Людибиографии, истории, факты, фотографии

Франко Дзеффирелли

   /   

Franco Zeffirelli

   /
             
Фотография Франко Дзеффирелли (photo Franco Zeffirelli)
   

День рождения: 12.02.1923 года
Место рождения: Флоренция, Италия
Дата смерти: 15.06.2019 года
Место смерти: Рим, Россия
Возраст: 96 лет

Гражданство: Италия
Соцсети:


Франко Дзеффирелли: Еще один в ряду великих флорентийцев

Итальянский художник, режиссер театра и кино, продюсер, сценарист

История жизни, а также талант итальянского режиссера Франко Дзефирелли могли бы принадлежать эпохе Возрождения. Не случайно местом его рождения стала Флоренция, подарившая миру Данте и Петрарку, да Винчи и Микеланджело, Галилея и Веспуччи, и множество других славных имен. Обстоятельства рождения Франко, выбор его фамилии, война, близкие отношения с одним из величайших имен в мировом искусстве и потомком старинного аристократического рода – все это могло бы быть жизнеописанием героя старинного романа. Однако Франко Дзеффирелли является нашим современником, хотя его возраст уже приближается к столетнему рубежу.

12.02.2025

2 февраля 1923 года флорентийка Аделаида Гаросси, не состоявшая в браке, родила мальчика, которому дала имя Джанфранко. Отец ребенка, торговец текстилем Отторино Корси, не собирался отказываться от сына, хотя, будучи женатым, не мог признать его официально. При официальной регистрации Аделаида выбрала для Джанфранко фамилию Дзеффиретти (ветерок, 'зефирчик') – по имени персонажа любимой ею оперы Моцарта 'Идоменей', однако чиновник сделал в записи ошибку, исправлять которую не стали. Когда мальчику исполнилось шесть лет Аделаида умерла; ребенок был передан на попечение ее сестры, а затем, по желанию отца, имевшего обширные торговые связи с Англией, воспитанием Франко занимались дамы-англичанки, проживающие во Флоренции. Именно в это время мальчик в совершенстве освоил английский язык и познакомился с пьесами Шекспира. Впечатления детства Дзеффирелли впоследствии передал в своей картине 'Чай с Муссолини' (1999). Позднее Франко учился в Академии изящных искусств, а в 1941 году, при поддержке отца, стал изучать живопись и архитектуру во Флорентийском университете. Но уже через два года он оставил учебу и присоединился к движению Сопротивления. Когда в Италию вошли английские войска, Дзеффирелли стал переводчиком Шотландского кавалерийского полка. К учебе Франко вернулся после окончания военных действий. Но вскоре молодой человек понял, что театр его интересует гораздо больше, чем живопись, и наряду с занятиями начал заниматься оформлением сцены в городском театре. В 1946 году Дзеффирелли решил перебраться в Рим, где стал работать художником в театре дела Пергола. Там произошла его судьбоносная встреча с Лукино Висконти. Потомок герцогского рода, ведущий свою родословную от Карла Великого, величайший режиссер нашего времени стал для Дзеффирелли наставником, проводником по жизни, близким другом и любовником (гомосексуальные наклонности Франко проявились еще в школьные годы, хотя открыто в этом он признался уже в пожилом возрасте). Дзеффирелли снимался в картине Висконти 'Преступление и наказание', был его ассистентом в фильмах 'Самая красивая', 'Чувство', 'Земля дрожит', а также занимался оформлением его театральных постановок. После премьеры 'Трех сестер' Дзеффирелли получил приглашение от знаменитой Ла Скала стать художником-оформителем оперы 'Золушка'. Молодой художник согласился, но настоял, что он будет заниматься также и режиссурой. Новая постановка оперы Россини произвела настоящий фурор, и о Дзеффирелли заговорили как об очень талантливом молодом режиссере. Его стали приглашать в оперные театры других стран. За постановкой в Париже 'Нормы' и 'Тоски' последовали 'Лючия ди Ламмермур', 'Паяцы' и 'Сельская честь' в Ковент-Гардене. За этим последовало невероятное – итальянца-режиссера пригласили для постановки Шекспира в лондонских театрах, а в 1960 году он поставил 'Ромео и Джульетту' на сцене Олд Вик. Этот спектакль впоследствии не раз был показан на других сценах, в том числе и в Москве (1966), и во многом лег в основу одноименного фильма. Не прекращая работы над оперными постановками, Дзеффирелли решил попробовать свои силы в кинематографе. Его первой работой стала экранизация оперы 'Богема' в 1965 году, премьера которой состоялась одновременно в 400 крупнейших кинотеатрах. После этого режиссер обратился к любимому с детства Шекспиру. В 1967 году вышел его фильм 'Укрощение строптивой'. Яркая комедия с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном имела огромный успех и была номинирована на самые престижные кинопремии. Контрастом к этой работе стала лента 'Ромео и Джульетта' (1968), где снялись никому не известные актеры, которые были почти ровесниками шекспировских героев. Картина была удостоена двух 'Оскаров', трех 'Золотых глобусов', премий BAFTA, ди Донатело и др. Особо были отмечены костюмы, в точности воспроизводящие наряды XIV века, музыка Нино Рота, и видеоряд фильма, воспроизводящий не только исторические пейзажи и здания Италии, но и живописные композиции того времени. Что же касается игры юных учеников театральной студии Джулии Хассе и Ричарда Бертона, то эпизоды картины до настоящего времени служат пособ

Франко Дзеффирелли фотография
Франко Дзеффирелли фотография

ием для студентов, изучающих режиссуру и актерское мастерство. После Шекспира Дзеффирелли обратился к христианской тематике. В 1972 году он снял фильм о Франциске Ассизском 'Брат Солнце, сестра Луна', а в 1977 – четырехсерийную картину 'Иисус из Назарета', заказчиком которой являлся Ватикан. Обращение к современной тематике ('Чемпион', 1979 и 'Бесконечная любовь', 1981) были встречены достаточно критически, хотя последний фильм стал удачным стартом актерской карьеры Тома Круза и Брук Шилдс. Далее для Дзеффирелли наступил период фильмов-опер. 'Паяцы', 'Сельская честь', 'Травиата', 'Отелло' - все эти фильмы, созданные в 1982-1988 гг., представляют собой уникальные записи лучшего, что было создано Дзеффирелли на оперной сцене. В продолжение оперного цикла Франко снял картину 'Молодой Тосканини' (1988) с Элизабет Тейлор в главной роли, которую, однако, относят к провалам великого режиссера. После этого он удивил всех неожиданным поворотом своей творческой мысли, сняв Мэла Гибсона в заглавной роли 'Гамлета' (1990). Интерес к романам XIX века проявился в таких фильмах Франко Дзеффирелли, как 'Воробей' (1993), а также 'Джейн Эйр' (1996), признанной лучшей экранизацией этого романа. После наполовину биографического фильма 'Чай с Муссолини' режиссер вернулся к мысли об увековечивании памяти Марии Каллас. Великая певица, с которой Дзеффирелли связывала многолетняя творческая дружба, ушла из жизни в 1977 году, но тогда по ряду причин начать работу над картиной о ней не удалось. В 2002 году был снят фильм 'Каллас навсегда', основанный не на реальной биографии великой певицы, а на вымышленном эпизоде утраты ею голоса к тому времени, когда в реальности ее уже не было в живых, и перекликающаяся со знаменитой легендой о договоре с дьяволом. После многочисленных проб на главную роль была приглашена Фанни Ардан. Эта работа стала последним большим проектом в фильмографии знаменитого режиссера, который стал уделять свое основное внимание опере. В 2003 году его постановка 'Травиаты' была показана на сцене ГАБТ, в 2005 году москвичи увидели 'Аиду', а в 2007 во Дворце съездов была осуществлена постановка 'Паяцев'. В 2004 году Дзефирелли был произведен в рыцарское достоинство и награжден Орденом Британской империи. В этом же году он получил совместную награду правительства России и Италии за выдающийся вклад в культуру обеих стран. В 2006 году великий режиссер издал свою 'Автобиографию', где откровенно рассказал о многих эпизодах своей жизни, отношениях с известными людьми и работе над своими знаменитыми постановками. В 2008 году было представлено русское издание этой книги. Последние годы жизни состояние здоровья Франко Дзеффирелли стало резко ухудшаться — сказывались возраст и тяжёлая, продолжительная болезнь. Утром 15 июня 2019 года, на 97-м году жизни, он скончался. Церемония прощания состоялась 17 июня 2019 года на Капитолийской площади в Риме. Италия провожала Франко Дзеффирелли как национальное достояние. 18 июня во Флоренции прошло торжественное прощание и совершилась месса в главном городском соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Тело режиссёра было кремировано согласно его собственной воле. 19 июня алебастровая урна с прахом была захоронена в семейной усыпальнице Дзеффирелли на историческом кладбище Порте-Санте, расположенном в укреплённом бастионе монастырского комплекса Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. Маэстро хотел покоиться в своём родном городе, за несколько лет до своего ухода он позаботился об устройстве семейного места захоронения, куда были перенесены останки его матери, тёти и других близких.






Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Николай Андрианов. Биография
Посетило:19158
Николай Андрианов
Бедрос Киркоров: Артист, продюсер, наставник
Посетило:50136
Бедрос Киркоров
Эндрю Ллойд Уэббер: Композитор, который завоевал мировую сцену
Посетило:49654
Эндрю Ллойд Уэббер

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru