Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒед ћороз

   /   

Ded Moroz

   /
             
‘отографи€  ƒед ћороз (photo  Ded Moroz)
   


«имних дел мастер

«имних дел мастер

—нега намести, лютым льдом реку сковать, унылый зимний лес серебром присыпать. —толь грозную силу природы в €зычестве нарекли божеством Ч повелителем холода. — веками слав€не к суровому деду приноровились, даже научились его задабривать, а в ’’ веке и вовсе поставили образ на службу новогоднему празднику. »зучаем биографию ƒеда ћороза с Ќатальей Ћетниковой.

31.12.2022

 ак ни зови мороз Ч сам €витс€

 ƒед ћороз фотографи€
ƒед ћороз фотографи€

ћорок, ћорозко,  арачун, “рескун, —туденецЕ ѕозвизд Ч божество, покровитель бурь и непогоды в плаще из ветра, рон€вшем хлопь€ снега. »ли «имник Ч беловолосый старик с железной булавой в руках. √де пройдет Ч стужу за собой оставит, свиту приведет. ѕопутчики под стать хоз€ину Ч птицы-вьюжницы, медведи-шатуны, волки-метели, да души замерзших до смерти. ƒлинными зимними вечерами предки наши придумали имен Ђпрародителюї ƒеда ћороза множество. √лавное Ч суровый нрав.

Ђ‘ольклорный элементї

 ƒед ћороз фотографи€
ƒед ћороз фотографи€

ћорок Ч слав€нский бог лжи и обмана, а еще повелитель лютого холода. Ќависал туманом над снегом, насылал стужу. ѕо одной из версий, по имени древнеслав€нского духа и назван впоследствии ћороз. –астрепанный старик, превращающий людей в лед€ное изва€ние. ¬стретишьс€ с таким и невольно Ђупадешь в обморокї.

“рескунец и —туденец Ч новые имена дл€ духа зимы и первые попытки задобрить сурового хоз€ина холода, а заодно и образ неопр€тный подправить. Ќа посохе у “рескунца по преданию была голова быка Ч символ плодороди€.

 ƒед ћороз фотографи€
ƒед ћороз фотографи€

«агадочный дед стал со временем излюбленным героем народных сказок. »звестный собиратель русского фольклора јлександр јфанасьев включил в свой сборник сразу две истории Ч Ќовгородской и  урской губернии. ¬сего же исследователи насчитали до 40 русских вариантов сказки о ћорозко.

Ћитературный образ

ѕисатели вплетали в свои произведени€ эти сказани€, предани€, поговорки. —уровый дед добрел век от века, и вот уже не “рескун и  арачун, а благородный ћороз »ванович. “ак уважительно прозвал главного геро€ своей сказки ¬ладимир ќдоевский.

Ћучшие дн€

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:14718
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:9315
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ѕосетило:8403
ћихаель “онет

Ќе только зимой управл€ть, но и наставл€ть призван дедушка. ѕопали через колодец в лед€ную страну –укодельница и Ћенивица. ѕоработать смогли и подарки получить. Ќе просто к празднику, а по заслугам. ЂЌам даром, без труда ничего не даетс€, недаром исстари пословица ведетс€ї, Ч рассказывает автор. — момента издани€ сказки в сборнике Ђƒетские сказки дедушки »рине€ї прошло уже 175 лет, а истина Ч как нова€.

Ќародные обычаи, суевери€ и заклинани€Е но от добра и следа не осталось. “олько правда жизни. »стори€ в стихах, рассказанна€ Ќиколаем Ќекрасовым. Ѕедна€ вдова€ кресть€нка ƒарь€ отправилась за хворостом в лес, где и встретилс€ ей на беду ћороз,  расный нос. ’оть характер у ƒарьи и боевой, а горе подкосило, и ћороз-воевода, как в старые €зыческие времена, оказалс€ немилосерденЕ ќтсюда и печальный финал. Ђј ƒарь€ сто€ла и стыла/ в своем заколдованном снеї.

ѕрактическа€ сторона

„ем больше зимой снега, тем больше шансов на плодородный год. јграрна€ истина, что прошла проверку тыс€чей урожаев. —нег Ч в ведении хоз€ина зимы. ¬от на –уси в —в€тки Ч в „истый четверг, накануне –ождества, в ¬асильев вечер и проводили обр€д Ђкликань€ ћорозаї. ¬ разных губерни€х свой день выбирали.

ѕриглашали хоз€ина зимы на трапезу с просьбами Ђне убить ни льна, ни конопли, ни овсаї, намека€ таким образом, что летом мороз никто не ждет. Ђј летом не ходи, огурцы не съедай/ –осу не убивай и реб€тишек не гон€йї, Ч приговаривали в ѕсковской области, попутно угоща€ ћороза кутьей, блинами, овс€ным киселем. ќставл€ли угощение на крыльце или окне, а в ћосковской губернии Ч зазывали ћороз в открытую печную трубу.

¬ –€зани потчевали ћороз во врем€  ол€док. ѕри обходе дворов кол€довщики требовали угощение и Ђчарочкуї: ЂЌе поднесешь чарочку Ч € преподнесу тебе палочку: € Ч ћороз Ч и помолочу твой овесї. “акие угрозы сто лет назад находили живой отклик у хоз€ина дома.

ѕровожали ћороз с почест€ми при встрече весны. ¬ Ќовгородской губернии пекли 40 Ђореховї из ржаной и овс€ной муки, угощали ћороз с предложени€ми Ђубратьс€ подобру-поздоровуї. ќбычай перекликаетс€ с приметой Ч после 9 марта бывает 40 ночных заморозков.

Ђ«аведующийї Єлкой

ставив в прошлом печальную часть некрасовской поэмы, на первый план вышел образ ћороза-воеводы Ч хоз€ина зимнего леса и волшебника с царством лед€ных алмазов, жемчуга и серебра. ¬ праздничную рождественскую суету сначала пытались вписать Ђ—тарого –упрехтаї и Ђдедушку Ќикола€ї. ƒеду ћорозу всего чуть более ста лет. –ождественский обычай западных стран дополнил обрусевший образ: в шубе и валенках, с длинной белой бородой и посохом. –азлетелс€ по всей стране ƒед ћороз с новогодними открытками.

Ђ“ы на Єлку бусы кинешь, / «олотые нити. / ¬етки крепкие раздвинешь, /  рикнешь: Ђѕосмотрите!ї. /  рикнешь ты, поднимешь ветку, / “онкими рукамиЕ / ј уж там смеетс€ дедка / — белыми усамиї, Ч писал јлександр Ѕлок в 1906 году.

”спел побывать сказочный волшебник и в опале Ч в разгар антирождественской кампании 1920-х годов был признан Ђпродуктом антинародной де€тельности капиталистовї.

Ђ¬ылитый сказочный Ђƒед ћорозї / — елкой под мышкой саночки вез, / —анки с ребенком годочков п€ти. / —оветского тут ничего не найти!ї, Ч утверждал поэт ƒемь€н Ѕедный.

”же спуст€ дес€тилетие новогодний волшебник вновь вернулс€ на детские праздники. ¬ 1937 году ƒед ћороз со —негурочкой Ч символом застывших вод Ч были главными хоз€евами праздника в ƒоме —оюзов.

—егодн€ у хоз€ина веселого праздника множество адресов Ч от ћосквы до ¬еликого ”стюга. ƒобрый ƒед не только получает письма и приносит подарки за хорошее поведение, но и помогает справитьс€ со злыми силами Ч на новогодних представлени€х. —овременный ƒед ћороз Ч волшебник многоликий, начина€ от —анта  лауса, которого люб€т дети в јнглии, јвстралии и јмерике, до €понского —егацу-сан и колумбийского ѕапы ѕаскуал€. Ќе в любой точке мира от национального ƒеда ћороза ждут снега, но вот подарков Ч непременно.

»сточник:  ультура.–‘




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26299
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:11123
ћаркиз ƒе —ад
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114080
јлександр ќрлов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru