Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

∆ан  окто

   /   

Jean Cocteau

   /
             
‘отографи€ ∆ан  окто (photo Jean Cocteau)
   

ƒень рождени€: 05.07.1889 года
ћесто рождени€: »ль-ƒе-‘ранс, ‘ранци€
ƒата смерти: 19.10.1963 года
ћесто смерти: »ль-ƒе-‘ранс, ‘ранци€
¬озраст: 74 года

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


ќрфей

‘ранцузский писатель-авангардист, кинорежиссер, актер и художник

ќн показывал фокусы, обманывал, удивл€л. »счезал там и по€вл€лс€ здесь - что в искусстве, что в жизни он был мастером побегов и дерзких проникновений. Ќе видел запретности "запретных тем" - совершенно откровенна€ эротика, нормально и нетрадиционно ориентированна€...

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.12.2000

–од его зан€тий не определить ни одним, ни трем€ словами. ѕоэт? –азумеетс€: всю жизнь слагал изысканнейшие строфы, удостоилс€ своеобразного и редкого титула "принц поэтов" и на склоне лет вошЄл в число "бессмертных", был препо€сан шпагой и облачилс€ в зелЄный камзол ‘ранцузской академии. ќднако выпускал и книги рисунков, делал афиши, плакаты и декорации к спектакл€м, а помимо того - удивительно расписал несколько церквей в окрестност€х ѕарижа, в ¬ильфранш-сюр-ћер и даже в Ћондоне. Ѕыли ещЄ и пьесы  окто-драматурга, нередко сопровождавшиес€ скандалами и всегда - шумом, собиравшие лучших актЄров - Ўарл€ ƒюллена, »вонн де Ѕре, ∆анну ћоро, Ёдвиж ‘ейер, ∆ана ћаре, - пьесы, идущие по всему миру и сейчас, известные в –оссии: "—в€щенные чудовища", "”жасные родители", "ƒвуглавый орЄл", "„еловеческий голос"; были фильмы по сценари€м  окто - "¬ечное возвращение", "”жасные дети", "–юи Ѕлаз"; фильмы, поставленные режиссЄром  окто по собственным сценари€м, - " ровь поэта", "ќрфей", "«авещание ќрфе€"; кроме того, не раз он выступал и как актЄр...

∆ан  окто фотографи€
∆ан  окто фотографи€

Ёто —ергей ƒ€гилев создал фокусника  окто, сказав ему своЄ знаменитое "∆ан, удиви мен€!" ∆ан удивил - и удивл€л с тех пор всю ‘ранцию.  окто говорил, что ƒ€гилев заставил его умереть, чтобы родитьс€ насто€щим ∆аном  окто - поэтом. Ёта смерть и это возрождение случились в 10-е годы ’’ века, когда весь ѕариж свели с ума –усские сезоны ƒ€гилева. —умасшествие постигло не только впечатлительных юношей в возрасте ∆ана, тогда 20-летнего богемного поэта. ”часть его разделили вполне зрелые, много повидавшие ценители прекрасного - ќгюст –оден, ћарсель ѕруст, известный портретист ∆ак-Ёмиль Ѕланш,  око Ўанель... ”дивив ƒ€гилева,  окто стал одним из его сотрудников. ќн делал афиши с портретами Ќижинского и  арсавиной, сочинил сначала довольно заур€дное либретто к балету "—иний бог", но потом придумал ни на что не похожие "ѕарад" и "√олубой экспресс".

"ѕарад" был клубком диких по тем временам идей. Ѕалет не имел сюжета - зазывалы перед нарисованным балаганом демонстрировали фрагменты своих номеров, но главного - того, что происходит внутри, - никто не увидит; публика удивл€лась и возмущалась. Ќо не уходила. ћузыка представл€ла собой обработку уличных мелодий, действие сопровождалось шумами - стуком пишущей машинки, рЄвом двигателей. ƒвижени€, имевшие самое приблизительное отношение к танцу, по большей части придумал сам  окто, а костюмы и декорации сделал ѕабло ѕикассо.

Ќад "ѕарадом" работали в военное врем€, хотели отвлечь сограждан от суровой действительности, а парижане сочли себ€ оскорблЄнными, и описание грандиозного скандала, с драками в партере, с криками "ѕикассо - бош!" и даже "–усские - боши!", многие свидетели привод€т в своих мемуарах. „ерез три года, в 1920-м, ѕариж прин€л "ѕарад" с восторгом, и ƒ€гилев навсегда оставил его в репертуаре.

ѕохоже, именно д€гилевска€ антреприза показала ∆ану  окто, как искусство выходит за пределы любых границ и перегородок - стил€, направлени€ или даже вида и жанра... ƒ€гилев не бо€лс€ никаких экспериментов - всЄ, что талантливо, ему годилось. Ёто искусство не знало правил касты, не подчин€лось никакому "изму". ƒ€гилев спокойно ставил вперемежку романтические и кубистические, сюрреалистические и абстрактные балеты - за что его дружно терпеть не могли все идейные "исты". “а же участь постигнет  окто. ≈го назовут фокусником и обманщиком: он только что заставил поверить в себ€ - авангардиста с "ѕарадом", с фарсом "Ѕык на крыше", однако "Ќовобрачные с Ёйфелевой башни", пантомима в сопровождении текста и музыки, отдают пародией и на авангард, и на сограждан, и на себ€ - верного "иста"; а  окто уже примериваетс€ к сюжетам библейским, классическим, задумывает "ƒавида" на музыку —травинского, в 1922-м ставит "јнтигону", в 1923-м начинает "Ёдипа" (в этой пьесе  окто будет играть сам) и намного позднее - "”жасных родителей", навсегда полюбившуюс€ зрител€м пьесу о современниках...

ќн показывал фокусы, обманывал, удивл€л. »счезал там и по€вл€лс€ здесь - что в искусстве, что в жизни он был мастером побегов и дерзких проникновений. Ќе видел запретности "запретных тем" - совершенно откровенна€ эротика, нормально и нетрадиционно ориентированна€, жизнь сутенЄров, проституток и юношей с панели, опиум и кокаин вписаны без малейшего нажима, надрыва или апломба в самые светлые и проникновенные тексты (впрочем, безысходных или просто мрачных текстов у него и вовсе нет).  ажуща€с€ лЄгкость и непосто€нство его музы многих наводили на мысль, что  окто - ребЄнок, который играет. “ак просто было объ€снить преодоление любых границ - без видимого усили€ и борьбы; презрение условностей любого рода - без презрительности; ненав€зчивость дерзости. "¬ечный гамен", он и внешне всю жизнь походил на мальчишку, худой и лЄгкий, с торчащими даже в старости смешными вихрами на голове...

¬сю жизнь находились желающие опекать гамена. ¬сегда р€дом с  окто были сильные, решительные, €ркие женщины - ћис€ —ерт, Ўанель, Ёдит ѕиаф, ‘рансин ¬ейсвейлер. ќн принимал опеку. Ёдит ѕиаф в одном из писем говорила  окто, что ей всегда хочетс€ защитить его от жестокостей мира, но после каждой встречи она чувствует, как ∆ан помогает ей жить в этом мире. ќн был возлюбленным и другом –аймону –адиге, ∆ану ƒеборду и ∆ану ћаре - и помог состо€тьс€ каждому из них.

ўедра€ любовь и смела€ дружба хрупкого поэта всегда были с тем, кто слаб, р€дом с кем опасно. ѕисател€ ∆ана ∆ене, когда того судили за воровство,  окто защищал в суде. ѕоэта-св€щенника ћакса ∆акоба арестовало гестапо, и  окто начал кампанию за его освобождение. ќн почти что сумел это сделать, но приказ об освобождении опоздал - больной ∆акоб умер в тюрьме.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

 окто не бо€лс€ ни боли, ни смерти - даже сознава€, что стоит у неЄ на пороге. Ќо —мерти в "ќрфее" он придал черты некогда любимой женщины, Ќатали ѕалей, и говорил, что мЄртвые совсем недалеко - мы разделены с ними, как две стороны одной монеты. јртист, он странным образом был независтлив и неревнив к чужому успеху - редкий случай! - и подталкивал к творчеству всех, кто был с ним р€дом.

∆ан  окто нарисовал множество звЄзд и порой ставил звезду вместо подписи.

—правка "јлфавита"

∆ан  окто (5 июл€ 1889 - 19 окт€бр€ 1963 г.). ¬ —оветском —оюзе и –оссии публиковались стихи из сборников: "Ћампа јладдина", "¬окализы", "—лово о великом сне", "—тихи 1917-1920", "—ловарь", "÷ерковное песнопение", "Opera", "јллегории", "—ветотень", "–еквием", "—тихи ∆ану ћаре"; поэмы: "ќда к ѕикассо", "јнгел Ёртебиз", "–асп€тие", "√реческие ритмы", "÷ифра семь"; прозаические произведени€: "—амозванец “ома", "ƒвойной шпагат", "”жасные дети", "Ѕела€ книга"; пьесы: "ќрфей", "јдска€ машина", "–ыцари круглого стола", "ƒвуглавый орЄл", "ѕишуща€ машинка", "„еловеческий голос", "”жасные родители", —в€щенные чудовища"; киносценарии: " ровь поэта", "ќрфей", "«авещание ќрфе€"; в отечественном кинопрокате шли фильмы: " расавица и чудовище", "ќрфей".




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru