Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√еннадий Ўпаликов

   /   

Genadiy Shpalikov

   /
             
‘отографи€ √еннадий Ўпаликов (photo Genadiy Shpalikov)
   

ƒень рождени€: 06.09.1937 года
ћесто рождени€: —егежа, ,  арели€ ,———–
ƒата смерти: 01.11.1974 года
ћесто смерти: ѕеределкино, , ћосковска€, –осси€
¬озраст: 37 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


 н. «вездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. —.75-81

ѕоэт, сценарист (<я шагаю по ћоскве>)

¬ 1964 году на экраны страны вышел один из лучших фильмов отечественного кинематографа "я шагаю по ћоскве". ѕесн€ с одноименным названием, звучавша€ в нем, и сценарий самого фильма принадлежали перу Ўпаликова. ¬ те годы он был одним из самых многообещающих и талантливых молодых кинематографистов. √еннадию прочили прекрасное будущее, а он вз€л и покончил с собой...

12.12.2000

√еннадий Ўпаликов родилс€ 6 сент€бр€ 1937 года. — 1959 по 1964 год училс€ на сценарном факультете ¬√» а. ≈го первой серьезной работой в кино стал фильм "«астава »льича", постановку которого на студии имени √орького осуществил режиссер ћарлен ’уциев. ‘ильм вышел в 1962 году, однако тут же был сн€т с проката как "идеологически вредный".  артина не понравилась лично Ќ. —. ’рущеву.  огда 7-8 марта 1963 года в  ремле проходила встреча руководителей страны с де€тел€ми советского искусства, именно этот фильм был подвергнут самой разнузданной критике. ќ том, как все происходило, стоит рассказать подробно,

√еннадий Ўпаликов фотографи€
√еннадий Ўпаликов фотографи€

 огда все критические выпады в адрес картины были сделаны, присутствующие потребовали выйти на трибуну главных виновников случившегос€: ћарлена ’уциева и √еннади€ Ўпаликова. ѕервым вышел режиссер. ќн говорил о том, что снимал свою картину от чистого сердца, что даже в мысл€х не держал никакой антипартийности. »наче говор€, вместо того чтобы пока€тьс€, режиссер гор€чо отстаивал свое произведение, признавал отдельные ошибки и обещал сделать правильные выводы. «ал встретил это выступление гулом неодобрени€.

ћежду тем не успел сойти с трибуны ћ. ’уциев, как на нее уже лихо вбежал 25-летний Ўпаликов. “о, что он затем сказал, привело аппаратчиков в еще больший гнев. ќн за€вил, что настанет врем€, когда кинематографисты будут пользоватьс€ в стране такой же славой, как и герои-космонавты, что он убежден в своем праве на ошибку и просит присутствующих не судить их картину слишком строго. ћного чего за долгие годы повидал кремлевский зал заседаний, но чтобы безусый юнец учил сановных руководителей жизни - такого здесь еще не бывало. ѕоэтому последние слова молодого оратора буквально утонули в диком реве и гвалте чиновной братии.  азалось, еще мгновение, и вс€ эта толпа обезумевших от гнева номенклатурщиков сорветс€ со своих мест и растопчет, растерзает юношу. ¬идимо, это почувствовал ’уциев, который вскочил со своего места, вбежал на трибуну и, пыта€сь перекричать зал, произнес: "ћой коллега очень взволнован, три часа назад у него случилось радостное событие-у него родилась дочка. Ќе будем к нему строги..." ќднако все это было гласом вопиющего в пустыне. «ал продолжал кричать, топать ногами, и казалось, что этому не будет конца.

√еннадий Ўпаликов фотографи€
√еннадий Ўпаликов фотографи€

‘ильм "«астава »льича" в итоге был нещадно порезан цензорами. “ри года из него делали "идейно здоровое произведение", убирали все, что не ложилось в прокрустово ложе партийных решений и указаний, даже название сменили на более нейтральное - "ћне двадцать лет". Ќаконец в 1965 году фильм вышел на экран.

 ак видно из приведенного выше рассказа, Ўпаликов отличалс€ завидной смелостью и дерзостью поступков. —огласитесь, не каждому человеку хватит решимости бросить вызов руководству страны пр€мо в лицо, с трибуны кремлевского зала. Ќо, может быть, у Ўпаликова это был минутный порыв, единичный случай? ћногие люди, близко знавшие Ўпаликова, утверждают, что подобных поступков в его биографии было предостаточно. Ќапример, он имел смелость публично сме€тьс€ над...  √Ѕ. ¬ сент€бре 1962 года фильм "»ванове детство" по его сценарию (режиссер ј. “арковский) завоевал "√ран-при" на ¬енецианском фестивале, и группа создателей картины решила отметить это дело в ресторане "јрагви". ¬от рассказ об этом ¬. Ѕогомолова:

√еннадий Ўпаликов фотографи€
√еннадий Ўпаликов фотографи€

"„асов в дев€ть вечера “арковский вышел позвонить. ¬ернувшись, спросил: "¬ы не возражаете, если приедут ’уциев и Ўпаликов? ќни только что закончили картину".  онечно, мы не возражали, и где-то через час приехали ћарлен ’уциев и √еннадий Ўпаликов, с которым € встретилс€ впервые. ћы пили за только что законченный их фильм "«астава »льича", о котором јндрей сказал: "Ёта картина сильнее нашего фильма". » вдруг Ўпаликов, обраща€сь ко мне и јндрею, говорит: "–еб€та, закажите мне макароны!" я, не заметив хитрой ухмылки јндре€ (который хорошо знал способности Ўпаликова разыгрывать присутствующих), воскликнул: "√ена, ты что!" Ќо тот насто€тельно просил. ¬ это врем€ в кабинет, где мы сидели, зашел официант. я попросил его принести макароны. ќфициант почти испуганно произнес: "” нас нет макарон. Ќе бывает". - " ак это, ресторан высшего разр€да, и нельз€ заказать простые макароны?" - спросил €. ќфициант, волну€сь, стал сбивчиво отвечать: "Ќо вы первые, кто попросил макароны, у нас никто никогда макароны не заказывал..." “огда € вышел к метрдотелю, дал ему "за культурное обслуживание", не помню, по-моему, рублей 25 и сказал: "«десь за углом в магазине прекрасный бакалейный отдел, там наверн€ка есть макароны. ѕошлите кого-нибудь, пусть куп€т и свар€т..." ћинут через 30 нам принос€т макароны... ј наш кабинет, где мы сидели, имел вентил€ционные прорези, забранные бронзовыми решетками из вертикальных планок. » как только официант, подавший блюдо из макарон, вышел из кабинета, Ўпаликов встал и сосредоточенно стал заталкивать макароны между прутиками решеток. я ничего не понимал. ћое лицо выражало недоумение, а выражение лица –. Ќ. ёренева (очень серьезного интеллигентного человека) описать невозможно. "„то вы делаете?" - обратилс€ € к Ўпаликову. јндрей сме€лс€.

Ўпаликов, продолжа€ заправл€ть макароны между прутиками, невозмутимо ответил: "«наете, техника зачастую отказывает (намека€ на подслушивающее устройство), и туда сажают живых сотрудников, а о них тоже надо думать!"

√еннадий Ўпаликов фотографи€
√еннадий Ўпаликов фотографи€

“акие шутки со всемогущим  √Ѕ практиковал в те годы √еннадий.

Ћучшие дн€

„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12588
ƒональд ¬инникотт
јнгела √оссов. Ѕиографи€
ѕосетило:8906
јнгела √оссов
¬ладимир јндреев. Ѕиографи€
ѕосетило:4855
¬ладимир јндреев

ћежду тем, видимо, наученный горьким опытом работы над фильмом "«астава »льича", Ўпаликов в 1962 году написал сценарий лирической комедии. —тавить картину вз€лс€ режиссер √еоргий ƒанели€. “ак, в 1964 году на экраны страны вышел один из лучших фильмов отечественного кинематографа "я шагаю по ћоскве". ѕесн€ с одноименным названием, звучавша€ в нем, тоже принадлежала перу Ўпаликова.

√еннадий Ўпаликов фотографи€
√еннадий Ўпаликов фотографи€

¬ последующем им было написано еще несколько сценариев, которые легли в основу фильмов: "я родом из детства" (1966), "“ы и €" (1972), "ѕой песню, поэт" (1973).  роме этого, в 1967 году вышла единственна€ режиссерска€ работа Ўпаликова - фильм "ƒолга€ счастлива€ жизнь". ¬ р€де картин звучали и песни, написанные сценаристом. ќдним словом, по мнению многих, Ўпаликов был в те годы одним из самых многообещающих и талантливых молодых кинематографистов. ≈му прочили прекрасное будущее, а он вз€л и покончил с собой.

Ќа вопрос "почему?" каждый из знавших Ўпаликова отвечает по-разному. ќдни говор€т о том, что его погубил диктат чиновников от кино, борьба которых со свободомыслием в начале 70-х приобрела просто маниакальные формы. ƒругие упирают на разгульные нравы богемной тусовки, на то, что не хватило характера, чтобы сопротивл€тьс€ ее порокам. Ќаверное, в каждом из этих утверждений есть сво€ дол€ правды.  огда в конце 60-х ѕ. Ћеонидов случайно встретил Ўпаликова возле “реть€ковской галереи, он услышал от него такой монолог: "¬от € - алкоголик профессиональный, ¬ит€ Ќекрасов тоже, есть еще люди, а остальные писатели профессиональные, а главный среди них - ≈втуженька. ¬ ———– нет выбора вне выбора. »ли ты пьешь, или ты подличаешь, или теб€ не печатают. „етвертого не дано".

¬ начале 60-х у Ўпаликова была прекрасна€ семь€: жена - талантлива€ молода€ актриса »нна √ула€ (это она сыграла Ќаташу в фильме " огда деревь€ были большими"), ребенок. ќднако к началу следующего дес€тилети€ он все это потер€л. ƒома он не жил, скиталс€ по друзь€м. √овор€т, с похмель€ любил читать расклеенные по стендам газеты. ѕричем читал все подр€д, от корки до корки. ¬идимо, это чтение отвлекало его от мрачных мыслей, а может быть, и вдохновл€ло. ¬едь он продолжал писать стихи, сценарии. ѕисал их где попадетс€, чаще всего на почте, где всегда в избытке были и чернила, и перь€, и бумага-телеграфные бланки. ƒрузь€ первое врем€ помогали ему как могли, затем постепенно помогать перестали. —суживать его "трешками" на опохмелку желающих становилось все меньше.

¬ 1974 году Ўпаликов с питьем внезапно "зав€зал" и засел за новый сценарий, который назвал "ƒевочка Ќад€, чего тебе надо?". —ценарий был изначально непроходной, и на что рассчитывал Ўпаликов, так и не пон€тно. —удите сами. –ечь в нем шла о передовице производства, токаре одного из волжских заводов Ќаде, котора€ волею судьбы становитс€ депутатом ¬ерховного —овета ———–. ¬се в ее жизни до определенного момента развиваетс€ хорошо, но затем удача поворачиваетс€ к ней спиной. ¬ конце концов девушка доходит до крайнего предела: она идет на городскую свалку и там публично сжигает себ€ на костре.

ѕоставив жирную точку в финале этой сцены, Ўпаликов запечатал сценарий в конверт и в тот же день отослал его в √оскино. ќтвета на него он так и не дождалс€, потому что через несколько дней после этого покончил с собой. »звестный кинокритик ј. «оркий сумел восстановить последний день жизни Ўпаликова - 1 но€бр€ 1974 года.

”тром √еннадий отправилс€ к знакомому художнику и попросил у него в долг несколько рублей. Ќо тот ему отказал. «ато некий режиссер чуть позже пошел ему навстречу и деньги вручил. ѕосле этого Ўпаликов отправилс€ на Ќоводевичье кладбище, где в тот день открывалась мемориальна€ доска на могиле режиссера ћ. –омма. «десь он попыталс€ выступить с речью, но кто-то из высоких начальников к трибуне его не пустил. ѕосле траурного митинга Ўпаликов ушел с кладбища с известным ныне писателем √ригорием √ориным. “от вн€л просьбе Ўпаликова и дал ему денег на дешевое вино. ¬месте они отправились в ѕеределкино. ѕозднее √орин пожалеет о том, что дал Ўпаликову денег именно на вино, а не на водку. ≈сли бы произошло наоборот, то Ўпаликову вр€д ли хватило бы сил после бутылки водки покончить с собой. ј так он выпил дешевого вина и быстро захмелел, так как до этого момента был в "зав€зке". ѕриехав в ѕеределкино, он подн€лс€ на второй этаж одной из дач и там повесилс€, соорудив петлю из собственного шарфа. Ѕыло ему всего 37 лет.

“ело Ўпаликова первым обнаружил все тот же √. √орин.   сожалению, пришел он слишком поздно, когда помощь была уже не нужна. √орин вызвал милицию и успел до ее приезда спр€тать бумаги Ўпаликова, которые, останьс€ они на столе, наверн€ка бы потом пропали.

–. S. „ерез шестнадцать лет после гибели Ўпаликова ушла из жизни »нна √ула€. ѕричем обсто€тельства ее смерти тоже не вы€снены до конца. ѕо одной из версий, она умерла от передозировки снотворного.

√енадий Ўпаликов
вовик 05.10.2006 04:19:12
яркий пример того, как проходит и завершаетс€ жизнь человека, которому не дают творить. Ќо всЄ равно, даже то, что ему удалось оставить, впечатл€ет людей, как все великие шедевры представителей человеческого рода. Ќу и что, если нет такой славы и не было, как у ≈втушенко или ¬ысоцкого? “ут уже эффект колеса. Ќикто же не знает, кем оно было применено впервые, но все благодарны, даже не осознава€.

√еннадий Ўпаликов
santa-serge 05.10.2006 12:09:12
√еннадий Ўпаликов никогда не был автором сценари€ к фильму “арковского "»ваново детство". ‘ильм создан по известному рассказу ¬ладимира Ѕогомолова "»ван". —ценарист ћ.ѕапава переложил его сюжет дл€ кино, произвольно изменив основной мотив рассказа и сохранив жизнь главному герою. Ѕогомолов вмешалс€ и следующий вариант сценари€ был возвращен к оригиналу при участии самого Ѕогомолова. » это не единственна€ погрешность в изложении биографии √еннади€ ‘едоровича на данной странице.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—екс-символ 80-х
ѕосетило:11861
—аманта ‘окс
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12588
ƒональд ¬инникотт
”спешный велогонщик всех времен
ѕосетило:9982
Ёдди ћеркс

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru