Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр –одченко

   /   

Alexander Rodchenko

   /
             
‘отографи€ јлександр –одченко (photo Alexander Rodchenko)
   

ƒень рождени€: 05.12.1891 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 03.12.1956 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 65 лет

√ражданство: ———–

–одоначальник фотомонтажа

–усский советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино.

—оветский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. ќдин из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в ———–. –аботал совместно со своей женой, художником-дизайнером ¬арварой —тепановой.

04.12.2023

–одченко родилс€ в —анкт-ѕетербурге в 1891 году. ќтец Ч ћихаил ћихайлович –одченко (1852Ч1907), театральный бутафор. ћать Ч ќльга ≈вдокимовна –одченко (1865Ч1933), прачка. ¬ 1902 году семь€ переехала в  азань, где в 1905 он окончил  азанское приходское начальное училище.

јлександр –одченко фотографи€
јлександр –одченко фотографи€

¬ 1911Ч1914 училс€ в  азанской художественной школе у Ќ. ». ‘ешина, где в 1914 году познакомилс€ с ¬арварой —тепановой. — 1916 года –одченко и —тепанова начали совместную жизнь в ћоскве. ¬ этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хоз€йством —анитарного поезда ћосковского земства.

¬ 1917 году, сразу же после ‘евральской революции в ћоскве создаетс€ профсоюз художников-живописцев. –одченко становитс€ секретарем его ћолодой ‘едерации, и занимаетс€, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы дл€ молодых художников. ¬ это же врем€ вместе с √. Ѕ. якуловым, ¬. “атлиным и другими он работает над оформлением кафе Ђѕитторескї в ћоскве, а с 1918 по 1921 служит в отделе »«ќ Ќаркомпроса, заведует ћузейным бюро. ќдновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. — 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке Ђћагазинї, организованной ¬ладимиром “атлиным) и в архитектурных конкурсах. ¬ текстах-манифестах Ђ¬се Ч опытыї и ЂЋини€ї зафиксировал свое творческое кредо. ќтносилс€ к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором кажда€ работа представл€ет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. ¬ 1917-18 работал с плоскостью, в 1919 написал Ђ„ерное на черномї, работы, основанные лишь на фактуре, в 1919Ч1920 ввел линии и точки как самосто€тельные живописные формы, в 1921 на выставке Ђ5×5=25ї (ћосква) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий).

ѕомимо живописи и графики занималс€ пространственными конструкци€ми. ѕервый цикл Ч Ђ—кладывающиес€ и разбирающиес€ї (1918) Ч из плоских картонных элементов, второй Ч Ђѕлоскости, отражающие светї (1920Ч1921) Ч свободно вис€щие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий Ч Ђѕо принципу одинаковых формї (1920-21) Ч пространственные структуры из стандартных дерев€нных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. ¬ 1921 подвел итог своих живописных поисков и объ€вил о переходе к Ђпроизводственному искусствуї

¬ конце 1919 –одченко вступил в общество Ђ∆ивскульптархї ( омисси€ по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов –абиса. ¬ 1920-30 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах ¬хутемаса-¬хутеина в должности профессора (в 1928 факультеты были объединены в один Ч ƒерметфак). ќн ”чил студентов проектировать многофункциональные предметы дл€ повседневной жизни и общественных зданий, добива€сь выразительности формы не за счет украшений, а за счет вы€влени€ конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихс€ структур. — 1921 по 1924 работал в »нституте художественной культуры (»нхук), где сменил в 1921 ¬. ¬.  андинского на посту председател€. ¬ 1930 был одним из организаторов фотогруппы Ђќкт€брьї. ¬ 1931 на выставке группы Ђќкт€брьї в ћоскве в ƒоме печати выставил р€д дискуссионных снимков Ч сн€тые с нижней точки Ђѕионеркуї и Ђѕионера-трубачаї, 1930; серию динамичных кадров ЂЋесопильный завод ¬ахтанї, 1931 Ч послужившую мишенью дл€ разгромной критики и обвинени€ в формализме и нежелании перестраиватьс€ в соответствии с задачами Ђпролетарской фотографииї.

”частник групп ЂЋефї и Ђ–ефї (1923Ч1930), художник журналов ЂЋефї и ЂЌовый Ћефї. Ѕыл членом Ђќбъединени€ современных архитекторовї (ќ—ј). ¬ 1925 году был командирован в ѕариж дл€ оформлени€ советского раздела ћеждународной выставки современных декоративных и промышленных искусств (архитектор советского павильона Ч  . —. ћельников), осуществл€л в натуре свой проект интерьера Ђ–абочего клубаї. –екламные плакаты ј. –одченко удостоены серебр€ной медали на парижской выставке 1925 года –одченко принадлежит авторство панно на ƒоме ћоссельпрома в  алашном переулке в ћоскве.

— 1924 занималс€ фотографией. »звестен своими остродокументальными психологическими портретами близких (Ђѕортрет материї, 1924), друзей и знакомых из Ћ≈‘а (портреты ћа€ковского, Ћ. и ќ. Ѕрика, јсеева, “реть€кова), художников и архитекторов ( . ћельников, ¬еснин, √ан, ѕопова). ¬ 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии Ђƒом на ћ€сницкойї, 1925 и Ђƒом ћоссельпромаї, 1926) в журнале Ђ—оветское киної. ¬ стать€х Ђѕути современной фотографииї, Ђѕротив суммированного портрета за моментальный снимокї и Ђ рупна€ безграмотность или мелка€ гадостьї пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгл€д на мир, отстаивал необходимость освоени€ верхних и нижних точек зрени€ в фотографии. ”частвовал в выставке Ђ—оветска€ фотографи€ за 10 летї (1928, ћосква).  ак фотограф, –одченко стал известен благодар€ экспериментам с ракурсом и точками фотосъемки.

¬ конце 1920-х Ч начале 1930-х годов был фотокорреспондентом в газете Ђ¬ечерн€€ ћоскваї, журналах Ђ30 днейї, Ђƒаешьї, Ђѕионерї, Ђќгонекї и Ђ–адиослушательї. ќдновременно работал в кино (художник фильмов Ђћосква в ќкт€бреї, 1927, Ђ∆урналисткаї, 1927-28, Ђ укла с миллионамиї и Ђјльбидумї, 1928) и театре (постановки Ђ»нгаї и Ђ лопї, 1929), разрабатыва€ оригинальную мебель, костюмы и декорации.

Ћучшие дн€

ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:8704
“рейнтье  еевер
ƒмитрий јстрахан. Ѕиографи€
ѕосетило:913
ƒмитрий јстрахан
‘лера —улейманова. Ѕиографи€
ѕосетило:161
‘лера —улейманова

¬ 1932 вышел из Ђќкт€бр€ї и стал фотокорреспондентом по ћоскве издательства »зогиз. — 1933 работал как художник-оформитель журнала Ђ———– на стройкеї, фотоальбомов Ђ10 лет ”збекистанаї, Ђѕерва€ конна€ї, Ђ расна€ арми€ї, Ђ—оветска€ авиаци€ї и других (совместно с супругой ¬. —тепановой). ѕродолжал зан€ти€ живописью в 1930Ч1940-е годы. Ѕыл членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом ћќ—’а (ћосковска€ организаци€ —оюза художников ———–) с 1932 года. ¬ 1936 участвовал в Ђ¬ыставке мастеров советского фотоискусстваї. — 1928 года регул€рно посылал свои работы на фотографические салоны в —Ўј, ‘ранцию, »спанию, ¬еликобританию, „ехословакию и другие страны

ѕрименил фотомонтаж дл€ иллюстрировани€ книг, например, Ђѕро этої ¬. ћа€ковского. ¬ 1930-х годах от раннего творчества, проникнутого революционным романтическим энтузиазмом, ј. –одченко перешел к выполнению пропагандистских государственных задач: оформил много номеров журнала Ђ———– на стройкеї, в 1933 году участвовал в поездке на Ѕеломоро-Ѕалтийский канал, где сделал большую серию репортажных снимков. ¬ 1938Ч1940 годах фотографировал артистов цирка, позже вернулс€ к живописи.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

–естлер, балагур и любитель пускать газы
ѕосетило:43754
 јндре √игант
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:11261
‘рэнк ‘ариан
јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:10283
јдам –айнер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru