Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬иктори€ “окарева

   /   

Viktoria Tokareva

   /
             
‘отографи€ ¬иктори€ “окарева (photo Viktoria Tokareva)
   

ƒень рождени€: 20.11.1937 года
ћесто рождени€: Ћенинград, ———–
¬озраст: 83 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

–усский прозаик и сценарист.

ёмор присущ геро€м “окаревой в той же мере, что и автору, на основании чего критик ¬. Ќовиков отмечал, что в ее произведени€х "дл€ разговора о серьезных проблемах найден сегодн€шний тип иронического мышлени€, всем знакомый и простой €зык".

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

03.10.2006

–одилась 20 но€бр€ 1937 года в Ћенинграде, в семье инженера.

¬ 1958 году ¬иктори€ “окарева окончила Ћенинградское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1969 году - сценарный факультет ¬сесоюзного государственного института кинематографии.

ѕисать рассказы она начала, работа€ в детской музыкальной школе учительницей пени€, а позже - редактором на телевидении.

ѕерва€ же публикаци€ - рассказ "ƒень без врань€" (1964) - была замечена: автору предложили сделать сценарий дл€ фильма, и в 1968 году на экраны вышла картина "”рок литературы". “ак ¬иктори€ “окарева нашла свой путь и с тех пор занимаетс€ любимым делом.

 огда вышел в свет ее первый рассказ, шли последние мес€цы хрущевской "оттепели", предшествовавшие длительному, 20-летнему "застою". Ќо ¬иктори€ “окарева как бы успела вскочить в последний вагон: ее произведени€ врем€ от времени по€вл€лись в ведущих литературных журналах "ёность" и "Ќовый мир". ¬ 1969 году была опубликована ее перва€ книга "ќ том, чего не было", объединивша€ как ранее печатавшиес€, так и новые повести и рассказы.

¬ 1970-1980-е годы ¬иктори€ “окарева печаталась редко: очередной сборник ее произведений выходил раз в 5 лет (с 1969 по 1991 год вышли лишь 4 книги). ¬ошедшие в них рассказы и повести стали классикой советской литературы. ѕри этом “окарева никогда не шагала в "генеральном направлении партии", у нее была сво€ узенька€ тропинка, но ее голос, как "√осподн€ дудочка", звучал чисто и одиноко. „итатели ждали ее рассказов и вырезали из журналов, чтобы сохранить.

» это неудивительно.  ажда€ ее строчка обладает внутренней прит€гательностью: нет фраз лишних, нет фраз бессмысленных - кажда€ самоценна и рождает в воображении €ркие и запоминающиес€ образы. Ќесмотр€ на то, что ¬иктори€ “окарева - городска€ писательница, тема ее рассказов отчетливо перекликалась с темой Ўукшина: "что с нами происходит?". Ќа городском материале, от лица женщины, м€гко и с юмором она говорила о самых серьезных проблемах своего поколени€. ¬ ее рассказах и повест€х, которые создавались в то врем€, когда общественное официально котировалось выше личного, находилось место всему: любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и еще очень многому, без чего невозможна жизнь каждого человека.

ѕочти все произведени€ ¬иктории “окаревой сразу же становились бестселлерами. Ќаиболее очевидно это выразилось в "издательском буме “окаревой" в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в –оссии авторов. «а последние 15 лет вышло более 10 ее сборников.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

"‘еномен ¬иктории “окаревой безусловно существует. ќн у всех у нас на виду и не заметить его - все равно что пройти мимо зимы или лета. –ано или поздно, но увидишь, что чуть ли не на каждом книжном лотке лежат две-три, а то и больше книг ¬иктории “окаревой. „итатель к ним т€нетс€, в магазинах и библиотеках они не залеживаютс€, ими обмениваютс€, как добрыми новост€ми. ¬иктори€ “окарева - писательница "дл€ всех": она и филологам интересна, и домохоз€йкам, и инженерам, и критикам..." "” ¬иктории “окаревой нет плохих рассказов, - писал ёрий Ќагибин после выхода в свет ее первой книги "ќ том, чего не было". - ” нее есть только хорошие, очень хорошие и блест€щие".

ѕеру ¬иктории “окаревой принадлежат книги "ќ том, чего не было", "Ћетающие качели", "Ќичего особенного", "—казать - не сказать", "—во€ правда", " азино" и другие.

¬иктори€ “окарева - едва ли не единственный известный еще с советских времен автор, чьи книги - и сегодн€шние и прежние - регул€рно издаютс€ большими тиражами не только в –оссии, но и за ее пределами - в »талии, јнглии, ‘ранции, √ермании,  итае.

¬ чем секрет ее успеха? “алант, оптимизм, юмор и доброта - вот основные составл€ющие творчества ¬иктории “окаревой. ‘. ‘еллини, прочитав книгу “окаревой, переведенную на италь€нский €зык, заметил: " акое доброе дарование. ќна воспринимает жизнь не как испытание, а как благо".

“ворчество писательницы, котора€ продолжает "чеховскую традицию в литературе", отличают отточенность стил€, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническа€ интонаци€ повествовани€. ѕроза русской ‘рансуазы —аган, как называют “окареву, словно зар€жена энергией любви. "≈сли в сердце нет любви, человек мертв. ∆ивым он только притвор€етс€" - такова философи€ ее творчества.

ѕричина попул€рности “окаревой состоит и в том, что персонажи ее произведений так же узнаваемы, как и обыденные житейские обсто€тельства, в которых происходит действие, а психологические наблюдени€ так же просты и пон€тны, как сюжеты новелл. японский критик ћокико ќ€ма так писал о ее творчестве: "¬иктори€ “окарева не торопитс€ и говорит шепотом читател€м, как говорит шепотом себе. ѕоэтому, когда мы читаем ее произведени€, мы повтор€ем шаги геро€. —обыти€, которые происход€т вокруг геро€, мы переживаем на собственном опыте, как будто наши глаза поставлены в его лицо и высота его глаз та же, что и высота глаз читател€".

Ёти повествовательные особенности про€вились уже в первом рассказе “окаревой "ƒень без врань€", герой которого, школьный учитель французского €зыка, не произнес€ в течение дн€ ни одного лживого слова, выводит дл€ себ€ незамысловатое, но бесспорное правило: говорить правду мало, надо жить по правде, иначе превратишьс€ в неудачника. ‘инал этого рассказа допускает различные варианты развити€ судьбы геро€. ќткрытость финалов, отсутствие назидательности вообще характерны дл€ прозы “окаревой.

ѕерсонажи “окаревой, мен€ющиес€ в соответствии с временем, внутри не мен€ютс€ вовсе. ” них те же обиды, та же грусть и надежда на лучшее. Ёти чувства - цель описани€. ∆алость к себе, к своим ближним, к случайно встреченным люд€м не оставл€ют героев “окаревой. Ёто как бы фундамент их отношени€ к миру.

ѕопытки вырватьс€ из житейской рутины, как правило, не принос€т геро€м счасть€. “ак, пианист ћес€цев из повести "Ћавина" (1996) не замечает, как в результате такого "рывка" тер€ет семью, любовь и талант. ќднако заур€дность персонажей “окаревой часто обманчива.  лимов, главный герой повести "≈хал грека", влюбившись, переживает душевное преображение и понимает: "ќттого, что € был влюблен, € как бы прикоснулс€ к бессмертию и стал немножечко моложе".

ёмор присущ геро€м “окаревой в той же мере, что и автору, на основании чего критик ¬. Ќовиков отмечал, что в ее произведени€х "дл€ разговора о серьезных проблемах найден сегодн€шний тип иронического мышлени€, всем знакомый и простой €зык".

¬ рецензии на одну из 7 книг “окаревой, вышедших в 1990-97 на немецком €зыке, критик ’. Ўлаффер выделил главную особенность творчества писательницы: "»стории “окаревой так же одинаковы, прозаичны и однотонны, как сама жизнь, если воспринимать ее как повседневность, и так же увлекательны, как повседневность, если хочешь узнать ее строй, ее основу".

¬иктори€ “окарева признана и любима не только как автор живых, €рких, пронизанных тонким психологизмом и иронией рассказов, но и как сценарист. ѕо ее сценари€м сн€то более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в "золотой фонд" отечественного кинематографа: "”рок литературы" (1968), "ƒжентльмены удачи" (1971, в соавторстве с √. ƒанели€); "—овсем пропащий" (1973, в соавторстве с √. ƒанели€); "ћимино" (1977, в соавторстве с –. √абриадзе и √. ƒанели€), "Ўла собака по ро€лю" (1978) и другие. “акие картины, как "ƒжентльмены удачи" и "ћимино", стали насто€щими шл€герами, и даже сейчас, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта.

¬иктори€ “окарева - лауреат IV –оссийского кинофестивал€ "Ћитература и кино" (1998). ¬ 2000 году на  аннском кинофестивале ей был вручен приз "«а вклад в литературу и кино".

¬.—. “окарева - член —оюза писателей (1972), –усского ѕен-÷ентра, лауреат премии ћосква-ѕенне (1997). Ќаграждена орденом "«нак ѕочета" (1987).

∆ивет и работает в ћоскве.

интересна€ истори€
Ћюдмила «олота€ 18.03.2007 06:15:20
¬ 2000 году книга ¬иктории “окаревой спасла мне жизнь, ќчень хотела бы с ней познакомитс€ и рассказать эту историю.ƒоцент ћ√” им. Ћомоносова Ћ.ј.«олота€

—амый счастливый день.
иль€ 21.09.2007 07:57:10
ƒавно не читал ничего подобного.
¬ы очищаете души.
“алант и любовь и совесть.
ќгромное спасибо.

—амый счастливый день
»ль€ 21.09.2007 08:19:45
—покойных, плодовитых лет
Ћюбви и €сных снов букет.
я ваш.

ѕќ—¬яЎ≈Ќ»≈ ¬» “ќ–»» “ќ ј–≈¬ќ…
ЋёЅќ¬№ 16.11.2010 04:36:47
”влечены все криминальным чтивом,
ћарининским, донцовским детективом.
— одним сюжетом,темой, эпилогом,
— загадочным убийством и подлогом.
Ѕульварную еще читают прессу,
» "дамские" романы с интересом.
ј дл€ мен€ - лишь “окарева - ѕрима!
—воеобразна и неповторима!

Ѕлагодарность
Ћеонид 16.07.2017 09:12:34
¬аши рассказы - хороша€ психотерапи€. »роничные афоризмы, психологическа€ достоверность, добрый юмор. Ёто вытаскивает из плохого настро€




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru