Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил Ѕулгаков

   /   

Michael Bulgakov

   /
             
‘отографи€ ћихаил Ѕулгаков (photo Michael Bulgakov)
   

ƒень рождени€: 15.05.1891 года
ћесто рождени€:  иев, ”краина
ƒата смерти: 10.03.1940 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 48 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ѕиографи€

¬ыдающийс€ русский писатель, автор знаменитого романа <ћастер и ћаргарита>.

ћихаил јфанасьевич Ѕулгаков родилс€ в семье профессора  иевской духовной академии. ƒетство и юность Ѕулгакова прошли в  иеве. ¬ творчество писател€  иев войдет как √ород (роман "Ѕела€ гварди€") и станет не просто местом действи€, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины (очерк " иев-город", 1923).

03.11.2006

¬ 1909 г. Ѕулгаков поступает на медицинский факультет  иевского университета. ѕо его окончании в 1916 г. он получает звание "лекар€ с отличием".  иевские годы заложили основы мировоспри€ти€ Ѕулгакова. «десь зародилась его мечта о писательстве.  о времени первой мировой войны Ѕулгаков уже сформировалс€ как личность. ѕосле окончани€ университета, летом 1916 г., он работал в госпитал€х  расного  реста на ёго-«ападном фронте. “огда же был призван на военную службу и переведен в —моленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы, затем с сент€бр€ 1917 г.Ч ¬€земской городской больницы. Ёти годы послужили материалом дл€ восьми рассказов писател€, составивших цикл "«аписки юного врача" (1925Ч1927). –аботу над ними он начал там же, в —моленской губернии, регул€рно записыва€ свои впечатлени€ от встреч с больными. —обыти€ 1917 г. прошли почти незаметно дл€ земского лекар€ Ѕулгакова. ≈го поездка в ћоскву осенью того же года была вызвана не интересом к событи€м революции, что пытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желанием освободитьс€ от военной службы и от личного недуга, довольно точно воспроизведенного в одном из рассказов упом€нутого цикла Ч"ћорфий". ¬плотную с событи€ми революции и гражданской войны Ѕулгаков столкнулс€ в своем родном  иеве, куда возвратилс€ в марте 1918 г. ¬ услови€х посто€нной смены властей в столице ”краины 1918Ч 1919 гг. остатьс€ в стороне от политических событий было невозможно. —ам Ѕулгаков в одной из анкет напишет об этом так: "¬ 1919 г., прожива€ в г.  иеве, последовательно призывалс€ на службу в качестве врача всеми власт€ми, занимавшими город". ќ ключевом значении дл€ его творчества этих полутора лет пребывани€ в  иеве свидетельствуют роман "Ѕела€ гварди€", пьеса "ƒни “урбиных", рассказ "Ќеобыкновенные приключени€ доктора" (1922). ѕосле вз€ти€  иева генералом ƒеникиным (август 1919 г.) Ѕулгаков был мобилизован в белую армию и отправлен на —еверный  авказ военврачом. «десь по€вилась перва€ его публикаци€ Ч газетна€ стать€ под заглавием "√р€дущие перспективы" (1919). Ќаписана она с позиции непри€ти€ "великой социальной революции" (иронические кавычки Ѕулгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Ѕулгаков не принимал революцию потому что крушение монархии во многом означало дл€ него крушение самой –оссии, родины Ч как истока всего светлого и дорогого в его жизни. ¬ годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор Ч рассталс€ с профессией врача и целиком посв€тил себ€ литературному труду. ¬ 1920Ч1921 гг., работа€ во ¬ладикавказском подотделе искусств, которым руководил писатель ё. Ћ. —лезкин, Ѕулгаков сочинил п€ть пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Ёти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", были впоследствии им уничтожены. “ексты их не сохранились, за исключением одной Ч "—ыновь€ муллы". «десь же Ѕулгаков пережил и свое первое столкновение с "левыми" критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, св€занной с именами ѕушкина, „ехова. ќб этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского периода писатель расскажет в повести "«аписки на манжетах" (1922Ч1923).

ћихаил Ѕулгаков фотографи€
ћихаил Ѕулгаков фотографи€

¬ самом конце гражданской войны, наход€сь еще на  авказе, Ѕулгаков готов был покинуть родину и уехать за границу. Ќо вместо этого осенью 1921 г. он по€вилс€ в ћоскве и с тех пор осталс€ в ней навсегда. ¬озможно, этот шаг он сделал не без вли€ни€ ќ. Ё. ћандельштама, с которым встречалс€ в последние дни своего пребывани€ на  авказе. Ќачальные годы в ћоскве были очень трудными дл€ Ѕулгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. „тобы выжить, он бралс€ за любую работу: от секретар€ Ћ»“ќ √лавполитпросвета, куда устроилс€ при содействии Ќ.  .  рупской, до конферансье в маленьком театре на окраине. —о временем он стал хроникером и фельетонистом р€да известных московских газет: "√удка" (здесь Ѕулгаков делал знаменитую "четвертую полосу" вместе с ¬.  атаевым, ». »льфом и ≈. ѕетровым, ». Ѕабелем, ё. ќлешей), "–упора", "–абочего", "√олоса работника просвещени€", "Ќакануне", издававшейс€ в Ѕерлине. ¬ литературном приложении к последней, кроме упом€нутых "«аписок на манжетах", были опубликованы его рассказы "ѕохождени€ „ичикова", " расна€ корона", "„аша жизни" (всеЧ 1922). —реди множества ранних произведений, написанных Ѕулгаковым в "журналистский период", выдел€етс€ своим художественным мастерством рассказ "’анский огонь" (1924). ¬ его творчестве той поры менее всего ощутимо вли€ние различных течений современной литературы от ј. Ѕелого до Ѕ. ѕильн€ка, воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие вместе с Ѕулгаковым. ≈му были чужды были и попул€рные тогда концепции "левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда Ч сатирические колкости в его произведени€х по адресу ¬. Ўкловского, ¬с. ћейерхольда, ¬. ћа€ковского).

Ћюбимыми его авторами еще с юных лет были √оголь и —алтыков-ўедрин. √оголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писател€, начина€ с раннего сатирического рассказа "ѕохождени€ „ичикова" и конча€ инсценировкой "ћертвых душ" (1930) и киносценарием "–евизор" (1934). „то касаетс€ ўедрина, то Ѕулгаков неоднократно и пр€мо называл его своим учителем. ќсновна€ тема фельетонов, рассказов, повестей Ѕулгакова 1920-х гг., говор€ его же словами,Ч"бесчисленные уродства нашего быта". √лавной мишенью сатирика €вились многообразные искажени€ человеческой натуры под вли€нием совершившейс€ общественной ломки ("ƒь€волиада" (1924), "–оковые €йца" (1925)). ¬ том же направлении движетс€ авторска€ мысль и в сатирической повести "—обачье сердце" (1925 г.; перва€ публикаци€ в 1987 г.). ¬се эти своеобразные "сигналы-предупреждени€" писател€ служили дл€ одних его современников поводом к восхищению (ћ. √орький назвал "–оковые €йца" "остроумной вещью", дл€ других Ч к категорическому отказу в публикации (Ћ. Ѕ.  аменев о "—обачьем сердце": "это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельз€"). ¬ названных повест€х отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Ѕулгакова-сатирика. –убежом, отдел€ющим раннего Ѕулгакова от зрелого, €вилс€ роман "Ѕела€ гварди€", две части которого были опубликованы ». √. Ћежневым в журнале "–осси€" (1925, полностью роман вышел в —оветском —оюзе в 1966 г.). Ётот роман был самой любимой вещью писател€. ѕозднее на основе романа и в содружестве с ћ’ј“ом Ѕулгаков написал пьесу "ƒни “урбиных" (1926), котора€ до известной степени €вл€етс€ самосто€тельным произведением. ” нее сво€ примечательна€ судьба, предопределенна€ знаменитой мхатовской постановкой (премьера состо€лась в 1926 г.). »менно она принесла Ѕулгакову широкую известность. "ƒни “урбиных" пользовались небывалым успехом у зрител€, но отнюдь не у критики, котора€ развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакл€, а следовательно, и против "антисоветски" настроенного автора пьесы.

ћассированные атаки критики привели в 1929 г. к изъ€тию спектакл€ из мхатовского репертуара (в 1932 г. он был возобновлен). » все же абсолютный сценический успех, а также многократные посещени€ "ƒней “урбиных" ». —талиным, про€вившим странный и непон€тный дл€ театральных чиновников интерес к "контрреволюционному" спектаклю, помогли ему выжить и пройти на мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тыс€чу раз при неизменном аншлаге.

¬ мае 1926 г., во врем€ обыска московской квартиры Ѕулгакова у него изъ€ли рукопись повести "—обачье сердце" и дневник. ¬ дальнейшем его произведени€ методично, год за годом вытесн€лись из литературной периодики и со сцены театров. "“урбины" были единственной пьесой Ѕулгакова со столь удачной, хот€ и не простой сценической историей. ƒругие его пьесы, если даже и пробивались на короткий срок на сцену (сатирическа€ комеди€ "«ойкина квартира" поставлена в 1926 г. театром им. ≈вг. ¬ахтангова; сценический памфлет "Ѕагровый остров" поставлен в 1928 г. московским  амерным театром; драма " абала св€тош (ћольер)" поставлена ћ’ј“ом в 1936 г.), впоследствии запрещались. Ќе были доведены до премьеры, сатирическа€ комеди€ "Ѕег" (1927)Чпоследнее прикосновение писател€ к теме белого движени€ и эмиграции; "оборонна€" пьеса "јдам и ≈ва" (1931); фантастическа€ комеди€ "Ѕлаженство" (1934) и отпочковавша€с€ от нее гротескна€ пьеса "»ван ¬асильевич" (1935); историко-биографическа€ пьеса "Ѕатум" (1939). ƒрама "јлександр ѕушкин (ѕоследние дни)" (1939) по€вилась на сцене ћ’ј“а лишь через три года после смерти автора. јналогична€ участь ожидала и театральные инсценировки Ѕулгакова ("ѕолоумный ∆урден", 1932, "¬ойна и мир", 1932, "ƒон  ихот", 1938), за исключением "ћертвых душ", поставленных ћ’ј“ом в 1932 г. и надолго сохранившихс€ в его репертуаре. Ќи одна из пьес и инсценировок Ѕулгакова, включа€ и знаменитые "ƒни “урбиных", не была опубликована при его жизни. ¬следствие этого его пьесы 1920Ч30-х гг. (те, что шли на сцене), будучи несомненным театральным €влением, не были в то же врем€ €влением литературы. Ћишь в 1962 г. издательство "»скусство" выпустило сборник пьес Ѕулгакова. Ќа рубеже 1920Ч30-х гг. пьесы Ѕулгакова были сн€ты с репертуара, травл€ в печати не ослабевала, возможность публиковатьс€ отсутствовала. ¬ этой ситуации писатель вынужден был обратитьс€ к власти ("ѕисьмо правительству", 1930), прос€ либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. «а упом€нутым письмом правительству последовал телефонный звонок —талина Ѕулгакову (1930 г.), который несколько ослабил трагизм переживаний писател€. ќн получил работу в качестве режиссера ћ’ј“а и тем самым решил проблему физического выживани€. ¬ 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писател€ становитс€ тема взаимоотношений художника и власти, реализованна€ им на материале разных исторических эпох: мольеровской (пьеса "ћольер", биографическа€ повесть "∆изнь господина де ћольера", 1933), пушкинской (пьеса "ѕоследние дни"), современной (роман "ћастер и ћаргарита"). ƒело осложн€лось еще и тем, что даже доброжелательно настроенные к Ѕулгакову де€тели культуры (например,  . —. —таниславский) про€вл€ли порой непонимание писател€, нав€зыва€ ему неприемлемые дл€ него художественные решени€. —о всей остротой это обнаружилось во врем€ репетиционной подготовки "ћольера", из-за чего Ѕулгаков вынужден был в 1936 г. порвать с ћ’ј“ом и перейти на работу в Ѕольшой театр ———– либреттистом.

–оман "ћастер и ћаргарита" принес писателю мировую известность, но стал досто€нием широкого советского читател€ с опозданием почти на три дес€тилети€ (перва€ публикаци€ в сокращенном виде произошла в 1966). Ѕулгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себ€ многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.

ѕоследние свои годы Ѕулгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. » хот€ он продолжал активно работать, создава€ либретто опер "„ерное море" (1937, композитор —. ѕотоцкий), "ћинин и ѕожарский" (1937, композитор Ѕ. ¬. јсафьев), "ƒружба" (1937Ч1938, композитор ¬. ѕ. —оловьев-—едой; осталась незавершенной), "–ашель" (1939, композитор ». ќ. ƒунаевский) и других, это говорило скорее о неистощимости его творческих сил, а не об истинной радости творчества. ѕопытка возобновить сотрудничество с ћ’ј“ом посредством пьесы "Ѕатум" (о молодом —талине; 1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вожд€, окончилась неудачей. ѕьеса была запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писател€ наладить отношени€ с властью. Ёто окончательно надломило Ѕулгакова, привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти. ”мер писатель в ћоскве, похоронен на Ќоводевичьем кладбище.

–усские писатели 20 века. Ѕиблиографический словарь. “2. ћ.: ѕросвещение. 1998. —. 226

Ћучшие дн€

ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81755
ћаргарита Ќазарова
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72617
Ѕрюс Ћи
»таль€нский темперамент на российском экране
ѕосетило:8377
¬ладимир ћашков
орлошл
нюс€ 30.11.2007 11:49:26
олиопргпг




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16645
—ергей “анеев
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72617
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18142
√алина ѕрозуменщикова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru