Людибиографии, истории, факты, фотографии

Глеб Панфилов

   /   

Gleb Panfilov

   /
             
Фотография Глеб Панфилов (photo Gleb Panfilov)
   

День рождения: 21.05.1934 года
Место рождения: Магнитогорск, СССР
Возраст: 86 лет

Гражданство: Россия
Соцсети:


Жизнь прекрасна!

Режиссер

Фильм о венценосных Романовых стал гимном семье и, прежде всего, – своей собственной. Потом увлекла работа над «В круге первом» по роману Александра Солженицына. Потому что это тоже – история личности и история семьи. Две главных темы в творчестве известного кинорежиссера Глеба ПАНФИЛОВА. Его волнует не политика, а психологическое состояние человека в определенном месте в определенный момент времени.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

25.04.2009

Глеб Панфилов, «технарь» по профессии, пришедший в кино с завода, стал выдающимся кинорежиссером. На XXII Московском международном кинофестивале ему вручили один из самых престижных призов – «За вклад в мировое киноискусство».

Глеб Панфилов фотография
Глеб Панфилов фотография

Глеб Анатольевич, фильм о царской семье вынашивался очень долго и снимался десять лет. Значит, это ваша давняя боль, ТЕМА. Скажите, каким вы видите путь развития России, как оцениваете наше время?

Реклама:

-Трудное время. Но его нужно пережить. Я считаю, что путь России – это конституционная монархия. К этому мы шли. И эволюционный процесс был искусственно прерван в семнадцатом году. Сейчас возвращаться назад бессмысленно. Приходится все начинать сначала. А это всегда нелегко. Отсюда много проблем. Но другого пути нет. Надо сделать страну богатой. Надо терпеть, работать, верить. Возможно, все вернется на круги своя. Должен заметить, Россия всегда тяготела и тяготеет к сильной личности, и от лидера многое зависит.

Иван Грозный и Петр I были сильными личностями, хотя и утопили Россию в крови. Николай II вошел в историю как мученик.

-Я не политик, а художник. И не ставил перед собой цели представить последнего русского царя как политика. В фильме речь идет о семье. Все знают, что стало с царской семьей, но не знают, какой она была. А мне хотелось это показать – через личность, характер каждого, через их взаимоотношения. Как они переживали тяжелое время и как держались вместе. Николай и Александра очень любили друг друга. И царь в заключении, в Екатеринбурге, признался супруге, что только теперь понял, как сильно любит ее. Все остальное – корона, власть – ничто в сравнении с этим чувством. Ему предназначалась роль диктатора, а по характеру он диктатором не был. Не умел действовать в критической ситуации быстро и жестко. Из-за его мягкости произошла жестокая трагедия в 1905-ом году. Нужно было изолировать Гапона, упредить шествие с ультиматумом, потому что это была настоящая провокация.

Но как вы относитесь к факту переписки императрицы и Распутина? Об этом много говорят. Письма приобрел Ростропович… Вы идеализируете императорскую семью, а такой ли она была на самом деле?

-Это все дешевые интриги. Я уверен, что письма – фальшивка. Мне дает право делать такой вывод моя многолетняя работа над этой темой. Наверное, я с детства подсознательно вынашивал этот фильм. С царской семьей связаны мои детские впечатления. Бабушка показала дом, где расстреляли венценосных Романовых. Меня это жутко поразило, застряло во мне как заноза.

Это впечатление и стало первым душевным резонансом, с которого вы начались как художник?

Лучшие дня

Ирина Мирошниченко. Биография
Посетило:33048
Ирина Мирошниченко
Кудесник из Кургана
Посетило:8108
Гавриил Илизаров
Дженнифер Лопес – звезда из Бронкса
Посетило:3159
Дженнифер Лопес

-Не совсем так. Я закончил школу в 52-ом, поступил в Уральский политехнический. Собирался заниматься делом, которое привлекает и поныне. Получил специальность химик-технолог. Конечно, любил кино, театр, литературу, как все нормальные люди. Но к художественному творчеству себя не готовил.

Неожиданно все изменилось. Я работал тогда на пенициллиновом заводе начальником смены. Пошел однажды в кинотеатр на калатозовские «Летят журавли». Этот «культпоход» и перевернул всю мою жизнь. Картина потрясла! Возникло неодолимое желание снимать кино, серьезно заниматься этим делом. Потом понял, что всегда подспудно мечтал об этом. Поговорил с друзьями, увлек их. Мы организовали маленькую киностудию, написали сценарий. Сняли игровой фильм в двух частях «Нейлоновая курточка». Лирическая история о девушке-студентке. Потом сняли фильм о народных дружинниках. Его показывали по всей стране. Меня это окрылило, и я поступил на заочное отделение операторского факультета. На очном учиться не было возможности - уже обзавелся семьей, родился сын. Требовалось зарабатывать деньги.

Вскоре в Москве открылись Высшие режиссерские курсы, куда меня приняли после экзаменов. Стипендия была большая, чуть ли не равная моей зарплате. Поэтому материальные проблемы сами собой разрешились. Закончив курсы, снял на «Ленфильме» свою первую профессиональную картину «В огне брода нет». Так «родился» кинорежиссер Панфилов.

Где вы «откопали» историю о Тане Тёткиной, чем она вас увлекла?

-Я искал тему для дипломной работы. В старом журнале «Красная Новь» за 36-ой год наткнулся на небольшой рассказ Евгения Габриловича «Случай на фронте». Какая девочка, какой характер – неожиданный, парадоксальный! Позвонил писателю и попросил написать сценарий. Габрилович заартачился. Но, в конце концов, согласился на вариант – писать сценарий должен я. Если получится, он готов стать соавтором. Не получится – никаких обид. Я начал писать и через сорок три дня сценарий был готов.

Меня всегда волновали, интересовали такие люди как Таня Тёткина. Фильм оказался во многом судьбоносным. Мы встретились с Инной Чуриковой. Я нашел ту исполнительницу, которая была абсолютно адекватна героине.

Как это произошло?

-Я работал в Свердловске над сценарием и уже приглядывался, искал актрису на главную роль. Видел ее так ясно, что даже нарисовал. И вот однажды включил телевизор, и вдруг на экране появилось лицо девочки, танцующей с молодым человеком. Да вот же она, Таня Тёткина! Передача кончилась, титров не было. Так и остался с этим впечатлением. Я в Свердловске, а передача из Москвы. Потом, чуть позже, дал друзьям в Ленинграде и Москве фотографии со своего рисунка и попросил поискать. Параллельно подбирал других исполнителей. Пригласил Ролана Быкова на роль комиссара. Он был занят своим «Айболитом» и отказался. Но сценарий ему очень понравился и он заявил, что знает актрису, которая сыграет Таню Тёткину: это Лидия Чурикова из Московского ТЮЗа. Я немедленно отправил туда своего ассистента. Тот привез не Лидию, а Инну Чурикову. Помню как сейчас этот момент: захожу, сидит девушка, поворачивает голову – она! То самое лицо, из телевизора! Вот так мы встретились с Инночкой… Это был подарок небес.

Не все воспринимали тогда Инну Чурикову как перспективную актрису. Многие говорили о ее необычной, не «киношной» внешности. Почему вы так безоговорочно поверили в нее?

-Поразили, прежде всего, глаза, их выражение. То, что глаза зеркало души, - правда. Я сразу почувствовал ее индивидуальность, талант. А потом все это подтвердилось и умножилось. Конечно, Инна менялась. В этом есть и моя заслуга. В фильмах «Морозко» и «В огне брода нет» совершенно разные Чуриковы. А в «Вассе» - это уже большой зрелый мастер. Актера нужно очень любить. Думаю, что моя любовь помогала Инне. Поначалу действительно приходилось ее отстаивать, доказывать, спорить. Особенно много «крови» нам это стоило, когда готовились снимать фильм о Жанне д’Арк. Это был мой любимый проект, самая большая мечта.

Почему же она так и не реализовалась?

-Денег не дали. Видимо, по идеологическим причинам. Ну почему Жанна д’Арк, а не Зоя Космодемьянская? Почему Франция, а не Россия? Художнику трудно ответить на эти вопросы. Образ Жанны всегда меня волновал своей мощью, одухотворенностью. У нее была большая идея – сделать свою страну свободной. И она осуществила ее - это феноменально. Она волновала и волнует меня как личность.

Я убежден, что какова бы ни была у человека профессия, жизнь его плодотворна лишь тогда, если освещена большой идеей. Вот об этом я страстно мечтал сделать картину. Мне поставили условие – прежде снять фильм на современную тему. Я снял «Прошу слова». После этого мне предложили определенную сумму – бери и ставь на здоровье. Это было примерно как у Сталина с дочерью, когда он дал Светлане десять рублей и сказал, чтобы ни в чем себе не отказывала. То есть, в моей ситуации это была просто форма отказа. Вели переговоры с французскими продюсерами. Но они тоже зашли в тупик. Французы хотели видеть в главной роли либо Катрин Денев, либо Ванессу Редгрейв. А я не представлял себе фильма без Инны Чуриковой. Так что не удалось… Это для нас по сей день большое переживание.

Столкновение незаурядной личности с повседневностью, поиски своего пути - это первый этап вашего творчества. Второй, к которому вы пришли сейчас, – тема семьи как частицы большого общества.

-Семья для меня – все. Мы писали сценарий вместе с Инной и сыном Иваном. Над декорациями работал старший сын. Так что это семейный фильм, что сказалось на его стиле. Мы имели возможность провести глубокий анализ взаимоотношений в императорской семье как бы изнутри. В молодости ставишь на первое место творческую самореализацию, работу, стараешься добиться успеха, славы. А потом, когда становишься старше, вдруг понимаешь, что все это второстепенно, а самое главное - семья, дом, дети. Правда, дети хотят, чтобы родители работали, были сильными, добивались успеха. Им слабые родители не нравятся. Это я тоже понял. И это подталкивает, мобилизует.

Есть ли у вашей семьи традиции?

-Старший сын Анатолий - я поддерживаю отношения с первой семьей - талантливый художник. Иван, младший - юрист-международник. Корни Инночки – в Рязани. Ее мама, доктор биологических наук, сейчас живет в Москве. Но она человек очень независимый, хотя и любит, когда мы собираемся вместе. Готовим сюрпризы к дням рождения друг друга. На столе у нас обычно в такие дни фирменные уральские пельмени и пироги. Когда-то я научил Инну все это готовить. Вместе посещаем родные места. Я 28 лет прожил в Екатеринбурге, здесь мои корни. Бываем и на Рязанщине. Отдыхать тоже предпочитаем вместе. Любимые места – подмосковные Гжель и Икша.

Какой будет ваша следующая картина?

-Прислушиваюсь к себе. И думаю, что вот-вот явится на свет новая ТЕМА… Может быть, это будет фильм о том, как в большой бесхозной стране, где нужно прежде всего наладить экономику, люди занимаются политикой. Решают глобальные проблемы, забыв о том, что необходимо вовремя заменить электропроводку. Представьте, человек находится на отдыхе, наслаждается тишиной, пением птичек и вдруг этот благостный покой разрушает жестокая реальность. Вот вам и сюжет! Это не будет черный фильм. Все равно жизнь прекрасна. И в войну люди любили, женились, рожали детей.

Когда вам легче было работать – раньше или сейчас? Не кажется ли вам, что в советское время проблем было меньше? Можно было целиком отдавать себя творчеству и не думать о реализации фильма, об этом заботилась хорошо отлаженная система проката.

-Сегодня у нас реальные трудности, а раньше были искусственные. Все идеологические замечания - искусственные. Сейчас главная трудность – деньги достать. У меня есть идеи, но я знаю - прежде нужно реализовать картину, вернуть кредиты. Только потом уже думать о новых фильмах.

Вы живете в Москве уже много лет. Что вас в столице вдохновляет, что – угнетает?

-Я живу на Воробьевых горах, и очень люблю этот кусочек Москвы. Здесь много зелени, хорошей архитектуры. Пешком хожу до «Мосфильма», иду вдоль старых липовых аллей. Очень люблю бульварные кольца, где так гармонично сочетаются старинные особнячки и уютные скверы. Мне нравится, что Москва хорошеет и богатеет. Очень много качественных построек – на века. Старые здания, храмы реставрируют, и это очень радует. Москва просто воскресает, возрождается на глазах.

А раздражает то, что плохо убирают улицы. Зима в Москве – обычно самое сложное время. То снегопад, то оттепель, и у нас есть городские службы, которые обязаны делать свое дело как положено. Почему я или другие граждане должны испытывать дискомфорт из-за лености или недобросовестности определенных людей? Но это все мелочи. А в основном – жизнь прекрасна!..




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Джош Холлоуэй. Биография
Посетило:5692
Джош Холлоуэй
Галина Прозуменщикова. Биография
Посетило:12925
Галина Прозуменщикова
Джош Хартнетт: Симпатичный, сексуальный, скромный
Посетило:9086
Джош Хартнетт

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history