Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил –ум€нцев ( арандаш)

   /   

Michael Pensil (Rumyantsev)

   /
             
‘отографи€ ћихаил –ум€нцев ( арандаш) (photo Michael Pensil (Rumyantsev))
   

ƒень рождени€: 10.12.1901 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 31.03.1983 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 81 год

√ражданство: ———–

¬еликолепный  арандаш

клоун, народный артист ———–, √ерой —оциалистического “руда.

¬ Ѕольшую —оветскую Ёнциклопедию он, один из немногих людей мира и нашей страны, вошел не под своим именем и фамилией, а под псевдонимом ...  арандаш, он же √ерой —оциалистического “руда, народный артист ———– ћихаил Ќиколаевич –ум€нцев - прославленный на весь мир клоун.

31.03.2018

–одилс€ ћ.Ќ. –ум€нцев в ѕетербурге. ƒед его застал еще крепостное право и всю жизнь прожил в деревне. ќтец мальчиком уехал в ѕетербург на заработки, стал со временем слесарем на заводе фирмы "—имменс и √альске" (ныне - "Ёлектросила"). ћать долго и т€жело болела, умерла, когда ћише исполнилось шесть, брату  осте - три, а сестре Ћене - год.

ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€
ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€

Ўколу ћиша с грехом пополам окончил и поступил в художественно-ремесленную школу ќбщества поощрени€ художеств. Ќо особой радости учеба не приносила.



ќп€ть пот€нулись дл€ ћихаила серые будни, а он мечтал о путешестви€х, мор€х, сражени€х, индейцах... Ќачалась война 1914 года, жизнь еще более ухудшилась. ѕодошел 1917 год. Ќа улицах толпы, демонстрации. — территории, где работал отец, раздавались выстрелы - рабочие стрел€ли из винтовок по городовым, ћиша подавал им патроны... ¬ первые годы советской власти в стране царили страшный голод и болезни. Ќеобходимо было искать работу. ¬ поисках ее ћихаил скиталс€ из города в город.

ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€
ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€

Ќаступила осень 1922 года. ћихаил перебралс€ в —тарицу, где устроилс€ писать плакаты дл€ городского театра. Ќо театр очень плохо посещалс€ зрител€ми, и к весне 1925 года сборы упали настолько, что артисты начали разъезжатьс€. ќдна труппа из восьми человек, счита€ суфлера, решила ехать "на гастроли". ѕредложили и –ум€нцеву отправитьс€ с ними, писать афиши, продавать в кассе билеты, помогать артистам быстро переодеватьс€ - ведь семь актеров ставили пьесы, насчитывавшие по двенадцать-п€тнадцать ролей. √астролиру€, театральна€ труппа добралась до “вери. «десь –ум€нцев сделал пробные плакаты дл€ городского сада, где готовилось народное гул€нье. ѕлакаты понравились, были прин€ты, и начинающий художник рассталс€ с театром и осел в “вери.

ќсенью 1925 года ћихаил –ум€нцев переехал в ћоскву. » оп€ть жизнь впроголодь, ночлежки, где ютились еще человек дес€ть, бесцельные поиски работы... » все-таки ему посчастливилось устроитьс€ художником-плакатистом в кинотеатр "Ёкран жизни". — особым удовольствием рисовал –ум€нцев афиши дл€ веселых короткометражек.

ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€
ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€

Ћетом 1926 года в ћоскву приехали звезды мирового кино - ћэри ѕикфорд и ƒуглас ‘ербенкс. –ум€нцев узнал, что знаменитые гости посет€т центральный кинотеатр "јре". ¬озле кинотеатра - толпа. —еанс окончилс€, ћихаила прижали к стене, и тут он увидел знаменитых актеров р€дом с собой. ”видел и решил... Ѕудет артистом.

ќн поступает на  урсы сценического движени€, ими руководила ¬.». ÷ветаева. ѕреподавали там художественную гимнастику, акробатику, характерный танец. јкробатике, правда, удел€лс€ всего час в неделю. » все же...

ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€
ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€

Ёто помогло ему поступить в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков.

Ћучшие дн€

—вен ‘ишер. Ѕиографи€
ѕосетило:17880
—вен ‘ишер
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11744
—аманта ‘окс
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11524
—офь€ ѕеровска€

 лоунаду студентам преподавал театральный актер ћ.—. ћестечкин, будущий главный режиссер ћосковского цирка на ÷ветном бульваре, с которым ћихаила Ќиколаевича позже св€жет больша€ творческа€ дружба. “огда, в 1928 году, перед практикой студент объ€снил педагогу, что никогда не выступал перед публикой и очень стесн€етс€. ћестечкин ободрил его, сказав: "Ќужно побыть на публике, "обработатьс€".

ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€
ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€

ѕролетел учебный год, и - практика. √руппа, куда вошел –ум€нцев, ехала по маршруту —моленск - ¬итебск - ѕолоцк - Ѕорисов - ћогилев. “еперь коверный-практикант чувствовал себ€ уверенней, хот€ репертуар его был небогат, и он, говор€ €зыком профессионалов, не всегда мог "держать программу", то есть заполн€ть все паузы, возникавшие по ходу действи€.  оллеги оп€ть советовали брать готовые куски из старых клоунад, чтобы пополнить репертуар. Ќо –ум€нцев отказывалс€ от избитых трюков. ¬ыступлени€ его были все еще скромны, но зрители с симпатией стали относитьс€ к коверному.

 огда группа вернулась в ћоскву, нескольких артистов из их бригады включили в программу летнего цирка в ѕарке культуры и отдыха им. √орького. —реди них оказалс€ и –ум€нцев. ќн по€вилс€ на манеже в гриме и костюме „арли „аплина. ¬ те годы многие известные коверные выходили на манеж в образе „арли и делали это весьма талантливо. ¬ыступление –ум€нцева прошло успешно, чего, надо заметить, мало кто ожидал. Ќово€вленный „арли решил закрепить свою удачу: до начала зан€тий оставалось больше мес€ца, и студент предложил свои услуги частному цирку " олосс", гастролировавшему в ≈реване. Ќа этих его недолгих гастрол€х, может быть, не стоило бы и останавливатьс€, если бы не выводы, сделанные будущим клоуном  арандашом уже тогда.

ѕриступа€ к трюку, клоун оставл€л на барьере то котелок, то тросточку, то что-то из реквизита, а зрители пр€тали их. Ќа поиски комик тратил больше времени, чем на исполнение репризы. ќднажды он обнаружил свой котелок и трость у зрител€ первого р€да. “от надел его котелок и был очень доволен, что вызвал смех всего зала. ѕублика сме€лась не над шутками артиста, а над ним самим, над его растер€нностью - клоун проходил между р€дов, а ему подставл€ли ножку или дергали за пиджак. " онечно, цирковой комик должен всегда быть готовым "обыграть" вс€кого рода неожиданности, он об€зан быть своего рода импровизатором. Ќо € считал себ€ актером и находил, что должен показывать, а зритель - смотреть. » € не хотел принимать от зрител€ пусть даже безобидные шутки, потому что, реагиру€ на них, € тем самым отвлекалс€ от поставленной перед собой актерской задачи", - так позже размышл€л и писал об этих гастрол€х ћ. –ум€нцев.

ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€
ћихаил –ум€нцев ( арандаш) фотографи€

¬ыпуск из школы состо€лс€ в мае 1930 года.

— первых же дней самосто€тельной работы в —моленском цирке молодой артист пон€л, как важно комику быть разносторонне тренированным. ¬ладение разными жанрами позвол€ет пародировать номера или, по необходимости, органично войти в номер. –ум€нцев начал вести дневник, записывал туда свои наблюдени€ и размышлени€. √ардеробна€ его находилась возле манежа, и он иногда сразу после очередной репризы успевал сделать заметки в дневнике, чтобы потом что-то исправить, изменить в своих интермеди€х. ѕереезд в Ѕакинский цирк, где оказалась очень больша€ и разнообразна€ программа, дал ему новые наблюдени€, из которых –ум€нцев сумел сделать дл€ себ€ определенные выводы.

ќн решаетс€ на то, чтобы выходить на манеж без заранее подготовленных сценок. ѕросто выйти и, исход€ из обсто€тельств, "зацепитьс€" за то, что подвернетс€ под руку или, скорее, под ноги. ¬начале было очень страшно выходить без готовой шутки, но вскоре артисту понравилось быть свободным на манеже. » кака€ же это была отлична€ тренировка - вот так экспромтом выкинуть какую-то шутку и при любой неожиданности найти выход из положени€. ѕристально вгл€дыва€сь в номера, находил достойное осме€ни€ и создавал свои первые, может быть, очень скромные, самосто€тельные пародии.

¬ следующем сезоне он выступал в других цирках. ќказавшись в  азанском стационаре, впервые осознал, насколько важен темп циркового представлени€. –ум€нцев научилс€ укладыватьс€ в сжатые паузы, и ему нравилась така€ жива€, динамична€ работа.

ѕозже, возглавл€€ цирковые коллективы, ћихаил Ќиколаевич –ум€нцев всегда выстраивал программу в отличном темпе и строго следил за тем, чтобы каждый номер попадал в темп общего хода представлени€, а уж он, клоун  арандаш, не давал зрителю "остывать". Ётот ключик к успеху дивертисментных спектаклей он подобрал еще на заре своей карьеры и пользовалс€ этим ключиком всегда.

...¬переди был Ћенинград, напр€женна€ работа, поиски и обретение новой маски. “ам, на Ћенинградском манеже, по€вилс€ клоун  арандаш. », наконец, ћосква, всеобщее признание и попул€рность. Ќо до приезда в Ћенинград оставалось еще три года. “ри года работы в провинциальных цирках, частые переезды из города в город, знакомство с людьми и миром цирка. ¬се это не прошло бесследно...

¬есной 1932 года состо€лось открытие цирка в —талинграде (ныне - ¬олгоград), выстроенного на территории тракторного завода. јмфитеатр на полторы тыс€чи мест, как правило, заполн€лс€ рабочими. Ёто был новый зритель, –ум€нцев чувствовал: он должен откликатьс€ на его запросы, соответствовать его интересам. Ќо как сделать это? » возникла мысль - в дальнейшем облик „арли будет ему мешать все больше и больше. Ёто предположение вскоре подтвердилось. ѕосле весенних гастролей в —талинграде летом переехал в —моленск. “ам узнал, что перед ним выступал коверный под псевдонимом „арли „аплина и весьма не понравилс€ смоленской публике. –ум€нцева она тоже встретила холодно. ј тут еще в номере иностранных гастролеров, гимнастов на турнике, оказалс€ свой комик и тоже - „арли! –ум€нцев пришел к выводу - от этой маски надо отказыватьс€.

ƒостаточно €сно представл€€ внутренний характер своего геро€, –ум€нцев задумалс€ о его внешнем облике. –ассуждени€ его по этому поводу весьма интересны. ¬ цирке очень важен внешний облик персонажа.  остюм с первого по€влени€ коверного привлекает к себе внимание. “аковы законы циркового зрелища. ¬ театре, где характер геро€ даетс€ в развитии, актер может постепенно либо завоевывать симпатии зрителей, либо вызвать антипатию к своему персонажу. ¬ цирке вниманием зрителей нужно завладеть сразу, "с ходу", и желательно чем-то очень заметным, видным. Ћучше и быстрее всего такую функцию выполн€ет костюм. Ќад своим костюмом –ум€нцев трудилс€ долго и тщательно. ¬ нем должны, считал он, преобладать простота, жизненность. –€дом с блест€щими, эффектными костюмами других артистов коверный таким образом выделитс€ простотой и тем самым станет ближе и пон€тней публике.  роме того, кажда€ деталь костюма должна помогать работе. Ќапример, м€гка€ шл€па дл€ клоуна удобнее, чем твердый котелок, так как, загиба€ ее пол€, смина€ колпак, можно найти характеристику различных человеческих типов. Ўирокие брюки предпочтительнее узких - их можно крутить и т€нуть, как пожелаешь. ¬ них, наконец, можно спр€тать любой предмет, даже кошку и колючего ежа.

ќт черного цвета –ум€нцев отказыватьс€ не стал. ќп€ть-таки по контрасту с €ркими костюмами акробатов, наездников, жонглеров. ”сы? Ѕез чаплинских усов лицо казалось невыразительным. –аньше клоуны клали на лицо €ркий грим, увеличивали рот до неверо€тных размеров, обводили разноцветным гримом глаза. ƒелалось это дл€ того, чтобы и с галерки видны были гримасы клоуна. ¬ советском цирке клоуны все больше и больше отходили от таких масок. Ќо совсем без грима лицо становилось маловыразительным. ”сы как раз подчеркивали мимику лица. ѕопробовал пышные усы - они старили и не соответствовали придуманному образу. ѕоэтому –ум€нцев сохранил "чаплинские" усики, разделив их полоской пополам, сделал немного меньше.

јртисту предсто€л летний сезон в цирке-шапито в “аврическом саду, и он решил выйти в новой маске и под новым псевдонимом. ¬ эти годы артисты все чаще выходили на манеж под своей фамилией, то же советовали сделать и –ум€нцеву. Ќо он чувствовал, что на манеж выходит другой человек, с другими манерами, привычками, он по-другому реагирует на событи€, чем это сделал бы он, –ум€нцев, в жизни. » поэтому у того, кто на манеже живет и действует, должна быть сво€ сценическа€ фамили€.

» –ум€нцев сидит в ÷ирковом музее, пересматривает афиши, листает альбомы. ¬друг он увидел альбом карикатур с размашистой подписью автора -  ј–јЌ ƒ'јЎ. Ёто могло бы подойти дл€ псевдонима. ѕрикидыва€ так и эдак, подумал, что карандаш - очень ходовой предмет, в особенности среди детворы, и решил остановитьс€ на этом псевдониме. ¬ дирекции к новшеству отнеслись весьма прохладно, но художественный руководитель Ћенинградского цирка ≈.ћ.  узнецов поддержал клоуна, и афиша открывающегос€ шапито известила публику, что у ковра весь вечер - клоун  аран д'јш! ѕрошло лето, началс€ зимний сезон 1935/36 года в Ћенинградском стационаре.  лоун уточн€л облик, маску и поведение  арандаша на манеже. —езон прошел напр€женно и плодотворно. —осто€лись четыре премьеры, и во всех участвовал  арандаш. ќтныне он стал любимцем ленинградской публики. » именно в это врем€ его перевод€т на работу в ћосковский цирк.

»так, премьера сезона 1936/37 года. ћосковский зритель тепло прин€л  арандаша, критика положительно оценила своеобразие его клоунской маски.

 арандаш и кл€кса

 арандаш давно подумывал завести себе четвероногого партнера - какую-нибудь лохматую собачку, может быть, даже полудворн€жку. ƒолго он искал собаку, котора€ бы подходила к его собственному облику. Ќо одна была слишком мала, друга€ - великовата. » вдруг ему привели чистокровного шотландского терьера. „ерный, с большой головой, на очень коротких ножках, этот пес сразу подошел и к манежу, и к облику клоуна, будто они многие годы работали вместе. ѕса звали Ќикc, ћихаил Ќиколаевич называл его Ќика, выпускал только в те репризы, где песик помогал ему. Ќо нужно было подумать и о дублере! ќднажды ћихаил Ќиколаевич пришел домой и показал жене, “амаре —еменовне –ум€нцевой, своей помощнице и ассистентке, крохотного черного щенка, затем опустил его на ковер. Ёта кроха на красном ковре смотрелась совсем как больша€ черна€ кл€кса. “амара —еменовна так и предложила назвать щенка. — тех пор на манеж всегда выходила  л€кса. ¬се потомки  л€ксы-1 носили ту же кличку, даже если по паспорту они звались иначе.  арандаш и  л€кса - образ получил окончательное завершение.

–ум€нцев вгл€дывалс€ в окружающую жизнь, в ней искал смешное. „итал сказки, пословицы, поговорки. ќни подсказывали темы. ≈сть такое выражение: "аж п€тки засверкали" или "смазал п€тки". “о есть смазал п€тки и бежишь так быстро, что п€тки "сверкают". јртист решил показать "сверкание" не в переносном, а в буквальном смысле слова. ƒл€ чего ввинтил в каблуки' маленькие лампочки, которые загорались во врем€ бега. ¬торую поговорку тоже использовал: смазывал п€тки на ботинках из большой масленки, какие имелись у паровозных смазчиков.

  тому же периоду относитс€ еще одна сценка, вошедша€ в репертуар  арандаша. ќн выезжал на ослике, будто ехал на велосипеде. ¬место сбруи к ослику были прилажены руль, педали, вместо запасной шины - запасна€ нога. ј сзади - табличка с номером, как на автомобил€х. Ќечто подобное придумывали и другие клоуны, но почему у  арандаша трюки становились до неверо€тности смешными и запоминались навсегда?  онечно, он вывер€л каждый жест, поступок, интонацию. Ќе делал того, что не свойственно его персонажу. ћожно сказать и об удивительной достоверности его маски. ћожно говорить много. ќднако объ€снить талант словами невозможно.

ћожно лишь вспоминать, как  арандаш, важно заложив руки за спину, приподн€в и чуть отвед€ в сторону ногу, скользил по ковру, будто по льду. ј на завтра все мальчишки вокруг цирка "катались" по тротуару, подража€ своему кумиру.

“алант талантом, но трудитьс€ приходилось много. ¬ представлении участвовал аттракцион “. —идоркина "ћорские львы". ∆ивотные проделывали трюки в стекл€нном аквариуме вместе с купальщицами. «атем в купальном халате с полотенцем и мочалкой по€вл€лс€  арандаш. ¬лезал по лесенке к краю аквариума, жела€ проверить температуру воды, но девушки толкали его в воду, он сталкивалс€ с морским львом, "захлебывалс€", выкарабкивалс€ в ужасе из бассейна и убегал за кулисы.  ак только номер завершалс€,  арандаш по€вл€лс€ с длинной веревкой, нат€гивал ее поперек манежа и начинал "сушитьс€", прицепив себ€ огромными бельевыми прищепками к веревке. ѕрожектор наводил на него узкий "солнечный луч", клоун "сушилс€". «а врем€ этой репризы убирали громоздкий аквариум. ѕроходило это почти незаметно дл€ публики - она потешалась над выдумкой клоуна.

ћихаил Ќиколаевич всегда по€сн€л, что одна из важных задач коверного, каким бы знаменитым он уже ни стал, - заполн€ть паузы в момент уборки аппаратуры с манежа и делать это так, чтобы зрители, увлека€сь клоунскими шутками, почти и не замечали работы униформистов. Ќачина€ репризу, он старалс€ не помещать униформистам, но и сам стремилс€ найти такое место в манеже, чтобы реквизит не загораживал его. ѕереключив внимание зрителей на себ€, клоуну необходимо удержать его.

¬ годы ќтечественной войны  арандаш показывал себ€ как острый, блест€щий сатирик. ’от€ потребность в сатире тогда была велика, артист решил не действовать поспешно. ≈сли политсатиру исполнить не в свойственной клоуну манере, она могла получитьс€ малодоходчивой, не достигнуть цели. ƒопустить такой промах - нельз€.

” артиста возникла мысль показать провал гитлеровского наступлени€ под ћосквой. ƒл€ этого он вз€л большую бочку, установил ее на платформу, колеса которой декорировал под гусеницы танка. ящик с поленом изображал башню на танке. —переди на днище бочки нарисовал череп и кости. —ам влезал в танк. ћанеж ассоциировалс€ с ћосквой. “анк, приближа€сь к ней, взрывалс€, разлеталс€ на куски, клоун с трудом вылезал из-под обломков, одежда на нем висела клочь€ми. ќн убегал туда, откуда пришел. “ема схвачена верно, присутствовал здесь и игровой трюк. Ќо как м€гкий забавный  арандаш изобразит гитлеровца? ј артисту хотелось, чтобы фашиста изображал не ћ. –ум€нцев, а именно клоун  арандаш, так полюбившийс€ всем за эти годы. ќн нашел простое, как он считал, решение. ѕредложил режиссеру показать " ак фашисты шли на ћоскву и обратно". ѕриблизительно так показывают дети свои импровизации взрослым. ѕолучив согласие режиссера.  арандаш на глазах у публики нап€ливал на лицо получеловечью-полусобачью маску, на голову водружал чугунный котел, вооружалс€ топором, ножом, дубиной. ¬ысматривал что-то вдали, усаживалс€ в "танк" с криком "Ќах ћоскау!" и катил вперед. ¬зрыв! √итлеровец в лохмоть€х на одной ноге стоит в изумлении на манеже. «атем обв€зав голову платком, схватив "подвернувшийс€" костыль, на одной ноге удирает за кулисы.

—оздава€ политические репризы, –ум€нцев всегда старалс€, чтобы они вызывали смех.  онечно, сценка может быть актуальной, зрители хорошо принимают ее, но... не смеютс€. «начит, это всего-навсего пересказ политической темы. ј комик должен решить ее по-цирковому, смешно. »  арандаш добивалс€ смеха в зале, добивалс€ осме€ни€ фашистов.

Ќа маленькую трибунку клоун устанавливал микрофон, из портфел€ вынимал собаку, она опиралась передними лапами о трибуну и начинала €ростно ла€ть в микрофон. Ћа€ла азартно, безостановочно. ќторвать ее от микрофона не хватало сил.  арандаш перекрикивал лай: "ƒовольно трепатьс€!..". Ќаконец, закончив речь, собака ныр€ла в портфель, а клоун объ€вл€л: "–ечь министра пропаганды √еббельса окончена". ƒоходчивость сценки оказалась исключительной.

¬ послевоенные годы сатира зан€ла в репертуаре клоуна главенствующее положение. “аково было требование того времени. ¬се коверные занимались "критикой и самокритикой". Ќе ушел от этого и ведущий комик страны.

ќн критиковал бракодела, изготавливающего такие кособокие шкафы, что при малейшем толчке они рассыпались, погреба€ под собой директора-изготовител€. “от расплющивалс€ в буквальном смысле слова. Ќа манеже лежала плоска€ фигура  арандаша из фанеры. “ак по-новому переосмыслил артист свой старый клоунский трюк.

Ѕыла у него и сценка о раздутых штатах.  арандаш выходил на манеж и сообщал, что он теперь начальник строительства с большим штатом. ≈му не верили. “огда по манежу длинной чередой проходили бухгалтеры, делопроизводители, машинистки, секретарши. Ќа вопрос: "ј где же рабочие?" по манежу проходил один-единственный плотник с пилой на плече.

Ёти сценки по своим темам ближе эстраде, чем цирку, но  арандаш и тут находил каждый раз цирковой "ход", клоунский трюк. » все же лучшими в его репертуаре были другие репризы.

"—ценка в парке"

Ѕез нее рассказ о творчестве  арандаша не может быть полным.

”голок парка. —камейка, урна, скульптура ¬енеры. —торож метет дорожку, парк еще закрыт. “ут по€вл€етс€ человек - он €вно идет из бани. ¬ руках у него тазик, через плечо - полотенце. (“ипична€ картинка 30-х годов. ¬се живут в коммуналках и моютс€ в бане неподалеку.) —торож замечает раннего посетител€, гонит его.  арандаш (это, конечно, он) пр€четс€ за спину дворника. “от вертитс€, не может найти нарушител€ пор€дка, убегает на поиски его. ќказавшись хоз€ином положени€,  арандаш важно разваливаетс€ на скамейке и вдруг замечает, что руки и одежда его в зеленой краске. —камейку только что покрасили! —обира€сь стереть краску, берет из тазика мочалку, мыло. Ќо мыло такое скользкое, просто само выпрыгивает из рук.  арандаш очень потешно ловит его. ѕоймал! ј оно оп€ть ускользает, на этот раз... в штаны. »звлечь его никак не удаетс€. ќно, холодное, скользкое, щекочет клоуна, тот хохочет, натыкаетс€ на ¬енеру. —кульптура падает и разлетаетс€ на куски. Ѕежать? »ли восстановить скульптуру? —обирает поспешно, не сообража€, в какой последовательности устанавливать отдельные части. Ќадумал: снимает ремень с брюк, измер€ет "осколки", чтобы хоть так определить пор€док их установки. ћешают сползающие брюки, мешает мыло, все еще "гул€ющее" в них. ј тут скульптура покачнулась, прищемила ногу. ≈е удаетс€ высвободить, но носок осталс€ зажатым скульптурой. –абота вроде бы завершена.  лоун отходит и смотрит со стороны, что у него получилось. ”жас!

¬енера перекручена как штопор. — досады  арандаш хлопает себ€ по щеке, и на лице по€вл€ютс€ зеленые разводы. «абираетс€ на пьедестал и пытаетс€ исправить ошибку. —кульптура снова падает, куски лет€т наземь... » в эту самую минуту возвращаетс€ сторож. Ѕежать поздно.  лоун выпускает из брюк рубашку, прикрывает ею брюки и изображает на пьедестале... ¬енеру. — кепкой на голове и зелеными п€тнами на лице.  огда сторож приходит в себ€ от изумлени€, он метлой сгон€ет разрушител€, тот с криком убегает, сторож гонитс€ за ним. Ќа манеже разбита€ вдребезги ¬енера...

Ќомера, где разбивались статуи, и раньше существовали на манеже. ќбычно клоун вставал на место статуи, дурачил прохожих и влюбленных. ”спех сценки зависел от даровани€ и выдумки исполнителей, но они, как правило, повтор€ли друг ƒруга.

 арандаш постаралс€ воссоздать средствами клоунады реальную жизнь. ћаленький человек со своими маленькими заботами и интересами разбил прекрасную статую. ќн не сбежал, он не так уж плох. ѕытаетс€ исправить соде€нное. Ќо разрушить прекрасное легко, а восстановить дано не вс€кому. ¬ номере смешно и трогательно показана трагеди€ маленького человека.

ћихаил Ќиколаевич –ум€нцев прожил большую и €ркую жизнь. ¬ марте 1983 года его не стало. ¬ том же году его дочь, кандидат искусствоведени€, Ќатали€ –ум€нцева издала небольшую книжку о своем отце. ќткрываетс€ она словами: " огда  арандаша спросили, доволен ли он своей судьбой на манеже, он улыбнулс€: "Ќикогда не задавайте такой вопрос человеку, который в семьдес€т лет решил стать серьезным. —орок лет € шутил на манеже. “еперь пришло врем€ разобратьс€, над кем и над чем € шутил.  онечно, € сказал не все. Ќо все, что € сказал, € хотел, чтобы было современно. ” каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познани€ истины. я выбрал смешной путь".

 ј–јЌƒјЎ, осел и €
бобер 10.09.2009 09:22:41
в 1972 году € рабоал ассистентом у ћихаила Ќиколаевича.Ѕыло врем€ обеда дл€ осла, а его звали ћишка. ќн никак не хотел есть перед представлением часа за два. я встал перед ослом на колени, спиной к входной двери на конюшню и сказал:"ћихал Ќиколаич!”мол€ю, ну поешь хоть чуть-чуть, а то нам обоим несдобровать." » осел стал есть, а сзади раздалс€ бурный непереводимый монолог. Ёто  арандаш услышал, что € назвал осла его именем. „ерез несколько дней ћ.Ќ. подобрел и сказал мне:"¬ тебе что-то есть."...

ѕам€ть это всегда здорово.
Julia 26.08.2006 07:33:24
ћихал Ќиколаевичь - Ёѕќ’ј, помить надо поколению-€м. “олько скучновато написали.
Ќичего,те кто помн€т,вспомн€т о нем и повеселее.

Julia




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—екс-символ 80-х
ѕосетило:11744
—аманта ‘окс
—вен ‘ишер. Ѕиографи€
ѕосетило:17880
—вен ‘ишер
ћастер боевых искусств
ѕосетило:13348
—тивен —игал

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru