Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир  ачан

   /   

Vladimir Kachan

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир  ачан (photo Vladimir Kachan)
   

ƒень рождени€: 18.05.1947 года
ћесто рождени€: ”ссурийск, ———–
ƒата смерти: 07.05.2021 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 73 года

√ражданство: –осси€

ѕоступать € мечтал только в Ђўукуї

јктер театра и кино, автор текстов песен

¬ладимиру јндреевичу прощаетс€ все, потому что он Ц разносторонний. »роничный собеседник, €ркий актер, автор Ц исполнитель собственных песен, писатель. ѕро таких, как он, обычно говор€т Ђс ним не соскучишьс€ї, а еще Ђталантлив во всемї.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

01.11.2008

ѕролог.

Ќа сцене ћосковского театра школы современной пьесы ¬ладимир  ачан с 92-го года. 16 лет поет, играет, флиртует. ѕоследнее Ц только в рамках спектаклей. Ќе зазнаетс€, хоть и звание народного артиста носит.  онечно, он может показатьс€ суровым и даже вспылить иногда, но с кем в их профессии не бывает.

¬ладимиру јндреевичу прощаетс€ все, потому что он Ц разносторонний. »роничный собеседник, €ркий актер, автор Ц исполнитель собственных песен, писатель. ѕро таких, как он, обычно говор€т Ђс ним не соскучишьс€ї, а еще Ђталантлив во всемї.

¬ладимир  ачан фотографи€
¬ладимир  ачан фотографи€

√лава 1. «адорный рижанин.

¬ладимир  ачан родилс€ в ”ссурийске. ѕрожил там ровно 5 лет, пока папу, военного юриста, не перевели по службе в –игу. “ранзитным городом на пути молодой семьи стала ћосква. Ќо этот период плохо запечатлен в пам€ти актера. ¬се-таки слишком маленьким был.

¬ладимир  ачан, народный артист –оссии: я не помнил ничего из этого самого ”ссурийска. ѕредставление создавалось только по детским фотографи€м, что там €понцы р€дом, € обнимаю какого-то €понского божка, эта кукла у мен€ в руках, потом вспоминаю, что € поехал на велосипеде на детском, упал и расквасил себе лицо, что мен€ кормили через трубочку, чтобы все тут заросло. ¬се, больше об ”ссурийске у мен€ нет никаких воспоминаний.

«ато очень много воспоминаний из Ћатвии. »менно –игу Ц город, где  ачан окончил школу и с которым св€занно много теплых воспоминаний, Ц он считает своей родиной.

¬ладимир  ачан: ¬ городе –иге € начал думать, начал что-то соображать, начал петь, начал выступать в школьном драмкружке, и все это было там, в 10-й средней рижской школе.  огда мне было 13 лет, а ему было 12, и мы сохранили эту дружбу до сегодн€шних дней с известным вам, да и всей стране ћихаилом «адорновым. ћы оба учились в 10-й рижской средней школе. Ќаша с ним классическа€ вещь, когда мы в написанной миниатюре нашей учительнице по истории играли с ним ходоков к Ћенину. Ћенина на сцене не было, никто из школьников не отважилс€ его сыграть, и €кобы сидела секретарша Ћенина. ј мы трое Ц ходоки: «адорнов, € и еще один бандит с нами,  руглов его фамили€. ћы только по известной картине √ерасимова представл€ли себе, как выгл€д€т ходоки. ” нас ничего ни в костюмерной, ни в реквизите еще не нашлось. » мы как могли себ€ попытались изувечить. ѕодвернули штанины, вывернули шапки зимние на изнанку, что-то такое нап€лили на себ€ и вот в этом страшном виде вышли. ј там текст был незамысловатый. Ђ„его вам, мужички?ї - должна была спросить секретарша, а мы должны были ей ответить: Ђ—естрица, землицы бы намї. ¬ общем все. ƒальше она должна была нас пропустить к Ћенину. » вот она спросила: Ђћужички, чего вам?ї ј мы имели неосторожность друг на друга посмотреть и увидели, какие мы дегенераты во всем этом. ¬се такие краснощекие спортсмены, тогда же все занимались спортом, «адорнов Ц ручным м€чом и легкой атлетикой, € Ц легкой атлетикой, в общем, все такие крепкие реб€та.  акие ходоки полуголодные? какой землицы? ¬ общем, посмотрели, началс€ хохот такой, шапки засунули в рот, слезы из глаз. —екретарша строго продолжает Ђчего вам, мужичкиї, и она не врубаетс€ совершенно. » тут кто-то, пыта€сь подавить хохот, кто-то из нас, не помню, по-моему, «адорнов, выдавил из себ€ пискл€вым голосом: Ђ«емлицы бы намї. » тут просто вообще началась истерика у всех. ѕотом учительница по истории вбежала за кулисы сказала, что нам она этого не забудет никогда.

ќсобой любовью пылала к юным озорникам и педагог по пению. ¬ладимир  ачан с 7-го класса считалс€ главным праздничным запевалой школы. ’орошие вокальные данные, артистизм, но вот примерное поведение в его репертуар не входило.

¬ладимир  ачан: я был солистом.  огда у мен€ ломалс€ голос беспощадно совершенно, сзади подпевали дети, оркестр дворца пионеров там играл, а € пел классическую вещь Ђ“о березка, то р€бина, куст ракиты над рекой, край родной, на век любимый, где найдешь еще такойї. Ђ√де найдешь еще такойї - там верхн€€ нота была, и € в этом месте, как правило, пускал петуха, что ставило под сомнение то, что можно найти край роднее, чем наш, все-таки такие ростки диссидентства были уже тогда. я уже не говорю про «адорнова, который вместе со мной изгал€лс€ в школьной драмкружке и в школьном хоре. Ёто мы уже здесь вспоминали на концертах с ним, как мы мен€ли слово Ђорленокї в знаменитой песне на слово Ђкозленокї, и получалось что-то дикое совершенно.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬от така€ импровизаци€. ¬ будущем этот прием  ачану пригодитс€ в театральном. «а способность импровизировать ему не выговор объ€вл€ть будут, а благодарности. ѕозже и вокальный опыт о себе за€вит, и страсть к выдумкам. ¬се это станет его жизнью.

√лава 2. Ћюбовь не по конкурсу.

¬ школьном драмкружке ¬олоде довер€ли главные роли: играл и героев-любовников, и красноармейцев. ѕоэтому неудивительно, что именно тогда он начал мечтать о насто€щем театре. ≈ще в старших классах он брал уроки театрального мастерства.

ѕонимал: чтобы стать артистом, поступить в институт одного желани€ мало Ц надо читать и уметь говорить.

¬ладимир  ачан: я тогда начал серьезно заниматьс€ чтением, готов€сь еще в театральный институт, и мен€ научили, ћарь€ √ригорьевна —екирина, светлой пам€ти, она замечательно со мной занималась. я стал учить басни, прозу, стихи, и на школьных вечерах € пробовал это читать.  огда € понимал что этой бандитской, абсолютно хулиганской аудиторией € каким-то образом умею владеть, они почему-то затихают и внимательно слушают, а читаю –ождественского и ≈втушенко, допустим, тихо-тихо становитс€, € понимал тогда, что в этом есть какой-то артистический гипноз, заразительность, владе€ которым ты чувствуешь себ€ в полном кайфе.

ѕоступать амбициозно рижанин собиралс€ только в один вуз Ц в Ђўукуї. ¬ другие театральные заведени€ абитуриент решил принципиально не показыватьс€. Ќе из-за гордости: он по-мужски осталс€ верен своим желани€м.

¬ладимир  ачан: я не был не то чтобы патриотом ўукинского училища, но с самого начала как-то повелось так. ѕотому что когда ћари€ √ригорьевна научила мен€ читать, они были знакомы с некоторыми педагогами ўукинского училища и “еатра ¬ахтангова, в котором они все работали, приехал на гастроли в –игу, и, € помню, пришел Ц вот тут € волновалс€ действительно. я пришел показывать пр€мо там, мен€ пропустили, ¬ладимиру √еоргиевичу Ўлезенгеру, потом в последствии одному из моих педагогов, он набирал потом курс с ¬ерой  онстантиновной Ћьвовой, и шел спектакль Ђƒамы и гусарыї. » они с этими бородками в гримах чудовищных, раскрашенные все, сидели в гримерной, он и, по-моему, ƒудин, артист, и € перед ними. ќн говорит: читайте, и €, преодолева€ бог весь что, потому что обстановка никак не располагала ко всему этому действу, прочитал то, что приготовил Ц и ≈втушенко, и из „ехова что-то. » мне сказали: Ђѕриезжайте пр€мо на третий турї.

ёноша был окрылен успехом, считал, что он уже почти прин€т Ц а совершенно зр€, преждевременно. Ётот урок судьбы он запомнил надолго.

¬ладимир  ачан: я тогда уже почти профессионально занималс€ легкой атлетикой и входил в сборную города и в сборную Ћатвии среди юношей. ” мен€ были сборы, € приехал на третий тур и прошел на четвертый. ¬ернулс€ оп€ть в –игу, посоревновалс€, дождалс€ четвертого тура, приехал, и с него € слетел. “ам был этюд под названием Ђѕрием у секретар€ комсомольской организацииї.  аждый должен был туда приходить со своей какой-то нуждой или бедой. я никакой беды так и не придумал. ј мо€ будуща€ партнерша по танцу Ћена —анько, она мен€ отвела и все врем€ распекала мен€, что € такой нерадивый студент. ј € был не чтобы неактивен, € был никакой. я просто просто€л весь этюд, и ничего не оставалось, как не допустить мен€ к дальнейшим общеобразовательным экзаменам. Ќа следующий день в списках допущенных к английскому, сочинению и прочему € не нашел себ€.

Ќо педагоги, которым юноша €вно понравилс€, обнадежили: ¬ но€бре, быть может, состоитс€ дополнительный набор, и тогда они его об€зательно уведом€т.

¬ладимир  ачан: “ем не менее € приехал обратно в –игу и с блеском сдал экзамены в Ћатвийский государственный университет, на все п€терки, на филологический факультет, что потом, через годы, аукнулось по наводке Ћеонида ‘илатова членством в —оюзе писателей, непон€тно зачем. Ќо это через годы аукнулось, а тогда € поступил и уже начал серьезно заниматьс€, уже была латынь, уже была кака€-то обща€ тетрадь, уже была скука смертна€, потому что € уже подозревал, сколько мне предстоит вынести, но тем не менее € за сборную факультета играл в баскетбол. Ќу, как-то начал вт€гиватьс€ потихоньку. » вдруг в квартире раздаетс€ звонок, не помню от кого из них, а следом приходит письмо, что сейчас будет дополнительный набор. я, бросив все, конечно, вопреки воле родителей, которые не хотели, чтобы € уезжал в другой город и оставалс€ вообще без присмотра, € поехал, даже педагогам в университете не сказал ничего. я поехал и поступил.

ј конкурс был не из легких. ”же не 300 человек на место, как летом, а больше. ¬месте с ¬ладимиром  ачаном в Ђўукуї тогда поступили  айдановский и –усланова.

–одители были против, а ¬олод€ порхал от счасть€, он наконец-таки в ћоскве. ѕозади латынь и старослав€нский, впереди Ц что-то новое и интересное. —оседом по комнате в общежитии стал Ћеонид ‘илатов, дружба с ним зав€залась в серьез и надолго.

√лава 3. ƒТјртань€н с гитарой.

¬кус успеха на сцене  ачан ощутил скоро. ¬ 69-м он поступил на службу в московский “ё«. ≈го роль ƒТјртань€на в Ђ“рех мушкетерахї принесла актеру неверо€тную попул€рность. ѕоклонницы сходили по нему с ума, звонили домой, разрисовывали подъезд, писали письма.

Ќо век ƒТјртань€на оказалс€ недолгим. јнатолий Ёфрос позвал  ачана в театр на ћалой Ѕронной. ќтказатьс€ от такого предложени€ молодой артист не мог. — Ёфросом проработал 2 года, а потом в его жизни настала полоса безроль€.  ачан в отча€нье не впадал: он стал сочин€ть песни, которые принесли иную попул€рность. ≈го признали своим отечественные барды.

¬ладимир  ачан: Ётот момент в биографии заставил мен€ сосредоточитьс€ на песн€х. я собрал у себ€ в квартире еще 3 музыкантов: фиоланчелист, гитарист јндрей Ѕелов и флейтист, и стал придумывать. я даже не знаю, способен ли € сегодн€ на такой подвиг. ѕросто сидели у мен€ в комнате, и € пел песни на стихи Ћеши ƒедурова, царство ему небесное, и все оранжеровочные моменты тут же придумывал из головы, потому что музыкальной грамоты в профессиональном смысле € не знаю никакой. ћен€ утешает только то, что и ѕол ћаккартни ее не знает. ћного людей не знают музыкальной грамоты, но это не мешает им из головы сочин€ть вещицы типа ЂYesterdayї. Ќу, это, наверно, слабое утешение, потому что говор€т: если бы удалось начать жизнь сначала, € бы многое оставил как есть Ц но этот момент бы € не пропустил. » сегодн€ у мен€ была бы студи€ домашн€€, € бы сегодн€ развлекалс€ аранжировками точно совершенно.

ѕрофессионально развлекалс€ бы, как сейчас Ц литературой. «а плечами актера 3 книги и членство в —оюзе писателей. » все это легко, шут€.

√лава 4. «а свободу выбора.

Ёто на первый взгл€д на сцене актер. ќн ведет своего геро€ по роли, но стоит кому-то вмешатьс€ в это волшебство, берегитесь Ц актер становитс€ режиссером.

¬ладимир  ачан:   примеру, когда в чеховской Ђ„айкеї в ћалом зале, где все зрители сид€т р€дом, там такой подиум. Ќа одном конце театр “реплива, а на другом конце Ц дом јркадьиной. » € там исполн€ю роль “ригорина, и идет объ€снение с Ќиной «аречной, когда она мен€ просто зовет и приближаетс€ дл€ поцелу€, € к ней приближаюсь лицом, а потом говорю: хорошо у вас здесь, и не целую ее.  ак правило, в такие моменты очень тихо в зале, потому что эти моменты воображение публики очень сильно тревожат, когда идет подготовка к поцелую и вдруг что-нибудь случитс€ такое. ¬от мы приближаем друг к другу лица, и в это врем€ у кого, сколько ни проси, зазвонил телефон пр€мо около сцены, и он, главное дело, его не выключает, зараза, он звонит и звонит, он, видно, завороженный действием, забыл про него, а он звенит на весь зал, зал-то маленький. я приближаю лицо к Ќине «аречной и спрашиваю: ЂЁто у вас в саду соловьи такие?ї «ал начал хохотать. Ђƒо чего ж противно поютї, - сказал €, и тогда только этот д€д€ выключил телефон. Ќо это было встречено гор€чим одобрением зрителей, т. е. сочувствием. Ќо мне надо было как-то выкручиватьс€ Ц а что, делать вид, что € этого не слышу?

» в этом весь ¬ладимир јндреевич. ќн свободен и не любит, когда на эту свободу пос€гают:, он сам себе режиссер, хоз€ин барин. ћожет быть, поэтому он выбрал театр –ахельгауза, театр не классический, самобытный.

¬ладимир  ачан: ћы с самого начала договорились о том, что и так длитс€ многие годы, и почему € так долго в этом театре работаю, € не играю ничего такого, что мне не по сердцу, то, что мне не будет при€тно даже произносить. ѕоэтому заранее мы сговариваемс€, если что-то предлагаетс€, € говорю: вот это € буду делать, а вот это не буду.

Ќе раз приходилось отказыватьс€ и от ролей в кино. Ќо те, над которыми он работал, - характерные, всегда запоминающиес€.

¬ладимир  ачан: »х не так много, эпизодов, ролей второго плана, где-то около 20. Ќо мне ни за одну из них не стыдно. ѕотому что каждый раз старалс€ что-то придумать, что-то такое забавное и интересное. » перва€ роль у мен€ в кино была, вообще когда мне было за 30 лет. Ёто был такой развернутый, огромный эпизод с Ћией јхеджаковой, с которой, кстати говор€, мы начинали в “ё«е, и нас с ней обоих выдвигали в “еатре юного зрител€ за роли на √оспремию. —пуст€ годы мы с ней встретились, и первый мой фильм был, где она, по-моему, играла учительницу, а € Ц пь€ного шофера-таксиста. Ётот эпизод длилс€ 8 минут. Ќо вокруг люди сказали, что у них было ощущение, что € играю 40-ю роль в фильме, что € был обсолютно нахален и свободен.

«апомнилс€ всем и Ѕинкиндорф из ЂЅедной Ќастиї. Ётот сериал, прошедший по многим телеканалам страны, не увидел только слепой. Ќо по-насто€щему главную и самую любимую роль артист сыграл этим летом в фильме Ђ¬рем€ радостиї.

¬ладимир  ачан: ” киношных режиссеров какой-то стереотип вырабатываетс€, и они предлагают тебе какие-то определенные, конкретные роли. Ќо € благословл€ю отвагу √ермана, который вз€л Ђ20 дней без войныї и вз€л клоуна Ќикулина на главную роль Ћопахина. ¬от это режиссер, который не раб стереотипов и представлений о том, каким должен быть артист. ¬от он недавно по телевизору, кстати, рассказывал, какое противодействие он встречал, как люди говорили: что вы клоуна вз€ли на роль, как вы могли? ј он отсто€л, и это замечательно. » так было очень много. » как ћотыль отстаивал »гор€  осталевского на роль јнникова. “ам был классический певец, по-моему, «ахаров, который должен был спеть этот знаменитый романс, композитор Ўварц был за это, но Ўварц был против того, чтобы € это спел. Ќо ћотыль убедил, и Ўварц потом не просто смирилс€ Ц он согласилс€ с тем, что у мен€ это получилось.

«наменитую песню кавалергардов в картине Ђ«везда пленительного счасть€ї исполнил именно ¬ладимир  ачан. — тех пор уже много лет эта композици€ Ц его визитна€ карточка. ћногие люди на концертах до сих пор прос€т исполнить этот трогательный романс на слова Ѕулата ќкуджавы.

√лава 5. „удеса не свыше.

Ќаиболее важное остающеес€ после человека, считает ¬ладимир  ачан, - не актерское и даже не режиссерское мастерство. Ќасто€щее и долговечное Ц это живопись, музыка, литература.

¬ладимир  ачан: „то из них главнее Ц это не мне судить. Ќо дл€ мен€ литература Ц это очень интересна€ работа, вот так скажем. ѕотому что она объедин€ет в себе музыкальный ритм и мелодию прозы, потому что в прозе должна быть мелоди€. я вообще думаю, что в литературе не главное про что, а ставитс€ вопрос как, как ты сделаешь это.  ак ты одни и те же слова оформишь во фразы, а фразы в мысли. » поскольку на этих страницах прозы ты сам себе и артист, и осветитель, и костюмер, и режиссер, разумеетс€, все это в одном флаконе находитс€.

¬ладимир јндреевич Ц тоже своеобразный человек во флаконе. Ќа вопрос, как он успевает заниматьс€ одним, вторым, третьим, отвечает просто: делаю все с любовью, это не работа Ц это мо€ жизнь.

¬ладимир  ачан: ” мен€ и по жизни получаетс€ так, что, когда € закончил книжку Ђёность Ѕабы-ягиї, там уже второе издание пошло и продаетс€, а до этого была кака€-то театральна€ работа и работа в кино, € сыграл очень большую роль в фильме Ђ¬рем€ радостиї. » еще продолжаютс€ съемки в фильме Ђќфицеры Ц 2ї. » до этого было много кино, т. е. актерское ремесло было на первом месте, потом была Ђёность Ѕабы-ягиї, роман, который € заканчивал, а музыкальна€ часть в моей биографии плелась на 3-м месте. “ут € просто решил, что надо выпустить диск, надо записать и сделать новые записи. » тогда это по важности перемещаетс€ на первое место, а остальные подождут.

Ёпилог.

Ўкола современной пьесы Ц нынешнее пристанище актера. «десь интересный репертуар, здесь проход€т творческие вечера мастера. ¬се то, к чему стремилс€ амбициозный мальчик из –иги, похоже, сбылось. ѕопул€рность, работа, верные друзь€, проверенные жизнью, песни и даже книги. ј еще спуст€ много лет ¬ладимир јндреевич все-таки встретилс€ с городом своего детства, о котором почти ничего не помнил.

¬ладимир  ачан: ѕроизошла одна довольно-таки мистическа€ истори€. ћы поехали на ƒальний ¬осток с концертной бригадой, мне уже было 40 лет. » поехали мы в составе: ѕанкратов-„ерный, Ѕорис ’мельницкий, ћаксим ƒунаевский руководил этой поездкой в качестве уполномоченного представител€ президента, которым тогда был ≈льцин. ѕоехали мы на ƒальний ¬осток, и ”ссурийска в нашем гастрольном графике не было вообще. ј Ѕорис ’мельницкий тоже родилс€ в ”ссурийске. » когда мы переезжали из Ѕиробиджана то ли во ¬ладивосток, то ли в ’абаровск, мы с ним сидели вместе в купе, и € повторюсь, что € в городе своего детства с тех пор не был никогда. » вот представьте себе: глуха€ ночь, у нас сто€т бутылки минеральной воды, мы с ним вдвоем в купе, € не знаю почему, но € проснулс€, свесил ноги с полки, налил себе водички, выпил, € его не будил. ќн на соседней полке встал также налил себе воды, посмотрел в окно, поезд замедл€ет ход. ќн говорит: пойдем, что ли, на перрон покурим. я говорю: ну пошли. Ёто было летом. ћы вышли на перрон, там туман, половина четвертого утра, только такой маленький намек на рассвет, и вдалеке красные буквы Ц ”ссурийск. „то это такое, почему Ц € до сих пор не могу пон€ть.

Ќаверное, все это свыше. ¬ жизни ¬ладимира јндреевича все не просто так. Ќа судьбу грех жаловатьс€, говорит актер, ему любые чудеса по плечу.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru