Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕелла јхмадулина

   /   

Bella Ahmadulina

   /
             
‘отографи€ Ѕелла јхмадулина (photo Bella Ahmadulina)
   

ƒень рождени€: 10.04.1937 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 29.11.2010 года
ћесто смерти: ѕеределкино, , ћосковска€, –осси€
¬озраст: 73 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


“епла€ —негурочка (из антологии ≈втушенко)

—оветска€ и российска€ поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века.

”дивительное ощущение ран€щего воздуха с наибольшей силой и трепетом выражено у јхмадулиной в трех гениальных стихотворени€х Ђќзнобї, Ђ л€нусьї и Ђ—казка о ƒождеї. ќна была всегда верным сопереживателем тех, кто, Ђ ак мальчик, попадал в бедуї. » в этом, а вовсе не в политических страст€х разгадка того, что ее хрупка€ рука подписала столько правозащитных писем. ќна просто не могла примиритьс€ с растаптыванием людей.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

03.03.2010

¬ 55-м году € наткнулс€ в журнале Ђќкт€брьї на трогательные, по-детски целомудренные строчки: Ђ√олову уронив на рычаг,  репко спит телефонна€ трубкаї. ј стоило прочитать р€дом: Ђѕо-украински март называетс€ Ђберезеньї Ц и, с наслаждением отфыркива€сь, выныривала чуть ли не с лилией в мокрых волосах пара к березню: бережно. я сладостно вздрогнул: такие рифмы на дороге не вал€лись. “ут же позвонил в Ђќкт€брьї ∆ене ¬инокурову и спросил: Ђ то эта јхмадулина?ї ќн сказал, что она дес€тиклассница, ходит к нему в литобъединение при «»Ће и собираетс€ поступать в Ћитинститут.

Ѕелла јхмадулина фотографи€
Ѕелла јхмадулина фотографи€

я немедленно за€вилс€ в это литобъединение, где впервые увидел ее и услышал ее самозабвенное чтение стихов. Ќе случайно она назвала свою первую книгу Ђ—трунаї Ц в ее голосе вибрировал звук донельз€ нат€нутой струны, становилось даже бо€зно, не оборветс€ ли.

Ѕелла тогда была чуть полненька€, но непередаваемо грациозна€, не ходивша€, а буквально летавша€, едва каса€сь земли, с дивно просвечивающими сквозь атласную кожу пульсирующими жилочками, где скакала смешанна€ кровь татаро-монгольских кочевников и италь€нских революционеров из рода —топани, в чью честь был назван московский переулок. ’от€ ее пухленькое личико было кругленьким, как сибирска€ шанежка, она не была похожа ни на одно земное существо. ≈е раскосые не то что азиатские, а некие инопланетные глаза гл€дели как будто не на самих людей, а сквозь них на нечто никому не видимое. √олос волшебно переливалс€ и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придава€ кружевную высокопарность даже прозаическим пуст€кам.

Ѕелла поражала, как случайно залетевша€ к нам райска€ птица, хот€ носила дешевенький бежевый костюмчик с фабрики ЂЅольшевичкаї, комсомольский значок на груди, обыкновенные босоножки и венком уложенную деревенскую косу, про которую у€звленные соперницы говорили, что она приплетна€. Ќа самом деле равных соперниц, во вс€ком случае молодых, у нее не было ни в поэзии, ни в красоте. ¬ ее ощущении собственной необыкновенности не таилось ничего пренебрежительного к другим, она была добра и предупредительна, но за это ее простить было еще труднее. ќна завораживала. ¬ ее поведении даже искусственность становилась естественной. ќна была воплощением артистизма в каждом жесте и движении Ц так выгл€дел лишь Ѕорис ѕастернак. “олько он гудел, а Ѕелла звенела. ѕластика голоса и словесна€ витиеватость были у них природными, а не отрепетированными. ¬прочем, ѕастернак написал о ¬севолоде ћейерхольде: Ђ≈сли даже вы в это выгрались, ¬аша правда, так надо игратьї.

ќна знала, что ее воспринимают как некое €вление природы:

“ак прохожу € на исходе дн€.

“еней € замечаю удлиненье,

а также замечаю удивленье

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

прохожих, озирающих мен€.

Ќо слово Ђудивленьеї Ц слишком уж скромное. Ёто было ошеломление, часто переходившее во влюбленность даже у тех людей, которых представить влюбленными было невозможно. ѕри этом она была остра на €зычок, а в стихах еще и высокопарно €звительна и обдавала убийственной брезгливостью, а не придирчивой мелочностью:

» вышел человек партийный

в трусах и шапочке спортивной

(ей ветер волосы трепал),

и был тот человек партийный

несимпатичный и противный,

как осьминог или трепанг.

ќдновременно она была на редкость нежна к тем, кого называла Ђмои товарищиї. ¬от как она писала об јндрее ¬ознесенском: ЂЋюблю смотреть, как, прыгнув из дверей, / выходит мальчик с резвостью жонглера. / ѕо правилам московского жаргона / люблю ему сказать: Ђѕривет, јндрей!ї / Ћюблю, что слова чистого глоток, / как у скворца, поигрывает в горле. / Ћюблю и тот, неведомый и горький, / серебр€ный какой-то холодок. / » что-то в нем, хвали или кори, / есть от пророка, есть от скомороха, / и мир ему Ц гор€ч, как сковородка, / сжигающа€ руки до кровиї.

ј вот как с поразительной точностью передала то, что все мы чувствовали, обща€сь с Ѕулатом: Ђѕеред ним, при нем, в св€зи с ним, в одном с ним пространстве не следует и не хочетс€ вести себ€ недостойно, не хочетс€ поступитьс€ честью, настолько, насколько это возможно. ¬се-таки хочетс€ как-то немножко выше голову держать и как-то не утруждать позвоночник рабским утомленным наклономї.

ј вот как она воспела одну из великих русских жен Ќелю ¬асильеву, когда еще был жив ее муж, нищайший деньгами, но богатейший талантами художник ёрий ¬асильев, который умел вылечивать от приступов депрессии игрой на флейте: Ђќ, девочка цирка, хран€ща€ дом! / ¬сЄ ж выдаст болезненно-звездна€ бледность Ц / во что ей обходитс€ маленький вздох / над бездной внизу, означающей бедность. /  акие клинки покидают ножны, / кака€ неисповедима€ доблесть / улыбкой ответствует гневу нужды, / камень€ ее обраща€ в съедобность?ї

”дивительное ощущение ран€щего воздуха с наибольшей силой и трепетом выражено у јхмадулиной в трех гениальных стихотворени€х Ђќзнобї, Ђ л€нусьї и Ђ—казка о ƒождеї. ќна была всегда верным сопереживателем тех, кто, Ђ ак мальчик, попадал в бедуї. » в этом, а вовсе не в политических страст€х разгадка того, что ее хрупка€ рука подписала столько правозащитных писем. ќна просто не могла примиритьс€ с растаптыванием людей.

„еловеческое милосердие Ц неотъемлема€ часть нравственного престижа страны, а вовсе не хищное стремление заговорщиков подкопатьс€ под власть, чтобы захватить ее дл€ себ€. ћилосердие Ц важнейша€ составл€юща€ патриотизма. Ѕелле повезло: благодар€ внутреннему излучению бескорыстного благородства на нее все-таки не осмелились подн€ть руку, несмотр€ на наверн€ка существующее многостраничное досье.

ќна безогл€дна в щедрости, и € помню, как во врем€ декады грузинского искусства многочисленные гости гигантского стола, роскошеству€ даже при весьма худеньком кошельке и привычно рассчитыва€сь за угощение не только в “билиси, но и в ћоскве, были обескуражены тем, что весь стол был потихоньку оплачен не кем-то, а Ђкалбатоно Ѕеллойї.

Ќе надо слишком идеализировать взаимоотношени€ шестидес€тников. Ќас стравливали иногда конкретные организации, а иногда собственные амбиции и ревность. Ќо никто из нас не переставал любить Ѕеллу, ее стихи, и она не переставала (хот€ порой тайно) любить всех нас вместе, будучи тем, что нас почти неощущаемо, но все-таки скрепл€ло.

— самой поэзией и с такими поэтами, как Ѕелла, св€заны наши надежды на то, что люди не смогут потер€ть тот общий духовный €зык чувств, без которого распалась бы и –осси€, да и всЄ человечество.

Ѕелла ѕерва€

Ќас когда-то венчала природа,

и ломали нам вместе крыла,

но в поэзии нету развода Ц

нас истори€ не развела.

»таль€нство твое и татарство

угодило под русский наш снег,

словно крошечное государство,

независимое от всех.

“ы раскосым нездешним бельчонком

пробегала по всем проводам,

то подобна хипповым девчонкам,

то роскошнее царственных дам.

¬ комсомолочки и диссидентки

ты бросалась от лютой тоски

и швыр€ла шалавые деньги

с пь€ной грацией, как лепестки.

ƒочь таможенника јхата,

переводчицы из  √Ѕ,

ты настолько была €зыката,

что бо€лись подъехать к тебе.

ƒива, модница, рыцарь, артистка,

угощатель друзей дорогих,

никогда не бо€лась ты риска,

а бо€лась всегда за других.

Ќепохожа давно на бельчонка,

ты не верила в правду суда,

но подписывала ручонка

столько писем в пустое Ђтудаї.

“ы и в тайном посадочном списке,

и мой тайный несчастный герой,

Ѕелла ѕерва€ музы российской,

и не будет нам Ѕеллы ¬торой.

≈вгений ≈¬“”Ў≈Ќ ќ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru