Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил Ѕулгаков

   /   

Michael Bulgakov

   /
             
‘отографи€ ћихаил Ѕулгаков (photo Michael Bulgakov)
   

ƒень рождени€: 15.05.1891 года
ћесто рождени€:  иев, ”краина
ƒата смерти: 10.03.1940 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 48 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


ћастер успел дописать свою жизнь

¬ыдающийс€ русский писатель, автор знаменитого романа <ћастер и ћаргарита>.

¬ 1940 году, за п€ть дней до смерти ћ.ј. Ѕулгакова, его жена покл€лась жить до тех пор, пока не издаст роман "ћастер и ћаргарита". » вот в 1966-м р€дом с томами на французском, немецком, английском, чешском €зыках встали наконец номера российского журнала "ћосква". —таринна€ поклонница писател€ в своем экземпл€ре журнала аккуратно подклеила куски авторского текста, выброшенные цензурой. —трашна€ картина! я видел искалеченных людей, сожженные села, опоганенные храмы, но столь израненную книгу увидал впервые...

16.04.2024

27 €нвар€ 1924 года газета "√удок" напечатала репортаж некоего ћ.Ѕ.: "¬  олонном зале - гроб с телом »льича.  ак словом своим на слова и дела подвинул он бессмертные шлемы караулов, так теперь убил своим молчанием караулы и реку идущих на последнее прощание людей:" „етырьм€ годами раньше газета "√розный" под этими же инициалами опубликовала статью "√р€дущие перспективы": "“итаническа€ работа на зализывающем раны «ападе вознесет его на невиданную высоту могущества. Ќашу же несчастную –одину революци€ загнала на самое дно €мы позора и бедстви€. » долго еще жизни не будет, а будет смертна€ борьба. Ќеимоверным трудом придетс€ платить за безумие мартовских дней и безумие дней окт€брьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих, за Ѕрест, за нещадное пользование станками дл€ печатани€ денег: за все!"

ћихаил Ѕулгаков фотографи€
ћихаил Ѕулгаков фотографи€

ћожет быть, чувства ћ.Ѕ. (ћихаила Ѕулгакова) кому-то покажутс€ противоречивыми? “ак и жизнь ему досталась пестра€, и "ока€нных дней" выпадало гораздо больше, чем может выдержать нормальный человек.



ћиша был первенцем в большой семье доцента  иевской духовной академии. ћама - "светла€ королева", брать€-сестры, домашние чтени€, самосочиненные спектакли. ќн бы выбрал в жизни дорогу артиста или литератора, но не было уверенности, что хватит таланта. ¬от врач - это в роду привычно, и в 1909 году ћихаил поступает в университет. ѕреподаватели медицинского факультета - блест€щие диагносты, крупнейшие терапевты, акушеры, гинекологи, на лекции к ним буквально лом€тс€. ј еще студенты участвуют в забастовках по поводу смерти Ћьва “олстого и покушени€ на —толыпина, Ћенского расстрела и годовщины  ровавого воскресень€: ј еще влюбл€ютс€. Ќа втором курсе ћихаил сделал предложение юной “ать€не Ћаппа, “асе. “€га к лицедейству была неистребима, и перед свадьбой жених сочинил шутливую пьесу "— миру по нитке - голому шиш". ¬ ней был такой диалог: "Ѕабушка: Ќо где же они будут жить? ƒоброжелательница: ∆ить они вполне свободно могут в ванной комнате. ћиша будет спать в ванне, а “ас€ -- на умывальнике".

ћихаил Ѕулгаков фотографи€
ћихаил Ѕулгаков фотографи€

ѕерва€ мирова€ война изменила быт и мечты молодоженов. —о свидетельством "лекар€ с отличием" ћихаил добровольцем поехал на фронт, верна€ “ас€ - сестра милосерди€ - ассистировала ему во врем€ операций. ѕоработали в земской больнице - в день к ним приходило до ста пациентов. «десь рождались "«аписки юного врача", отсюда ћиша писал другу: "ѕредставл€ю, как ты в смокинге, в пластроне шагаешь по ногам первых р€дов партера, а €:" ѕотом они вернулись в  иев и полтора года прожили в родительском доме. √ород лихорадила чехарда властей: большевики, ѕетлюра, немцы с их ставленником гетманом —коропадским, деникинцы:  то в кого стрел€л -- неизвестно. “ать€на вспоминала: "ћишу мобилизовали синежупанники. ¬ час ночи звонок, открываем, стоит весь бледный, говорит, его уводили со всеми, прошли мост, дальше столбы какие-то, он отстал, кинулс€ за столб - его не заметили:" ѕережитые тревоги, сомнени€, душевные муки воплотились впоследствии в романе "Ѕела€ гварди€". ƒружную семью Ѕулгаковых разметало в разные стороны.  огда два младших сына оказались в ѕ€тигорском госпитале, мать решила, что спасти их может только ћихаил. “ак он очутилс€ на  авказе. "«а что ты гонишь мен€, судьба? ћо€ любовь -- зелена€ лампа и книги в моем кабинете. ѕочему € не родилс€ сто лет тому назад? »ли еще лучше: через сто лет? ј еще лучше, если б совсем не родилс€. ¬ один год € перевидал столько, что хватило бы ћайну –иду на дес€ть томов. Ќо € не ћайн –ид и не Ѕуссенар. я сыт по горло приключени€ми и совершенно загрызен вшами. ѕогасла зелена€ лампа, вместо книг € вижу в бинокль обреченные сакли, пожарища, скачущих чеченцев и преследующих их казаков. ѕрокл€тие войнам отныне и вовеки!"

¬ гр€зи и в огн€х

ћихаил Ѕулгаков фотографи€
ћихаил Ѕулгаков фотографи€

ѕереболев сыпным, а после возвратным тифом, научившись заново ходить и объ€вив: "— медициной покончено", Ѕулгаков стал заведовать литсекцией подотдела искусств ¬ладикавказского наробраза. "¬ комнате два шкафа с оторванными дверцами, колченогие столы, две барышни с фиолетовыми губами на машинке стучат. —идит в самом центре писатель и из хаоса лепит подотдел. “ео. »зо. —изые актерские лица лезут на него. » денег требуют" ("«аписки на манжетах"). ∆изнь постепенно налаживаетс€: оживают театр, опера, цирк; самоде€тельные коллективы в клубах репетируют спектакли; на диспутах спор€т до хрипоты обо всем на свете. "ѕора кинуть в очистительный костер народного гнева корифеев литературы вроде ѕушкина!" √невливому оратору возражает Ѕулгаков: "ѕушкин бессмертен, ибо в его произведени€х заложены идеи, обновл€ющие духовную жизнь народа". Ќу и? ќппонента обозвали "буржуазным элементом", вечера запретили. "”ма не приложу, что же мы будем есть? „то есть-то будем?! -- т€жко думал ћихаил, гл€д€ на возвращающихс€ из “урции в –оссию казаков. -- ”ехать за границу? “ам Ќиколай и »ван -- брать€, эмигрировавшие с деникинцами. Ќо здесь -- мать и сестры:" ќн воспр€нул духом, когда его пьесу " оммунары" (ею ¬ладикавказ отметил 50-летие ѕарижской коммуны) порекомендовали к постановке в ћоскве. Ѕулгаков пон€л, что писать может и что опоздал с этим на четыре года. ¬ столице он устроилс€ корректором в "√удок" -- газету железнодорожников, очень ими любимую. Ќеудивительно: здесь сошлось столько блест€щих перьев --  атаев, ќлеша, »льф и ѕетров, ѕаустовский,  озачинский: яркие, острые фельетоны стал публиковать на ее страницах и Ѕулгаков ("ћосква в гр€зи, все больше в огн€х -- и в ней странным образом уживаютс€ два €влени€: налаживание жизни и полна€ ее гангрена"). ќн нашел ту пропорцию света и тени, отрицательного и положительного, в поисках которой сбилс€ с ног не один дес€ток талантливых людей. Ќо от житейских зарисовок его т€нуло к созданию вымышленного мира. ’орошо, что литературой тогда руководили разные по вкусам люди: то, что не нравилось одному редактору, неожиданно приводило в восторг другого. јлексей “олстой, выпускавший в Ѕерлине журнал "Ќакануне", ответил ему мгновенно: "Ќам очень нужны вести из –оссии, живой голос очевидца!" —таниславский поставил "ƒни “урбиных" -- спектакль потр€сающий, потому что все еще жило в пам€ти у людей (лишь отзыв Ћуначарского звучал диссонансом: "ѕьеса исключительно бездарна€"), вахтанговцы давали "«ойкину квартиру", Ћенинградский Ѕƒ“ просил "–оковые €йца".

” Ѕулгаковых по€вилась квартира, возродилась домашн€€ библиотека - ѕушкин, Ћермонтов, “олстой, „ехов, обожаемый √оголь, ƒостоевский, Ћесков, энциклопедии: Ќо жизнь легка€, беззаботна€, "нэповска€" разрушала традиционные св€зи, над нею распростерла черные крыль€ свободна€ любовь, и однажды ћиша пришел домой с бутылкой шампанского: "ѕростимс€?" Ќеповторимые слова “ы дл€ мен€ все упали с небес и рассыпались, как хрустальна€ ваза. „то могла возразить “ас€? "я-то только стирала, готовила, продавала вещи на рынке. ќн везде ходил, а € дома сидела".

¬ отличие от нее, нова€ любовь Ѕулгакова - Ћюбовь Ѕелозерска€ - про€вл€ла живейший интерес к литературе. ќни и встретились на собрании сменовеховцев. ѕрелестна€ собеседница призналась, что давно обратила внимание на необыкновенно свежий €зык, мастерство диалога и такой неназойливый юмор Ѕулгакова. "—обачье сердце" привело ее в восторг. ј вот издатели думали иначе: "Ёто острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельз€". »менно за рукописью этой повести пришли с обыском во флигелек-"голуб€тню", где Ѕулгаков с новой женой жил у сестры -- Ќадежды јфанасьевны. ѕопутно сотрудники ќ√ѕ” изъ€ли тогда "ѕослание евангелисту ƒемь€ну" из эмигрантской газеты "«а свободу". Ёто был ответ правительственному поэту ƒ. Ѕедному, автору поэмы, в которой ’ристос представлен пь€ницей и развратником. ћногие считали (оказалось, ошибочно), что отповедь ƒемь€ну дал ≈сенин:

Ћучшие дн€

Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14315
Ѕеверли —иллз
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:12029
Ёрик ¬ейенмайер
ќлег ƒаль. Ѕиографи€
ѕосетило:7294
ќлег ƒаль

“ы сгустки крови у ’риста

 опнул ноздрей, как толстый боров,

“ы только хрюкнул на ’риста,

≈фим Ћакеевич ѕридворов...

¬озможно, именно с "ѕослани€" началс€ замысел будущего романа о ’ристе и ѕилате. » о московских литераторах. ќ, Ѕулгаков знал их очень хорошо!  ак дружно обзывали они его "новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс", обвин€ли в том, что он "оболгал людей, стро€щих новое общество", называли его творчество "злопыхательством и оголтелым мещанством". »м вторили театроведы: "“еатр „ехова стал театром Ѕулгакова - апостола российской обывательщины". ј зритель валом валил смотреть его пьесы! Ѕрать€ по цеху, те, кого не точила зависть, признавали гений Ѕулгакова. √орький назвал драму "Ѕег" великолепной вещью, котора€ "будет иметь анафемский успех". ”вы, —талин усмотрел в ней "антисоветское €вление", и сколько ни доказывал автор, что стремитс€ встать бесстрастно Ќад красными и белыми, от клейма белогвардейца не отмылс€. »м€ Ѕулгакова бросились шельмовать в периодике, в Ѕольшой —оветской и Ћитературной энциклопеди€х. ќдно врем€ он коллекционировал отзывы, наиболее глупые и гнусные вывешивал на стене, разыгрывал интермедии на тут же придуманные темы. Ќо в душе копилась боль.  огда на него за мес€ц обрушилось 298 "враждебно-ругательных" откликов, он стал плохо спать, начал дергать плечом и головой - нервный тик. Ѕрату в ѕариж написал: "я обречен на молчание и, очень возможно, на полную голодовку. Ѕарахло мен€ трогает мало. Ќу, стуль€, чашки, черт с ними. Ѕоюсь за книги! Ѕез них мне гроб".

”тратив надежды на благополучный исход ожесточеннейшей литературной борьбы, Ѕулгаков послал в ѕравительство ходатайство об изгнании за пределы ———–. ќсновна€ мысль его проста: "ќбъ€вив писателю гражданскую смерть, вы толкаете его на крайнюю меру". (¬спомним хронику событий: в 1925 году покончил с собой —ергей ≈сенин, в 1926-м - јндрей —оболь, в 1930-м - ¬ладимир ћа€ковский.) ќчевидно, —талин рассудил так: негоже, если вслед за ћа€ковским наложит на себ€ руки Ѕулгаков, - и 18 апрел€ 1930 года позвонил писателю: "Ѕыть может, ¬ам действительно нужно за границу? ј что, мы ¬ам очень надоели?" “от воскликнул: "я исступленно хочу видеть хоть на краткий срок иные страны!" (разговор записала ≈лена —ергеевна Ўиловска€, бывша€ тогда "тайным другом" ћ.ј.)

" акой блистательный финал!"

Ќо с заграничными паспортами так ничего и не вышло. ¬замен Ѕулгакову предложили “–јћ - “еатр рабочей молодежи. Ќе ћ’ј“, конечно, но капризничать не приходилось. ’от€ окончательно св€зи не рвались: через несколько мес€цев любимый театр поставил его пьесу о ћольере - "учителе многих поколений драматургов, комедианте на сцене, неудачнике, меланхолике и трагическом человеке в личной жизни". ”спех был оглушительный, занавес давали по двадцать с лишним раз. "”часть ћиши €сна, он будет одинок и затравлен до конца своих дней", - пон€ли друзь€. —пектакль сн€ли после седьмой постановки за "стремление автора бить нашу цензуру, наши пор€дки". ѕредложили к столетию √огол€ сделать инсценировку "ћертвых душ". ¬ыбирать не приходилось: «авершив работу, ћ.ј. с зубовным скрежетом воскликнул: "ћне 41 год.  акой блистательный финал писательской работы! ѕри том, что € знаю: "ћертвые души" инсценировать Ќ≈Ћ№«я.  ак же € вз€лс€ за это? я не бралс€. я ни за что не берусь уже давно -- просто —удьба берет мен€ за горло": ќн делал инсценировки "¬ойны и мира", "ƒон  ихота", "ћадемуазель ћими", писал либретто дл€ опер "ѕетр ¬еликий" и "„ерное море", делал прочую "поденщину".

Ќо вот, просматрива€ репертуар театра, —талин спросил —таниславского: "ј пачиму мы давно нэ видим "ƒны “урбиных" пысатэл€ Ѕулгакова?" ќтец-основатель приложил палец к губам, огл€нулс€ на дверь и прошептал, показыва€ пальцем в потолок: "ќни запретили. “олько это страшный секрет!" Ќасме€вшись вволю, —талин заверил: "ќны разрэшат. —дэлаэм!" —пектакль восстановили мгновенно! ¬роде бы радость - возвращена "часть жизни" Ѕулгакова. Ќо неустойчивость положени€ угнетала. Ѕƒ“ не рискнул ставить " абалу св€тош". » лична€ жизнь дала трещину: у ћ.ј. долго не хватало мужества расстатьс€ с очаровательной Ћюбовью Ѕелозерской, но: "“ы дл€ мен€ всЄ, ты заменила весь земной шар", -- он сказал уже ≈лене —ергеевне. ќна бросила мужа и двух сыновей и 4 окт€бр€ 1932 года стала Ѕулгаковой. ј за окном шли аресты, судебные процессы, снесли храм ’риста —пасител€: ¬ страхе за жизнь близких, ћ.ј. сжег первые главы романа о дь€воле. Ќадежда јфанасьевна вспоминает: "Ѕрат моего мужа, коммунист, сказал про ћишу: "ѕослать бы его на три мес€ца на ƒнепрострой, да не кормить, вот и переродилс€ бы". ћиша усмехнулс€: "≈сть еще способ -- кормить селедками и не давать пить".  ругом "перековывались", ка€лись в ошибках молодости, кл€лись в верности руководству страны "инженеры человеческих душ"  атаев, Ћеонов, ¬ишневский, Ёренбург. ƒрузь€ сочувствовали ћихаилу: "“ы ведь государство в государстве. Ќадо сдаватьс€, все сдались. » надо как-то о себе напомнить: съездить на завод, на Ѕеломорский канал, написать!" "я не то что на Ѕеломорский канал -- в ћалаховку не поеду, так устал", -- отвечал Ѕулгаков. ≈му хотелось одного -- быть самим собой. » в четвертый раз он приступил к, как ему казалось, никому не нужному роману. Ќа титуле вывел: "ƒописать раньше, чем умереть!" (≈го уже мучил страх смерти. Ѕеспардонные литературные мошенники на «ападе получали его гонорары, в –оссии, как нити лилипутов √улливера, опутывали интриги. ¬ызвали в военкомат. "ѕридетс€ сидеть, как € уже сидел весною, в одном белье и отвечать на вопросы, не имеющие отношени€ ни к ћольеру, ни к парикам, ни к шпагам. ќ праведный Ѕоже, надеюсь, дадут мне чистую!") ¬ дес€тилетний юбилей "ƒней “урбиных" никто из ћ’ј“а не поздравил, не пришел. ƒа и что они могли сказать? ѕеречислить все его погубленные и искалеченные пьесы? » что подарить? –азве что большую кастрюлю, наполненную тою самою кровью, которую они выпили из него за 10 лет?..

» вдруг, после встречи с ѕырьевым, собравшимс€ сн€ть "»вана ¬асильевича" (не сн€л!), пришло разрешение на поездку за границу. Ѕулгакова поздравл€ли, он ликовал: "«начит, € не узник! «начит, увижу свет!" Ќе пустили! ƒл€ заработка он вз€лс€ за либретто к героико-патриотической опере јсафьева "ћинин и ѕожарский", дл€ души писал "“еатральный роман ("«аписки покойника"). ѕосле первой же читки по ћоскве пошли слухи, мхатовцы забеспокоились - так были узнаваемы герои. јвтору писали анонимки, доброжелатели "утешали": "Ќичего, после вашей смерти все напечатают!" Ќо ћ.ј. уже не собиралс€ умирать! ≈сть деньги -- закатывал банкет персон на сорок, нет -- писал очередную за€вку на новую пьесу, авось дадут аванс.  огда приходили гости, он шутил, рассказывал, разыгрывал сценки, прощались в 5-6 утра, хот€ ≈лена —ергеевна умол€ла: "Ќу давайте расходитьс€ хот€ бы в три!"

«и€ющие вершины

„то-то лихорадило страну, и Ѕулгаков пыталс€ пон€ть происход€щее: введены в строй ’арьковский станкостроительный завод,  амский целлюлозно-бумажный и ћурманский рыбный комбинаты; ‘адеев, “олстой, “ихонов обличают троцкистов - вредителей-диверсантов-шпионов; ћ’ј“ награжден орденом Ћенина; началось следствие по делу Ѕухарина и –ыкова; ягоду заменил ≈жов; арестованы ѕильн€к, Ѕубнов, «азубрин (кто следующий?). Ўло планомерное уничтожение малейшей оппозиции иде€м —талина- агановича. ¬ €нваре 1938-го ћ.ј. написал письмо в защиту друга: "√лубокоуважаемый »осиф ¬иссарионович! √ор€чо прошу, чтобы Ќиколаю Ёрдману, отбывшему ссылку в ≈нисейске и “омске, разрешили вернутьс€ в ћоскву". ¬ апреле Ёрдман уже гостил у Ѕулгаковых. ≈.—. записала в дневник: "”била бы себ€, что не знаю стенографии. ¬се эти замечательные разговоры о литературе надо бы записывать!"

ќна педантично фиксировала событи€: "1939 год началс€ с того, что пришел поздравить —ергей ћихалков, сосед по квартире, молодой, талантливый, прекрасный рассказчик"; "ћиша вплотную приступил к работе над пьесой о —талине, ищет живые черточки вожд€ и его помощников, читает материалы съезда партии, ловит слухи, анекдоты, вспоминает телефонный разговор: "¬ы проситесь за границу? „то, мы вам очень надоели?" - тот звонок продлил его жизнь". ƒрузь€ считали, что, вз€вшись за этот труд, ћ.ј. совершает насилие над собой. Ќо он-то наде€лс€ зашифровать подлинный смысл пьесы, хотел напомнить читателю о том, что значит быть поднадзорным, затравленным, с волчьим паспортом, когда главное средство убеждени€ (человека ведут в светлое будущее -- а он упираетс€!) -- террор: Ѕулгаков не кривил душой: молодой —талин действительно был начитанным, добрым, заботливым, находил общий €зык и с рабочими, и с уголовниками, его крик "∆енщину бьют!" всколыхнул всю тюрьму: —пектакль начали готовить к 60-летию вожд€, труппа ехала в Ѕатум, когда пришла телеграмма от главного геро€: "¬се молодые люди одинаковы. Ќе надо ставить пьесу о молодом —талине". ќн-то пон€л то, чего никто другой не пон€л: огромна дистанци€ между ƒжугашвили и —талиным. ƒа, он вождь и -- один из народных развратителей и лжепророков, которые подрывали мощь государства; в молодости он только Ѕатум превратил в ристалище между рабочими и власть имущими, а во врем€ революции и гражданской войны вс€ –осси€ стала сплошными руинами и пожарищем:

ѕосле этого запрета надежды Ѕулгакова на полноценное участие в литературной жизни страны рухнули. ќн еще диктовал "ћастера и ћаргариту", шлифовал отдельные сцены, фразы, уточн€л свой творческий замысел. «ашел известный издатель: "Ќе согласитесь ли написать авантюрный советский роман? ћассовый тираж, переведу на все €зыки, денег тьма, валюта, аванс хоть сейчас!" Ѕулгаков отмахнулс€. ≈лена —ергеевна подсказала: "ѕрочти " онсультанта с копытом" (так она называла "ћастера и ћаргариту"). Ќо, прослушав три первых главы, издатель побледнел: "Ёто напечатать нельз€!" -- "ѕочему?" -- "Ќель-з€!"

» дала знать о себе затаивша€с€ болезнь, котора€ началась, видимо, в 34-м, когда Ѕулгакову отказали в заграничных паспортах. —нова страх смерти, одиночества и пространства. √ипертони€ почек - от этой неизлечимой болезни умер јфанасий Ѕулгаков. —ын, как врач, все понимал и потребовал от жены кл€твы, что будет умирать у нее на руках. ј еще пожелал, чтобы его навестила “ас€: хотел попросить прощени€ у той, с кем прожил самые т€желые годы - войну, лазареты, безденежье и бездомье. «а три недели до смерти, ослепший, измученный страшными бол€ми, он прекратил редактировать роман. —южетно это была уже законченна€ вещь, хот€ внутренне не вполне завершена. —ам автор там как бы раздваиваетс€, обрета€ себ€ в облике то реального ћастера (во врем€ одного из ночных кошмаров он, как и ћастер, тоже сжег часть своего романа), то фантастического ¬оланда (не зр€ мы находим в последнем так много доброго, так много любви к люд€м хорошим и так много ненависти к проходимцам, лжецам, нечистым на руку). ¬ древнем ≈ршалаиме столкнулись в непримиримейшем конфликте три человека: »ешуа, ѕилат и  аифа. » каждый прав -- в этом суть трагедии. ћного веков прошло с той поры, а человечество все еще бьетс€ над проблемой добра и зла, над поиском смысла жизни...

10 марта 1940 года ћ.ј. заснул, и так ровно и глубоко было его дыхание, что жена поверила: свершилось чудо, он поборол болезнь! Ќо вот по лицу прошла легка€ судорога, он как-то скрипнул зубами, и жизнь тихо-тихо ушла от него. ’оронили Ѕулгакова на Ќоводевичьем кладбище, ‘адеев сказал добрые слова (прозвучи они при жизни покойного, может, она сложилась бы по-другому. Ќо ‘адеев всегда боролс€ против таких писателей, как Ѕулгаков и ѕлатонов, истово отстаивал принципы социалистического реализма - которые сейчас, в сущности, устарели).

ƒо издани€ романа без вс€ких купюр (это случилось в 1973-м) вдова Ѕулгакова не дожила. ѕодлинный творческий замысел Ѕулгакова ни один критик пока не вы€вил - у каждого из них "свой" Ѕулгаков.  ак и у каждого читател€.

»диотизм
Paspartu 03.05.2006 02:19:32
√авно!!!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9500
Ћариса √узеева
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:12029
Ёрик ¬ейенмайер
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11276
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru