Людибиографии, истории, факты, фотографии

Энциклопедия польской жизни

Польский режиссер

В 50-е годы Анджей Вайда очень быстро завоевал авторитет в кинематографе, став одним из лидеров 'новой польской школы'. Таким он остается и сейчас. Режиссеру уже 88 лет, а он до сих пор снимает полнометражные фильмы. Так, в 2013 году вышла его биографическая драма 'Валенса. Человек надежды', рассказывающая о правозащитнике и президенте Польши Лехе Валенсе.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

02.11.2017

Ранние годы

Анджей Вайда появился на свет в польском городке Сувалки 6 марта 1926 года. Его отец, офицер Якуб Вайда, был расстрелян в Катыни, а мать, Анеля, работала школьной учительницей. Из детства Анджей запомнил казармы, в которых жила семья, бесконечные военные смотры, учения, частые похороны и, конечно же, войну, тема которой прошла через все творчество режиссера.



Реклама:

В 13 лет Вайда бросил гимназию и записался в отряд Армии Крайовой, подчинявшейся эмиграционному правительству, однако в боевых действиях не участвовал. Во время войны Анджей работал бондарем, маляром, чинил замки, а в свободное время реставрировал церкви. Так у него родилась мечта о живописи. В 1946 году она привела будущего режиссера в Краковскую Академию изобразительных искусств.

фотография Анджей Вайда
фотография Анджей Вайда

В Академии Анджей проучился недолго. Он увлекся кинематографом и поступил на отделение режиссуры в киношколу города Лодзь. По мнению Вайды, кино было тем искусством, которое наиболее точно отвечало послевоенной эпохе. Все верили, что оно может быть чем-то большим, чем просто развлечение, и способно изменить сознание человека.

Воодушевленная новыми идеями, талантливая молодежь, среди которой был и Вайда, составила основу 'новой польской школы' в послевоенном кинематографе. Вскоре, Анджей занял место лидера нового направления и стал одним из ведущих режиссеров Польши.

фотография Анджей Вайда
фотография Анджей Вайда

Свои первые любительские фильмы Анджей Вайда начал ставить еще обучаясь в киношколе. Он снял короткометражки 'Злой мальчик', 'Ильжецкая керамика', а также стал соавтором сценария ленты 'Три повести'. За годы учебы Вайда успел поработать и ассистентом режиссера, и главным помощником, и вторым режиссером.

Реклама:

Международное признание

Творчество Анджея Вайды отличается разнообразием стилистических решений. Среди его работ есть и постановочные исторические картины, и камерные психологические драмы, и жесткие социальные притчи, и изощренные аллегории.

фотография Анджей Вайда
фотография Анджей Вайда

Первая полнометражная картина Вайды 'Поколение' (1954) поразила зрителей и критиков своей зрелостью – как профессиональной, так и человеческой. 26-летний режиссер превратился в лидера и кумира поколения, опаленного войной. Его успех закрепила лента 'Канал' (1956), которая была удостоена в Каннах 'Серебряной пальмовой ветви'. О таланте молодого польского режиссера заговорили в Европе, правда фильм был воспринят неоднозначно. Некоторые восхищались новым 'кинематографическим видением', некоторые обвиняли Вайду в 'безверии' и 'пессимизме'.

фотография Анджей Вайда
фотография Анджей Вайда

В 1958 году Анджей снял фильм 'Пепел и алмаз', который стал последним в трилогии о войне или так называемой 'драме в трех актах'. Эта картина, получившая в Венеции приз FIPRESCI, считается одной из лучших в творчестве режиссера и уже давно вошла в золотой фонд мирового кинематографа.

фотография Анджей Вайда
фотография Анджей Вайда

В 60-е годы Анджей Вайда пробовал свои силы в различных стилях. Он снял комедии 'Невинные чародеи' (1960) и 'Охота на мух' (1969), военную драму 'Самсон' (1961), несколько фильмов по произведениям известных писателей. Постепенно его творчество политизировалось, что было связано с активной общественно-политической жизнью режиссера.

фотография Анджей Вайда
фотография Анджей Вайда

Первым фильмом, который вызвал огромный общественный резонанс после длительного периода молчания, стал фильм 'Человек из мрамора' (1976). В нем режиссер открыто раскритиковал партийно-государственную систему, а спустя некоторое время заявил о поддержке польского оппозиционного движения. Через несколько лет Вайда снял картину 'Человек из железа' (1981), которая была удостоена 'Золотой пальмовой ветви' Каннского фестиваля и вызвала многочисленные дискуссии.

фотография Анджей Вайда
фотография Анджей Вайда

В 1980 году Анджей Вайда вступил в независимый профсоюз 'Солидарность' и стал активным борцом за возрождение польской независимости. Активная гражданская позиция поставила его в один ряд с известными общественными деятелями Польши. Именно творчество Вайды – честное, храброе, благородное – открыло полякам глаза на действительность и стало символом национального единства.

фотография Анджей Вайда
фотография Анджей Вайда

Последние работы

Среди позднего творчества режиссера особняком стоит фильм 'Пан Тадеуш' (1999), снятый по одноименному произведению Адама Мицкевича. По определению Вайды, это его лучшая картина. В ней воплотились не только его давние мечты, но потребность и чаяния польского народа. Фильм имел невероятный кассовый успех. В первые месяцы демонстрации его посмотрело около 13 миллионов зрителей или 60% населения страны!

фотография Анджей Вайда
фотография Анджей Вайда

В 2007 году на экраны вышел фильм 'Катынь', рассказывающий о расстреле польских офицеров в 1939 году. В этой работе Вайда вернулся к теме войны, заново переосмыслив трагические события того времени. Картина номинировалась на 'Оскар' как лучший иностранный фильм, хотя и была принята неоднозначно.

фотография Анджей Вайда
фотография Анджей Вайда

Кроме съемок фильмов Анджей Вайда всю жизнь активно участвовал в театральной жизни. Он поставил около 40 спектаклей по пьесам Достоевского, Выспяньского, Шекспира, Мрожека, Гибсона и других писателей. В 2000 году режиссер основал киношколу в Варшаве, где председательствует до сих пор.

Творчество Анджея Вайды, насыщенное резкими сюжетными поворотами, действием, страстями, острыми коллизиями, всегда несло на себе печать трагизма. Не зря актеров с ярко выраженным драматическим дарованием в Польше называют 'актерами Вайды'. Фильмы режиссера открыли мировому кино имена Даниэля Ольбрыхского, Анджея Северина, Збигнева Цыбульского, Войцеха Пшоняка, Кристины Янды и других звезд.

Сегодня сложно найти режиссера такой интернациональной активности, такого высокого международного уровня, который был бы так предан своей стране, так декларативно подчеркивал бы связь с родиной. Кинокартины Анджея Вайды – это энциклопедия польской жизни. Это часть жизни режиссера, его биография.

Generic placeholder image
Андрей Пуминов
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Павел Климкин
Посетило:23321
Павел Климкин
Василий Ерошенко
Посетило:2960
Василий Ерошенко
«Армейский случай» скрытой беременности
Посетило:926
Бет Мартин

Добавьте свою новость

Здесь
history