Людибиографии, истории, факты, фотографии

Андрей Звягинцев

   /   

Andrey Zvyagintsev

   /
             
Фотография Андрей Звягинцев (photo Andrey Zvyagintsev)
   

День рождения: 06.02.1964 года
Место рождения: Новосибирск, СССР
Возраст: 56 лет

Гражданство: Россия

У нас все давно продано Америке!

режиссер

Кинематограф – это прежде всего искусство, а не бизнес. В той же Америке, я вас уверяю, не будь там независимого кино, индустрия давно бы рухнула. А искусство призвано говорить прежде всего о душе. Это надо осознать.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

03.01.2010

Андрей, объясните, пожалуйста, как так вышло, что из прокатной международной версии киноальманаха "Нью-Йорк, я люблю тебя" продюсеры вырезали две новеллы - вашу и Скарлетт Йохансон?

Андрей Звягинцев фотография
Андрей Звягинцев фотография

− Официальный ответ продюсера Эммануэля Бенбии был такой: «решение об изъятии этих двух новелл было принято продюсером с американской стороны на основании тестового показа всего альманаха целиком для фокус-группы в США. Комментарий был следующим — публике показалось, что именно эти две новеллы слишком медленно развиваются и непонятно о чем повествуют».

Реклама:

Институт фокус-групп пригоден для рекламного бизнеса и коммерческого кино, переносить его принцип на авторское кино, по-моему, черт знает что. Институт фокус-групп, принятый в Америке как главное мерило ценности художественного произведения – отвратительный инструмент, чудовище, порожденное обществом потребления. Что бы стало с фильмами Бергмана, Брессона или Кассаветиса если бы они прошли через это горнило, через эту понижающую селекцию?..

Продюсер всегда может сослаться на решение фокус-группы — гораздо легче скрыться за чужим мнением или решением, нежели аргументировать свое собственное. Но в моем случае можно было бы и сказать прямо, потому что мне пока, слава богу, хватает ума понять, что моя новелла, как и новелла Скарлетт попросту другие, они никак бы не инсталлировались в общий контекст. Если Вы увидите фильм, думаю согласитесь со мной. Что же касается непосредственно моей новеллы, одной из существенных причин обособленности я бы назвал её визуальное решение: у нас все достаточно статично, в то время как у других много динамики и в поведении камеры и в монтаже. Я бы выразил это так: в целом альманахе преобладает внешнее движение, в нашей новелле — внутреннее.

"Нью-Йорк..." стал вашим первым опытом участия в международных киноальманахах. Этот опыт стал для вас положительным?

− Едва ли смогу ответить на ваш вопрос и не слукавить. Мог ли я предположить еще два года назад, что соглашусь на съемки в Нью-Йорке? Конечно же нет. Никто не знает, какие припасла ему сюрпризы судьба. Но, пожалуй, всерьез задумаюсь, если поступит подобное предложение вновь. Я рассматривал его как творческое предложение участвовать в авторском проекте, а оказалось, что вышло из всего этого обыкновенное коммерческое общее место.

Почему вы решили прекратить сотрудничество с продюсером Дмитрием Лесневским, совместно с которым вы сделали два фильма, принесшие вам международное признание - "Возвращение" и "Изгнание"?

− Такого решения не было. Мы с Димой по-прежнему в самых добрых отношениях и, надеюсь, снимем ещё что-нибудь вместе. А сейчас у меня новый опыт работы с другим продюсером. Мы уже в запуске с новым проектом под рабочим названием «Елена», который продюсирует Александр Роднянский.

Лучшие дня

Николай Басков. Биография
Посетило:15700
Николай Басков
Как стать полиглотом?
Посетило:11632
Зиад Фазах
Непобежденный боксер
Посетило:11409
Энтони Джошуа

Какие из фильмов, снятые за последний год в России произвели на вас наибольшее впечатление?

− Пожалуй, это прежде всего фильм Хомерики «Сказка про темноту». Мне показался очень интересным дебютный фильм Василия Сигарева «Волчок». Документальный фильм «Революция, которой не было» меня впечатлил. «Вдвоем» - отличный фильм Павла Костомарова, тоже документальный. Наверняка, многого я пока еще не видел.

Сейчас в России все говорят о появлении "новой волны" - нескольких молодых режиссерах, которые снимают нетрадиционное для нашей страны кино. По-вашему, уместно ли вообще говорить о "новой волне", или это очередная попытка кинокритики классифицировать то, чего не существует?

− На мой взгляд, о волне уместно говорить, когда это цунами. Я сейчас утрирую, конечно. Речь не о том, чтобы эта волна сметала всё на своём пути, не оставляя живого места. Но это должно быть большое событие, длящееся во времени и, несомненно, несущее серьёзные перемены, как в языке, так и в восприятии. Лично я такого «большого события» пока не наблюдаю. Возможно, до меня не докатилось. Возможно, я сам в этой волне, и поэтому для меня это просто факт моей жизни, моя, так сказать, стихия. Но скорее всего, это всё-таки не волна, а только всплески, пузырение разной степени силы на относительно ровной поверхности иссыхающего моря отечественного кинематографа.

У ваших фильмов достаточно уникальная репутация - их в основном ругают в России, но любят и награждают призами за рубежом. Для вас важно признание кинокритической общественности на Родине?

− Я стараюсь не обращать внимания, но порой приходится. Ибо, чтобы совсем ничего не видеть и не слышать, надо было бы лишить себя слуха и зрения. Что касается призов, то ими нас и дома награждали. Что касается признания кинокритической общественности на Родине… Вы не находите, что в слове «кинокритическая» как-то сразу вот слышится несколько отрицательных коннотаций? К тому же «общественность» - это такая какая-то безликая, не побоюсь этого слова, серая масса, а в данном случае ещё и «критическая» - просто жуть, страшно подумать, что от этой «массы» что-то зависит - надеюсь, всё-таки не так много, как они себе возомнили – всё-таки и у нас на Родине, а не только за рубежом, думающие люди, я уверен, делают выбор в пользу того или иного фильма, исходя не из мнения «кинокритической общественности», а руководствуясь собственным вкусом, как минимум. Так вот, признаться честно, меня не волнует признание этой «массы». Есть отдельные люди, вовсе не стремящиеся слиться с нею, - личности, пишущие о кино, сопереживающие процессам, происходящим в этом сложноустроенном организме, - их мнение мне интересно.

В недавнем скандале вокруг Союза кинематографистов вы не высказались в защиту ни одной из сторон. Очень интересно было бы услышать вашу оценку произошедших событий.

− Я придерживаюсь срединного пути: надо кино снимать, а не бороться за кормушки. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», так ведь, кажется, сказано в Книге Книг... А вообще, на мой взгляд, все эти союзы – рудимент советского сознания. Не то чтобы я призываю удалить этот остаточный орган за ненадобностью, нет, пусть, как говорил товарищ Мао, цветут все цветы, от себя добавлю, пусть цветут и отцветают... Что же до материального наследства советской киноиндустрии, меня, слава богу, оно не касается никаким боком, пусть его делят и дерутся за него те, кто считает себя наследниками. Мне вот, честное слово, глубоко всё равно, что будет представлять собой Союз в итоге - крупный бизнес одного отдельно взятого человека или несколько менее крупных или совсем мелких бизнесов нескольких отдельно взятых других людей... Для меня главное – пусть это и прозвучит несколько высокопарно, но это правда, - духовное наследие советского кино, которое, к счастью, неделимо, и ничьи трясущиеся от жадности руки при всём желании не смогут присвоить его или порвать на части, диверсифицировать, как сейчас стало модно выражаться.

Какая из проблем, стоящих перед российским кинематографом, на ваш взгляд, самая сложная?

- Кинематограф – это прежде всего искусство, а не бизнес. В той же Америке, я вас уверяю, не будь там независимого кино, индустрия давно бы рухнула. А искусство призвано говорить прежде всего о душе. Это надо осознать. Вот суть проблемы: невозможно, думая исключительно о деньгах, искренне говорить о душе. А пора бы поговорить о ней искренне. А для этого надо и подумать о ней - исключительно. Впрочем, это проблема не только кинематографа.

Нужно ли вводить в российских кинотеатрах квоты для отечественной кинопродукции?

- Кто это будет делать? Российские чиновники? Их интересует только собственное материальное благополучие. Интересы национальные им всем давно по боку – так, на уровне деклараций только. В свое время цивилизованные страны делали подобные вещи. Чтобы поднять во Франции национальную кинематографию, ввели некоторые квоты на американское присутствие на рынке и даже (и это в свободной-то Франции!) на надписи в городской среде на английском языке. У нас такое, мне кажется, невозможно. Всё ж ведь продано, заложено-перезаложено - в том числе кинотеатры - всё той же Америке, как в прямом, так и переносном смысле слова. О чём речь? Какие квоты? Спасибо, что вообще отечественное кино прокатывают.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Джузеппе Верди
Посетило:32814
Джузеппе Верди
Джильда. Биография
Посетило:14568
 Джильда
Николай Басков. Биография
Посетило:15700
Николай Басков

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history