Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћени –ифеншталь

   /   

Leni Riefenstahl

   /
             
‘отографи€ Ћени –ифеншталь (photo Leni Riefenstahl)
   

ƒень рождени€: 22.08.1902 года
ћесто рождени€: Ѕерлин, √ермани€
ƒата смерти: 08.09.2003 года
ћесто смерти: ѕеккинг, √ермани€
¬озраст: 101 год

√ражданство: √ермани€

∆урнал " ульт Ћичностей", март/апрель 2000

любимый режиссер √итлера

ќдно упоминание ее имени - уже провокаци€. —ама€ известна€ и одна из самых талантливых женщин-режиссеров за всю историю кинематографа, дл€ многих она так и останетс€ "пособницей √итлера".

12.12.2000

¬ тот день Ћени –ифеншталь впервые вз€ла в руки камеру. ќна снимала эффектный эпизод ночного лыжного похода при свете факелов. ¬друг в руке у сто€щего поблизости мальчика взорвалс€ факел: плам€ задело лицо и руку Ћени и сильно обожгло ребенка, но –ифеншталь продолжала снимать, не обраща€ внимани€ на собственную боль и крики испуганных коллег. “ак она работала всю жизнь - увлеченно, не замеча€ ничего вокруг.

Ћени –ифеншталь во врем€ съемок карательной операции в ѕольше
Ћени –ифеншталь во врем€ съемок карательной операции в ѕольше

»ногда неосознанно, иногда нарочно она закрывала глаза на то, что ей не нравилось или мешало. –ифеншталь всегда отстаивала независимость искусства от политики и идеологии. » в то же врем€ своим примером доказала пр€мо противоположное. ≈е самые известные документальные фильмы "“риумф воли" (1935 год) и "ќлимпи€" (1938 год), которые критики безоговорочно относ€т к шедеврам мирового кинематографа, были созданы дл€ “ретьего рейха. —отрудничества с фашистами ей не могут простить до сих пор. ¬с€ послевоенна€ жизнь –ифеншталь - это бесконечные попытки оправдатьс€. ¬ 1993 году вышел документальный фильм –о€ ћюллера "¬ласть образов: Ћени –ифеншталь" (английский вариант названи€ - "ѕрекрасна€, ужасна€ жизнь Ћени –ифеншталь"). 90-летн€€ –ифеншталь не очень охотно вспоминает о нацистской √ермании: то делает вид, что не понимает вопросов, то резко защищаетс€. Ќо как только речь заходит о кино, –ифеншталь преображаетс€ и начинает увлеченно рассказывать.

’елена Ѕерта јмали€ –ифеншталь родилась 22 августа 1902 года в семье состо€тельного коммерсанта. ¬ конце XIX - начале XX века в ≈вропе бурно развивалс€ танец.  азалось, пластикой человеческого тела можно выразить любые чувства, даже те, которые не передашь словами. ¬еро€тно, Ћени уже тогда увлекали экспрессивные возможности тела, и она решила стать танцовщицей. ¬ 21 год Ћени выступила с первой сольной программой. ≈е номера пользовались успехом, она танцевала в Ѕерлине, ћюнхене, ѕраге, ÷юрихе, участвовала в постановках ћакса –ейнхардта. Ћени была очень красива: безупречный овал лица, большие выразительные глаза и пышные рыже-каштановые волосы.

√итлер поздравл€ет –ифеншталь с выходом фильма <“риумф воли>
√итлер поздравл€ет –ифеншталь с выходом фильма <“риумф воли>

Ѕалетом она занималась недолго. ”видев фильм јрнольда ‘анка "√ора судьбы" (в советском прокате "—кала смерти"), танцовщица решила, что об€зательно должна попасть в горы. —пецифический немецкий жанр "горного фильма" изобрел в начале 20-х ‘анк, бывший геолог. ќн обучил скалолазанию съемочную группу и ежегодно "спускал в долину" очередную картину о неприступных вершинах, сверкающих на фоне грозовых облаков, и о геро€х с высокой душой и гордым сердцем. ¬ то врем€ фильмы делали преимущественно в студии, ‘анк же впервые использовал сложные натурные съемки.

—калистые пики и обрывы покорили Ћени с первого взгл€да. ќна передала ‘анку свое "портфолио": шикарную фотографию в жемчугах и перь€х и хвалебные отзывы о выступлени€х. ¬осхитительные глаза Ћени не могли не произвести впечатлени€, и она стала ведущей актрисой "горного кино". ≈е героин€ми были романтические, наивные и очень смелые девушки. –абота у ‘анка требовала не только спортивной подготовки, но и немалого мужества. Ћазить по горам приходилось босиком, без страховки. ≈сли героин€ по сценарию попадала в лавину, Ћени на самом деле с головой заваливали снегом, дела€ по нескольку дублей (а мороз порой достигал 20-30 градусов!). Ќо "скалолазке" все было нипочем. "√оры давали потр€сающее чувство свободы. ѕомню, когда € забиралась на вершину, € испытывала ни с чем не сравнимое счастье", - вспоминала она потом.

Ћени –ифеншталь фотографи€
Ћени –ифеншталь фотографи€

¬скоре –ифеншталь стало тесно в рамках чисто актерской работы. ≈й надоело выполн€ть чужие команды, она хотела командовать сама. ¬ 1932 году она сн€ла первый (разумеетс€, "горный") фильм "√олубой свет". ≈го действие происходит в италь€нской деревушке в ƒоломитовых јльпах. ¬ полнолуние на вершине горы сверкает голубой свет, играющий роковую роль в судьбе местных юношей. —ловно зачарованные, они стрем€тс€ к чудесному си€нию, но разбиваютс€, так и не достигнув вершины. –€дом с деревней живет "дит€ природы" ёнта (–ифеншталь) - то ли колдунь€, то ли просто сумасшедша€. —лучайно заехавший в деревню немецкий художник влюбл€етс€ в ёнту и обнаруживает, что ей известна тайна€ тропа к вершине, к изумительному гроту из горного хрустал€. ќн радостно сообщает деревенским о месторождении ценных минералов, и они бодро обчищают грот. Ќарод ликует, а лишенна€ путеводного света ёнта срываетс€ со скалы...

—пуст€ много лет пожила€ –ифеншталь с грустью скажет: "Ётот фильм оказалс€ предчувствием моей жизни.  ак и ёнту, мен€ любили и ненавидели.  ак ёнта лишилась хрустальных сокровищ, так и € тер€ла потом все свои идеалы".

Ћени –ифеншталь фотографи€
Ћени –ифеншталь фотографи€

 огда кто-то предложил ей сходить в берлинский ƒворец спорта послушать речь √итлера, она пон€ти€ не имела ни о нем, ни о его партии. Ќо атмосфера политического митинга и выступление √итлера так поразили –ифеншталь, что она написала ему восторженное письмо. ¬ы€снилось, что фюрер восхищалс€ героин€ми Ћени, поэтому ее удостоили аудиенции. ¬скоре –ифеншталь получила полупредложение-полуприказ сн€ть документальное кино о Ќюрнбергском съезде нацистской партии. “ут не обойтись без пафосных фраз, ибо фильм "“риумф воли" действительно стал роковым дл€ Ћени –ифеншталь, определив всю ее будущую долгую драматическую жизнь.

Ћучшие дн€

Ёйсик. Ѕиографи€
ѕосетило:125
  Ёйсик
јделаида Ћамберт. Ѕиографи€
ѕосетило:112
јделаида Ћамберт
‘едор ћахнов. Ѕиографи€
ѕосетило:108
‘едор ћахнов

Ќа "“риумфе" дл€ –ифеншталь были созданы замечательные услови€: в ее распор€жении находились 30 камер, 36 операторов с ассистентами и около 80 помощников. ≈й удалось даже добитьс€ разрешени€ на то, чтобы закрепить одну камеру между флагштоков (она видна в фильме), именно с нее сн€ты самые впечатл€ющие панорамы. Ћени стремилась придумать как можно больше положений дл€ камеры: сверху и снизу, съемки движущейс€ и статичной камерой, крупные и дальние планы, неожиданные ракурсы. ћонтаж зан€л п€ть мес€цев (Ћени больше никого не подпускала к пульту). ѕод конец она работала по 20 часов в сутки.

¬ итоге получилс€ грандиозный спектакль. «рителю показывают не реальность, а фантасмагорию, выдаваемую за реальность. ¬ "“риумфе" нет дикторского текста, но образ выразительнее слова. –ечи √итлера были нацелены не на логическое, а на эмоциональное воспри€тие, и фильм взывал не к разуму, но к глубинным инстинктам. ќн прославл€ет отказ от индивидуальности, объединение в массу. "“риумф" - апологи€ тоталитаризма, люди в нем низведены до деталей, неразличимых в общем орнаменте. -ёношеский профиль - часть шеренги, шеренга - часть марширующего отр€да, отр€д - часть √ермании. ƒаже старинные дома и скульптуры Ќюрнберга оказываютс€ вовлеченными в фашистский спектакль. —лова при этом излишни.

—уществует легенда, что после "“риумфа" –ифеншталь получила приглашени€ работать от —талина и ћуссолини.

Ќапрочь лишенный художественного вкуса √итлер догадалс€, что фильм должен снимать не партийный функционер, а художник. Ёто было первое полнометражное кино о нацистах, первый художественный образ √итлера, предъ€вленный миру. "“риумф" заставил идти за фашистами не один дес€ток тыс€ч человек.

—ейчас "“риумф воли" действует почти так же сильно, как "Ќочь и туман" јлена –ене (1956 год), посв€щенный лагер€м смерти.  адры марширующих нацистов и знамен со свастикой невозможно отделить от нашего знани€ о ¬торой мировой войне и ’олокосте, поэтому не получаетс€ оценивать "“риумф" исключительно в эстетических категори€х. ≈го публичный показ запрещен по сей день.

¬о "¬ласти образов..." Ћени спрашивают: "¬ы, конечно, гордитесь "“риумфом воли", но все-таки, после всего, что вам пришлось пережить..." "√оржусь ли €? - эмоционально реагирует –ифеншталь, - что вы, € жалею, что сн€ла его: если бы € знала, что он мне принесет, то ни за что не стала бы его делать".

¬ то врем€ когда снималс€ фильм, –ифеншталь, как и большинство немцев, верила √итлеру, хот€ и не вступала в его партию.  огда закончилась сама€ страшна€ в мировой истории война, Ћени говорила: "¬ 1934 году никто не мог знать, что из этого выйдет". Ќасчет √итлера заблуждалась не одна Ћени: в 1937 году "“риумф воли" получил во ‘ранции золотую медаль. (Ѕыли, однако, и люди, которые хорошо понимали положение вещей. ¬ 1933 году великому немецкому режиссеру ‘рицу Ћангу, автору национального киноэпоса "Ќибелунги", √еббельс предложил "встать у рул€" немецкого кинематографа; вечером того же дн€ Ћанг покинул √ерманию.)

—ледующий фильм –ифеншталь, посв€щенный берлинским ќлимпийским играм 1936 года, был еще более грандиозным. Ќужно было снимать выступлени€ всех спортсменов, каждый момент сост€заний. ƒо начала съемок она несколько мес€цев учила операторов, дл€ каждого из них были подобраны или изготовлены на заказ камеры и объективы. ѕридумывались немыслимые ракурсы: одну камеру запускали на воздушном шаре, другую - дл€ съемки бегунов - вмонтировали в движущийс€ механизм, третью приспособили дл€ съемки одновременно в воде и над водой, около площадки дл€ прыжков в высоту вырыли €му дл€ оператора. ќтсн€ли 400 километров пленки, один только просмотр материала зан€л два с половиной мес€ца. » оп€ть –ифеншталь сама монтировала фильм - почти два года.

"ќлимпи€" входит в дес€тку лучших фильмов мира. » техника, и способы съемки, опробованные в "ќлимпии", стали классическими и использовались потом неоднократно, но повторить тот успех никому не удалось. ќживающа€ греческа€ стату€, фрагменты марафона, гребли, метани€ €дра цитируютс€ в фильмах, клипах, рекламе - везде. "ќлимпи€" - гимн совершенному человеческому телу. √ерои фильма не только прекрасны, но и эротичны. (Ќедаром –. ¬. ‘асбиндер потом хотел, чтобы Ћени фотографировала дл€ него мускулистых красавцев.)

Ќамерени€ –ифеншталь вновь совпали с направленностью нацистской пропаганды - культом здорового, сильного, преданного вермахту человека. ќднако на этом близкие отношени€ с партийной верхушкой закончились. —вое дело дл€ рейха Ћени сделала, теперь ему требовались обычные поденщики. ќна не вписывалась в систему фашистских идеалов, где культ мужественности был тесно сопр€жен с пренебрежением к женщине. —ловно вопреки этому, –ифеншталь решила сн€ть фильм по "ѕентесилее"  лейста. √орда€ и жестока€ царица амазонок уничтожает всех, кто пытаетс€ ограничить ее свободу, даже своего возлюбленного. ≈ще в начале 20-х годов ћакс –ейнхардт хотел поставить "ѕентесилею", и €рка€ Ћени казалась режиссеру подход€щей дл€ роли безумной амазонки. ѕроект –ифеншталь провалилс€: тоталитарному государству не требовались "проблемные" фильмы, ему нужны были незатейливые комедии и пафосна€ героика.

 ажетс€, лишь в начале 40-х годов Ћени начала понимать, что происходит. ќна заметила желтые звезды на одеждах евреев. ≈е единственного брата ’айнца за антивоенные высказывани€ отправили на русский фронт, где он вскоре погиб. Ћени спешно уехала в »спанию делать второй художественный фильм - "ƒолину", по пьесе каталонского драматурга јнжело √имера и опере д'јльбера. ќна занималась им до самого конца войны, переезжа€ из »спании в јвстрию, оттуда - в ѕрагу и стара€сь как можно меньше времени проводить в √ермании. —овременный критик –оберт фон ƒассановски называет фильм "внутренней эмиграцией" растер€нной –ифеншталь. ќна снимала так, словно ничего не изменилось со времени "√олубого света": ни в ее жизни, ни в кино. ƒаже отказалась от цвета, счита€ черно-белую пленку более выразительной.

 ак и в "√олубом свете", в "ƒолине" можно найти параллели с жизнью –ифеншталь. Ёто истори€ женщины, поверившей лжегерою. ћаркиз заманивает танцовщицу-цыганку ћарту в свой замок, нар€жает в дорогие одежды, обещает беречь, защищать и женитьс€. Ќо оказываетс€ жестоким и коварным негод€ем. –омантичный пастух ѕедро душит подлого узурпатора. ќсвобожденные сел€не ликуют, а ћарта с пастухом уход€т навстречу радуге. –ифеншталь сыграла в фильме главную роль. ¬ 40 лет она по-прежнему была красива и замечательно танцевала.

¬ жизни все было иначе. ¬ жизни пастух-освободитель счел ћарту не наивной жертвой, а подлой предательницей и готов был задушить ее вместе с маркизом.

¬первые Ћени остро почувствовала противоречие между тем, как ощущала себ€ она сама, и тем, как видели ее другие, во врем€ американских гастролей с фильмом "ќлимпи€". ѕока она плыла на пароходе, случилась ночь с 9 на 10 но€бр€ 1938 года, "хрустальна€ ночь" - массовые еврейские погромы по всей √ермании.

 ак только Ћени ступила на берег, посыпались вопросы: что вы думаете о преследовании евреев? ќдобр€ете ли вы разрушение синагог в √ермании? ¬ы тоже антисемитка? "я ничего не знаю, - оправдывалась Ћени, - € не слышала ни о каких погромах, этого не может быть, € вам не верю!" ≈е бойкотировали. ѕеред ее гостиницей проходили антифашистские демонстрации: "Leni go home!" ƒе€тели киноиндустрии отказывались от встреч с ней. Ќе испугалс€ только ”олт ƒисней. ѕравда, потом вы€снилось, что он просто "не знал, в чем дело". Ѕыл устроен один-единственный частный просмотр "ќлимпии". –еакци€ была восторженной, но дл€ проката в —Ўј "ќлимпию" никто не купил. ¬ √ерманию –ифеншталь вернулась в т€желом расположении духа. ¬ јмерику она ехала как режиссер - представл€ть свою картину, а ее встретили как прислужника фашистской идеологии. “ак будет еще не раз.

“ень “ретьего рейха не отпускает Ћени. —пуст€ много лет после войны она увидела в —удане нубийские племена масаки и као. ≈е поразило, что у этих людей было какое-то религиозное отношение к прекрасному телу. 60-летн€€ Ћени прожила восемь мес€цев одна среди масаки, снима€ и фотографиру€. ¬ 1973 году вышел 200-страничный фотоальбом "Ќубийцы. Ћюди словно с другой звезды" (за ним последовал в 1976 году "Ќубийцы као"), имевший неверо€тный успех и вызвавший резкие обвинени€ в нацизме.  то-то даже провел параллель между черными телами и черной эсэсовской формой. —амой талантливой была стать€ —ьюзан «онтаг, где она убедительно доказывает, что негрит€нские фотографии Ћени несут в себе фашистскую тоталитарную идеологию. ѕотому что пропагандируют здоровую плоть, плоть без изъ€нов. ѕотому что мир этих фотографий не подразумевает существовани€ болезни, ущербности, старости. ѕотому что это взгл€д на человека как на объект, с которым можно делать что угодно.

Ћени не понимает, о чем говор€т ее критики: "ƒа, € снимаю красивые тела. ћен€ привлекают эстетические темы, а не отрицательные. ќтрицательное, по-моему, вообще не может вдохновл€ть на творчество". “ем не менее фильмы об јфрике так и не вышли на экран.

Ёто (отчасти умышленное) несовпадение с окружающим миром было всегда. Ќемецкий историк кино Ћотта Ёйснер вспоминала, как Ћени однажды пригласила ее на ланч вместе с √итлером - ее, еврейку, котора€ не скрывала своих левых взгл€дов.

 огда в √ермании пылали костры из запрещенных нацистами книг, Ћени снималась в очередной "сказке дл€ взрослых" - играла в √ренландии отважную пол€рную летчицу. ј по возвращении нашла в почтовом €щике прощальные письма эмигрировавших друзей. “огда она в первый и последний раз пыталась заговорить с √итлером на политические темы, но он резко оборвал ее. — тех пор Ћени почти никогда не высказывала недовольства политикой партии. ƒаже когда громили вырождающеес€ и превозносили здоровое, пон€тное народу искусство. Ћени любила экспрессионизм и видела, что на официальных выставках царит абсолютный кич, но не афишировала несовпадение своих вкусов с государственными.

ќднако ей приходилось сталкиватьс€ с действительностью лоб в лоб. ¬ начале войны Ћени согласилась снимать репортажи о боевых действи€х. ¬ первый же день она стала свидетелем карательной операции в польской деревне  онски и была потр€сена жестокостью солдат. ќна сразу же отказалась от работы военкора.

¬ 1945 году она даже и не подозревала о поражении √ермании, о бомбардировках Ѕерлина, монтировала в своем тирольском домике фильм о романтических пейзажах »спании.  огда –ифеншталь арестовали и обвинили в пособничестве нацизму, она отвечала, что просто снимала документальное кино. “огда во врем€ допроса ей показали другие документальные кадры - из концентрационного лагер€. ѕричем первые лагер€ по€вились в √ермании еще в 1933-м, еще до съемок "“риумфа воли". ≈е наконец заставили узнать, что творитс€ вокруг.

¬ лагер€х дл€ интернированных она провела три года. —уд сн€л с нее обвинение в пропаганде и поддержке фашистского режима. ≈е признали "попутчиком" (Mitlaufer). Ќо больше –ифеншталь не сн€ла ни одного фильма. ¬ 50-е годы у нее было много проектов, с ней соглашались работать јнна ћань€ни, Ѕрижит Ѕардо, ∆ан  окто, ∆ан ћаре, но ни один проект не был доведен до конца. ѕон€в, что —тарый и Ќовый свет ее не принимают, Ћени уехала в јфрику. —нимала в  ении и ”ганде документальный фильм "„ерный груз" о современной работорговле, фотографировала нубийцев. ѕосле непри€ти€ этих работ она ушла еще дальше от людей. ≈е новой страстью стал подводный мир. Ёнерги€ –ифеншталь - притча во €зыцех, в возрасте 70 лет она получила удостоверение аквалангиста (правда, пришлось сказать инструктору, что ей лишь п€тьдес€т). ¬ыпустила новый фотоальбом - " оралловые сады", продолжает ныр€ть в 90 лет, вновь снимает фильм.

¬рем€ от времени ее приглашают читать лекции в киноинституты, награждают на фестивал€х (за "ќлимпию" и "вклад в киноискусство"), проход€т выставки ее фотографий (африканские, подводные, кадры из "ќлимпии"). ≈е выставки и выступлени€ неизбежно вызывают протесты. Ќа всем, св€занном с фамилией –ифеншталь, стоит клеймо "фашистска€ эстетика". "я не понимаю, что такое фашистска€ эстетика", "когда художник творит, он не может думать о политике" - Ћени продолжает оправдыватьс€. Ќе думать о политике можно. “олько иногда така€ позици€ мстит за себ€. ќсобенно талантливому художнику. ƒл€ Ћени –ифеншталь нежелание выбирать стало выбором. Ёто судьба многих, предпочитающих оправдыватьс€ за свою намеренную слепоту, вместо того чтобы прозреть.

велика€ и одинока€
ћарина 02.04.2006 05:04:13
ѕотр€сающе. Ћени - фанатик своего дела, и как любой фанатик, она оказалась слепа. Ћени видела мир таким, каким не может видить простой человек, но она не смогла заметить то, что было очевидным. ј может, просто не хотела видеть!? ќна говорила, что занимаетс€ творческтвом, а не политикой, но на деле оказалось наобарот. Ћени стала еще одной жертвой √итлера.ќна была очень увлеченнлй и, занима€сь любимым делом, она не замечала ничего вокруг. ќт этого и пострадала.30-е годы - триумф, фильмы о великой √ермании великим режиссером. ќна, не замеча€ или не жела€ замечать, проводила отличную пропаганду. „ерез картинку и эмоции она внушала любовь и преданность гитлеровскому делу. ј ведь только тогда пропаганда обречена на успех, когда она внешне не похожа на пропаганду.ќна снимала кино, получалась идеологи€. ѕосле смерти √итлера - трагеди€, провал. Ќа обсуждение вынесено то, что так долго скрывалось. Ћени оп€ть оказалась жертвой. за свою "великость" она поплатилась. Ќо мне кажетс€, что она не пожалела (даже если и говорила наобарот). ќна делала то, что пор€сало и содрагало души людей.ѕросто цель оказалась "не той". —начала она была всем, а потом - ничем. ƒаже люд€м, которые так восхвал€ли ее творчество. Ћени –ифеншталь можно гордитс€ и ее можно обожествл€ть. “акую преданность делу редко встретишь. ≈е можно желеть. —трашно в жизни оказатьс€ такой слепой. —трашно быть великой и одинокой.

ќправдание Ћени
Semen 19.06.2006 05:35:50
«атравили, гады, талантливого человека. ј ведь, спечиально дл€ неЄ по приказу фюрера была создана камера Ariflex, которой снимают и сегодн€. ѕочему камеру на запретили?
∆аль, что еЄ творчество нам не известно. ћне довелось видеь только “риумф воли и ќлимпию. ѕ–≈ “ј—Ќџ≈ ‘»Ћ№ћџ

коментарий к статье
polikrat 26.10.2006 05:52:38
немного интересовалс€ судьбой –ифеншталь. о ней пишут и говор€т очень много лжи, это точно. но данна€ стать€ одна из лучших. информативна€ сдержанна€ и без ложного пафоса. при€тно




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20262
јлла Ћарионова
—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:8370
—инди  роуфорд
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:12117
 арл Ћагерфельд

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru