Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘ранко ƒзеффирелли

   /   

Franco Zeffirelli

   /
             
‘отографи€ ‘ранко ƒзеффирелли (photo Franco Zeffirelli)
   

ƒень рождени€: 12.02.1923 года
ћесто рождени€: ‘лоренци€, »тали€
ƒата смерти: 15.06.2019 года
ћесто смерти: –им, –осси€
¬озраст: 96 лет

√ражданство: »тали€

‘–јЌ ќ ƒ«≈‘‘»–≈ЋЋ»: "‘јЌЌ» ј–ƒјЌ ¬ќЎЋј ¬ “≈ј“–, » я —–ј«” ѕќЌяЋ, „“ќ ЌјЎ≈Ћ —¬ќё  јЋЋј—"

»таль€нский художник, режиссЄр театра и кино, продюсер, сценарист...

¬ ћоскву вновь приехал легендарный режиссер ‘ранко ƒзеффирелли. Ќа этот раз в рамках фестивал€ "„ерешневый лес" маэстро привез выставку своих театральных эскизов, макетов и костюмов. ѕо своей экспозиции в ћузее личных коллекций ‘ранко ƒ«≈‘‘»–≈ЋЋ» водил обозревател€ "»звестий" »лью  ”’ј–≈Ќ ќ.

13.05.2004

-¬ы впервые приехали в ћоскву не в качестве кино- или театрального режиссера, а как художник. „то это за выставка?

‘ранко ƒзеффирелли фотографи€
‘ранко ƒзеффирелли фотографи€

-¬ообще-то € училс€ именно как художник. ¬о ‘лорентийском университете. Ёто, знаете, там, где ƒавид ћикеланджело. ѕростите (лукаво смеетс€). “ак вот, € каждый день проходил мимо него, махал ручкой и говорил: "„ао, ƒавид!" ј потом шел заниматьс€. Ќас учили фантастические педагоги. Ёто не были известные художники, но они давали нам фундамент. “ак что в принципе € могу считать себ€ живописцем. ј потом была война, и € ушел в партизаны. ¬ойна изменила все. я пон€л, что архитектура - это не мое. ѕотом € встретил ¬исконти, с которым стал работать как художник.  онечно, все, что € рисовал, было св€зано с театром или кино. Ёто не "чиста€" живопись, и потому € счастлив, что могу выставл€тьс€ в таком прославленном музее, где вис€т все импрессионисты, ћатисс. Ёто здорово.

-¬аша режиссерска€ карьера в опере началась с "«олушки" –оссини с ƒжульеттой —имионато, вы про нее почти не рассказываете...

-“огда мне просто предложили в La Scala оформить "«олушку", а € насто€л, чтобы отдали и режиссуру.

-—имионато не сопротивл€лась?

-Ќет, что вы. ќна была прекрасна. ќна и сейчас прекрасна.

-ќна жива?

-ƒа, и в превосходной форме - шутка ли, дев€носто четыре (как раз сегодн€. - "»звести€"). ћы недавно общались - она приезжала ко мне на несколько дней. —тройна, причесана, лицо - восхитительное. » заметьте - ни одной подт€жки.

Ћучшие дн€

—амый высокий актер
ѕосетило:19068
ѕитер ћейхью
Ћеонид —пирин. Ѕиографи€
ѕосетило:8182
Ћеонид —пирин
ќсновоположник высшего пилотажа
ѕосетило:7685
ѕетр Ќестеров

Ќо что касаетс€ режиссерского дебюта, то это не совсем так - € уже ставил оперы как режиссер, правда, в студенческом театре ћузыкальной академии в —иенне, но певцы там были превосходные.

-Ёто правда, что в "“оске" 1964 года вы заставили  аллас убивать на сцене ќнассиса?

-(—меетс€.) ƒа, было такое. ћы работали с  аллас до того много раз - четыре, наверное: "“урок в »талии", "“равиата" и "Ћучи€" в ƒалласе, "Ќорма" в ѕариже. » “оску она уже пела лет п€тнадцать к моменту нашей постановки. » вот она села со мною за стол, подперла лицо руками и довольно издевательски спросила: "Ќу и что ты думаешь про эту “оску?", €вно жела€ мен€ смутить. я стал что-то рассказывать и постепенно выложил ей свою идею, что “оска убивает —карпиа не столько потому, что он злодей, сколько из-за того, что она очень боитс€ в него влюбитьс€, испытать очень интенсивное чувство. «наете, они же оба (и  аллас, и ќнассис) были греками, а дл€ них любовь и ненависть - не противоположные чувства, а скорее родственные.   тому же “ито √обби, который пел —карпиа в той лондонской премьере, он вовсе не был уродом. ќн играл очень холеного, надушенного, эффектного мужчину, который дотрагивалс€ до женщины именно как до женщины, так, что она вздрагивала (показывает). ћари€ сказала: "’м, это интересно, а как ты видишь самого —карпиа - что это за человек?" » тогда € вдохнул, выдохнул и сказал: "ћари€, ты его знаешь - это ќнассис". ј она (здесь маэстро стал фыркать и вертеть головой, показыва€ ее реакцию)...

- ѕочему вы практически не мен€ете цвета и фасоны платьев всех ваших “равиат и “осок?

- Ёто неправда. ѕросто в "“оске" эти цвета и фасоны уже стали традиционными. Ќо  аллас иногда надевала черное платье во втором акте - как в фильме Callas Forever, а на том известном плакате с подсвечником она в пурпуре...

- я знаю, что сначала вы отвергли ‘анни јрдан в качестве претендентки на роль  аллас в фильме Callas ForeverЕ

-  то вам сказал? ѕросто сначала € предложил эту роль “ерезе —тратас - замечательной греческой певице, с которой € делал фильм "“равиата", еще "ѕа€цев", "Ѕогему". ћы сн€ли несколько проб, и они оказались феноменальными. ќна была до мурашек похожа на ћарию - одно лицо. Ќо в какой-то момент “ереза подошла ко мне и сказала: "‘ранко, извини, € испорчу фильм. ѕонимаешь, ты не должен просить актрису (прости мен€ за то, что € себ€ так называю), но все-таки нельз€, чтобы одна актриса претендовала на лавры другой, если они работали в одном жанре. ѕусть это будет кто-то не из оперного мира, не певица, тогда у нее не возникнет такого комплекса". » тогда € стал искать. Ѕольше всего внимани€ € обращал на тех актрис, которые играли "ћастер-класс", - вы наверн€ка знаете эту ужасную, но очень успешную пьесу. ѕравда ужасную. » мое внимание привлекла ‘анни јрдан, которой € позвонил с просьбой встретитьс€. ƒальше все развернулось неожиданно - € думал, мы встретимс€ с ней в ѕариже, когда € туда приеду, в такой чопорной обстановке. » вдруг она неожиданно по€вилась у мен€ на репетиции "јиды" в »талии, буквально через два дн€ после звонка. ќна вошла, и € сразу пон€л - € нашел свою  аллас. ¬ ней было много от ћарии, именно с ментальной точки зрени€, - она могла думать как ћари€, к тому же она в самом деле на нее похожа. Ќу вы же видели фильм. Ёто не интерпретаци€ - это реинкарнаци€.

- ’орошо, а теперь можно вопрос про √ибсона?

- ѕро этот ужасный фильм - нет. я уже много сказал про него, и потом, € не хочу лишний раз обижать своих коллег. ќн ведь играл у мен€ в "√амлете"...

- ƒа €, собственно, про √амлета и хотел спросить. —кажите честно - вы ставили этот фильм "за" √амлета или "против", он положительный герой или, напротив, разрушитель?

- Ёто сложный вопрос. ѕьеса-то ведь велика€. я просто хотел, чтобы √амлет был насто€щим датским принцем: чтобы он владел мечом, фехтовал - вы же видели эту сцену дуэли, как они дерутс€! Ёто, веро€тно, лучша€ дуэль во всех фильмах про √амлета. √ибсон очень хороший актер - он замечательно произносил текст, был очень выразителен. –азрушитель? Ќо ведь это же проблема его взаимоотношений с матерью. ќна ведь очень молода - и была совсем девочкой, когда родила √амлета. ќн был дл€ нее как кукла, с которой она играла. ј он вырос и €вно стал чувствовать в ней женщину. Ёто как в "ƒон  арлосе" у ¬ерди - когда инфант влюблен в свою мачеху, котора€ раньше была его невестой, а затем стала женой корол€ ‘илиппа. ¬ этом вс€ проблема: конечно, √ертруда не убивала отца √амлета, но она вышла замуж за убийцу - это обычна€ королевска€ истори€. √амлет фантазирует и ревнует, поэтому он так грубо отсылает ќфелию.

«десь маэстро, €вно устав сто€ть у парапета, довольно жестко прекращает интервью и прощаетс€, но затем он совершенно неожиданно поворачиваетс€ и говорит: "Ќет. ѕойдем, € покажу тебе выставку". », опира€сь на специальную тележку-каталку (наследство т€желой инфекции, занесенной при операции на бедре), он начинает экскурсию.

- ¬от это насто€щее платье  аллас из "“урка в »талии" - это вообще ее павильон. ј здесь - пам€тник, который мы собираемс€ поставить ей в ћилане.

- Ёто вроде бы "ћеде€"?

- Ќет, это собирательный костюм. ј еще здесь ее фотографии с "Ќормы" в ѕариже.

- Ёто там, где был скандал с  осотто?

- —терва!  аллас в тот вечер пела удивительно - зал сто€л на ушах.  онечно, в те времена голос ее был не в пор€дке, уже не было той колоратуры, но это все равно был шедевр. —начала ее партнершей была —имионато, на которую €, собственно, и ставил эту "Ќорму", а потом, в последних спектакл€х пела уже ‘ьоренца  осотто. » они договорились, что возьмут вместе верхнее "до", держась за руки, и когда  аллас больше не сможет держать ноту, она сожмет руку - и они прекрат€т вместе. Ќо  осотто ради собственного успеха держала ноту так долго, что  аллас даже отошла в сторону и зааплодировала. ѕоэтому € больше никогда не работал с  оссотто.

ј вот здесь вис€т мои "ѕа€цы"...

- ¬ы же €ростный противник вс€ких перестановок во времени - а здесь, € смотрю, фашисты, середина или конец 30-х. ѕочему изменили собственному кредо?

- — Ћеонкавалло это можно делать - это истори€ современна€, ее в буквальном смысле вз€ли из газет. Ёто ’’ век, € лишь чуть-чуть сдвинул врем€. ј вот совсем недавно € поставил тех же "ѕа€цев" в Ўтатах уже совсем в 2003 году. » вышло замечательно... Ќо вот с "“равиатой" такого делать нельз€. Ёта истори€ могла случитьс€ только в том обществе.

- ѕогодите - но ведь даже ваш учитель ¬исконти помен€л врем€ "“равиаты" на 90-е годы XIX века.

- ƒа, помен€л. Ёто тоже было поставлено дл€  аллас. Ќо в те годы нечто подобное еще могло произойти.

ƒальше маэстро ƒзеффирелли идет по трем небольшим залам и только перечисл€ет, понима€, что одни фамилии премьеров и примадонн и названи€ говор€т за себ€: " армен" и "—ельска€ честь" с ƒоминго и грандиозной ќбразцовой, "“равиата" - фильм (машет рукой в сторону самого красивого, черного с собол€ми плать€ —тратас из сцены бала), "“ри сестры" (это говорит по-русски, с раскатистым "р") - мой театральный дебют в 1952 году" - на эскизе спектакл€ ¬исконти, в котором играл молодой ћастро€нни, совершенно аутентичные русские березки и насто€ща€ деревенска€ усадьба с каменными воротами в сад.

- —кажите, а от проекта по "Ѕожественной комедии" ƒанте, которую вы собирались ставить с ансамблем »гор€ ћоисеева, остались какие-то эскизы?

- —транно, что вы об этом помните. Ќет, к сожалению, тогда ничего не вышло. ј жаль.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:10137
≈лена —оловей
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7835
≈катерина ћельник
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13766
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru