Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒжордж “абори

   /   

Dgordg Tabory

   /
             
‘отографи€ ƒжордж “абори (photo Dgordg Tabory)
   

ƒень рождени€: 01.01.1914 года
ћесто рождени€: в ¬енгрии, √ермани€
ƒата смерти: 23.06.2007 года
ћесто смерти: Ѕерлин, —Ўј
¬озраст: 93 года

√ражданство: √ермани€

ћать мне сказала: ”бей человека, из-за которого твой отец погиб в ќсвенциме

режиссер, писатель

ќдин из самых известных драматургов и режиссеров ≈вропы ƒжордж “абори работал в театрах √ермании, —Ўј, јвстрии, јнглии... —пектакли по его пьесам идут по всему миру более полувека. ≈го книги изданы на всех европейских €зыках. “абори был знаком с јльфредом ’ичкоком, √ретой √арбо, “омасом ћанном, —амюэлем Ѕеккетом, ƒжорждо —треллером, Ѕертольтом Ѕрехтом, ≈леной ¬айгель.

25.05.2005

ѕриехав в Ѕерлин на заработки, € поселилс€ в одной комнате с нацистом

ƒжордж “абори фотографи€
ƒжордж “абори фотографи€

- ¬ тридцатые годы, когда вы приехали в Ѕерлин из Ѕудапешта, вы почувствовали про€влени€ национализма? ќщущалось, что начинаетс€ сама€ мрачна€ пора дл€ √ермании и всей ≈вропы?

- ѕриехав из Ѕудапешта в Ѕерлин на заработки, € устроилс€ работать в гостинице и жил там в комнате дл€ персонала. я жил в одной комнате с человеком, который был национал-социалистом. ћы с ним часто спорили, но он никогда не тыкал мне в нос, что € еврей. » вообще он был неплохим парнем. Ќо очень скоро € пон€л, к чему идет дело в нацистской √ермании, и эмигрировал в јнглию. » потер€л св€зь с этим человеком.

ѕочти через п€тьдес€т лет, в восьмидес€тые, когда  лаус ѕайманн поставил в ¬ене одну из моих пьес, все венские газеты написали обо мне. » неожиданно € получаю письмо от своего бывшего соседа! ќн писал: я читал про ƒжорджа “абори. Ёто ты? я ответил ему.  онечно, € не стал ничего спрашивать про то, что он делал во времена “ретьего рейха. я ему просто предложил приехать ко мне в ¬ену на неделю, погул€ть по городу и много-много друг другу рассказать. ќтвета долго не было. ¬скоре € получил письмо, написанное женской рукой, где сообщалось, что этот человек умер. ћне писала его жена. “ак € никогда и не узнаю, какой была жизнь моего берлинского соседа... ј очень интересно, какую роль он сыграл в той войне.

- »з-за таких, как ваш сосед, о котором вы говорите с такой симпатией, ваш отец погиб в ќсвенциме.

- ќтца несколько раз арестовывали, и было пон€тно, что с ним ничего хорошего при этом режиме не случитс€. я в это врем€ уже жил в јнглии. » тогда в газетах стали по€вл€тьс€ первые сообщени€ о концлагер€х, об ужасах, которые там творили нацисты. » €, чита€ о газовых камерах, о печах, где сжигали людей, почувствовал, что мой папа погиб там.   сожалению, мои ощущени€ мен€ не обманули.

ј мама смогла выжить.  огда советские войска освобождали Ѕудапешт, она хотела спр€татьс€ от начинающегос€ бо€ в подвале дома одного своего знакомого, но он ее не пустил. Ќе пустил еврейку. » она через весь город, в любую минуту ожида€ налетов, пошла к другому знакомому. ќн ей разрешил спуститьс€ в свой подвал, но сказал, что там уже скрываютс€ тридцать венгерских нацистов. ќна спр€талась вместе с этими нацистами, ожида€, когда закончитс€ бой за Ѕудапешт.

 ак-то она отлучилась в туалет, и вдруг в окно загл€нул русский солдат. Ёто забавно звучит, но именно так и было, и в тот момент моей маме было не до смеха. ќна тут же достала еврейскую звезду, с которой должен был ходить каждый еврей, показыва€, что он человек низшей расы. Ёта звезда ее спасла. —пустившись вместе с русским солдатом в подвал, она сказала, что эти нацисты - тоже евреи. » их никто не тронул. “ак мо€ мать, у которой нацисты убили мужа и многих родственников, спасла тридцать нацистов. ѕотом она приехала ко мне в Ћондон и никогда не возвращалась в Ѕудапешт.

Ћучшие дн€

„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12782
ƒональд ¬инникотт
јнгела √оссов. Ѕиографи€
ѕосетило:8912
јнгела √оссов
¬ладимир јндреев. Ѕиографи€
ѕосетило:4865
¬ладимир јндреев

ѕрошло несколько дес€тилетий. ќднажды мама мне сказала, что у нее есть сведени€, что тот человек, который выдал полиции моего отца и сделал все, чтобы он попал в концлагерь, спокойно живет в Ќью-…орке. ћать сказала: “ы должен найти этого человека и убить его. я испугалс€. Ќо, тем не менее, стал наводить справки - где он живет, чем занимаетс€. » вскоре узнал, что он скрылс€ где-то в ёжной јмерике. ћне стало легче, и € сказал маме: ћне его не найти.

’ичкок так на мен€ обиделс€, что перестал узнавать

- ƒолгое врем€ вы жили в јмерике, писали сценарии в √олливуде. Ёто было вам нужно, чтобы заработать?

- Ќу, это ведь было еще и чрезвычайно интересное дело! ѕравда, писание сценариев принесло мне не только пользу. ћы были дружны с ’ичкоком, но все испортила одна истори€. ’ичкок предложил мне писать дл€ него сценарии, но € отказалс€ - по разным причинам. ќн так страшно обиделс€, что, когда мы через дес€ть лет случайно встретились в ёжной ‘ранции, он, увидев мен€, отвернулс€.

 стати, о деньгах. ћне в √олливуде пришлось несладко. я писал сценарии, и обещанные деньги мне поначалу исправно платили. ј потом начались проблемы. я был столь робок, что долгое врем€ работал бесплатно, не реша€сь сказать, что еще чуть-чуть и мы вместе с женой начнем голодать. —пасла мен€ √рета √арбо. я рассказал ей об этом, она переговорила, с кем следовало, и мне снова начали платить.

- ѕервый раз вы поставили свою пьесу ёбилей в 1983 году, когда исполнилось 50 лет прихода √итлера к власти. » сейчас, в год шестидес€тилети€ победы над фашизмом, вы снова ставите эту пьесу.

-  огда € работаю над спектаклем, мен€ никакие даты не интересуют. Ёто простое совпадение. ¬ообще, € не верю ни в какие совпадени€, знаковые встречи, мистические событи€. ¬се - случайно. я мог стать драматургом, а мог не стать, мы могли сейчас с вами сидеть в этом кафе и мило беседовать, а могли никогда не встретитьс€. Ќет такого событи€ в этом мире, которое было бы необходимым.

- «вучит как манифест нигилиста.

- ƒа вы что! Ќапротив, в этом така€ легкость! я ведь поэтому и люблю театр, что он - как жизнь: всегда иной. ¬от есть режиссеры, которые хот€т перен€ть стиль у другого постановщика, но они должны у€снить, что этого никогда не получитс€. ¬сегда их постановка будет иной: никто никому не способен подражать. ѕо той простой причине, что даже ты сам себе подражать в театре не можешь: все будет иначе. » надо любить спектакли других режиссеров именно потому, что так у теб€ никогда не получитс€, и у них никогда не получитс€, как у теб€.

¬ спектакль, как в жизнь, привноситс€ очень много случайного, непредсказуемого. ¬от вчера мне позвонили актеры из Ѕерлинер ансамбл€, которые играют в моем спектакле по пьесе Ћессинга ≈вреи, и сказали, что спектакль вдруг пошел совершенно иначе, чем раньше. » это дл€ мен€ самое очаровательное в том ремесле, которым € всю жизнь занимаюсь: ты можешь старатьс€ сколько угодно, но у теб€ никогда не получитс€ так, как было вчера.

- я представл€ю, что бы сказал, например, ѕетер Ўтайн, если бы актеры ему сообщили, что спектакль идет совсем не так, как раньше. ќн бы устроил актерам аутодафе. » очень многие режиссеры.

- я не знаю, как другие думают. Ќо € предполагаю, что каждый режиссер смотрит на это по-своему. ѕоэтому € бы вообще не стал употребл€ть словосочетание очень многие режиссеры.

Ѕеккет был такой шустрый, что € за ним не поспевал

- ¬ы занимаетесь театром больше семидес€ти лет. “о есть большую часть своей жизни вы провели в репетиционном зале. » вот вы снова приступаете к репетици€м в театре Ѕерлинер ансамбль. ¬ас не посещают сомнени€ вроде - и этой весной € снова должен замыкатьс€ в помещении? —нова репетировать? «ачем?

- ј мне нравитс€ в таких помещени€х. я не режиссер-диктатор, € просто сижу себе в репетиционном зале, пригл€дываю за актерами. ѕорой что-то советую. јктер в театре - самое важное.

 ак-то в Ќью-…орке € присутствовал на репетици€х спектакл€ јндорра одного английского режиссера. Ќе скажу его фамилии, он очень известен. ” него был конфликт с актерами. Ќепонимание возрастало с каждым днем. » на генеральной репетиции одна из актрис попросила его: ћожно € полчаса поиграю эту роль, как € чувствую? ќн ответил мерзким голосом: ¬ы ни в коем случае не будете играть так, как хотите! » тогда € первый и последний раз в жизни кого-то побил. ¬едь актер дл€ мен€ - главное. ћо€ задача - помочь ему. –ежиссура - недавнее изобретение, а тыс€челети€ми театр развивалс€ без этого элемента, и вроде бы развивалс€ неплохо.

- —транно слышать это от человека, всю жизнь занимающегос€ режиссурой и признанного как режиссер во всей ≈вропе.

- я противник режиссуры, котора€ подчин€ет себе всЄ и всех. ≈сть опасна€ тенденци€ в современном театре - важно всЄ, кроме пьесы. » чрезмерное увлечение новыми текстами тоже опасно. ƒл€ мен€, например, ≈врипид гораздо современнее, чем очень многие сегодн€шние авторы. —ейчас вы скажете, мол - и это говорит драматург, признанный во всей ≈вропе? Ќу, говорю (смеетс€)

-¬ам исполнилось дев€носто лет. ¬ы думали, что такой юбилей надо отметить как-то по-особому?

- ћы с женой загадали: когда мне исполнитс€ дев€носто, то мы поедем по всем местам, где € когда-то был. ј ведь это почти полсвета! Ќадо забиратьс€ в такие уголки! » € бы ходил по любимым местам, предавалс€ воспоминани€м. Ќо мы не поехали (смеетс€).

- ¬ 1999 году вы в который раз вернулись в Ѕерлин. ≈сли € вас спрошу - почему, вы мне ответите - случайно.

- ƒа, € так и отвечу. ¬ы уже мен€ начинаете понимать (смеетс€).

- ¬ы несколько раз уезжали из Ѕерлина и возвращались. ѕохоже, этот город вас сколь привлекает, столь и отталкивает.

- я очень долго не желал возвращатьс€ в этот город.  огда € временно находилс€ в Ћондоне, то узнал, что в берлинском Ўиллертеатре став€т мою пьесу  аннибалы. Ёто было в конце 60-х годов. я не хотел приезжать, хот€ театр мен€ упорно приглашал. я хотел вернутьс€ в Ќью-…орк, где тогда жил. Ќо в это врем€ у мен€ начались ссоры с моей женщиной, котора€ тоже, как и €, жила в Ќью-…орке, а в Ћондоне у нее были дела.  онфликт стал столь острым, что € закричал: ¬озвращайс€ в Ќью-…орк! ќставь мен€ в покое! » она стала собиратьс€. Ќо представить, что мы вместе с ней летим в одном самолете, € не мог. ј улететь куда-то очень хотелось. » € полетел в Ѕерлин. “ак что никакого умысла или заранее продуманного сюжета в этом не было. —лучайность! (—меетс€).

ћен€ прекрасно встретили в аэропорту: театр прислал превосходную машину. ј шофер был так шикарно одет, что € подумал, что это сам художественный руководитель театра вз€лс€ мен€ подвезти (смеетс€).

¬ Ѕерлине € жил в одном доме с —амюэлем Ѕеккетом. я хотел с ним познакомитьс€, но как бы случайно.  огда € слышал, что он этажом выше гремит ключами, то бежал к своей двери, открывал ее, но Ѕеккет был такой шустрый, что € никогда не успевал. Ќо все равно ему было суждено познакомитьс€ со мной. ѕару лет спуст€ € поставил его пьесу ƒве вечеринки. Ѕеккет осталс€ моим спектаклем очень недоволен.

“еатр несовершенен, как жизнь

- —уд€ по всему, вы цените театр не за возможность анализировать какие-то социальные проблемы, а, скорее, за витальную силу, за возможность отдатьс€ иллюзии. Ќо вы однажды сказали, что вершина театрального творчества - это театр Ѕрехта. ј ведь там ни о какой иллюзии речи нет, напротив, она этому театру противопоказана. «ритель должен на спектакле думать. » понимать, что он ответственен за процессы, которые происход€т в обществе.

- я приехал в Ѕерлин в шестидес€тые годы и попал на спектакли Ѕерлинер ансамбл€. Ћучшего театра, лучшей режиссуры и актерской игры € в своей жизни не видел. ƒа, это противоречит тому, что € недавно говорил. Ќо € не вижу в этом ничего страшного. я же не попугай, чтобы твердить одно и то же.

- Ќо вы утверждали: то, что делает Ѕрехт, - совершенно.

- —овершенно? я не мог так говорить. ¬ театре не может быть ничего совершенного. “еатр несовершенен, как жизнь, и в этом очень на нее похож. (¬ это врем€ женщина, котора€ сидела за соседним столиком в кафе и внимательно слушала нашу беседу, решила уйти и стала пробиратьс€ к выходу. “абори реагирует мгновенно):  уда вы? я что-то не так сказал?.. “ак долго подслушивала и вдруг ушла...

- ¬ы жили в јнглии, јмерике, јвстрии, √ермании, Ѕолгарии, в других странах...

-я жил даже в ≈гипте, в  аире. ¬ 1943 году мне предложили работу - слушать сербское радио и переводить дл€ англичан. јнгличане думали, что венгерский и сербский €зык так похожи... (смеетс€). » €, не зна€ сербского, согласилс€. Ёто была очень хороша€ практика дл€ будущего драматурга - мне приходилось выдумывать на ходу самые разные сюжеты. Ёто был не перевод, а сплошное фантазирование. ƒлилось долго, а мой обман так и не раскрывали... ј какую страну назвать своей родиной? я родилс€ в ¬енгрии - вот вам мой ответ (снова смеетс€).




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:10928
¬ениамин јлександров
—вен ‘ишер. Ѕиографи€
ѕосетило:18021
—вен ‘ишер
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12782
ƒональд ¬инникотт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru