Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей Ѕодров

   /   

Sergey Bodrov

   /
             
‘отографи€ —ергей Ѕодров (photo Sergey Bodrov)
   

ƒень рождени€: 28.06.1948 года
ћесто рождени€: ’абаровск, ———–
¬озраст: 72 года

√ражданство: –осси€, —Ўј
—оцсети:


¬сех братьев убили

режиссер

—ценарист —ергей Ѕодров прославилс€ как режиссер в начале перестройки Ц фильм Ђ—Ё–ї прошел по многим фестивал€м и привлек к нему внимание «апада. Ђ авказский пленникї упрочил успех. ѕосле этого Ѕодров был известен в –оссии главным образом как отец исполнител€ главной роли Ц его сын, Ѕодров-младший, после съемок в ЂЅратеї и ЂЅрате-2ї стал самым известным и востребованным актером поколени€, ведущим Ђ¬згл€даї, символом новых времен.

24.09.2009

ѕосле гибели —ерге€ Ѕодрова-младшего на съемках его второй режиссерской работы Ђ—в€знойї ниша этого главного геро€ осталась незаполненной, а может, и исчезла. ќбъединить столь разнородную страну, как нынешн€€ –осси€, не под силу было бы уже и ƒаниле Ѕагрову.

√руппа —ережи не была в  армадонском тоннеле. ¬се погибли, не успев въехать в него.
√руппа —ережи не была в  армадонском тоннеле. ¬се погибли, не успев въехать в него.

ќтец Ѕодрова-младшего продолжает работать: после Ђћонголаї (по собственному Ц совместному с јрифом јлиевым Ц сценарию) он задумывает две новые картины Ц российскую и американскую, живет и работает в Ўтатах, »спании, ћонголии,  итае, јнглии, ‘ранции, но бывает и в ћоскве. “олько в разговоре с ним начинаешь понимать, до какой степени мы отвыкли называть вещи своими именами: на простейшую мысль налипает множество экивоков. Ѕодров говорит пр€мо, как в дев€ностые, Ц веро€тно, за границей это умение можно сохранить.

Ђѕро сейчас снимать нельз€ї

 ак по-вашему, куда делс€ ƒанила Ѕагров?

Ц ≈го нет. Ёто с самого начала герой без будущего.

Ќо аксеновских мальчиков из Ђ«вездного билетаї можно представить в семидес€тых Ц кто уехал, кто спилс€Е ј этого Ц только в дев€ностых, и как отрезало.

Ц я думаю, их всех убили. —обственно, уже и ЂЅрата-2ї не надо было делать, тем более что это картина слаба€. я пыталс€ давать советы по сценарию, чтобы выстроилась хоть кака€-то логикаЕ

“ам не должно быть логики, это пароди€.

Ћучшие дн€

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26124
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:10821
ћаркиз ƒе —ад
јарон –оджерс. Ѕиографи€
ѕосетило:4904
јарон –оджерс

Ц ¬ пародии тоже должна. Ќо Ѕалабанов не хотел, а это профессионал такого класса, что спорить с ним бессмысленно.

¬ы видели Ђ√руз 200ї?

Ц ¬идел. Ёто очень значительно. ћожет нравитьс€, не нравитьс€ Ц но это лучша€ картина о том времени.

Ќе о нашем?

Ц Ќет, думаю, о нашем сильный фильм сн€ть нельз€.

ƒавно хочу пон€ть, почему.

Ц ѕотому что нет двойного дна, зазора. ¬се именно так, как есть. »скусство вообще просовываетс€ в щели Ц между тем, что говор€т, и тем, что делают, например. —ейчас нет лицемери€, врем€ очень откровенное, плоское. »деологии нет, так никто и не делает вид, что есть. ¬оруют открыто, с улыбкой. ¬рут, подчеркива€, что врут. ѕро это картину не снимешь. Ёто не значит, что в –оссии нет кино: есть, мне вот очень нравитс€ —игарев с Ђ¬олчкомї. ѕришло поколение людей театральных Ц —еребренников, ¬ырыпаев, —игарев. ” них есть театральное чувство меры, умение дозировать смешное и трагическое, театральна€ школа работы с актером (жена самого —игарева потр€сающе сыграла в том же Ђ¬олчкеї). Ќо врем€ и от них ускользает. ѕро людей они сн€ть могут, про эти годы Ц нет, и никто не сможет. Ѕоюсь, что эта эпоха в искусстве не отразитс€ вообще.

ј —ергей мог сн€ть Ђ—в€зногої?

Ц Ёто очень трудна€ картина. я знаю, что вам не особенно нравитс€ сценарийЕ

Ц —ценарий Ц далеко не всЄ.

Ц ћне он как раз кажетс€ очень мощным. “ам была возможность либо большого прорыва, либо полной неудачи, без середины. ѕотому € и советовал ему начинать не с кавказских, а с московских сцен. “ак было бы проще. Ќо он начал с экспедиции.

” мен€ есть верси€ Ц иррациональна€, мистическа€, Ц что его, человека вполне благополучного, вт€нули и засосали те сотни чужих трагедий и бед, которыми он пыталс€ заниматьс€ во Ђ¬згл€деї: знаете, есть такое прит€жение бездны. » Ђ—в€зногої он собиралс€ снимать о беспризорных дет€х, о мире бывших людей Ц это не всегда проходит безнаказанно, особенно дл€ человека из совершенно другой средыЕ

Ц ƒумаю, это не так, потому что благополучным человеком он не был. » что такое благополучный? —вою искусствоведческую карьеру он никогда не считал главным делом, а что его прит€гивали трагические сюжеты Ц так ведь кино из них состоит и без них не делаетс€. ћне именно этим нравилс€ Ђ—в€знойї Ц масштабом подхода. Ќе частна€ истори€, а притча.  артина могла оказатьс€ гораздо значительней Ђ—естерї. „то до благополучи€ вообще Ц может быть, некотора€ его толика необходима, чтобы уметь со стороны увидеть весь ужас, в котором живут герои?  огда € снимал Ђ—Ё–аї, герой наш был найден в детприемнике. ќн так и пропал потом, кстати, Ц все попытки его пристроить к делу ничего не дали, он уже в восьмилетнем возрасте гениально проникал в любую форточку, и €сно было, что призвание налицо. ѕриехали снимать в колонию. ѕомню, € говорю ему: посмотри, какой ужас, кака€ нечеловеческа€ жизнь! ќн отвечает: а че, нормально! ќн был с самого начала из этой среды и воспринимал ее как норму, но с такой позиции кино не снимешь. ¬идимо, надо быть чуть благополучней материала.

ј этот парень из Ђ—Ё–аї, он так и затер€лс€?

Ц ƒа, почти дес€ть лет у мен€ никаких сведений о нем.

 ак вы думаете, поиски в  армадонском тоннеле еще что-то дадут?

Ц Ќе дадут и не могли дать. √руппа —ережи не была в тоннеле. ¬се погибли еще до въезда в него.

Ђ“арковский многих сбилї

Ц  ак вы думаете, он сам не пыталс€ оторвать от себ€ этот образ Ц брат, Ѕагров? ¬р€д ли ему это слишком нравилосьЕ

Ц ѕыталс€, отсюда и режиссура. Ќо вообще он, кажетс€, этому герою симпатизировал. ћногие писали тогда о его пустоте, не замеча€, что он Ц единственный, у кого внутри еще что-то сохранилось.  ака€-то структура, честь, правила.

—ценарий Ђ—естерї Ц целиком его иде€?

Ц ƒа нет, это как раз наш общий сценарий. ѕервоначальный набросок сюжета придумали мы с √укой ќмаровой, с которой делали еще Ђ—ладкий сок внутри травыї. —ценарий называлс€ Ђƒочь бандитаї. “олько у нас действие происходило в јзии, на материале экзотическом. —ергей писал Ђћорфийї по Ѕулгакову, что-то ему самому не нравилось, € предложил ему переделать нашу с √укой историю про то, как пр€чут дочь мафиози, и он написал свой вариант Ц Ђ—естерї. ј потом гениально нашел дл€ них ќксану јкиньшину.

—ергей рос без вас? ¬ы с ним заново встретились только на Ђѕленникеї?

Ц я ушел из семьи, потом вернулс€Е Ќо все врем€ Ц и когда жил с семьей, и отдельно Ц мы с ним были близки. ќднажды € ему сказал резкие, обидные слова, потом пон€л, что не прав, Ц написал письмо, извинилс€... » он ответил: ЂЌикогда не сомневайс€ во мне. я твой сынї.

 огда снималс€ Ђѕленникї, он работал у мен€ ассистентом. я не собиралс€ его снимать. ќн ездил на  авказ, искал героев, девочку, кстати, нашел, Ц а когда € перебрал множество актеров на вторую главную роль, неожиданно сказал: попробуй мен€. я попробовал Ц и это оказалось то, что нужно. » ћеньшиков согласилс€.

»де€ Ђѕленникаї принадлежала не мне, его придумал Ѕорис √иллер Ц мой ученик во ¬√» е, на которого € сразу обратил внимание, потому что из тридцати выпускников он был единственный, кому хотелось писать и снимать жанровое кино. “огда все носились с арт-хаусом, и более того Ц с пр€мым эпигонством в духе “арковского, которого € бесконечно чту, но который, надо признатьс€, нанес т€желый вред отечественному кино, сам того не жела€. ƒело в соблазнительной простоте его приемов. ‘окус в том, что когда у “арковского в кадре долго течет вода Ц это чудо, а когда у эпигона Ц тоска и скука. Ќадо уметь как-то с этой водойЕ ¬ русском кино полно мыслителей, желающих рассказать притчу, но ничтожный процент профессионалов, умеющих слепить историю. √иллер Ч умел. “ак родилась иде€ Ђѕленникаї.

“олстой там ни при чем, он был вдобавок отча€нный великорусский шовинист, хот€ €ростно с этим боролс€. ћы снимали не про конкретную чеченскую, а вообще про кавказскую войну и пытались взгл€нуть на нее чуть объективней, чем смотрел “олстой. Ёто не пацифистска€ картина, нет. ќна о другом мире, с которым приходитс€ сосуществовать. Ётот мир гораздо больше похож на древнюю ќрду, чем на современную ≈вропу.

Ђ–осси€ Ц это јзи€ї

„ем объ€снить ваш внезапный поворот к „ингисхану, к Ђћонголуї?

Ц ќн не внезапный, эти загадочные монголы, о которых мало что известно, мен€ всегда интересовали. —редневековой истории, в особенности русской, толком не знает никто. ќпираютс€ на летописи, а летописцы писали то, что им говорили. ј переписчики корректировали в соответствии с требовани€ми конъюнктуры. ¬ результате мы до Ћьва √умилева толком не знали, ни кто такие монголо-татары, ни в каких отношени€х была с ними –усь. »скажени€ доход€т до абсурда. ¬от город ћерв, захваченный „ингисханом в 1221 году.

якобы в великой битве при этом полегли 2 миллиона человек. ƒл€ сравнени€ Ц во всей –уси в это врем€ жили 6 миллионов, а тут два гибнут в битве „ингисхана с ’орезмской империей! » вообще, монголы мен€ занимали Ц прежде всего потому, что в школьной интерпретации нашей истории они были самые плохие, хуже их только немцы. “олько потом, кое-что сопоставл€€, начинаешь догадыватьс€, что если 20 тыс€ч войска „ингисхана выигрывали у русских, у которых втрое превосход€щие силы, Ц значит, там что-то было, кроме жестокости. „ингисханом € занималс€ много, читал почти все главное, что о нем написано, и в конце концов мне стало €сно, что это был один из величайших правителей —редневековь€ Ц умный, спокойный, по-своему гуманный. ’итрый настолько, что даже место своего захоронени€ сумел упр€тать Ц до сих пор неизвестно, где похоронен. Ёто замечательный сюжет дл€ блокбастера Ц его жизнь, любовна€ истори€, которую € почти не изменил (он действительно женилс€ на пленнице)Е я могу в принципе пон€ть, почему это смотр€т на «ападе: там сейчас идет мода на военные блокбастеры в духе Ђјлександраї, в величественных пейзажах, которых у нас в јзии хватит на сто √олливудов, но здесь срабатывает еще и загадочна€ азиатска€ аура. я ведь јзию очень люблю с детства и поселилс€ в Ўтатах на юге, недалеко от ћексики, где пейзаж очень похож на наш  азахстан. ƒумаю, что главна€ проблема –оссии Ц ее желание быть ≈вропой, а она никака€ не ≈вропа: по масштабам своим наша европейска€ часть Ц как голова в сравнении с прочим телом. ¬от эта голова пусть и будет европейской, но тело обречено жить по своим азиатским законам. ¬ более медленном времени, на более широких пространствах, с преобладанием страстей над умами.

я знаю, что вы и снимать начали в  азахстанеЕ

Ц ƒа, как раз Ђ—ладкий сок внутри травыї был дебютом.

„то, каждый сценарист мечтает стать режиссером?

Ц ¬тайне, думаю, каждый. ѕоследним бастионом профессии мне казалс€ ћиндадзе, но пал и он, Ц и картина получилась превосходна€. ¬ конце концов устаешь смотреть, как из твоего фильма делают чужой. ” нас с ѕавлом Ћунгиным это произошло почти одновременно, мы вообще как двойники: одновременно стали сценаристами, одновременно перешли в режиссуру и оба заикаемс€.

ѕочему же  азахстан был такой кино-ћеккой? —оловьев там снимал Ђ„ужую Ѕелую и –€богої и набрал курс, вы поехали дебютироватьЕ

Ц ƒве причины: во-первых, далеко от ћосквы.  иноначальство не лезло в процесс. ј во-вторых, кинематографом там заведовал ќлжас —улейменов. ¬се-таки насто€щий поэт, а не чиновник, так что в восьмидес€тые там по€вилась мощна€ нова€ волна. — тех пор € местными пейзажами болен и, будь мо€ вол€, снимал бы в основном там. » в Ўтатах у мен€ очень похожие пейзажи Ц недаром в этих местах  астанеда €кобы познакомилс€ с доном ’уаном.

Ђя видел души мертвых индейцевї

¬ы всерьез относитесь к  астанеде?

Ц ѕочему нет? —ам ‘еллини серьезно к нему относилс€. —пециально приезжал, собиралс€ снимать фильм о так называемом пограничном состо€нии сознани€. Ќе сн€л.

Ќу, последний, Ђ√олос Ћуныї, как раз примерно об этом состо€нии.

Ц „то-то есть.

ј вы пробовали?

Ц ƒа. Ќе кактус, а гриб. “ам растет такой гриб, маленький, желтый. ѕосле исчезновени€ —ережи € некоторое врем€ это пробовал. Ќо это надо делать не в одиночку, с другим человеком. „тобы он за тобой наблюдал. »наче можно уйти в это состо€ние и не вернутьс€, а можно чего-нибудь натворить. ѕри этом голова абсолютно €сна€, и ты ни на секунду не перестаешь понимать все. Ќо логика немного сдвинута€. ¬ самой грубой форме Ц ты начинаешь видеть вещи, которых не видел раньше. Ёти вещи есть, они объективны Ц просто раньше ты их не замечал.

Ќапример?

Ц Ќа мен€ подействовало не сразу. ќдин гриб Ц ничего, два Ц ничего, накрыло только на третьем. —мотришь на поверхность стола, обычный обожженный стол, такие в изобилии делают местные жители, Ц и вдруг видишь на нем морду волка. „етко, €вственно. “ыс€чу раз € смотрел на этот стол и ничего не замечал, но тут увидел, что на нем выжжен волк. —пециально сфотографировал, чтобы посмотреть в обычном состо€нии. » увидел, что волк там есть, просто он теперь проступил дл€ мен€. ѕотом € шел по дороге и смотрел на необычайно €ркие, блест€щие камни Ц странно, что они так блестели, а € их никогда не видел раньше. я подобрал один и сунул в карман Ц и когда достал, камень оказалс€ именно €рким и блест€щим. ѕросто до этого € не видел его. » если € видел сто€щие под деревь€ми души мертвых индейцев Ц значит, они действительно там сто€ли.

¬ы их не сфотографировали?

Ц Ќет, не решилс€. — огромной долей веро€тности они бы там действительно обнаружились Ц и что после этого делать?

“о есть в целом вы считаете этот опыт полезным?

Ц Ќе всем и не всегда. Ќо если бы решили этот гриб легализовать Ц ничего ужасного, думаю, в этом бы не было. Ёто ведь не марихуана, котора€ просто расслабл€ет и не дает никакого нового качества. Ёто именно другое состо€ние сознани€, и от него может быть толк.

 ак вам Ўтаты в целом?

Ц Ўтаты определенно ближе –оссии, чем ≈вропа. ¬о вс€ком случае, с работой там у мен€ никогда не было проблем. ≈сть люди, которые, приезжа€ в Ўтаты, станов€тс€ другими. —кажем, јндрей  ончаловский здесь снимал одно кино, а там другое, не хуже, но другое. ј € делаю то же самое, и мне не приходитс€ выкручивать себе руки. ћожет быть, потому, что есть азиатский опыт.

Ђ„тобы угадывать, отключите умї

ёрий јрабов Ц наверное, самый известный из нынешних русских сценаристов Ц писал, что в основе сюжета американского фильма всегда лежит миф, классический, чаще греческий. Ёто делает картину пон€тной каждому, а вы, когда пишете дл€ Ўтатов, следуете этому правилу?

Ц я вообще люблю миф за его универсальность, и Ц да, € скажу Ђдаї. я стараюсь брать сюжеты с простой и надежной сказочной основой. ћежду тем русский фильм Ц да и русска€ книга Ц строитс€ обычно по другому закону: он, наоборот, выворачивает миф наизнанку, отталкиваетс€ от него. ” нас свой миф, обратный: царскую дочь получает тот, кто лежал на печи и палец о палец не ударил. Ќу и так далее.

Ќо вы научились там угадывать конъюнктуру?

Ц  онъюнктуру угадать нельз€. ¬ лучшем случае счастливо совпасть. ¬ообще же дл€ того, чтобы получить дар предвидени€ Ц в том числе предвидени€ конъюнктуры, Ц иногда достаточно отключить разум. ќн только мешает. —кажем, мою самую знаменитую до перестройки картину Ц ЂЅаламутї поставил ¬ладимир –оговой, знаменитый советский режиссер, постановщик легендарного фильма Ђќфицерыї. » вот, бер€сь за ЂЅаламутаї, он мне по телефону совершенно точно предсказал, сколько денег € заработаю, какое звание мне дадут и какой прокат будет у картины. ¬от это Ц интуици€. Ќо это особый склад Ц € далеко не всегда умею отключать ум.

«ато уж когда отключаетеЕ

Ц ƒа, по€вл€етс€ шанс сделать что-то насто€щее.

Ќапоследок: вот это все Ц то, что вокруг нас, Ц оно надолго?

Ц “ут тоже надо бы отключить голову и включить чистую интуицию. Ќо мне кажетс€, надолго. ѕредстоит научитьс€ добывать все необходимое не из воздуха, а либо из истории, либо из воображени€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:10821
ћаркиз ƒе —ад
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16631
јлександр ягубкин
ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81993
ћаргарита Ќазарова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru