Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»осиф Ѕродский

   /   

Iosif Brodskiy

   /
             
‘отографи€ »осиф Ѕродский (photo Iosif Brodskiy)
   

ƒень рождени€: 24.05.1940 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, ———–
ƒата смерти: 28.01.1996 года
ћесто смерти: Ќью-…орк, —Ўј
¬озраст: 55 лет

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


ѕоэт дл€ нашего времени

ѕоэт, нобелевский лауреат

¬алентина ѕолухина посв€тила свою жизнь изучению творчества »осифа Ѕродского. Ёто замечательна€ возможность узнать о Ѕродском от человека, который не только знал его лично, но и профессионально разбираетс€ в поэзии и проводил многочисленные исследовани€ его литературного наследи€. ¬алентина рассказала не только о Ѕродском, но и о том, почему фактически прекратились исследовани€ его творчества.

13.06.2012

¬алентина, расскажите немного о себе.

»осиф Ѕродский фотографи€
»осиф Ѕродский фотографи€

-¬ ћоскве € работала в ”ниверситете дружбы народов и пон€ла, что, если не вступлю в партию, € на всю жизнь останусь при зарплате 110 рублей. ј пара сапог стоила тогда 120 рублей. “олько членство в партии давало повышение по службе и возможность поехать за границу и заработать деньги. Ќо родившись в —ибири, в деревне дл€ ссыльных, € в партию ни при какой погоде бы не вступила. ¬скоре € встретила английского профессора, который предложил мне переехать во јнглию, где гарантировал работу. я помню, пришла в свой класс и сказала: Ђ–еб€та, среди вас есть джентльмены?ї ќни спрашивают: Ђј что вам надо?ї я говорю: чтобы один из вас увез мен€ из этой страны. ѕодн€лись три руки, € выбрала самого высокого: Ђ¬от выї. ћы оформили фиктивный брак, и в 1973 году € уехала из —оветского —оюза. ¬ это врем€ судьба послала мне »осифа јлександровича Ѕродского, и € подумала: Ѕоже мой, чем € занимаюсь? я должна все бросить и зан€тьс€ изучением творчества Ѕродского. » € стала писать докторскую диссертацию о тропах Ѕродского. ѕоскольку € все-таки больше лингвист, чем филолог, то мне легче было изучать именно структуру его стихов. Ѕританска€ јкадеми€ выделила мне довольно хороший грант, € и поехала в јмерику, согласовав это предварительно с Ѕродским. ¬ 1980 году в течение четырех мес€цев € посещала все его лекции и семинары в ћичиганском университете. Ѕолее того, он разрешил мне все записывать на магнитофон.

 ак вы познакомились с Ѕродским?

-я, конечно, знала о Ѕродском еще жив€ в ћоскве, потому что процесс над ним в 1964 году был настолько скандален, что невозможно было об этом не слышать. ¬первые после смерти —талина судили поэта. », конечно, в самиздате его стихи ходили по рукам, и то, что мне попадалось, было интересно, но как-то не волновало мен€. я была влюблена в ÷ветаеву, и стихи юного Ѕродского никак не могли соревноватьс€ со стихами ÷ветаевой.  огда € приехала в јнглию, € решила прочитать его как следует. Ќа «ападе к тому времени уже вышло два сборника его стихов. » €, конечно, заболела Ѕродским, его интеллект, его сила воображени€, одержимость словом покор€ли. Ќевозможно было оторватьс€ от его стихов. » когда € услышала, что он регул€рно приезжает в јнглию, € сказала своим знакомым, что хотела бы встретитьс€ с ним. » ћила  уперман, тогда жена известного художника ёри€  упермана, однажды позвонила мне: приходи на ужин, будет »осиф. я пришла: сидели три или четыре русские женщины и »осиф јлександрович весь вечер читал нам свои стихи. ј €, будучи эмоциональным эксцентриком, села у его ног. ќн пыталс€ встать и подать мне стул, но € сказала, что настаиваю на своем праве сидеть у его ног, и сравнила его с ѕушкиным. ќн сурово посмотрел на мен€ и сказал: Ђ¬алентина, имейте в виду, на мен€ такие вещи не действуют. ј если вы действительно так считаете, докажитеї. » доказательство это продолжаетс€ до сегодн€шнего дн€. ¬ мае выйдет мо€ п€тнадцата€ книжка о Ѕродском.

ј как вы думаете, почему именно его стали преследовать? Ёто же действительно был первый после смерти —талина суд над поэтом.

-Ёто интересный вопрос, потому что действительно в середине 60-х годов были более известные и не менее талантливые молодые поэты. ќкружение Ѕродского состо€ло из очень талантливых людей. ѕочему Ѕродского? ≈сли сказать, потому что он еврей, так и √орбовский еврей, и  ушнер еврей, и –ейн еврей, и Ќайман еврей, так что это не причина ареста.

я долго думала над этим вопросом, и, собира€ интервью у его друзей, современников, других поэтов, € вы€снила, что Ѕродский был одним из самых независимых людей своего времени. Ќи парти€, ни —оюз писателей не были дл€ него авторитетом. ќн был послушен только своей ћузе, то есть русскому €зыку, и √осподу Ѕогу. ¬ 1960 году он вернул русской поэзии запрещенное слово Ђдушаї, а в 1963, в его шедевре ЂЅольша€ элеги€ ƒжону ƒоннуї душе английского поэта 17 века отведено центральное место. Ќо в случае с Ѕродским была друга€, элементарна€ причина. Ѕыл такой человек - Ћернер, ответственный за народные дружины. » он решил как-то выделитьс€, выслужитьс€ - и тут р€дом оказалс€ гордый независимый Ѕродский, чьи стихи €кобы оказывали вредное вли€ние на молодежь, ибо он отстаивал индивидуализм и подлинность человеческой личности. ” Ѕродского уже в 18 лет была кличка Ђеврейский ѕушкинї.  огда он читал свои стихи, он, совершал чуть ли не национальное преступление: русские слова произносил с еврейской интонацией, читал, как кантор в синагоге. » эту интонацию, эту манеру чтени€, он сохранил до конца своих дней. Ќа «ападе его чтени€, лирическа€ сила его стихов, завораживали слушателей, не знающих русского.

“ак что, с одной стороны, это было случайно, а с другой Ц вполне закономерно. ћожно даже сделать комплимент советской власти: они учу€ли в Ѕродском самого талантливого человека, самого большого будущего поэта, который прославил —анкт-ѕетербург и –оссию на весь мир.

Ћучшие дн€

¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37604
¬италий —оломин
јйседора ƒункан: 'я начала танцевать в утробе матери'
ѕосетило:7564
јйседора ƒункан
 сени€ √алецка€. Ѕиографи€
ѕосетило:290
 сени€ √алецка€

ј как он отреагировал, когда вы сказали ему, что собираетесь писать диссертацию?

-¬полне положительно. ќн помогал мне, отвечал на мои вопросы, и то, что он разрешил мне цитировать все, что € пожелаю, было само по себе колоссальной помощью.  огда диссертаци€ была готова, € очень легко защитилась. ћне в тот же день предлжили сделать из нее монографию и издать в  ембридже.

¬скоре издательство потребовало письменное согласие Ѕродского на цитирование его стихов. Ёто обычна€ процедура. я позвонила ему, он спросил, как называетс€ книга. √оворю: не скажу. ќн очень сердито повторил: Ђ ак называетс€ книга?!ї ќтвечаю: Ђ»осиф Ѕродский, поэт дл€ нашего времениї. » € почувствовала, что он улыбнулс€. я просто украла это название у самого Ѕродского. Ёту фразу он сказал о ¬ергилии.

»осифу это название понравилось, и он сказал: цитируйте хоть километрами. “ак что он знал, что € пишу, но когда книжка вышла, € сн€ла суперобложку с его фотографией, послала ему эту обложку и написала: Ђ»осиф јлександрович, это все, что вам предлагаетс€ прочитать из трехсот двадцати страницї.

ѕочему?

-ѕотому что о себе он читать не любил. ќн критически относилс€ ко всему, что о нем писали. ќн, похоже, хотел, чтобы о нем кто-то написал так, как он сам писал о ÷ветаевой, –ильке или об ќдене. Ѕоюсь, что еще долго придетс€ ждать, пока один гений напишет о другом. ѕосле получени€ Ѕродским Ќобелевской премии в 1987 году, другое престижное издательство предложило мне написать его биографию, € составила подробный план и послала его Ѕродскому, он сказал: Ђ¬алентина, € готов вам помогать в ваших исследовани€х и дальше, но прошу вас оставить мою жизнь в покоеї. » до сих пор его биографию писать не разрешено. ≈го наследники обратились ко всем нам, его друзь€м и исследовател€м, и попросили не помогать никому, кто возьметс€ писать биографию Ѕродского.

ј если люди, которые его знали, не будут помогать, то качество написанных биографий пострадает, не так ли?

-Ќу, конечно. ≈сли вы ради любопытства, проход€ мимо любого книжного магазина в Ћондоне, спросите, есть ли у них книги Ѕродского, то обнаружите, что их нет нигде. Ќа «ападе он исчез из продажи. » не только потому, что не разрешена биографи€. я считаю, самое большое преступление его наследников против Ѕродского Ц запрет на новые переводы его стихов. ј старые переводы Ѕродского не все удачные.

ѕочему они запретили переводы?

-ќни говор€т, что хот€т, чтобы утвердились переводы самого Ѕродского. Ќо поймите, автопереводы Ѕродского никогда не утверд€тс€, они останутьс€ в истории литературы как любопытный случай соприкосновени€ двух культур. »осиф јлександрович настаивал на сохранении формальной структуры стиха, то есть классического метра и рифм, забыва€ о том, что английска€ поэзи€ старше русской по крайней мере на 250 лет. ѕоэтому в русской поэзии в силу ее молодости и в силу природы самого €зыка Ц наши слова гораздо длиннее и подвижнее в предложении, они измен€ютс€ по падежам, склон€ютс€, поэтому легче рифмуютс€. Ќо в английской поэзии почти все рифмы уже использованы и писать по-английски в рифму Ц всегда риск впасть в клише. ƒаже Ѕродскому было не под силу воспроизвести техническую виртуозность собственных стихов в переводе, дл€ этого надо здесь родитьс€, а Ѕродский приехал в јмерику в возрасте 32 лет.

 огда »осиф јлександрович переводил свои стихи на английский, он был сам себе и слуга и господин, и мог делать все, что хотел, он мог приносить в жертву рифме все, что угодно, в том числе тропы, иногда искажа€ смысл отдельных фраз. ƒа и рифмы его можно назвать рифмами, только если произносить их с русским акцентом. ¬ переводах прежде всего тер€етс€ волшебна€ музыка его стихов. ѕоэтому английские поэты, не зна€ Ѕродского в оригинале, грубо нападали на него, говорили, что это никакой не поэт и непон€тно, за что он получил Ќобелевскую премию, если он пишет такие слабые стихи.

ј как обсто€т дела с авторскими правами на его произведени€?

-ѕри жизни он разрешал цитировать все, абсолютно. » вот теперь, после его смерти, с 96-го года, очень трудно получить разрешение на цитирование. ¬се архивы закрыты на 75 лет.

ј литературна€ биографи€?

-ƒа, родственники разрешили его другу Ћьву Ћосеву написать его литературную биографию. Ћев ¬ладимирович попросил моего разрешени€ включить хронологию жизни и творчества Ѕродского, которую € составила, в его книгу, она занимает 100 страниц. » из этой хронологии Ћосев вычеркнул дату рождени€ дочери Ѕродского, јнастасии  узнецовой Ц 31 марта 1972 года.  огда € упрекнула его, почему он это сделал, он сказал: Ђ¬алентина, у мен€ литературна€ биографи€, а рождение дочери никак не отражено в стихахї. я сказала: Ђѕростите, но кому тогда посв€щено его стихотворение Ђ“ы узнаешь мен€ по почеркуЕї. ќн ответил: Ђјх да, € забылї, - но тем не менее оставил дату вычеркнутой, потому что иначе наследники ему просто не разрешили бы цитирование. » вот на дн€х редактор нового переиздани€ этой литературной биографии присылает мне корректуру моей уже сокращенной хронологии и тоже с вычеркнутой датой рождени€ дочери. ќказалось, как € и предполагала, это требование вдовы поэта. я бы хотела, чтобы нашелс€ человек и написал книгу Ђ¬довы великих поэтовї. ѕотому что все они ведут себ€ одинаково. ѕосле смерти писатель или поэт тер€ет право распор€жатьс€ своей биографией и своим творчеством.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ама€ высока€ в мире модель
ѕосетило:46798
 јмазон ≈ва
јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10652
јлександр –ошаль
Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9613
Ћариса √узеева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru