Людибиографии, истории, факты, фотографии

Орсон Уэллс

   /   

Orson Welles

   /
             
Фотография Орсон Уэллс (photo Orson Welles)
   

День рождения: 06.05.1915 года
Возраст: 70 лет
Место рождения: Кенош, Висконсин, США
Дата смерти: 10.10.1985 года
Место смерти: Лос-Анджелес, Калифорния, США

Гражданство: США

'Искушение О. У.'

Американский актер, режиссер и сценарист, производителем радиопостановок

С каждым годом становится все меньше людей, которым знакомо его имя. Безвозвратно состарились те немногие умненькие девочки, которые хранили под подушкой черно-белую фотографию "удивительного мальчика" с волосами, зачесанными на косой пробор. Пройдет совсем немного времени, и никто больше не будет верить в то, что Орсон Уэллс существовал, как не верят теперь в существование Шекспира. Титры в начале каждого из его фильмов никого не убедят в том, что такая жизнь была прожита почти нашим современником, человеком, который пока еще считается лучшим режиссером всех времен и народов.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

10.10.2019

Соблазн 1-й. Мистификация

Я начал с самого верху и долго работал, чтобы немного спуститься.



Реклама:

Орсон Уэллс, он же О. У. Дживс, он же Г. О. Спелвин

Орсон Уэллс фотография
Орсон Уэллс фотография

Мартин Скорцезе говорил об Уэллсе: "Он более чем кто-либо еще в истории кино ответственен за то, что люди выбирают профессию режиссера". Можно с большой долей вероятности предполагать, что его биография стала также источником вдохновения для некоторого количества просвещенных юношей без высшего образования. Закончив школу, Уэллс, разносторонне одаренный мальчик, рано осиротевший сын пианистки и изобретателя, отверг предложения нескольких колледжей и сбежал в Европу - якобы для того, чтобы заниматься живописью в Ирландии.

Ему было шестнадцать, когда он высадился на Британских островах и почти сразу отправился в знаменитый тогда дублинский театр "Гейт". Теперь уже вряд ли можно установить, каким образом молодому человеку удалось убедить руководство театра в том, что он является звездой бродвейской сцены. Известно только, что прослушивание вышло не совсем удачным, но несмотря на это Орсон сразу же получил главную роль в спектакле "Еврей Зюсс".

Орсон Уэллс фотография
Орсон Уэллс фотография

Так из Уэллса не получился художник, но получился режиссер, актер и даже - на время его путешествия в Испанию - тореадор.

Но самая известная мистификация Уэллса была абсолютно непреднамеренной. Ему хотелось сделать реалистичный радиоспектакль, а получилось величайшее в истории средств массовой информации надувательство.

Орсон Уэллс фотография
Орсон Уэллс фотография

Воскресным вечером накануне Хеллоуина 1938 года американцы настроили радиоприемники на канал CBS и услышали обыкновенный прогноз погоды: "Незначительные атмосферные колебания неизвестного происхождения, которые наблюдаются над Новой Шотландией, вызвали понижение атмосферного давления в северо-восточных штатах. Ожидается дождь, сопровождаемый сильными порывами ветра. Максимальная температура - 66, минимальная - 48". Следующее сообщение привлекло больше внимания, чем банальная сводка погоды. Диктор поставленным голосом зачитал текст: "Дамы и господа, - сказал ровный голос. - Прослушайте последние известия. Странный объект, упавший сегодня вечером возле Гровер-Милл, Нью-Джерси, не является метеоритом. Это летательный аппарат, внутри которого находятся живые существа. Предположительно это авангард армии с планеты Марс". Тихая успокаивающая музыка, которая вслед за этим зазвучала в эфире, повсеместно прерывалась телефонными звонками: тысячи слушателей канала CBS обзванивали друг друга, пытаясь разобраться в том, что происходит.

Лучшие дня



Посетило:167
Александр Зайцев
Миллионы на внешность Барби
Посетило:128
Стефани Мюлик
Звезда российского телевидения
Посетило:98
Анна Хилькевич

Через несколько минут в эфире снова появился диктор. Он сообщил, что марсиане распространяются по Нью-Джерси, а полиция мобилизует все силы, чтобы оказать им сопротивление. Потом последовало еще одно короткое сообщение и - зловещее молчание в эфире. Так Америка узнала, что подверглась нападению ужасных инопланетных чудовищ. Поздно вечером CBS возобновило вещание и стало оперативно информировать об ужасных побоищах по всему восточному побережью. Анонимному вашингтонскому чиновнику, который выступил в эфире с обращением, не удалось предотвратить панику. Когда Манхэттен был "оккупирован" и диктор, издав страшный крик, исчез из эфира, слушатели, побросав даже самое необходимое, стали покидать дома. Все дороги были забиты автомобилями, в которых сидели до смерти перепуганные люди, обмотавшие головы мокрыми полотенцами, чтобы уберечь себя от нервно-паралитических газов.

Орсон Уэллс фотография
Орсон Уэллс фотография

Священники, командующие американским флотом, добровольцы, апокалипсически настроенные самоубийцы, перепуганные матери - все проявили себя в этот вечер.

Двадцатитрехлетний Орсон Уэллс, автор спектакля по "Войне миров" Герберта Уэллса, на такой резонанс не рассчитывал. Он просто хотел привлечь внимание критики и денежных мешков. Действие повести было перенесено в современную Америку, но из сценария были исключены самые кровожадные эпизоды - например, тот, в котором марсиане пили человеческую кровь.

Из шести миллионов человек, слышавших трансляцию, один миллион поверил в то, что страна действительно подверглась атаке из космоса.

Орсон Уэллс фотография
Орсон Уэллс фотография

Сам автор постановки узнал о том, что случилось, только на следующее утро, когда увидел шапку газеты "Нью-Йорк таймс": "Орсон Уэллс посеял панику". Впрочем, во всех газетах в тот день было напечатано одно и то же: "Марсианская атака в радиопостановке повергла тысячи в ужас", "Радиослушатели в панике - они спасаются от марсиан".

Орсон Уэллс фотография
Орсон Уэллс фотография

Через год на одной из техасских проселочных дорог Орсона Уэллса остановил немолодой человек с английским акцентом и спросил дорогу. Режиссер немедленно узнал путешественника: это был Джордж Герберт Уэллс, благодаря которому режиссер стал знаменитым и получил карт-бланш для съемок своего первого фильма.

Последней режиссерской работой Уэллса стал фильм "Ф. как фальшивка" - псевдодокументальный фильм о мистификациях в искусстве.

Соблазн 2-й. Провокация

Есть много эффективных способов играть классику. Если понадобится, я сыграю Гамлета на трапеции.

Орсон Уэллс

В его театральных постановках середины тридцатых персонажи шекспировского "Цезаря" ходили по сцене в военной форме, непрозрачно намекая на режим "потомка цезарей" Бенито Муссолини. Не менее шекспировский "Макбет" в версии Уэллса назывался "Вуду Макбет" - все актеры в спектакле были чернокожими. Современному избалованному зрителю трудно оценить масштабы новаций молодого режиссера и трудно понять, почему гарлемский Макбет вызвал столь сильное возмущение у расистски настроенной аудитории, которая свои взгляды не очень-то и скрывала.

Первый фильм Уэллса "Гражданин Кейн", который до сих пор ежегодно признается лучшим фильмом всех времен и народов, стал в то же время и возмутительной провокацией на грани дозволенного. Рассказывая историю медиамагната Чарльза Фостера Кейна, Уэллс и его соавтор Герман Манкевич постоянно оглядывались на своего знаменитого современника Уильяма Рэндольфа Херста, выдергивая из его биографии все новые и новые подробности для своего фильма. Впрочем, молодой режиссер с тем же успехом вставил в фильм и воспоминания своего собственного детства и все еще не закончившейся юности.

Скорее всего, поклонники Орсона Уэллса вообще и фильма в частности предпочли бы не знать о том, чем на самом деле являлся загадочный "розовый бутон", который вспоминал Чарльз Фостер Кейн, умиравший в своем ветшающем замке. Увы, загадка, над которой весь фильм бьются и персонажи, и зрители, для посвященных современников Херста и Уэллса решалась на раз. "Розовым бутоном" владелец заводов, газет, пароходов называл определенную часть тела своей спивающейся инфантильной возлюбленной, послужившей прототипом для спутницы Кейна.

Рэндольф Херст, узнавший о сюжетных поворотах фильма, который только что закончил дерзкий дебютант, предложил продюсерам покрыть все расходы, если они уничтожат негатив. Фильм тем не менее вышел в прокат, но газеты Херста сделали все, чтобы его потопить. Студия потеряла 150 тысяч долларов. "Гражданин Кейн" не понравился зрителям в сороковые, но стал классикой спустя всего пару десятилетий, и отнюдь не благодаря тому, что увековечил подробности из жизни известного медиамагната.

Соблазн 3-й. Женщины

Я ненавижу женщин, и это абстрактная ненависть к ним всем. Я ненавижу их, потому что никому еще не удавалось что-нибудь о них узнать. Они непостижимы.

Орсон Уэллс

Отношения Уэллса с женщинами не оставили в истории таких заметных следов, как его отношения с Херстом. Одно можно сказать: каждая из них была самой красивой их тех, что в тот момент находились рядом, - и светская красавица Вирджиния Николсон, и танцовщица Маргарита Кармен Консито, более известная как Рита Хейуворт, и полуиндианка Ирта Китт, которую Уэллс называл "самой волнующей женщиной на свете", и последняя спутница режиссера - югославская актриса Ойя Кодар.

Его брак с Ритой Хейворт представляется современникам и потомкам чем-то вроде хрестоматийного замужества, когда первый гений женится на первой красавице, как Пушкин на Натали Гончаровой в интерпретации Марины Цветаевой. Они познакомились еще до того, как Хейворт сыграла свою самую знаменитую роль, которая позже дала ей возможность с горечью говорить: "Все мужчины, которых я знала, засыпали с Гильдой, а просыпались со мной".

Хейворт прожила шестьдесят девять лет, Уэллс - семьдесят, и их пятилетние отношения, несмотря на родившуюся дочь, можно назвать скорее эпизодом, чем главой в их биографиях.

Триллер "Леди из Шанхая", впоследствии признанный одной из лучших работ режиссера, они сняли уже после развода.

Соблазн 4-й. Власть

Режиссура - великолепное убежище для посредственности.

Орсон Уэллс

Если на свете и существуют добродушные, заботливые и либеральные режиссеры, то мы вряд ли узнаем их имена: великий режиссер по определению тиран. Известно, что Уэллс надеялся дебютировать фильмом о Наполеоне, но этот проект по разным причинам не состоялся. Сделав лейтмотивом многих своих постановок, в том числе и "Гражданина Кейна", тему соблазна, в который человека ввергают богатство и власть, сам Уэллс довольствовался тем, что дает ему профессия. Он мог сделать политическую карьеру, но не захотел, даже бездействием своим повлияв на историю Америки так же, как действиями влиял на историю кино. В конце своей жизни Уэллс признался, что в сороковых годах президент США Франклин Рузвельт предлагал ему баллотироваться в сенат от штата Висконсин. Немного подумав, Орсон отказался: ему не хотелось ввязываться в избирательную кампанию в штате, где политические решения принимают производители молока. В тот год на выборах победил печально известный Джозеф Маккарти, руководитель Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, испортивший немало крови в том числе и обитателям послевоенного Голливуда. "Если бы я победил, маккартизма бы не существовало", - говорил Уэллс позже.

Соблазн 5-й. Стать Орсоном Уэллсом

Встретить Орсона Уэллса - это все равно что встретить Господа Бога еще при жизни.

Дороти Паркер, писатель и критик

Самым вдохновенным воплощением Орсона Уэллса в кино можно считать глиняного человечка из "Небесных созданий" (1994) - плод полуэротических фантазий двух юных австралийских подруг, обвинявшихся в убийстве матери одной из них.

Малоизвестные актеры с подходящей внешностью изображали легенду кино в десятке кино- и телевизионных фильмов. Последним, кому довелось сыграть Уэллса, стал Лив Шрайбер (фильм "Проект 281"), которому, видимо, никогда уже не отделаться от образа непривлекательного тележурналиста Коттона Уири из "Крика 1-3". "Проект 281" рассказывает о событиях начала сороковых, когда Джордж Орсон Уэллс и Уильям Рэндольф Херст разбирались, чьих биографических подробностей больше всего в "Гражданине Кейне".

Судьба новаторов печальна: следующему поколению и в голову не приходит, что окружающие их предметы были кем-то когда-то изобретены. Режиссеры вроде Мартина Скорцезе не одно десятилетие продолжают называть "Гражданина Кейна" лучшим фильмом всех времен и народов. Но слава Орсона Уэллса останется приметой тех времен, когда зрителей шокировала военная форма на шекспировских героях, когда радиоприемник был центром вселенной и когда оживающие фотографии еще не использовали в рекламных роликах.

Репутация Уэллса как режиссера год от года становилась все прочнее, а сам он под конец жизни все более превращался в Фальстафа, сыгранного им еще 1966 году. Последние легенды об Уэллсе гласят, что однажды он съел 18 хот-догов, сидя в закусочной "Пинк" в Лос-Анджелесе. Перед смертью Орсон Уэллс участвовал в записи двух альбомов металлической группы "Мановар".

Generic placeholder image
Мария Кувшинова
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Актер с потомственным талантом
Посетило:479
Филипп Янковский
'Команданте Кубинской революции'
Посетило:567
Эрнесто Че Гевара
«Нет, я ни о чем не жалею»
Посетило:587
Эдит Пиаф

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history