Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јполлон √ригорьев

   /   

Apollon Grigoriev

   /
             
‘отографи€ јполлон √ригорьев (photo Apollon Grigoriev)
   

ƒень рождени€: 16.07.1822 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 25.09.1864 года
ћесто смерти: ѕетербург, –осси€
¬озраст: 42 года

√ражданство: –осси€

»деолог почвенничества

–усский литературный и театральный критик, поэт, эстетик.

ѕолучив хорошее домашнее воспитание, он окончилмосковский университет первым кандидатом юридического факультета итотчас же получил место секретар€ университетского правлени€. Ќе такова,однако, была натура √., чтобы прочно осесть где бы то ни было.

16.07.2016

ѕотерпевнеудачу в любви, он внезапно уехал в ѕетербург. пробовал устроитьс€ и в”праве Ѕлагочини€, и в —енате, но, по вполне артистическому отношению кслужбе, быстро тер€л ее. ќколо 1845 г. он зав€зывает сношени€ с "ќтеч.«ап.", где помещает несколько стихотворений, и с "–епертуаром иѕантеоном". ¬ последнем журнале он написал р€д мало чем замечательныхстатей во всевозможных литературных родах: стихи, критические статьи,театральные отчеты, переводы и т. д. ¬ 1846 году √. издал отдельноюкнижкою свои стихотворени€, встреченные критикою не более какснисходительно. ¬последствии √. не много уже писал оригинальных стихов,но много переводил: из Ўекспира ("—он в летнюю ночь", "¬енециан. купца","–омео и ƒжульету") из Ѕайрона ("ѕаризину", отрывки из "„айльд √арольда"и др.), ћольера, ƒелавин€. ќбраз жизни √. за все врем€ пребывани€ вѕетербурге был самый бурный, и злосчастна€ русска€ "слабость", привита€студенческим разгулом, все более и более его захватывала. ¬ 1847 т. онпересел€етс€ обратно в ћоскву, становитс€ учителем законоведени€ в 1-ймоск. гимназии, де€тельно сотрудничает в "ћоск. √ород. Ћистке" и пробуетостепенитьс€. ∆енитьба на Ћ. ‘.  орш, сестре известных литераторов, ненадолго сделала его человеком правильного образа жизни. ¬ 1850 г. √.устраиваетс€ в "ћосквит€нине" и становитс€ во главе замечательногокружка, известного под именем "молодой редакции ћосквит€нина". Ѕезвс€ких усилий со стороны представителей "старой редакции" - ѕогодина иЎевырева, как-то сам собою вокруг их журнала собралс€, по выражению √.,"молодой, смелый, пь€ный, но честный и блест€щий даровани€ми" дружескийкружок, в состав которого входили: ќстровский, ѕисемские, јлмазов, ј.ѕотехин, ѕечерский-ћельников, Ёдельсон, ћей, Ќик. Ѕерг, √орбунов и др.Ќикто из них не был слав€нофилом правоверного толка, но всех их"ћосквит€нин" привлекал тем, что здесь они могли свободно обосновыватьсвое общественно-политическое миросозерцание на фундаменте русскойдействительности. √. был главным теоретиком кружка и знаменосцем его. ¬зав€завшейс€ борьбе с петербургскими журналами оружие противников всегочаще направл€лось именно против него. Ѕорьба эта √. велась напринципиальной почве, но ему обыкновенно отвечали на почве насмешек, какпотому, что петербургска€ критика, в промежуток между Ѕелинским и„ернышевским, не могла выставить людей способных к идейному спору, так ипотому, что √. своими преувеличени€ми и странност€ми сам давал повод кнасмешкам. ќсобенные глумлени€ вызывали его ни с чем несообразныевосторги ќстровским, который был дл€ него не простой талантливыйписатель, а "глашатай правды новой" и которого он комментировал нетолько стать€ми, но и стихами, и при том очень плохими - напр,"элегией-одой-сатирой": "»скусство и правда" (1854), вызванноюпредставлением комедии "Ѕедность не порок". Ћюбим “орцов не на шуткупровозглашалс€ здесь представителем "русской чистой души" и ставилс€ вукор "≈вропе старой" и "јмерике беззубо-молодой, собачьей старостьюбольной". ƒес€ть лет спуст€ сам √. с ужасом вспоминал о своей выходки иединственное ей оправдание находил в "искренности чувства". “акого родабестактные и крайне вредные дл€ престижа идей, им защищаемых, выходки √.были одним из характерных €влений всей его литературной де€тельности иодною из причин малой его попул€рности. » чем больше писал √., тембольше росла его непопул€рность. ¬ 60-х годах она достигла своегоапоге€. —о своими туманнейшими и запутаннейшими рассуждени€ми об"органическом" методе и разных других абстракци€х, он до такой степенибыл не ко двору в эпоху "соблазнительной €сности:" задач и стремлений,что уже над ним и сме€тьс€ перестали, перестала даже и читать его.Ѕольшой поклонник таланта √. и редактор "¬ремени", ƒостоевский, снегодованием заметивший, что статьи √. пр€мо не разрезаютс€, дружескипредложил ему раз подписатьс€ псевдонимом и хоть таким контрабанднымпутем привлечь внимание к своим стать€м.

јполлон √ригорьев фотографи€
јполлон √ригорьев фотографи€

¬ "ћосквит€нине" √. писал до его прекращени€ в 1856 г., после чегоработал в "–усской Ѕеседе", "Ѕиблиотеке дл€ „тени€", первоначальном"–усском —лове", где был некоторое врем€ одним из трех редакторов, в"–усском мире", "—веточе, "—ыне ќтеч. " —тарчевского, "–усск. ¬естнике" аткова - но устроитьс€ прочно ему нигде не удавалось. ¬ 1861 г.возникло "¬рем€" братьев ƒостоевских и √. как будто оп€ть вошел впрочную литературную пристань.  ак и в "ћосквит€нине", здесьгруппировалс€ целый кружок писателей "почвенников" - —трахов, јверкиев,ƒостоевские и др., - св€занных между собою как общностью симпатий иантипатий, так и личною дружбою.   √. они все относились с искреннимуважением. —коро, однако, ему почу€лось и в этой среде какое то холодноеотношение к его мистическим вещани€м, в он в том же году уехал вќренбург учителем русск. €зыка и словесности в кадетском корпусе. Ќе безувлечени€ вз€лс€ √. за дело, но весьма быстро остыл, и через годвернулс€ в ѕетербург и снова зажил беспор€дочной жизнью литературнойбогемы, до сидени€ в долговой тюрьме включительно. ¬ 1863 г. "¬рем€"было запрещено. √. перекочевал в еженедельный "якорь". ќн редактировалогазету и писал театральные рецензии, неожиданно имевшие большой успех,благодар€ необыкновенному одушевлению, которое √. внес в репортерскуюрутину и сушь театральных отметок. »гру актеров он разбирал с такою жетщательностью и с таким же страстным пафосом, с каким относилс€ к€влени€м остальных искусств. ѕри этом он, кроме тонкого вкуса, про€вл€ли большое знакомство с немецкими и французскими теоретиками сценическогоискусства.

¬ 1864 г. "¬рем€" воскресло в форме "Ёпохи". √. оп€ть беретс€ заамплуа "первого критика", но уже не надолго. «апой, перешедший пр€мо вфизический, мучительный недуг, надломил могучий организм √.: 25 сент€бр€1864 г. он умер и похоронен на ћитрофаниевском кладбище, р€дом с такойже жертвой вина - поэтом ћеем. –азбросанные по разным и большею частьюмало читаемым журналам статьи √. были в 1876 г. собраны Ќ. Ќ. —траховымв один том. ¬ случае успеха издани€ предполагалось выпустить дальнейшиетома, но намерение это до сих пор не осуществлено. Ќепопул€рность √. вбольшой публике, таким образом, продолжаетс€. Ќо в тесном круге людей,специально интересующихс€ литературою, значение √. значительно возросло,в сравнении с его загнанностью при жизни.

јполлон √ригорьев фотографи€
јполлон √ригорьев фотографи€

ƒать сколько-нибудь точную формулировку критических взгл€дов √. - нелегко по многим причинам. ясность никогда не входила в составкритического таланта √.; крайн€€ запутанность и темнота изложени€ недаром отпугивали публику от статей его. ќпределенному представлению обосновных чертах мировоззрени€ √. мешает и полна€ недисциплинированностьмысли в его стать€х. — тою же безалаберностью, с которою он прожигалфизические силы, он растрачивал свое умственное богатство, не дава€ себетруда составить точный план статьи и не име€ силы воздержатьс€ отсоблазна поговорить тотчас же о вопросах, попутно встречающихс€.Ѕлагодар€ тому, что значительнейша€ часть его статей помещена в"ћосквит€нине", "¬ремени" и "Ёпохе", где во главе дела сто€ли либо онсам, либо его при€тели, эти статьи просто поражают своею нестройностью инебрежностью. ќн сам отлично сознавал лирический беспор€док своихписаний, сам их раз охарактеризовал как "статьи халатные, писанные нараспашку", но это ему нравилось, как гаранти€ полной их "искренности".«а всю свою литературную жизнь он не собралс€ сколько-нибудь определенновы€снить свое мировоззрение. ќно было настолько не€сно даже ближайшимего друзь€м и почитател€м, что последн€€ стать€ его - "ѕарадоксыорганической критики" (1864) - по обыкновению, неоконченна€ и трактующа€о тыс€че вещей, кроме главного предмета, - €вл€етс€ ответом наприглашение ƒостоевского изложить, наконец, критическое profession defoi свое.

—ам √. всего чаще и охотнее называл свою критику "органическою", вотличии как от лагер€ "теоретиков" - „ернышевского, ƒобролюбова,ѕисарева, так и от критики "эстетической", защищающей принцип "искусствадл€ искусства", и от критики "исторической", под которой он подразумевалЅелинского. Ѕелинского √. ставил необыкновенно высоко. ќн его называл"бессмертным борцом идей", "с великим и могущественным духом", с"натурой по истине гениальной". Ќо Ѕелинский видел в искусстве толькоотражение жизни и самое пон€тие о жизни у него было слишкомнепосредственно и "голо логично". ѕо √. "жизнь есть нечто таинственное инеисчерпаемое, бездна, поглощающа€ вс€кий конечный разум, необъ€тна€ширь, в которой нередко исчезает, как волна в океане, логический выводкакой бы то ни было умной головы - нечто даже ироническое и вместе с темполное любви, производ€щее из себ€ миры за мирами". —ообразно с этим"органический взгл€д признает за свою исходную точку творческие,непосредственные, природные, жизненные силы. »ными словами: не один ум,с его логическими требовани€ми и порождаемыми ими теори€ми, а ум плюсжизнь и ее органические про€влени€". ќднако, "змеиное положение; чтоесть - то разумно" √. решительно осуждал. ћистическое преклонениеслав€нофилов пред русским народным духом он признавал "узким" и только’ом€кова ставил очень высоко, и то потому, что он "один из слав€нофиловжажду идеала совмещал удивительнейшим образом с верою в безграничностьжизни и потому не успокаивалс€ на идеальчиках"  онст. јксакова в др. ¬книге ¬икт. √юго о Ўекспире √. видел одно из самых цельных формулировок"органической" теории, последовател€ми которой он считал также –енава,Ёмерсона и  арлейл€. ј "исходна€, громадна€ руда" органической теории,по √ригорьеву, - "соч. Ўеллинга во всех фазисах его развити€". √. сгордостью называл себ€ учеником этого "великого учител€". »з преклонени€перед органической силой жизни в ее разнообразных про€влени€х вытекаетубеждение √., что абстрактна€, гола€ истина, в чистом своем виде,недоступна нам, что мы можем усваивать только истину цветную, выражениемкоторой может быть только национальное искусство. ѕушкин велик отнюдь неодним размером своего художественного таланта: он велик потому, чтопретворим в себе целый р€д иноземных вли€ний в нечто вполнесамосто€тельное. ¬ ѕушкине в первый раз обособилась и €сно обозначилась"наша русска€ физиономи€, истинна€ мера всех наших общественных,нравственных и художественных сочувствий, полный очерк типа русскойдуши". — особенною любовью останавливалс€, поэтому, √. на личностиЅелкина, совсем почти не комментированной Ѕелинским, на " апитанскойдочке" и "ƒубровском". — такою же любовью останавливалс€ он на ћаксимећаксимовиче из "√еро€ нашего времени" и с особенною ненавистью - наѕечорине, как одном из "хищных" типов, которые совершенно чужды русскомудуху.

»скусство, по самому существу своему, не только национально - онодаже местно. ¬с€кий талантливый писатель есть неизбежно "голос известнойпочвы, местности, имеющей право на свое гражданство, на свой отзыв иголос в общенародной жизни, как тип, как цвет, как отлив, оттенок".—вод€ таким образом искусство к почти бессознательному творчеству, √. нелюбил даже употребл€ть слово: вли€ние, как нечто чересчур абстрактное имало стихийное, а вводил новый термин "ве€ние". ¬месте с “ютчевым √.восклицал, что природа "не слепок, не бездушный лик, что пр€мо инепосредственно.

¬ ней есть душа, в ней есть свобода, ¬ ней есть любовь, в ней есть€зык.

“аланты истинные охватываютс€ этими органическими "ве€ни€ми" исозвучно втор€т им в своих произведени€х. Ќо раз истинно талантливыйписатель есть стихийный отзвук органических сил, он должен непременноотразить какую-нибудь неизвестную еще сторону национально органическойжизни данного народа, он должен сказать "новое слово".  аждого писател€,поэтому, √. рассматривал прежде всего по отношению к тому, сказал ли он"новое слово". —амое могущественное "новое слово" в новейшей рус.литературе сказал ќстровский; он открыл новый, неизведанный мир, ккоторому относилс€ отнюдь не отрицательно, а с глубокою любовью.»стинное значение √. - в красоте его собственной духовной личности, вглубоко искреннем стремлении к безграничному в светлому идеалу. —ильнеевсех путанных и туманных рассуждений √. действует оба€ние егонравственного существа, представл€ющего собою истинно "органическое"проникновение лучшими началами высокого и возвышенного.

Ћучшие дн€

Ёми ”айнхаус: ∆изнь под девизом ЂLive Fast, Die Youngї
ѕосетило:13086
Ёми ”айнхаус
ёрий «ахаров. Ѕиографи€
ѕосетило:11329
ёрий «ахаров
ћаг и чародей ƒэниел –эдклифф
ѕосетило:8243
ƒэниэл –эдклифф




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий «ахаров. Ѕиографи€
ѕосетило:11329
ёрий «ахаров
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19456
√алина ѕрозуменщикова
јктер не одной роли
ѕосетило:11078
Ѕенедикт  амбербэтч

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru