пусть плохого, пусть превратившегос€ в птицу. ¬последствии он св€зал свою фамилию (Cocteau) с другой птицей - петухом, выпускал журнал Le Coq, а первый альбом рисунков издал под псевдонимом ∆ан-ѕтицелов. „ереду кошмарных снов прервало лишь знакомство с ƒ€гилевым, который стал в некотором смысле его вторым отцом.

∆ан  окто фотографи€
∆ан  окто фотографи€

—амым глубоким впечатлением детства была мать, одета€ к выходу в театр. ќна приходила пожелать спокойной ночи своему обожаемому младшему сыну, а потом ускользала в неведомый, загадочный и ман€щий мир. Ѕархат ее плать€ ассоциировалс€ с бархатом лож, а драгоценности - с си€ющими люстрами и кандел€брами. Ќесмотр€ на обожание в детстве, отношени€ между матерью и сыном были всю жизнь очень сложными.

∆ан  окто фотографи€
∆ан  окто фотографи€

¬се произведени€  окто - стихи, пьесы, фильмы - содержат элементы детских или юношеских впечатлений, а то и вовсе стро€тс€ на них. “ак, образ одноклассника ѕьера ƒаржело осталс€ с  окто навсегда, олицетвор€€ идеал мужской красоты, к которой он был неравнодушен. ‘амилией ƒаржело назван главный герой в пьесе "“рудные дети", его черты угадываютс€ в бесчисленных рисунках  окто и в облике будущих друзей.

∆ан  окто фотографи€
∆ан  окто фотографи€

¬стреча с другом, видимо, была главным событием школьной жизни. Ќикаких талантов  окто не про€вил и вышел за порог школы, немного рису€, более или менее складно рифму€ строки, слегка наигрыва€ на фортепь€но. “о есть, не уме€ ничего.

ƒит€ прекрасной эпохи

∆изнь ѕарижа двух безм€тежных дес€тилетий до ѕервой мировой войны носит название "Belle epoque". Ёто, действительно, была прекрасна€ эпоха, не омраченна€ финансовыми кризисами, военными действи€ми, громкими скандалами.

—носились ветхие дома и строились многоэтажные из тесаного камн€ с керамическими изразцами, кованой сталью и рельефными орнаментами. "Ќа месте флигельков воздвиглись небоскребы, и всюду запестрел бесстыдный стиль модерн", - писал русский поэт о другом городе, но начало века дл€ многих европейских городов было одинаково. ѕарижане учились пользоватьс€ ванной и ватер-клозетом, по€вились электричество и телефон, на дорогах загрохотали первые авто.

¬ысшее общество еще посещало оперные и драматические спектакли, где "рвали страсти" кумиры публики. Ќо уже начали по€вл€тьс€ маленькие кафе и ресторанчики, такие, как знаменитые заведени€ ћонпарнаса: "ƒом", "–отонда", " лозри-де-лила", "Ћ€  уполь", где могли повеселитьс€ люди попроще.

«десь пели "“ы причинил несчастье", "¬се то, что сделал Ћео, сделал Ћео" или знаменитую " око в “рокадеро", с которой примерно в это же врем€ дебютировала молоденька€ Ўанель в провинциальном кафешантане. »менно здесь находили себе пристанище художники: ѕикассо, ћодиль€ни, ¬ан ƒонген, ‘удзита. ќни еще не имели удовольстви€ быть знакомыми с  окто, который и сам в это врем€ не представл€л, куда занесет его ветер.

ѕервым поворотным событием жизни  окто можно считать путешествие в ¬енецию, куда отправила его матушка, озабоченна€ хрупким здоровьем сына. ƒев€тнадцатилетний повеса оказалс€ в веселой компании лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. ѕутешествие закончилось самоубийством одного из друзей на ступеньках отел€, где жил предмет его неразделенной любви.

ћатушка  окто была в шоке. ќна ограничила сына в деньгах и свободе: отныне он должен был жить в ее доме вплоть до женитьбы.  окто страшно хотел улизнуть от бдительного ока маменьки и придумывал различные проказы. “о снимал квартирку в отеле, которую она совершенно случайно обнаруживала, то приводил потенциальных невест на семейный обед, демонстриру€ серьезность своих намерений. ƒенег и свободы все это не приносило.

ѕримерно в это врем€ знаменитый актер Ёдуард де ћакс прочитал на одном из вечеров стихи  окто из его первого сборника. —тихи имели успех, у  окто по€вилось много новых знакомых. Ћюсьен ƒодэ познакомил его со своим другом ћарселем ѕрустом. ћорис –остан ввел в круг своей семьи, представил отцу - творцу "—ирано де Ѕержерака". ¬ 1909 г.  окто с ћорисом издавали журнал, обложку которого нарисовал »риб, художник модельера ѕол€ ѕуаре и в будущем жених  око Ўанель.

Ёто был круг не только аристократов по крови, таких, как императрица ≈вгени€, кн€гин€ Ѕибеско или кн€гин€ јнна де Ќоай, но также аристократов по таланту.   последним относилась знаменита€ ћис€ —ерт (урожденна€ ћари€ √одебска), польска€ двор€нка, друг и покровительница богемы. ќна-то и познакомила  окто со своим старым при€телем —ергеем ƒ€гилевым, который предложил удивить его. ќна же оставила воспоминани€ о  окто этого периода, рисующие образ баловн€ судьбы, забавл€ющего дам своим неистощимым остроумием и лихо отпл€сывающего на столиках и спинках диванов в ресторанчике Ћару.

 окто пон€л, что "забавный малый" - это почти професси€. ќна может принести и доход, и свободу.

Ќа войне, как на войне

 ак всегда, внезапно началась война, которую поначалу не прин€ли всерьез.  азалось, что это просто новое развлечение дл€ слегка пресыщенной публики.

ƒе€тельна€ ћис€ получила разрешение на организацию конво€ дл€ доставки медицинской помощи. ќна попросила авто у владельцев магазинов готового плать€ (так как во врем€ войны доставл€ть было нечего). Ўоферами были назначены —ерт,  окто, »риб и еще несколько знакомых.  окто красовалс€ в костюме медбрата, дизайнером которого был сам великий ѕуаре. ¬се страшно веселились, готов€сь к новому спектаклю. ¬озглавл€л колонну из 14 машин "ћерседес" самой ћиси.

¬еселье закончилось, когда они выехали на дорогу, усе€нную трупами. Ќа деревь€х висели части тел, заброшенные туда взрывами. ¬ маленькой деревушке они увидели несколько негров.  огда их рассмотрели поближе, негры оказались пленными немцами, раненными в лицо. — ћисей, у которой вообще-то были железные нервы, случилс€ припадок.

“ак они ездили три мес€ца, и во многом их поддерживал  окто. Ѕез его молодой жизненной силы и чувства юмора они бы не выжили.

ѕоследним "прости" был совет генералу √алльенну, который не знал, как доставить подкрепление в ћарну. “о ли в шутку, то ли всерьез ему предложили использовать дл€ этого такси. » на обратном пути в ѕариж компани€ увидела вереницу новеньких красных такси с солдатами, готовыми неожиданно ударить на врага.

ѕримерно через три мес€ца после начала войны начал функционировать " расный  рест", и  окто стал ездить с насто€щими медицинскими конво€ми. —ерьезной опасности это не представл€ло, но зато позвол€ло уехать подальше от матери и незаметно дл€ нее объ€вл€тьс€ в ѕариже.

Ётот период жизни  окто весь состоит из контрастов. “о он летает на аэроплане со знаменитым летчиком –оланом √арросом (и с этого времени в его творчестве по€вл€етс€ мотив ангела), то он в ѕариже издает журнал вместе с »рибом. “о он в Ќьюпорте в компании "золотой молодежи" из морского батальона отражает атаки немцев ( окто даже представили к награде, но вместо этого дело закончилось тюрьмой, т.к. "герой" был самозванцем). “о он снова в ѕариже затевает очередное приключение - постановку балета. ∆изнелюбие - жизнелюбием, юмор - юмором, но необходимо было представить, наконец, на суд зрителей и нечто посерьезнее.

—бросим ƒебюсси с парохода современности

Ќесмотр€ на войну, ѕариж жил вполне мирной жизнью: театры были переполнены, и везде, где было хоть сколько-нибудь свободного пространства, танцевали танго. "–усские балеты" отошли на второй план: в 1915 г. ведущий танцор ¬ацлав Ќижинский женилс€, и ƒ€гилев разорвал с ним вс€ческие отношени€.

ѕримерно в это врем€  окто знакомитс€ с композитором "нового направлени€" Ёриком —ати, художниками ¬алентиной √росс и ѕабло ѕикассо. Ќовые друзь€ решили написать балет дл€ д€гилевской труппы, правда, не поставив в известность самого маэстро. ¬ случае удачи их ждала бы почти что слава. ѕосредницей в переговорах выступила ћис€ —ерт, и уже в феврале 1917 г. вс€ компани€ была приглашена приехать в –им дл€ репетиций балета "ѕарад" с новым солистом ћ€синым.

Ѕалет сокрушительно провалилс€ - и это была слава.  ак вспоминали современники, особенно всех возмутила музыка —ати. ќн использовал звуки городской жизни: шум моторов, голоса, стук пишущей машинки и т.п.  роме того, сюжет парада и танцев перед €рмарочным балаганом также задел многих - ведь еще шла война. јвторам кричали: "Ѕоши!" »х спас от расправы разгневанной толпы лишь их друг, поэт √ийом јполлинер, который был в военной форме и с забинтованной головой.

Ёто была слава! ќ балете и его авторах ( окто, —ати, ѕикассо) заговорил весь ѕариж.  окто становитс€ глашатаем "нового искусства".

¬ 1918 году вышел манифест авангардистов - "ѕетух и арлекин". Ќеискушенному российскому читателю этот манифест может представитьс€ помесью манифеста футуристов (братьев Ѕурлюков и ћа€ковского) с афоризмами  озьмы ѕруткова. ќсновна€ его мысль - "—бросим ƒебюсси с парохода современности!" ¬сего же  окто манифестирует 76 афоризмов. —реди них: "—оловей поет дурно" - N 11 или "ƒаже когда ты хулишь, занимайс€ только первоклассными вещами" - N 47.

Ќо если без шуток, манифест очертил границы новой зоны вли€ни€ в искусстве. ѕикассо противопоставлен импрессионистам, —ати - ¬агнеру и ƒебюсси. Ћозунг здесь - " огда произведение кажетс€ опередившим свой век, это значит просто, что век запоздал". Ётим  окто отвоевывает место под солнцем дл€ себ€ и дл€ друзей. "„ерез сто лет все братаютс€. Ќо сначала надо много сражатьс€, чтобы завоевать себе место в раю созидателей".

 окто становитс€ мэтром, главой группы "Ўести", куда входили шесть композиторов нового направлени€ в музыке. — этого времени и до самой смерти мнением  окто по вопросам музыки, живописи и литературы посто€нно интересуютс€ журналисты. ≈го фотографии не сход€т с журнальных и газетных полос - он посто€нно удивл€ет. јндре ћоруа однажды сострил: "≈сли мне доведетс€ вз€ть в руки снимок сельской свадьбы, то € непременно увижу  окто между женихом и невестой".

ќдин из современников записал поразившую его воображение сценку.  окто в роскошной пижаме и утреннем халате брилс€, одновременно разговарива€ с друзь€ми, потом он на минуту прерывалс€ дл€ того, чтобы записать слово в рукопись, подписать письмо или сделать рисунок. ќн вел себ€, как король среди своих придворных. ’от€, скорее, он был все же птицей: сначала, как петух, провозглашал начало нового событи€, а потом, как попугай, долго объ€сн€л, что оно означает.

”добство жить

ѕослевоенное дес€тилетие стало дл€  окто временем триумфа и личных трагических потерь. “риумфа, потому что эти дес€ть блест€щих лет подтвердили его уверенность в выбранном пути. ќн потр€сающе тонко чувствовал нерв своего времени и предельно доходчиво объ€сн€л публике то новое, свидетелем чего она €вл€лась.

Ёто оказалось дес€тилетие прагматизма и кажущейс€ простоты: стало удобно жить в новых благоустроенных домах, было при€тно носить практичную одежду, можно было дать выход молодой энергии, занима€сь спортом или танцу€ до упаду в ресторанчиках и на вечеринках. Ќадо было успевать жить, не задержива€сь взгл€дом на "настроени€х" импрессионистов, а "заглатыва€" полотна кубистов и дадаистов.

—ами художники, несмотр€ на антипатию различных школ и направлений, зорко и ревниво следили за успехами соперников. "ќн разрешил проблему шпингалета", - сказал один из художников, увидев в галерее "ќкна" ѕикассо.

” каждой школы была сво€ штаб-квартира. “ак, дадаисты собирались в баскском кафе в ѕроезде ќперы.  окто с компанией выбрали кафе "Ће √ай€", где подавали испанские вина. «десь играли джаз. ’оз€ин пожаловалс€  окто, что хочет выгнать пианиста, чтобы сохранить клиентов. ¬ ответ  окто посоветовал оставить в покое пианиста и выгнать глупых клиентов. ƒадаисты €звили, что  окто нашел, наконец, свое призвание в качестве управл€ющего ночным клубом.

Ќо на самом деле работы было много: дл€ одного из журналов он писал цикл очерков " арт бланш", представл€вших новое €вление в журналистике, поскольку с автором не оговаривали какой-то определенной темы. Ќа страницах "Ќового ѕарижского ќбозрени€" шла полемика с јндре ∆идом по поводу нового искусства и эстетики простоты. „уть позже подобный обмен письмами на страницах газеты состо€лс€ с ∆аком ћаритеном, знаменитым религиозным философом. “емой обсуждени€ было доказательство того, что современное искусство вовсе не иррелигиозно. » действительно, после дискуссии религи€ стала самой модной темой в кафе и салонах, а Ѕог объ€влен "последним шиком".

ѕродолжали выходить и сборники стихов самого  окто. ¬ начале двадцатых стихи посв€щены семнадцатилетнему –аймону –адиге.   этому времени  окто окончательно определилс€ со своим выбором и не скрывал уже пристрасти€ к юношам. ѕри этом всех своих друзей он провозглашал гени€ми и вс€чески помогал им обрести признание. –адиге был признан литературным гением, у которого незазорно поучитьс€, как надо писать.

 окто не претендовал на любовь. ќн хотел стать похожим на того, кого обожал, чтобы отразитьс€ в нем, как в зеркале. ќн рисует –адиге сп€щим. Ќа рисунке тот напоминает ƒаржело. ѕотом эти профили перейдут на стены капеллы, которую он расписывал незадолго до смерти, и станут ангелами.

–адиге умер в двадцать лет от тифа. ƒл€  окто эта смерть была "операцией без хлороформа". ƒ€гилев увез "∆анчика" в ћонте- арло. «десь  окто нашел забвение в опиуме.

ќпиум

" урить опиум, - говорил  окто, - это примерно то же, что выпрыгнуть на полном ходу из поезда. Ёто помогает задуматьс€ еще кое о чем, кроме жизни и смерти". ƒействительно, опиум не только спасал от депрессии , но и помогал творить. ќдним из первых это заметил »горь —травинский, который проследил закономерность между пребыванием в санатории (где  окто в очередной раз лечилс€ от опиумной зависимости) и выходом нового тома стихов. —овременники отмечали, что  окто курил не больше, чем другие (например, јполлинер или ѕикассо), но лечилс€ гораздо дольше и чаще.

“акой ход событий устраивал не всех. ¬ 1928 г., в момент написани€ поэтического дневника "ќпиум", в клинику —ен- лу ворвалась разъ€ренна€ Ўанель, котора€ оплачивала все счета за лечение, с единственным словом: "¬ыметайс€!" ѕоладили еще на нескольких недел€х творчества.

ќпиум внес существенные коррективы во всю вторую половину жизни  окто, и без этого похожую на миф, и стало уже совсем невозможно отделить правду от вымысла. ѕутаницу вполне осознанно вносил сам  окто, ссыла€сь на јристотел€, дл€ которого миф был поэтической правдой. »ли за€вл€€ о себе: "я - ложь, котора€ всегда говорит правду".

ѕоэтому остаетс€ загадкой, нашел ли он что-нибудь дл€ себ€ в религии, обща€сь с ћаритеном? Ћибо это был очередной способ обратить на себ€ внимание, когда он в очередной раз становилс€ крестным отцом своего нового друга. —корее всего, религиозный диспут стал очередным допингом, как и люба€ беседа с интересным собеседником.

Ќекотора€ часть парижского общества так и ходила по кругу друг за другом, попада€ из объ€тий аббатов в сильные руки модного массажиста ¬арма-…ога. –азмина€ спину философа јнри Ѕергсона, тот приговаривал: "’орош философ! ѕосмотрите только на себ€, куда ¬ас завела ¬аша философи€".  окто же он повтор€л: "ќ, бедный мальчик, бедный мальчик!"

ќрфей в голубом поезде

¬ двадцатые годы  окто обращаетс€ к греческим трагеди€м. Ќо у Ёдипа, јнтигоны и ќрфе€ греческие - лишь имена. Ќа самом деле они парижане, пытающиес€ распутать клубок проблем самого автора, который потер€л себ€, свою идентичность.

 то он, јполлон или ƒионис, предводитель муз или предводитель вакханок, мужчина или женщина?  окто считает, что он, как его ќрфей, объедин€ет в себе все эти ипостаси и поэтому совершенен и вечен. »менно к вечности отсылает нас ремарка в "ќрфее": " остюмы должны быть приближены к той эпохе, в которую ставитс€ трагеди€". ј в вечности нет пон€ти€ морали и аморальности, св€тости и греха, здесь не нужны аргументы и оправдани€.

 окто повезло, что он жил в эпоху, когда общество уже могло позволить своему гражданину жить так, как он хочет, любить тех, кого хочет, и исповедывать свой собственный закон. „уть раньше ќскар ”айльд сидел в тюрьме за свои сексуальные предпочтени€, а его сын вынужден был изменить скандальную фамилию. ј в ———– в это врем€ существовала "стать€" за гомосексуальность (по которой сидел знаменитый режиссер —ергей ѕараджанов).

¬о ‘ранции же было достаточно того, что  окто и его друзь€ не эпатировали публику своим поведением (хот€ могли эпатировать творчеством).

¬ 1924 г. ƒ€гилев поставил очередной балет "√олубой поезд". Ћибретто написал  окто, декорации - ѕикассо, музыку - один из "Ўести" - ћило, костюмы придумала Ўанель.

Ѕалет был о молодости, унос€щейс€ в голубом поезде на Ћазурный берег. ƒл€ этой компании все было символично: они сами часто ездили этим экспрессом, некоторых из них можно было назвать "голубыми", а дл€ кого-то уже проходила молодость и впереди ма€чила смерть.

ѕервым "сошел с поезда" —ергей ƒ€гилев, гениальный менеджер, придумавший "идею  окто", которую тот сам уже воплотил в жизнь. —имволично, что это случилось в 1929 г. - переломном в послевоенной эпохе.  рах на ”олл-—трит докатилс€ до ≈вропы, и многие стали озабочены только покупкой и продажей акций.

 окто продолжал удивл€ть: в тридцатые к столетнему юбилею ∆юл€ ¬ерна он отправилс€ в кругосветное путешествие в 80 дней по заданию "ѕари-—уар". ¬ сороковые он писал пьесы и тер€л друзей. ¬ п€тидес€тые - снимал фильмы, стал "бессмертным" - членом ‘ранцузской јкадемии, и снова тер€л, тер€л...   концу жизни он все более походил на маленького нахохлившегос€ попуга€-неразлучника, которого берег его последний интимный друг - верный ∆ан ћарэ.

 окто "потер€ли" 11 окт€бр€ 1967 г. ќ нем остались только крайние высказывани€.

"ќн был самоуверенным маленьким педерастом, который ничего не сделал за всю свою жизнь, а только воровал у других" ( око Ўанель).

"ќн был лишь поэт, великий поэт, единственный поэт после смерти јполлинера" (ћакс ∆акоб).

 ак всегда, истина где-то р€дом.

—тать€ о  окто
helen 14.08.2007 11:52:14
¬первые читаю что-то , на мой взгл€д, подлинное об этом времени и этом человеке. Ќе удивл€ющее своей нездоровой экспрессией, а убеждающее правильностью суждений и здоровой жизненной позицией




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276835
ёрий ¬ласов
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10168
јшрита ‘урман
¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11451
ѕоль Ѕрэгг

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru