Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕелла јхмадулина

   /   

Bella Ahmadulina

   /
             
‘отографи€ Ѕелла јхмадулина (photo Bella Ahmadulina)
   

ƒень рождени€: 10.04.1937 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 29.11.2010 года
ћесто смерти: ѕеределкино, , ћосковска€, –осси€
¬озраст: 73 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ћне нравитс€ быть просто женой художника

—оветска€ и российска€ поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века.

’удожник Ѕорис ћессерер и поэт Ѕелла јхмадулина впервые за многие годы супружества стали соавторами. ¬о врем€ Ђƒекабрьских вечеровї в ћузее имени ѕушкина показали их альбом Ђ“арусаї Ц 27 акварелей и 42 стихотворени€ об идиллическом городке русских интеллигентов. ”же много лет знаменита€ семь€ снимает в “арусе дачу, и вскоре Ѕорис ћессерер собираетс€ поставить там пам€тник ћарине ÷ветаевой. Ќа выставке работ своего мужа Ѕелла ј’ћјƒ”Ћ»Ќј рассказала нашему корреспонденту о том, как за эти годы изменилась жизнь провинции и ее собственна€ жизнь.

12.01.2006

Ц Ѕелла јхатовна, говор€т, что дл€ вас “аруса Ц как ћихайловское дл€ ѕушкина. ќдобр€ете такое сравнение?

Ѕелла јхмадулина фотографи€
Ѕелла јхмадулина фотографи€

Ц Ќу, если нескромно пос€гнуть на такое сравнение, то можно это сказать. ѕотому что слова ѕушкина ЂЌа свете счасть€ нет, но есть покой и вол€ї Ц это как раз то ощущение. я в первый раз по€вилась в “арусе в начале 80-х годов. ћне теперь смешно и скучно об этом говорить, но € тогда была под запретом дл€ печати. » 80-й год был очень печален дл€ мен€ и дл€ всех моих друзей. Ѕыли и смерти, и вынужденные отъезды близких людей. Ќапример, с ¬асей јксеновым у нас была разлука на семь лет. ј мы тогда думали Ц навсегда. ќн и сейчас мой ближайший товарищ. Ќо тогда было непон€тно, как € пережила этот год. » вот в начале 81-го года € уехала в “арусу как член семьи. ћне очень нравилась эта роль Ц быть просто женой художника.

“ам был очень скромный ƒом творчества, которого сейчас нет. ѕодчеркиваю, что скромный, потому что те, кто ищет более шикарных и вольготных условий, Ц они там не жили. Ёто была милость ’удожественного фонда, который предоставл€л художникам по два мес€ца в разное врем€ года дл€ рисовани€ на природе. » там € огл€нулась: снег блестит, конь белый. ћальчик его звали. » как-то жизнь во мне зашевелилась. ’от€ там было много печального: разрушенные церкви Ц руины без креста. —ейчас они восстановлены. ÷еркви действуют, службы идут, прихожан достаточно. “ак что вид, может быть, сейчас более утешительный. Ќо вот запомнилс€ тот ран€щий и трогательный вид: бедна€ степь, печальные, одинокие старушки.  ак € писала, Ђ...склад неимущества Ц храм без креста. «наю €, знаю, как это зоветс€ї. “о есть возникло чувство родины и народного бедстви€Е ¬се это было очень печально, но и утешительно, потому что € скоро подружилась с художниками. ќни рисуют Ц € пишу. ќни показывают Ц € читаю.  акое-то идиллическое существование, несмотр€ на все невзгоды вокруг. ќднажды рано утром € вышла на холод над ќкой и вдруг увидела, что день такой ободр€ющий, такой утешительный, как будто его писал –афаэль. » стихотворение мое называетс€ Ђƒень-–афаэльї.

Ѕелла јхмадулина фотографи€
Ѕелла јхмадулина фотографи€

Ц ¬ы столько лет отдыхаете в “арусе, вас там, наверное, знают все местные?

Ц ƒа, и они мен€, и € их всех знаю. ћне всегда нравились так называемые простые люди. » деревенские, и городские. ” мен€, например, есть проза о вологодской деревне Ц пам€ти одной старой-старой кресть€нки.

Ѕелла јхмадулина из блога в ∆∆ —адальского
Ѕелла јхмадулина из блога в ∆∆ —адальского

ѕеред выступлени€ми врачи иногда хот€т мен€ чуть-чуть подправить. Ёти врачи и санитарки пока что-то там подготавливают, все врем€ беседуют, поэтому € все про них знаю. Ќапример, что они приезжают из города  имры, потому что там совсем нет работы. я о них написала, это напечатали. » они теперь всем показывают текст. ћол, они Ђвоспеты, воспеты!ї. ” одной из них есть кошка, которую от рождени€ зовут ‘ен€, она очень любит сидеть на табуретке, и хоз€йка зовет ее “абуреткина. » даже эта кошка Ђвоспетаї! ќни очень это люб€т. ƒел€тс€ со мной всем, рассказывают о себе очень запросто. » € их люблю. ” мен€ много таких персонажей.

Ц «а эти годы дл€ Ђпростых людейї из провинции жизнь изменилась?

Ѕелла јхмадулина фотографи€
Ѕелла јхмадулина фотографи€

Ц  онечно, жизнь стала полегче. ѕо€вились совсем другие дома. “еперь в “арусе есть магазины, рынок.  огда € первый раз туда попала, этого ничего не было. ќтрадой тарусских жителей была пивна€, котора€ называлась Ђћетрої Ц тоже мною воспета€: Ђѕивна€ есть у нас. ≈е зовут Ђћетрої. ѕон€тно, не за шик Ц за то, что подземельеї. Ёто был центр тарусской жизни, и мне были отнюдь не чужды те люди, которые там проводили врем€. ћузей ÷ветаевой в “арусе в последнее врем€ как-то улучшил свое положение. ј ведь там подлинный дом, который был построен дл€ »вана ¬ладимировича ÷ветаева. ћаленький такой Ц там и его кабинет, и комнаты дл€ двух девочек ћуси и јси Ц ћарины »вановны и јнастасии »вановны.

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:9076
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:7695
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:7514
Ўарль јзнавур

Ц ” вас когда-то была чудесна€ Ђ—казка о дождеї Ц о том, что дружба иногда оборачиваетс€ лицемерием. ’оз€ева дома выгнали героиню за порог, потому что она принесла с собой потоки дожд€. ” вас часто были такие разочаровани€?

Ѕелла јхмадулина фотографи€
Ѕелла јхмадулина фотографи€

Ц –азочаровани€? Ќет. я просто всегда общалась только с дружественными людьми. “ам, наверное, и какие-то другие живут. Ќо они и не искали со мной знакомства. «ачем € им нужна? Ќо знаете, самое смешное, что Ђ—казку о дождеї, как и некоторые другие мои вещи, в ћоскве не печатали. ј в √рузии печатали. «а это им попадало. ѕро Ђ—казку о дождеї им за€вили, что это пароди€ на встречу ’рущева с интеллигенцией, с художниками.

Ц ј вы такой смысл не собирались вкладывать?

Ц Ќет, конечно! Ёто просто условный образ пошл€ков: Ђќ пошлость, ты не подлость, ты лишь уют умаї. » был в этой сказке образ дожд€, страшно трогательный дл€ мен€ до сих пор. Ёта беззащитность Ц и человеческа€, и зверина€, и природы Ц она так ранит, так терзает.

Ѕелла јхмадулина фотографи€
Ѕелла јхмадулина фотографи€

Ц Ѕорис ѕастернак когда-то сказал: ЂЌас мало. Ќас, может быть, троеї. јндрей ¬ознесенский, обраща€сь к вам, перефразировал его: ЂЌас много. Ќас, может быть, четверої. —ейчас вы чувствуете, что Ђвас многої, что вокруг вас много друзей?

Ц я вообще очень высоко ценю чувство дружбы и очень им дорожу. Ќо мен€етс€ врем€, мен€ютс€ люди. ƒаже географи€ нас раздел€ет. –аньше было абсолютное братство. Ќо потер€н Ѕулат ќкуджава. » любовь, печаль всегда со мной Ц как будто он где-то здесь. ј Ѕулата нет со мнойЕ ћы с друзь€ми по-прежнему собираемс€, только круг несколько изменилс€. ƒружу с ≈вгением ѕоповым, с ¬асей јксеновым, с ¬ладимиром ¬ойновичем. ¬от это мои самые близкие товарищи. ≈ще очень дружу, конечно, с јндреем Ѕитовым. ќн мой ближайший друг. Ќо по поводу того, что Ђнас многоїЕ ” мен€ есть посв€щение јндрею, которое кончаетс€ так: ЂЅеда лишь в том, что вс€к из нас один: и €, и Ѕитов.  стати, Ѕитов, где ты?ї » вот сегодн€ где он? ј € знаю где. ќн мне позвонил и сказал, что не может вылететь из ≈ревана из-за какой-то дурной погоды. » еще € всегда восхищаюсь его изумительным умом, его талантом, необыкновенной проницательностью в его любви к ѕушкину.

Ц ќбщий интерес к ѕушкину вас, наверное, особенно объедин€ет с Ѕитовым?

Ц ќ, даЕ «наете, € вот читаю на вечерах кусок из Ђѕоэмы о ѕушкинеї и должна все врем€ объ€сн€ть, почему никакой поэмы не было. ƒело в том, что ѕушкин в одесской ссылке увлекс€  аролиной —обаньской. »звестны были черновики его писем к ней, писанных по-французски. ј потом сотрудники музе€ ѕушкина нашли одно письмо самой —обаньской. Ќо не к ѕушкину. ќна то ли не обратила на него внимани€, то ли не отвечала ему взаимностью. “ак что письмо было к начальнику “ретьего отделени€ ЅенкендорфуЕ я подумала: вот сначала прочитаю письма ѕушкина и попробую Ђперевестиї на свой поэтический €зык (там много зачеркнутых слов), а потом так же Ђпереведуї письмо  аролины —обаньской к Ѕенкендорфу. Ќо дело в том, что, хот€ в том письме ничего такого особенного нет, все равно тень на нее могла упасть. ј € как-то не имею права ее порочить. ѕотому что ее и так упрекали в польских св€з€х Ц она оправдывалась, называла Ѕенкендорфу чьи-то имена. Ќо имена эти могли быть известны. —ловом, не мне их всех винить, не мне их судить. » € не стала больше думать об этом письме. ѕоэтому поэмы не получилось, а получилось два совсем маленьких отрывка из несуществующего сочинени€.

ќ Ѕелле јхмадулиной
Ён 25.12.2007 12:42:25
Ѕелла не говорит о ≈втушенко. ѕосв€щени€ ему сн€ты. Ќаверное, это не очень правильно. »ли,может, € глупа?! как говорит Ѕ.ј.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13023
Ќатали€ ќрейро
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26624
јлексей ћаресьев
ѕоследний русский император
ѕосетило:10949
 Ќиколай II

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru