Людибиографии, истории, факты, фотографии

Алла Сурикова

   /   

Alla Surikova

   /
             
Фотография Алла Сурикова (photo Alla Surikova)
   

День рождения: 06.11.1940 года
Место рождения: Киев, СССР
Возраст: 80 лет

Гражданство: Россия

Юмор переходного периода

режиссер

Кинорежиссер Алла Сурикова считает, что смеху нужна цензура.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

07.11.2010

6 ноября народная артистка России Алла Сурикова отмечает юбилей. Среди ее фильмов - "Суета сует", "Будьте моим мужем", "Ищите женщину", "Человек с бульвара Капуцинов" (а теперь - и "...с бульвара Капуцинок") и многие другие. В поддержку любимого жанра кинокомедии Алла Сурикова одиннадцать лет назад организовала фестиваль "Улыбнись, Россия!". Причем в качестве жюри выступает весь зрительный зал... С Аллой Суриковой встретилась обозреватель "Известий" .

Алла Сурикова на съемках фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Рядом — Николай Караченцов, Андрей Миронов и Леонид Ярмольник (фото: ИГОРЬ ГНЕВАШЕВ)
Алла Сурикова на съемках фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Рядом — Николай Караченцов, Андрей Миронов и Леонид Ярмольник (фото: ИГОРЬ ГНЕВАШЕВ)

Известия: Алла Ильинична, юмор - приобретенное или врожденное качество?

Реклама:

-Алла Сурикова: Понятие смешного разноликое, но чувство юмора нужно и можно развивать с малых лет. Нет лучшего воспитания, чем общий с ребенком смех. Уроки смешного в школах, мне кажется, также не помешали бы. Смеху тонкому, ироничному, высокому нужна... цензура. Убейте меня, но вседозволенность рождает чернуху, порнуху, краснуху, желтуху... И "эзопов язык" уже не нужен. Можно матом - и погромче. Чем чернее кино, тем ближе оно к фестивальному Западу: они любят, когда мы выставляем напоказ свои нарывы. Но ведь есть люди, для которых небезразлично, какое утро наступит завтра. Они тоже показывают, где мы, мягко говоря, не правы. Но не унижающе, а смешно. Мы смеемся - значит, возрождаемся. Нам очень не хватает такого смеха.

Алла Сурикова фотография
Алла Сурикова фотография

И: Кого вы считаете эталоном юмора?

-Сурикова: Григория Горина, Михаила Жванецкого. Они - явления "вопреки", а не "согласно"... Когда Андрей Миронов, с которым я имела счастье работать, рассказывал, как он был каскадером во время съемок "Невероятные приключения итальянцев в России", умирали со смеха все. Жалею, что не записали тогда. Потрясающие экспромты сочиняет Саша Адабашьян. Замечательно и смешно дарят нам себя Володя Вишневский, Игорь Макаров, Игорь Иртеньев, Тимур Шаов...

И: Сегодня телеюмористы стараются подражать голливудскому юмору.

-Сурикова: Пока мы еще живем в юморе переходного периода. Сказывается скачок от всего, что было запрещено, к полной свободе самовыражения. Юмор стал грубее, а зритель быстрее откликается на ржачку. Но я всегда говорила, что "лучше показывать голую задницу, чем по ней стрелять". А в тех же телеребятах из КВН уже можно заметить развитие в лучшую сторону. Я надеюсь, что произойдет естественный отсев, и главный зритель-манкурт, потребляющий голливудское кино и игнорирующий сегодня российское, перерастет в кого-то другого. Я верю в чувство патриотизма и в то, что на подходе новое поколение зрителей, которое в репертуарной сетке кинотеатров будет выбирать отечественные фильмы "про наших".

И: Какова программа нынешнего фестиваля "Улыбнись, Россия!"?

Лучшие дня

История первой откровенной сцены
Посетило:6725
Хеди Ламарр
С неба на землю
Посетило:5816
Весна Вулович
Голос поколения 60-х
Посетило:4463
Дженис Джоплин

-Сурикова: В нашем списке уже 21 фильм, и еще несколько ожидается. Радует, что есть возможность отбора. Стараемся поддержать дебютантов, которые решились освоить комедийный жанр, - иначе говоря, "комЕкадзе". На церемонии открытия мы вручаем премию "За вклад в комедию". Лауреатами уже становились Галина Польских, Олег Табаков, Михаил Козаков, Александр Филиппенко, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия и многие другие. В этом году мы будем чествовать Ольгу Аросеву, Валерия Гаркалина, Николая Фоменко и Аркадия Инина. Третий год подряд мы вручаем премию "За вклад в чувство юмора страны". Лауреатами были Михаил Жванецкий и Геннадий Хазанов. В этом году приз вручим Леониду Якубовичу.

И: А себя вы забыли из скромности?

-Сурикова: 25 ноября в Театре Джигарханяна пройдет мой творческий вечер. Я написала приглашение: "Дорогие друзья! Так получилось, что мне исполнилось. Вроде бы не так много, но все остальные вдруг стали намного младше. В связи с этим собираюсь на вечере сделать отчетный доклад. Прошу принять участие в прениях". Надеюсь, что билеты будут недорогими и кроме моих гостей соберутся и зрители, любящие мои фильмы.

И: Зрительский успех часто не совпадает с мнением кинокритиков.

-Сурикова: Я не утверждаю, что мой последний фильм - "Человек с бульвара Капуцинок" - гениальное произведение комедийного жанра. Но там есть вещи, которые, как мне кажется, кинокритик уж точно должен ловить на лету. Например, понимать смысл слова "парафраз". Я не снимала продолжение картины 1987 года, а использовала ее мотивы, переработав на новый лад.

И: Мне запомнилась реприза из "Человека с бульвара Капуцинок": "Надо в кино перекрыть все денежные потоки. Не платить никогда и никому. Пусть выживают, а мы посмотрим". Вы согласны работать без денег?

-Сурикова: А так и получается. Например, с фестивалем "Улыбнись, Россия!". Мы несколько лет проводили фестиваль в провинции. Но на те небольшие деньги, что дает Министерство культуры, невозможно оплачивать переезд, гостиницу, питание. Поэтому сейчас ограничиваемся Москвой. Бюджетных средств не хватает даже для московских мероприятий, поэтому, куда бы я ни шла, с кем бы ни знакомилась, всегда стараюсь привлечь к фестивалю дополнительные ресурсы. Недавно была на заседании рабочей группы Общественной палаты. Говорили про молодежь, про кино, про театр. Пылко, захлебываясь, проникновенно. По-разному. Понятно одно: пока не будет закона о меценатстве, пока спонсоры не будут защищены налоговыми льготами и не смогут помогать культуре радостно и вольготно, от души и от кошелька, жизнь наша - с расчетом только на помощь государства - останется тяжкой.

И: Что случилось с новеллой, которую вы снимали для альманаха "Москва, я люблю тебя!"? Зрители ее так и не увидели.

-Сурикова: Прокатчики потребовали сократить альманах на 15 минут. Всегда считалось, что я снимаю кино для масс, но продюсер увидел в моей работе все признаки артхауса и положил фильм "на полку". На мой взгляд, выбрасывать неплохую новеллу, где играет прелестная Мария Миронова, как-то глупо, тем более что Маша осталась на рекламных плакатах. Сначала я очень обиделась, собиралась отстаивать свои права в суде, но потом подумала: себе дороже - в суд ходить, сапоги стаптывать, лучше новое кино придумаю. Продюсеру я сказала в телефонном разговоре: "Вы же кинематографист, вы должны понимать - ну хотя бы свою выгоду". На что он мне ответил: "Какой я кинематографист, у меня девять классов образования"...

И: Но у вас есть цикл, где вы сами продюсер.

-Сурикова: Да, я автор идеи и художественный руководитель проекта "Провинциальные музеи России". Моя студия "Позитив-фильм" уже сняла 60 документальных картин о подвижниках из провинциальных музеев. Работают там люди на голом энтузиазме, они фанатично преданы своему делу. Мои ребята - выпускники режиссерских курсов - снимали в Перми, Торжке, Рыбинске, Шушенском, Тамбове, Орле и так далее. Наши фильмы демонстрируются на телеканале "Культура". И зрители пишут благодарные письма.

И: Вклад в сохранение культуры внесла и ваша дочь, писательница Кира Сурикова. Я имею в виду борьбу за Патриаршие пруды.

-Сурикова: Эти пруды оказались единственной успешной народной акцией в истории современного московского градостроительства. Лидером "повстанцев" была моя дочь. Она и чуть ли ноги в цемент не опускала, и подписи собирала, и территориальную общину возглавляла. Так удалось отстоять кусочек облика старой Москвы. От крупномасштабной идеи с осушением прудов и установлением большой скульптурной композиции с персонажами "Мастера и Маргариты" остался лишь скромный памятник Булгакову. Борьба закончилась, и Кира вновь вернулась к семейным делам, к своим детям и моим внукам. Парни - 20, 14 и 5 лет. И у каждого "переходный возраст". Но я с ними дружу. В глазах внуков я, смею надеяться, "клевая" бабушка, владеющая современными информационными технологиями.

И: В одном вашем фильме поют: "Кино - волшебная отрава".

-Сурикова: Да, благодаря кино я изменила свою жизнь. Могла стать лингвистом. Но, написав кандидатскую диссертацию на тему "К проблеме слова на экране", поняла, что хочу заниматься кинематографом. На съемочной площадке начала с помощника режиссера, затем была ассистентом, окончила Высшие режиссерские курсы. Сняла 22 картины и могу сказать простую, но важную вещь: очень важно заниматься в жизни любимым делом. Это и есть счастье. Съемочная площадка подарила мне общение с удивительными личностями. Назову лишь тех, с кем я работала и о ком скорбит моя душа: Андрей Миронов, Софико Чиаурели, Семен Фарада, Фрунзик Мкртчян, Спартак Мишулин, Наташа Гундарева, Саша Абдулов, Боря Брондуков... Великие профессионалы, светлые люди с огромным чувством юмора.

И: Сейчас вы готовитесь к новой работе?

-Сурикова: Столько замыслов - жизни и денег гораздо меньше. Но об одной идее расскажу. Я давно хотела снять историю под девизом "Колыма - любовь моя". Дело в том, что на Колыме родилась актриса Анна Варпаховская. Ее родители - режиссер Леонид Варпаховский и певица Дуся Зискина были репрессированы и познакомились в исправительно-трудовом лагере. Несмотря на то что там каждый день гибли люди, я хочу сделать светлую историю о том, что жизнь прекрасна. Любовь, молодость и талант побеждают любую ситуацию...

"А Дверь со Сквозняком жила"

К своему юбилею Алла Сурикова сделает друзьям подарок - выпустит небольшой сборник собственных стихотворений.

А я глаголу изменила...

Взамен ЛЮБЛЮ теперь ЛЮБИЛА,

Взамен МОЛЮСЬ теперь МОЛИЛАСЬ,

Взамен ДОБЬЮСЬ - всего ДОБИЛАСЬ...

И вот живет в пределах нормы

Во мне глагол безличной формы.

Мечталось, думалось, ждалось...

Не состоялось... УМЕРЛОСЬ...

***

Сама с собой поговорила,

Сама с собою разошлась,

Себе на память подарила

Времен натянутую связь.

И выяснивши отношенья,

Прикончив баночку варенья,

Сварганив вдруг стихотворенье,

Как судьбоносное решенье -

Сама с собою спать легла...

А Дверь со Сквозняком жила...




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Аристотель Онассис: Олигарх и его женщины
Посетило:38823
Аристотель Онассис
Анатолий Эфрос: «…большевиков он просто не замечает»
Посетило:10587
Анатолий Эфрос
Аманда Пит. Биография
Посетило:12216
Аманда Пит

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history